Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Оценка 4.6

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
14.06.2017
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Проблема физического воспи¬тания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоро-вительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не решаются совмест¬но с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослого сообщества (дети – родители - педагоги). Дошкольный возраст - ре¬шающий этап в формировании фундамента физического и пси¬хического здоровья. До 7 лет че¬ловек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов и становление функци¬ональных систем организма, складываются характер, отноше¬ние к себе и окружающим. У де¬тей необходимо формировать определённую базу знаний и практических навыков здорово¬го образа жизни, осознанные по¬ по¬требности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, проблемы со скоростью, ловкостью, координацией движений. Одна из причин таких результатов - неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья общественность. Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества и взаимодействия. В толковом словаре «русского языка» под ред. С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам. В «толковом словаре русского языка» взаимодействие определяется как: 1) взаимная связь; 2) взаимная поддержка. О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знани¬ях, опору на имеющийся поло¬жительный опыт семейного вос¬питания, личную заинтересован¬ность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздо¬ровительная деятельность детей и родителей, если взрослые лич¬ным примером будут подкреп¬лять осознанное желание ребёнка быть здоровым. Перейти к новым формам отношений родителей и педа¬гогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой систе¬мой. «Открытость детского сада» - это вовлечение роди¬телей в его образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообра¬зить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный про¬цесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учат¬ся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так мно¬го знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физичес¬кого развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разносторон¬нее педагогическое просвеще¬ние семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении прак¬тических навыков, а также в рас¬пространении положительного опыта семейного воспитания детей. Были выделены общепедаго¬гические и специфические ус¬ловия взаимодействия инструк¬тора по физкультуре с родите¬лями по вопросам физического воспитания и укрепления здо¬ровья детей:  взаимное доверие и уважение между педагогом и родителя¬ми;  соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;  учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготов¬ленности в вопросах физичес¬кого воспитания;  сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со все¬ми родителями группы;  взаимосвязь разных форм ра¬боты;  одновременное влияние на родителей и детей;  обеспечение в работе с роди¬телями определённой после¬довательности, системы. В основу организации совме¬стной деятельности инструктора по физкультуре и родителей легли следующие принципы.  Единства целей и задач физического воспитания и ук¬репления здоровья ребёнка в ДОУ и семье. Включает коорди¬нацию усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.  Систематичности и последовательности.  Партнёрства, взаимопонимания и доверия, включает совместные действия, направленные на физическое воспитание и укрепление здоровья ребёнка (формирование отношения к родителям как к равноправным партнёрам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).  Согласованности действий. Устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.  Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье на основе учёта их интересов и способностей. Цель педагогической деятельности - поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности. Были определены следующие задачи:  внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;  обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;  повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;  оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;  расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре и родителями. Мы организовали работу в несколько этапов. 1. Организационно подготовительный Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка. 2. Мотивационно-ориентировочный Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела, проявление творческих способностей, реализация собственных идей каждым родителем; создание условий для полноценного общения, обмена мнениями, опытом семейного физического воспитания. 3. Просветительский Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения и укрепления здоровья, физического воспитания, пропаганда семейных ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом образе жизни. 4. Деятельностный Цель: внедрение активных форм участия родителей в физическом воспитании детей, повышение роли родителей в оздоровлении детей, пропаганде здорового образа жизни, распространении опыта семейного воспитания. Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В. Кротовой. Планируя ту или иную деятельность, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, и старались найти оригинальные, востребованные, интерактивные формы взаимодействия. В работе с родителями выделяют традиционные и нетрадиционные формы. К традиционным относят:  коллективные (родительские собрания, групповые консультации, конференции);  индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);  наглядно-информационные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей); В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Информационно-аналитические формы (анкетирование, опрос, тест) направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение информации о физкультурно - оздоровительной работе в семье, ребёнке, его взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование позволяет собрать мнения и пожелания о своей работе, анализировать её качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей. Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта», «Телефон доверия»: родители обращаются за помощью к инструктору по физкультуре с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями. «Виртуальная приёмная» предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей. Общение с родителями в этом случае опосредованное. Наглядно-информационные формы условно разделены на две группы:  информационно-ознакомительная  информационно-просветительская. Задачей первой - ознакомление родителей с ДУ, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске, видеоролики, фоторепортажи «Хороши спортсмены малыши» - фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников. Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями. Информационно - просветительская работа направлена на обогащение знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание родителей, поэтому педагогу необходимо приложить не мало усилий, чтобы добиться этого. Значительным подспорьем в работе стала мини - библиотека специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья. Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и приёмами воспитания, формирование у родителей практических навыков физического воспитания. Основная роль принадлежит собраниям, консультациям в нетрадиционной форме. Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ - организация семейного клуба. Вот уже несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику выбираем с учётом родительских пожеланий и запросов, руководствуясь результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, учителя-логопеды, психолог. Для решения проблемы оздоровления детей нужно установить доверительно - деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям - пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними занимаются папа и мама. Для обратной связи с семьёй мы решили воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий - приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду. В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для детей и родителей и экскурсии. Таким образом, применение в работе ДОУ различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффектив¬ность деятельности по оздоров¬лению детей и сформировать устойчивые стереотипы здоро¬вого образа жизни в своей се¬мье. Литература 1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993. 2. Антонова А. Совместная рабо¬та детского сада и семьи по физи¬ческому воспитанию // Дошколь¬ное воспитание. 1986. № 4. 3. Бочарова Н.И. Оздоровитель¬ный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2004. 4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005. 5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных уч¬реждений. М., 2002. 6. Евдокимова Е. С. Педагогичес¬кая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008. 7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Об¬щение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М, 2009. 8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. 9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4. 10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001. 11. Маханева МД. Воспитание здо¬рового ребёнка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000. 12. Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006. 13. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. 14. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Со¬колова И.Ю. Здоровьесберегающее технологии в образователь¬но - воспитательном процессе. М., 2003. Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями Формы работы Цель Виды Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов Наглядно-информационные: -информационно-ознакомительные; -информационно-просветительские; Ознакомлением с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание практической помощи семье. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов по физкультурно-оздоровительной работе в семье, странички сайта, видеотека, аудиотека; фотовыставки, выставки детских работ Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей Семинары - практикумы, педагогический брифинг, семейный клуб, родительские конференции, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционные формы с элементами практикума, вечера вопросов и ответов, устные педагогические журналы, организация совместных физкультурных занятий, игры с педагогическим содержанием, библиотека игр для родителей, домашние задания. Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участия родителей и детей в акциях, экскурсиях.Проблема физического воспи¬тания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоро¬вительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не решаются совмест¬но с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослого сообщества (дети – родители - педагоги). Дошкольный возраст - ре¬шающий этап в формировании фундамента физического и пси¬хического здоровья. До 7 лет че¬ловек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов и становление функци¬ональных систем организма, складываются характер, отноше¬ние к себе и окружающим. У де¬тей необходимо формировать определённую базу знаний и практических навыков здорово¬го образа жизни, осознанные по¬ по¬требности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, проблемы со скоростью, ловкостью, координацией движений. Одна из причин таких результатов - неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья общественность. Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества и взаимодействия. В толковом словаре «русского языка» под ред. С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам. В «толковом словаре русского языка» взаимодействие определяется как: 1) взаимная связь; 2) взаимная поддержка. О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знани-ях, опору на имеющийся поло¬жительный опыт семейного вос¬питания, личную заинтересован¬ность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздо¬ровительная деятельность детей и родителей, если взрослые лич¬ным примером будут подкреп¬лять осознанное желание ребёнка быть здоровым. Перейти к новым формам отношений родителей и педа¬гогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой систе¬мой. «Открытость детского сада» - это вовлечение роди¬телей в его образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообра¬зить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный про¬цесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учат¬ся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так мно¬го знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физичес¬кого развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разносторон¬нее педагогическое просвеще-ние семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении прак¬тических навыков, а также в рас¬пространении положительного опыта семейного воспитания детей. Были выделены общепедаго¬гические и специфические ус¬ловия взаимодействия инструк¬тора по физкультуре с родите¬лями по вопросам физического воспитания и укрепления здо¬ровья детей:  взаимное доверие и уважение между педагогом и родителя¬ми;  соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;  учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготов¬ленности в вопросах физичес¬кого воспитания;  сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со все¬ми родителями группы;  взаимосвязь разных форм ра¬боты;  одновременное влияние на родителей и детей;  обеспечение в работе с роди¬телями определённой после-довательности, системы. В основу организации совме¬стной деятельности инструктора по физкультуре и родителей легли следующие принципы.  Единства целей и задач физического воспитания и ук¬репления здоровья ребёнка в ДОУ и семье. Включает коорди¬нацию усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.  Систематичности и последовательности.  Партнёрства, взаимопонимания и доверия, включает совместные действия, направленные на физическое воспитание и укрепление здоровья ребёнка (формирование отношения к родителям как к равноправным партнёрам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).  