Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
14.06.2017
Проблема физического воспи¬тания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоро-вительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не решаются совмест¬но с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослого сообщества (дети – родители - педагоги).
Дошкольный возраст - ре¬шающий этап в формировании фундамента физического и пси¬хического здоровья. До 7 лет че¬ловек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов и становление функци¬ональных систем организма, складываются характер, отноше¬ние к себе и окружающим. У де¬тей необходимо формировать определённую базу знаний и практических навыков здорово¬го образа жизни, осознанные по¬ по¬требности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, проблемы со скоростью, ловкостью, координацией движений. Одна из причин таких результатов - неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей.
Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья общественность.
Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества и взаимодействия.
В толковом словаре «русского языка» под ред. С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.
Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам.
В «толковом словаре русского языка» взаимодействие определяется как: 1) взаимная связь;
2) взаимная поддержка.
О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знани¬ях, опору на имеющийся поло¬жительный опыт семейного вос¬питания, личную заинтересован¬ность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздо¬ровительная деятельность детей и родителей, если взрослые лич¬ным примером будут подкреп¬лять осознанное желание ребёнка быть здоровым.
Перейти к новым формам отношений родителей и педа¬гогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой систе¬мой. «Открытость детского сада» - это вовлечение роди¬телей в его образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообра¬зить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный про¬цесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учат¬ся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так мно¬го знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые.
Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физичес¬кого развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разносторон¬нее педагогическое просвеще¬ние семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении прак¬тических навыков, а также в рас¬пространении положительного опыта семейного воспитания детей.
Были выделены общепедаго¬гические и специфические ус¬ловия взаимодействия инструк¬тора по физкультуре с родите¬лями по вопросам физического воспитания и укрепления здо¬ровья детей:
взаимное доверие и уважение между педагогом и родителя¬ми;
соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготов¬ленности в вопросах физичес¬кого воспитания;
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со все¬ми родителями группы;
взаимосвязь разных форм ра¬боты;
одновременное влияние на родителей и детей;
обеспечение в работе с роди¬телями определённой после¬довательности, системы.
В основу организации совме¬стной деятельности инструктора по физкультуре и родителей легли следующие принципы.
Единства целей и задач физического воспитания и ук¬репления здоровья ребёнка в ДОУ и семье. Включает коорди¬нацию усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.
Систематичности и последовательности.
Партнёрства, взаимопонимания и доверия, включает совместные действия, направленные на физическое воспитание и укрепление здоровья ребёнка (формирование отношения к родителям как к равноправным партнёрам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).
Согласованности действий. Устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.
Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье на основе учёта их интересов и способностей.
Цель педагогической деятельности - поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.
Были определены следующие задачи:
внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре и родителями.
Мы организовали работу в несколько этапов.
1. Организационно подготовительный
Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка.
2. Мотивационно-ориентировочный
Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела, проявление творческих способностей, реализация собственных идей каждым родителем; создание условий для полноценного общения, обмена мнениями, опытом семейного физического воспитания.
3. Просветительский
Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения и укрепления здоровья, физического воспитания, пропаганда семейных ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом образе жизни.
4. Деятельностный
Цель: внедрение активных форм участия родителей в физическом воспитании детей, повышение роли родителей в оздоровлении детей, пропаганде здорового образа жизни, распространении опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В. Кротовой. Планируя ту или иную деятельность, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, и старались найти оригинальные, востребованные, интерактивные формы взаимодействия. В работе с родителями выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
К традиционным относят:
коллективные (родительские собрания, групповые консультации, конференции);
индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
наглядно-информационные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей);
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.
Информационно-аналитические формы (анкетирование, опрос, тест) направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение информации о физкультурно - оздоровительной работе в семье, ребёнке, его взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование позволяет собрать мнения и пожелания о своей работе, анализировать её качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей.
Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта», «Телефон доверия»: родители обращаются за помощью к инструктору по физкультуре с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями. «Виртуальная приёмная» предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей. Общение с родителями в этом случае опосредованное.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две группы:
информационно-ознакомительная
информационно-просветительская.
