Нетрадиционные методы в коррекционной работе психолога с дошкольниками

Нетрадиционные методы в коррекционной работе психолога с дошкольниками

docx
20.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Сообщение.docx

Сообщение на тему: «Нетрадиционные методы

в коррекционной работе психолога с дошкольниками»

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

/ В.А. Сухомлинский /

 

Способности, психологические навыки, психические новообразования не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми, и эта среда и система отношений формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность. Исходя из этого, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у ребенка тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными.

Между тем, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка, начиная с дошкольного возраста, – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали мало общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Современная психологическая наука предлагает дошкольному психологу разнообразные методические и содержательные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. Развития требуют: интеллектуальная сфера, внимание, память, воображение, поведенческие аспекты, личностные, эмоциональные проблемы и т.д.

В основе формирования и развития психики ребенка лежат разнообразная деятельность и взаимодействие с внешним миром. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальности. Для дошкольников консультации бессмысленны, работа с ними ведется в игровой форме.

Поэтому, в дополнении к традиционным методам воздействия можно использовать нетрадиционные методы развивающей работы: элементы арт-терапии, кинезиологии, хромотерапии, пескотерапии и другие. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Работа с ребенком при нетрадиционных методах коррекции становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и эмоционально насыщенными, содействуют созданию условий для всестороннего гармоничного развития. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию  уверенности» их в своих силах.  

На  данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом - психологом. Однако учитывая, что большинство методик носят терапевтический характер, надо помнить, что психолог дошкольного учреждения не является терапевтом и потому  в своей коррекционно-развивающей работе с детьми может использовать только элементы предлагаемых нетрадиционных практик.

         В последнее время все чаще психологами системы дошкольного образования стали использоваться такие методы, как  Арт-терапия –  метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что она позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт. Дети в большинстве случаев затрудняются в словесном выражении своих проблем. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии.  

Современная Арт-терапия включает в себя следующие направления: 

изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.; 

имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию. Включает в себя также: сказкотерапию — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;  куклотерапию – воздействие посредством использования кукол, в том числе и театральных;

музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки; 

кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию и т.д. 

         Изотерапия. Ребенок активно познает мир и наиболее яркие возможности для его самовыражения представляет изобразительное творчество. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

         Наиболее часто психологами дошкольных учреждений в коррекционной работе используется сказкотерапия, которая является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и  впитывало  их. Именно  поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Преимущество сказок для развития личности ребенка заключается в:

¾   отсутствии в сказках дидактики, нравоучений;

¾   отсутствии четких персонификаций (собирательный образ главного героя);

¾   образность и метафоричность языка;

¾   психологическая защищенность (хороший конец);

¾   наличие тайны и волшебства;

¾   психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

¾   символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

¾   принятие в символической форме своей физической активности.

         Основными задачами куклотерапии является: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Для многих детей куклы становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры.

         Задачи, решаемые с помощью разных видов кукол:

¾   Перчаточные куклы развивают самоконтроль, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, речь.

¾   Куклы настольного театра способствуют профилактике и коррекции страхов, развитию семейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей),

¾   развитию выразительности и четкости речи.

¾   Куклы - марионетки развивают креативность, грубую и мелкую моторику, снимают психо-эмоциональное напряжение, развивают коммуникативные навыки, развивают пространственную ориентацию и активизируют личностные ресурсы, а также способствуют повышению самооценки и способности преодолевать трудности.

¾   Варежковые куклы развивают фантазию и творческое воображение, импровизацию,
способствуют развитию эмоциональной сферы, выразительности и четкости речи.

         Музыкотерапию называют лекарством, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

         Кинезиологические упражнения  – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

         Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга. 
Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Развивающая кинезиологическая методика оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, корректировку обучения, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников.

         Одной из разновидностей кинезиологии является американская гимнастика мозга Брейн Джим, движения которой дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

         Одной из нетрадиционных коррекционно – развивающих методик является       Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В работе с детьми старшего дошкольного возраста применение элементов Су-Джок терапии наиболее эффективно в речевом развитии дошкольников, в коррекции агрессивного поведения и гиперактивности, а также способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

          Наряду с изотерапией в работе с дошкольниками эффективно используется хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета, их благотворное  или отрицательное воздействие на ребенка,  ведь  для  человека  зрение  является самым важным из всех видов чувств. Необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания не только в коррекционно-развивающей работе, но и в образовательно-воспитательном процессе.

         Сегодня в практике работы с дошкольниками все чаще используются элементы песочной терапии.      

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

         Взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, стабилизирует психологическое состояние, и это делает песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

         Эффективным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей является игротерапия, в основу которой положена игра. Игра является основной развивающей, творческой и познавательной по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка. 

          Таким образом, на сегодняшний день существует большое количество как традиционных, так и новых методов, элементы которых можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Выбор методов и их сочетание зависят от опыта и мастерства психолога, но они должны, прежде всего,  опираться на результаты диагностики,  обязательно учитывать задачи, которые решает выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть достаточное количество), время, необходимое для проведения занятия.

Кроме того, так как ведущими факторами развития детей в этом возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, хорошо было бы использовать предложенные методы, «упаковывая» их в игровой контекст. И активно привлекая к корекционно-развивающей работе с использованием нетрадиционных методов как педагогов дошкольного учреждения,  так и родителей воспитанников.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)