Согласованности действий. Устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.  Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье на основе учёта их интересов и способностей. Цель педагогической деятельности - поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности. Были определены следующие задачи:  внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;  обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;  повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;  оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;  расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре и родителями. Мы организовали работу в несколько этапов. 1. Организационно подготовительный Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка. 2. Мотивационно-ориентировочный Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела, проявление творческих способностей, реализация собственных идей каждым родителем; создание условий для полноценного общения, обмена мнениями, опытом семейного физического воспитания. 3. Просветительский Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения и укрепления здоровья, физического воспитания, пропаганда семейных ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом образе жизни. 4. Деятельностный Цель: внедрение активных форм участия родителей в физическом воспитании детей, повышение роли родителей в оздоровлении детей, пропаганде здорового образа жизни, распространении опыта семейного воспитания. Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В. Кротовой. Планируя ту или иную деятельность, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, и старались найти оригинальные, востребованные, интерактивные формы взаимодействия. В работе с родителями выделяют традиционные и нетрадиционные формы. К традиционным относят:  коллективные (родительские собрания, групповые консультации, конференции);  индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);  наглядно-информационные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей); В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Информационно-аналитические формы (анкетирование, опрос, тест) направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение информации о физкультурно - оздоровительной работе в семье, ребёнке, его взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование позволяет собрать мнения и пожелания о своей работе, анализировать её качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей. Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта», «Телефон доверия»: родители обращаются за помощью к инструктору по физкультуре с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями. «Виртуальная приёмная» предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей. Общение с родителями в этом случае опосредованное. Наглядно-информационные формы условно разделены на две группы:  информационно-ознакомительная  информационно-просветительская. Задачей первой - ознакомление родителей с ДУ, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске, видеоролики, фоторепортажи «Хороши спортсмены малыши» - фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников. Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями. Информационно - просветительская работа направлена на обогащение знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание родителей, поэтому педагогу необходимо приложить не мало усилий, чтобы добиться этого. Значительным подспорьем в работе стала мини - библиотека специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья. Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и приёмами воспитания, формирование у родителей практических навыков физического воспитания. Основная роль принадлежит собраниям, консультациям в нетрадиционной форме. Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ - организация семейного клуба. Вот уже несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику выбираем с учётом родительских пожеланий и запросов, руководствуясь результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, учителя-логопеды, психолог. Для решения проблемы оздоровления детей нужно установить доверительно - деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям - пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними занимаются папа и мама. Для обратной связи с семьёй мы решили воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий - приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду. В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для детей и родителей и экскурсии. Таким образом, применение в работе ДОУ различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффектив¬ность деятельности по оздоров¬лению детей и сформировать устойчивые стереотипы здоро¬вого образа жизни в своей се¬мье. Литература 1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993. 2. Антонова А. Совместная рабо¬та детского сада и семьи по физи-ческому воспитанию // Дошколь¬ное воспитание. 1986. № 4. 3. Бочарова Н.И. Оздоровитель¬ный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2004. 4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005. 5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных уч¬реждений. М., 2002. 6. Евдокимова Е. С. Педагогичес¬кая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008. 7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Об¬щение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М, 2009. 8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. 9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4. 10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001. 11. Маханева МД. Воспитание здо¬рового ребёнка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000. 12. Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006. 13. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. 14. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Со¬колова И.Ю. Здоровьесберегающее технологии в образователь¬но - воспитательном процессе. М., 2003. Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями Формы работы Цель Виды Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов Наглядно-информационные: -информационно-ознакомительные; -информационно-просветительские; Ознакомлением с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание практической помощи семье. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов по физкультурно-оздоровительной работе в семье, странички сайта, видеотека, аудиотека; фотовыставки, выставки детских работ Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей Семинары - практикумы, педагогический брифинг, семейный клуб, родительские конференции, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционные формы с элементами практикума, вечера вопросов и ответов, устные педагогические журналы, организация совместных физкультурных занятий, игры с педагогическим содержанием, библиотека игр для родителей, домашние задания. Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участия родителей и детей в акциях, экскурсиях.