Задачей первой - ознакомление родителей с ДУ, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске, видеоролики, фоторепортажи «Хороши спортсмены малыши» - фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников. Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями.
Информационно - просветительская работа направлена на обогащение знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание родителей, поэтому педагогу необходимо приложить не мало усилий, чтобы добиться этого.
Значительным подспорьем в работе стала мини - библиотека специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья.
Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и приёмами воспитания, формирование у родителей практических навыков физического воспитания. Основная роль принадлежит собраниям, консультациям в нетрадиционной форме. Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ - организация семейного клуба. Вот уже несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику выбираем с учётом родительских пожеланий и запросов, руководствуясь результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, учителя-логопеды, психолог.
Для решения проблемы оздоровления детей нужно установить доверительно - деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям - пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними занимаются папа и мама. Для обратной связи с семьёй мы решили воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий - приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду.
В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для детей и родителей и экскурсии.
Таким образом, применение в работе ДОУ различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффектив¬ность деятельности по оздоров¬лению детей и сформировать устойчивые стереотипы здоро¬вого образа жизни в своей се¬мье.
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993.
2. Антонова А. Совместная рабо¬та детского сада и семьи по физи¬ческому воспитанию // Дошколь¬ное воспитание. 1986. № 4.
3. Бочарова Н.И. Оздоровитель¬ный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2004.
4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных уч¬реждений. М., 2002.
6. Евдокимова Е. С. Педагогичес¬кая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Об¬щение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М, 2009.
8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4.
9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4.
10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001.
11. Маханева МД. Воспитание здо¬рового ребёнка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.
12. Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006.
13. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
14. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Со¬колова И.Ю. Здоровьесберегающее технологии в образователь¬но - воспитательном процессе. М., 2003.
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Формы работы Цель Виды
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов
Наглядно-информационные:
-информационно-ознакомительные;
-информационно-просветительские; Ознакомлением с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание практической помощи семье. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов по физкультурно-оздоровительной работе в семье, странички сайта, видеотека, аудиотека; фотовыставки, выставки детских работ
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей Семинары - практикумы, педагогический брифинг, семейный клуб, родительские конференции, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционные формы с элементами практикума, вечера вопросов и ответов, устные педагогические журналы, организация совместных физкультурных занятий, игры с педагогическим содержанием, библиотека игр для родителей, домашние задания.
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участия родителей и детей в акциях, экскурсиях.Проблема физического воспи¬тания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоро¬вительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не решаются совмест¬но с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослого сообщества (дети – родители - педагоги).
Дошкольный возраст - ре¬шающий этап в формировании фундамента физического и пси¬хического здоровья. До 7 лет че¬ловек проходит большой путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов и становление функци¬ональных систем организма, складываются характер, отноше¬ние к себе и окружающим. У де¬тей необходимо формировать определённую базу знаний и практических навыков здорово¬го образа жизни, осознанные по¬ по¬требности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, проблемы со скоростью, ловкостью, координацией движений. Одна из причин таких результатов - неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей.
Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья общественность.
Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества и взаимодействия.
В толковом словаре «русского языка» под ред. С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.
Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам.
В «толковом словаре русского языка» взаимодействие определяется как: 1) взаимная связь;
2) взаимная поддержка.
О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знани-ях, опору на имеющийся поло¬жительный опыт семейного вос¬питания, личную заинтересован¬ность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздо¬ровительная деятельность детей и родителей, если взрослые лич¬ным примером будут подкреп¬лять осознанное желание ребёнка быть здоровым.
Перейти к новым формам отношений родителей и педа¬гогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой систе¬мой. «Открытость детского сада» - это вовлечение роди¬телей в его образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообра¬зить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный про¬цесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учат¬ся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так мно¬го знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые.
Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физичес¬кого развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разносторон¬нее педагогическое просвеще-ние семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении прак¬тических навыков, а также в рас¬пространении положительного опыта семейного воспитания детей.