взаимодействие 2.docx
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями       Проблема физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно ­ оздоро­ вительная   программа   не  даёт   полноценных   результатов,   если   её  задачи   не решаются  совместно  с семьёй,  если  в дошкольном   учреждении  не  создано детско­взрослого сообщества (дети – родители ­ педагоги).             Дошкольный  возраст  ­ решающий этап  в  формировании  фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов и   становление   функциональных   систем   организма,  складываются   характер, отношение   к   себе   и   окружающим.   У   детей   необходимо   формировать определённую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанные   по  потребности   в   систематических   занятиях   физической культурой и спортом.            Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в физическом   развитии:   нарушение   осанки,   излишний   вес,   проблемы   со скоростью,   ловкостью,   координацией   движений.   Одна   из   причин   таких результатов   ­   неосведомлённость   родителей   в   вопросах   физического воспитания детей.       Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка ­ источник общественного   опыта   и   развивающая   среда.  Здесь   он   находит   пример   для подражания,   происходит   его   социальная   адаптация.   То,   что   ребёнок приобретает в   детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если   мы   хотим   вырастить   нравственно   здоровое   поколение,   то   должны решать эту проблему «всем  миром»: детский сад, семья общественность.        Дошкольная организация и семья ­ две основные социальные структуры, определяющие   уровень   здоровья   ребёнка.   Их   воспитательные   функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и отношений   семьи   и   дошкольного   учреждения   —   сотрудничества     и взаимодействия.             В   толковом   словаре   «русского   языка»  под   ред.  С.И.   Ожегова   дано определение   понятию   «сотрудничать»:   работать,   действовать   вместе, принимать участие в общем деле.       Сотрудничество ­ это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог,   развивающий   участников.   Овладевать   искусством   вести   диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам. В «толковом словаре  русского языка» взаимодействие определяется как: 1) взаимная связь;  2) взаимная поддержка.        О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знаниях, опору на имеющийся   положительный   опыт   семейного   воспитания,   личную заинтересованность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно ­ оздоровительная деятельность детей и родителей, если   взрослые   личным   примером   будут   подкреплять   осознанное   желание ребёнка быть здоровым.       Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках   закрытого   детского   сада:   он   должен   стать   открытой   системой. «Открытость   детского   сада»   ­   это   вовлечение   родителей   в   его образовательный   процесс.   Родители,   члены   семьи   могут   значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный процесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего ­ дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учатся с уважением, любовью   и   гордостью   смотреть   на   своих   пап,   мам,   бабушек,   дедушек, которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые.            Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое,   разностороннее   педагогическое   просвещение   семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических   навыков,   а   также   в   распространении   положительного   опыта семейного воспитания детей.           Были   выделены   общепедагогические   и   специфические  условия   взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями  по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:  взаимное доверие и уважение между педагогом и родителями;  соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;  учёт   своеобразия   условий   жизни   каждой   семьи,   возраста   родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;  сочетание   индивидуального   подхода   к   каждой   семье   с   организацией работы со всеми родителями группы;  взаимосвязь разных форм работы;  одновременное влияние на родителей и детей;  обеспечение в работе с родителями определённой последовательности, системы. В   основу   организации   совместной   деятельности   инструктора   по   физкультуре и родителей легли следующие принципы.  Единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья ребёнка в ДОУ  и семье.  Включает  координацию  усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием,   методами   и   приёмами  физкультурно­оздоровительной работы   в   ДОУ   и   изучение   педагогами   успешного   опыта   семейного воспитания.  Систематичности и последовательности.  