Были выделены общепедаго¬гические и специфические ус¬ловия взаимодействия инструк¬тора по физкультуре с родите¬лями по вопросам физического воспитания и укрепления здо¬ровья детей:
взаимное доверие и уважение между педагогом и родителя¬ми;
соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготов¬ленности в вопросах физичес¬кого воспитания;
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со все¬ми родителями группы;
взаимосвязь разных форм ра¬боты;
одновременное влияние на родителей и детей;
обеспечение в работе с роди¬телями определённой после-довательности, системы.
В основу организации совме¬стной деятельности инструктора по физкультуре и родителей легли следующие принципы.
Единства целей и задач физического воспитания и ук¬репления здоровья ребёнка в ДОУ и семье. Включает коорди¬нацию усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.
Систематичности и последовательности.
Партнёрства, взаимопонимания и доверия, включает совместные действия, направленные на физическое воспитание и укрепление здоровья ребёнка (формирование отношения к родителям как к равноправным партнёрам в физкультурно-оздоровительном процессе, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).
Согласованности действий. Устанавливает единые требования к процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.
Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье на основе учёта их интересов и способностей.
Цель педагогической деятельности - поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.
Были определены следующие задачи:
внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре и родителями.
Мы организовали работу в несколько этапов.
1. Организационно подготовительный
Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка.
2. Мотивационно-ориентировочный
Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела, проявление творческих способностей, реализация собственных идей каждым родителем; создание условий для полноценного общения, обмена мнениями, опытом семейного физического воспитания.
3. Просветительский
Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения и укрепления здоровья, физического воспитания, пропаганда семейных ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом образе жизни.
4. Деятельностный
Цель: внедрение активных форм участия родителей в физическом воспитании детей, повышение роли родителей в оздоровлении детей, пропаганде здорового образа жизни, распространении опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В. Кротовой. Планируя ту или иную деятельность, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, и старались найти оригинальные, востребованные, интерактивные формы взаимодействия. В работе с родителями выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
К традиционным относят:
коллективные (родительские собрания, групповые консультации, конференции);
индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
наглядно-информационные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей);
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.
Информационно-аналитические формы (анкетирование, опрос, тест) направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение информации о физкультурно - оздоровительной работе в семье, ребёнке, его взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование позволяет собрать мнения и пожелания о своей работе, анализировать её качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей.
Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта», «Телефон доверия»: родители обращаются за помощью к инструктору по физкультуре с интересующими их вопросами, делятся мыслями, идеями и предложениями. «Виртуальная приёмная» предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей. Общение с родителями в этом случае опосредованное.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две группы:
информационно-ознакомительная
информационно-просветительская.
Задачей первой - ознакомление родителей с ДУ, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске, видеоролики, фоторепортажи «Хороши спортсмены малыши» - фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников. Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по электронной почте, обмен фотографиями.
Информационно - просветительская работа направлена на обогащение знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать внимание родителей, поэтому педагогу необходимо приложить не мало усилий, чтобы добиться этого.
Значительным подспорьем в работе стала мини - библиотека специальной литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья.
Суть познавательных форм - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и приёмами воспитания, формирование у родителей практических навыков физического воспитания. Основная роль принадлежит собраниям, консультациям в нетрадиционной форме. Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ - организация семейного клуба. Вот уже несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику выбираем с учётом родительских пожеланий и запросов, руководствуясь результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, учителя-логопеды, психолог.
Для решения проблемы оздоровления детей нужно установить доверительно - деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании. Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям - пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними занимаются папа и мама. Для обратной связи с семьёй мы решили воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий - приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду.
В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для детей и родителей и экскурсии.
Таким образом, применение в работе ДОУ различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффектив¬ность деятельности по оздоров¬лению детей и сформировать устойчивые стереотипы здоро¬вого образа жизни в своей се¬мье.
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993.
2. Антонова А. Совместная рабо¬та детского сада и семьи по физи-ческому воспитанию // Дошколь¬ное воспитание. 1986. № 4.
3. Бочарова Н.И. Оздоровитель¬ный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М., 2004.
4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных уч¬реждений. М., 2002.
6. Евдокимова Е. С. Педагогичес¬кая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Об¬щение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М, 2009.
8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4.
9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4.
10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001.
11. Маханева МД. Воспитание здо¬рового ребёнка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.
12. Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006.
13. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
14. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Со¬колова И.Ю. Здоровьесберегающее технологии в образователь¬но - воспитательном процессе. М., 2003.
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Формы работы Цель Виды
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов
Наглядно-информационные:
-информационно-ознакомительные;
-информационно-просветительские; Ознакомлением с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание практической помощи семье. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов по физкультурно-оздоровительной работе в семье, странички сайта, видеотека, аудиотека; фотовыставки, выставки детских работ
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания у детей Семинары - практикумы, педагогический брифинг, семейный клуб, родительские конференции, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционные формы с элементами практикума, вечера вопросов и ответов, устные педагогические журналы, организация совместных физкультурных занятий, игры с педагогическим содержанием, библиотека игр для родителей, домашние задания.
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участия родителей и детей в акциях, экскурсиях.
взаимодействие 2.docx
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с
родителями
Проблема физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников
очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно оздоро
вительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не
решаются совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано
детсковзрослого сообщества (дети – родители педагоги).
Дошкольный возраст решающий этап в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит большой
путь в своём развитии. Именно в этот период идёт интенсивный рост органов
и становление функциональных систем организма, складываются характер,
отношение к себе и окружающим. У детей необходимо формировать
определённую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,
осознанные по потребности в систематических занятиях физической
культурой и спортом.
Однако многие дети, поступающие в детский сад, имеют отклонения в
физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, проблемы со
скоростью, ловкостью, координацией движений. Одна из причин таких
результатов неосведомлённость родителей в вопросах физического
воспитания детей.
Укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно
они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка источник
общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для
подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребёнок
приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни. И
если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья общественность.
Дошкольная организация и семья две основные социальные структуры,
определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции
различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная
работа. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм и
отношений семьи и дошкольного учреждения — сотрудничества
и
взаимодействия.
В толковом словаре «русского языка» под ред. С.И. Ожегова дано
определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе,
принимать участие в общем деле.
Сотрудничество это общение «на равных», активная помощь друг другу,
диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог,
искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям
и педагогам. В «толковом словаре русского языка» взаимодействие определяется как:
1) взаимная связь;
2) взаимная поддержка.
О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами,
переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями
предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знаниях, опору на
имеющийся положительный опыт семейного воспитания,
личную
заинтересованность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет
совместная физкультурно оздоровительная деятельность детей и родителей,
если взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание
ребёнка быть здоровым.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в
рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
«Открытость детского сада» это вовлечение родителей в его
образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно
разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный процесс. От
участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего дети. И не
только потому, что они узнают новое. Важнее другое, они учатся с уважением,
любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек,
которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые,
смелые.
Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в
важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять
систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи,
включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении
практических навыков, а также в распространении положительного опыта
семейного воспитания детей.
Были выделены общепедагогические и специфические условия
взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями по вопросам
физического воспитания и укрепления здоровья детей:
взаимное доверие и уважение между педагогом и родителями;
соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями группы;
взаимосвязь разных форм работы;
одновременное влияние на родителей и детей;
обеспечение в работе с родителями определённой последовательности,
системы. В основу организации совместной деятельности инструктора по
физкультуре и родителей легли следующие принципы.
Единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья
ребёнка в ДОУ и семье. Включает координацию усилий педагогов и
родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным
содержанием, методами и приёмами физкультурнооздоровительной
работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного
воспитания.
Систематичности и последовательности.
Партнёрства, взаимопонимания и доверия, включает совместные
действия, направленные на физическое воспитание и укрепление
здоровья ребёнка (формирование отношения к родителям как к
равноправным партнёрам в физкультурнооздоровительном процессе,
укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду).