Партнёрства,   взаимопонимания   и   доверия,   включает   совместные действия,   направленные   на   физическое   воспитание   и   укрепление здоровья   ребёнка   (формирование   отношения   к   родителям   как   к равноправным   партнёрам   в  физкультурно­оздоровительном   процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).  Согласованности   действий.   Устанавливает  единые   требования   к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.  Преемственности   и    индивидуального   подхода   к  каждому   ребёнку  и семье на основе учёта их интересов и способностей.             Цель  педагогической   деятельности   ­   поиск  и   разработка   новых, современных   форм   сотрудничества   инструктора   по   физкультуре   с родителями   как  условия   позитивного   физического   развития  ребёнка   и формирования родительской компетентности.       Были определены следующие задачи:  внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно­оздоровительной   работы   с   участием   детей   и   их родителей;  обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с   целью   сохранения   его   здоровья   и   создания   в   семье   здорового нравственно­психологического климата;  повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;  оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;  расширить   спектр   средств   и   способов   работы   с   родителями, стимулировать   их,   как   участников   единого   образовательного пространства,   к   поиску   оптимального   стиля   взаимодействия, способствовать   укреплению   доверительных   отношений   между инструктором по физической культуре  и родителями.       Мы организовали работу в несколько этапов. 1. Организационно подготовительный       Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре и   родителей   в   физическом   воспитании   детей,   привлечение   их   к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка. 2. Мотивационно­ориентировочный       Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела,   проявление   творческих   способностей,   реализация   собственных   идей каждым   родителем;   создание   условий   для   полноценного   общения,   обмена мнениями, опытом семейного физического воспитания. 3. Просветительский           Цель:  педагогическое   просвещение   родителей,   повышение   их педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения и   укрепления   здоровья,   физического   воспитания,   пропаганда   семейных ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом образе жизни. 4. Деятельностный            Цель:    внедрение   активных   форм  участия  родителей  в  физическом воспитании   детей,   повышение   роли   родителей   в   оздоровлении   детей, пропаганде   здорового   образа   жизни,   распространении   опыта   семейного воспитания.       Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В. Кротовой.   Планируя   ту   или   иную   деятельность,   мы   исходили   из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и   сотрудничеству,   и   старались   найти   оригинальные,   востребованные, интерактивные   формы   взаимодействия.   В   работе   с   родителями   выделяют традиционные и нетрадиционные формы.  К традиционным относят:  коллективные   (родительские   собрания,   групповые   консультации, конференции);  индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);  наглядно­информационные   (папки­передвижки,   стенды,   ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей);       В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. опрос, Информационно­аналитические   формы   (анкетирование,   тест) направлены   на   выявление   интересов,   запросов   родителей,   установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение информации о физкультурно ­ оздоровительной работе в семье, ребёнке, его взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование позволяет   собрать   мнения   и   пожелания   о   своей   работе,   анализировать   её качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей.            Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская   почта»,   «Телефон   доверия»:   родители   обращаются   за помощью   к   инструктору   по   физкультуре   с   интересующими   их   вопросами, делятся   мыслями,   идеями   и   предложениями.   «Виртуальная   приёмная» предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с родителями   наиболее   приемлемыми   являются   наглядно­информационные формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей. Общение с родителями в этом случае опосредованное. Наглядно­информационные формы условно разделены на две группы:  информационно­ознакомительная  информационно­просветительская.            Задачей первой ­ ознакомление родителей  с ДУ, особенностями его работы,   педагогами,   преодоление   поверхностных   мнений   о   деятельности ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня   тем   родителям,   которые   не   смогли   посетить   детский   сад,   можно предложить   записи   на   диске,   видеоролики,   фоторепортажи   «Хороши спортсмены   малыши»   ­   фотосессии   детей,   выполняющих   различные физические   упражнения,   фотовыставки   по   итогам   спортивных   праздников. Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями.            Информационно ­ просветительская работа направлена на обогащение знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание   родителей,   поэтому   педагогу   необходимо   приложить   не   мало усилий, чтобы добиться этого.       Значительным подспорьем в работе стала мини ­ библиотека специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья.             Суть познавательных форм ­ ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и приёмами   воспитания,   формирование   у   родителей   практических   навыков физического   воспитания.   Основная   роль   принадлежит   собраниям, консультациям   в   нетрадиционной   форме.   Одна   из   эффективных   форм взаимодействия   семьи   и   ДОУ   ­   организация   семейного   клуба.   Вот   уже несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику выбираем   с   учётом   родительских   пожеланий   и   запросов,   руководствуясь результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, учителя­логопеды, психолог.              Для   решения   проблемы   оздоровления   детей   нужно   установить доверительно ­ деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям ­ пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними занимаются   папа   и   мама.   Для   обратной   связи   с   семьёй   мы   решили воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий ­ приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду.       В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для детей и родителей и экскурсии.     Таким   образом,   применение   в   работе   ДОУ   различных   форм   взаимодействия   с   родителями   помогает   повысить   эффективность деятельности по оздоровлению детей и сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье.         Литература 1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993. 2. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 1986. № 4. 3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2004. 4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005. 5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. 6. Евдокимова   Е.   С.   Педагогическая   поддержка   семьи   в   воспитании дошкольника. М., 2008. 7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М, 2009. 8. Зверева   О.Л.   Методическая   помощь   воспитателям   в   подготовке   к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. 9. Зверева   О.Л.   Современные   формы   взаимодействия   ДОУ   и   семьи //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4. 10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001. 11.  Маханева   МД.   Воспитание   здорового   ребёнка:   Пособие   для практических   работников   дошкольных   образовательных   учреждений. М., 2000. 12.  Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006. 13.  Ожегов  СИ.,   Шведова   Н.Ю.   Толковый   словарь   русского   языка.  М., 2003. 14.  Чупаха   И.В.,   Пужаева   Е.З.,   Соколова   И.Ю.   Здоровьесберегающее технологии в образовательно ­ воспитательном процессе. М., 2003. Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с  родителями Формы работы Цель Виды Информационно­ аналитические   интересов,   запросов   уровня   их Выявление потребностей, родителей, педагогической грамотности  Проведение   анкетирования, социологических срезов, опросов   Наглядно­ информационные: ­информационно­ ознакомительные; ­информационно­ просветительские; Познавательные   Ознакомлением с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание   практической помощи семье.   Формирование у   родителей   знаний   о воспитании   и   развитии детей     Информационные   проспекты для   родителей,   организация дней   открытых   дверей, открытых просмотров занятий   и   других   видов деятельности   детей;   выпуск   организация   мини­ газет, библиотек, презентации семейных творческих проектов   по   физкультурно­ оздоровительной   работе   в   странички   сайта, семье, аудиотека; видеотека,   фотовыставки, выставки детских работ       Ознакомление   родителей с и возрастными психологическими     Семинары   ­   практикумы, педагогический   брифинг, семейный клуб, родительские особенностями детей дошкольного   возраста. Формирование у родителей   практических навыков   воспитания   у детей   Досуговые Установление эмоционального   контакта между педагогами, родителями, детьми.       конференции, педагогическая гостиная,   консультации   в нетрадиционные   формы   с элементами практикума, вечера   вопросов   и   ответов, устные педагогические журналы, организация совместных   физкультурных занятий, с педагогическим содержанием, библиотека игр для   родителей,   домашние задания.  игры         досуги, Совместные   туристические праздники, походы, спартакиады, турниры,   участия   родителей и детей в акциях, экскурсиях.

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017