Согласованности действий. Устанавливает единые требования к
процессу физического воспитания и правилам здорового образа жизни
(ограничения, требования, запреты) в семье и детском саду.
Преемственности и индивидуального подхода к каждому ребёнку и
семье на основе учёта их интересов и способностей.
Цель педагогической деятельности поиск и разработка новых,
современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с
родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и
формирования родительской компетентности.
Были определены следующие задачи:
внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы
физкультурнооздоровительной работы с участием детей и их
родителей;
обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком
с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового
нравственнопсихологического климата;
повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных
физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий
для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
расширить спектр средств и способов работы с родителями,
стимулировать их, как участников единого образовательного
пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия,
способствовать укреплению доверительных отношений между
инструктором по физической культуре и родителями.
Мы организовали работу в несколько этапов. 1. Организационно подготовительный
Цель: организация взаимодействия инструктора по физической культуре
и родителей в физическом воспитании детей, привлечение их к
сотрудничеству в плане единых подходов к физическому воспитанию ребёнка.
2. Мотивационноориентировочный
Цель: развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного
дела, проявление творческих способностей, реализация собственных идей
каждым родителем; создание условий для полноценного общения, обмена
мнениями, опытом семейного физического воспитания.
3. Просветительский
Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их
педагогической грамотности в процессах формирования навыков сохранения
и укрепления здоровья, физического воспитания, пропаганда семейных
ценностей, воспитания и сохранения семейных традиций, знаний о здоровом
образе жизни.
4. Деятельностный
Цель: внедрение активных форм участия родителей в физическом
воспитании детей, повышение роли родителей в оздоровлении детей,
пропаганде здорового образа жизни, распространении опыта семейного
воспитания.
Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации Т. В.
Кротовой. Планируя ту или иную деятельность, мы исходили из
представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию
и сотрудничеству, и старались найти оригинальные, востребованные,
интерактивные формы взаимодействия. В работе с родителями выделяют
традиционные и нетрадиционные формы.
К традиционным относят:
коллективные (родительские собрания, групповые консультации,
конференции);
индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
наглядноинформационные (папкипередвижки,
стенды,
ширмы,
выставки, фото, дни открытых дверей);
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у
родителей пользуются нетрадиционные формы общения. опрос,
Информационноаналитические формы (анкетирование,
тест)
направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, получение
информации о физкультурно оздоровительной работе в семье, ребёнке, его
взаимоотношениях с родителями, интересах и хобби семьи. Анкетирование
позволяет собрать мнения и пожелания о своей работе, анализировать её
качество. Темы анкет могут быть разнообразными и зависят от задач, которые
в данный момент решаются в работе по физическому воспитанию детей.
Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как
«Родительская почта», «Телефон доверия»: родители обращаются за
помощью к инструктору по физкультуре с интересующими их вопросами,
делятся мыслями, идеями и предложениями. «Виртуальная приёмная»
предполагает онлайн общение с родителями на сайте. С учётом специфики
работы инструктора по физкультуре и невозможности ежедневного общения с
родителями наиболее приемлемыми являются наглядноинформационные
формы работы. Взаимодействие направлено на обогащение знаний родителей.
Общение с родителями в этом случае опосредованное.
Наглядноинформационные формы условно разделены на две группы:
информационноознакомительная
информационнопросветительская.
Задачей первой ознакомление родителей с ДУ, особенностями его
работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности
ДОУ. Этому служат, например, дни открытых дверей. Примечательно, что
сегодня тем родителям, которые не смогли посетить детский сад, можно
предложить записи на диске, видеоролики, фоторепортажи «Хороши
спортсмены малыши» фотосессии детей, выполняющих различные
физические упражнения, фотовыставки по итогам спортивных праздников.
Сюда же относится совместные выставки детских рисунков (работы педагогов
и детей, родителей и детей). Вместе с родителями при помощи современных
технологий оформляются коллажи, практикуется переписка с родителями по
электронной почте, обмен фотографиями.
Информационно просветительская работа направлена на обогащение
знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей
дошкольного возраста. Материалы наглядной пропаганды должны привлекать
внимание родителей, поэтому педагогу необходимо приложить не мало
усилий, чтобы добиться этого.
Значительным подспорьем в работе стала мини библиотека специальной
литературы по проблемам физического воспитания и укрепления здоровья.
Суть познавательных форм ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями дошкольников рациональными методами и
приёмами воспитания, формирование у родителей практических навыков физического воспитания.
Основная роль принадлежит собраниям,
консультациям в нетрадиционной форме. Одна из эффективных форм
взаимодействия семьи и ДОУ организация семейного клуба. Вот уже
несколько лет у нас действует такой клуб. Мы стараемся, чтобы встречи были
интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому тематику
выбираем с учётом родительских пожеланий и запросов, руководствуясь
результатами анкетирования. В работе клуба принимают участие различные
специалисты ДОУ: медицинские работники, учителялогопеды, психолог.
Для решения проблемы оздоровления детей нужно установить
доверительно деловые контакты с взрослыми, участвующими в воспитании.
Личный интерес и серьёзный подход родителей к физическим упражнениям
пример для ребёнка. Дети очень любят, когда физкультурой вместе с ними
занимаются папа и мама. Для обратной связи с семьёй мы решили
воспользоваться системой заданий родителям на выходные дни. Цель таких
домашних заданий приобщать семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей
навыки, прививаемые в детском саду.
В детском саду стало традицией проведение спортивных праздников для
детей и родителей и экскурсии.
Таким образом, применение в работе ДОУ различных форм
взаимодействия с родителями помогает повысить эффективность
деятельности по оздоровлению детей и сформировать устойчивые стереотипы
здорового образа жизни в своей семье.
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993.
2. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому
воспитанию // Дошкольное воспитание. 1986. № 4.
3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного
возраста. М., 2004.
4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в
детском саду: Этнопедагогический подход. М., 2005.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями:
Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.,
2002.
6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника. М., 2008.
7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. М, 2009.
8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4.
9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
//Воспитатель ДОУ. 2009. № 4. 10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. М., 2001.
11. Маханева МД. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для
практических работников дошкольных образовательных учреждений.
М., 2000.
12. Овчинникова Т. С. Организация здоровье созидающей деятельности в
дошкольных образовательных учреждениях. СПб., 2006.
13. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,
2003.
14. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающее
технологии в образовательно воспитательном процессе. М., 2003.
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с
родителями
Формы работы
Цель
Виды
Информационно
аналитические
интересов,
запросов
уровня их
Выявление
потребностей,
родителей,
педагогической
грамотности
Проведение анкетирования,
социологических
срезов,
опросов
Наглядно
информационные:
информационно
ознакомительные;
информационно
просветительские;
Познавательные
Ознакомлением с работой
дошкольного учреждения,
условиями,
задачами,
содержанием, методами и
особенностями
воспитания
детей,
оказание практической
помощи
семье.
Формирование
у
родителей
знаний о
воспитании и развитии
детей
Информационные проспекты
для родителей, организация
дней открытых дверей,
открытых
просмотров
занятий и других видов
деятельности детей; выпуск
организация мини
газет,
библиотек,
презентации
семейных
творческих
проектов по физкультурно
оздоровительной работе в
странички сайта,
семье,
аудиотека;
видеотека,
фотовыставки,
выставки
детских работ
Ознакомление родителей
с
и
возрастными
психологическими
Семинары практикумы,
педагогический
брифинг,
семейный клуб, родительские особенностями
детей
дошкольного возраста.
Формирование
у
родителей практических
навыков воспитания у
детей
Досуговые
Установление
эмоционального контакта
между
педагогами,
родителями, детьми.
конференции, педагогическая
гостиная, консультации в
нетрадиционные формы с
элементами
практикума,
вечера вопросов и ответов,
устные
педагогические
журналы,
организация
совместных физкультурных
занятий,
с
педагогическим
содержанием, библиотека игр
для родителей, домашние
задания.
игры
досуги,
Совместные
туристические
праздники,
походы,
спартакиады,
турниры, участия родителей
и детей в акциях, экскурсиях.
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.