Неврозы детей младшего школьного возраста

  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети приходят на первый урок, садятся за парту, открывают первую страницу учебника. Первую свою тетрадь – и начинается их долгий школьный путь. Все они равны в начале этого пути, нет ешё способных и неспособных, отличников и отстающих. И все хотят учится. Но проходит время, и выясняется, что некоторые дети не могут освоится со школьным укладом, не усваивают школьную программу. Современная школа, сама её атмосфера и уклад предъявляют ребёнку довольно строгие требования. Ему, жившему до этого в основном эмоциями, требуется теперь сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания. Подчинять их требованию учителю. Р
Иконка файла материала лекторий о проблемах.doc
Материал родительского собрания. О неуспевающих детях. Я.А.  Александрова «Неврозы детей младшего школьного возраста».          Дети приходят на первый урок, садятся за парту, открывают первую страницу учебника. Первую свою тетрадь – и начинается их долгий школьный путь. Все они равны в начале этого пути, нет ешё способных и неспособных, отличников   и   отстающих.   И   все   хотят   учится.   Но   проходит   время,   и выясняется, что некоторые дети не могут освоится со школьным укладом, не усваивают школьную программу. Современная школа, сама её атмосфера и уклад предъявляют ребёнку довольно строгие требования. Ему, жившему до этого в основном эмоциями, требуется теперь сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания. Подчинять их требованию учителю. Ребенок должен сосредоточивать своё внимание для восприятия и усвоения   даже   малоинтересного   материала.   В   настоящее   время   школьная программа   очень   сложная,   и   с   каждым   годом   требования   к   школьникам растут   в   геометрической   прогрессии.   Ребёнок   в   начальной   школе   должен освоить письмо в тетради и на доске, научить правильно строить речь, к концу первого класса он должен уметь читать до 30 – 40 слов в минуту, отвечать на вопросы «Кто?», «Какой?», «Какая?», «Что делать?», и т. д. В программе математики   нужно   приобрести   знания   о   мерах   длины,   веса,   объёма. Первокласснику предстоит не только освоить арифметические действия, но и уметь работать с числом,  оперировать знаками «больше – меньше», а также «иксом». Ребёнок, кроме того, должен постигнуть и основы геометрии: знать, что  такое   прямой  и  непрямой  угол,  квадрат,  прямоугольник,  треугольник. Когда   ребёнку   не   под   силу   требование   «дисциплина   +   программа»,   он становится неуспевающим.            Каковы же они, неуспевающие дети? Во­первых, умственно отсталые. При   выявлении   такие   дети   направляются   медико­педагогическими комиссиями в специальные вспомогательные школы. Во­первых, дети с резко выраженной задержкой психофизического развития. Таким детям совершенно недоступны требования школы. Их познавательная деятельность не выходит за рамки игровой. Они не могут сосредоточить внимание, сдержать эмоции, поэтому   они   не   подчиняются   правилам   школьной   жизни,   не   проявляют никакой   заинтересованности   в   школьных   занятиях.   Эти   дети   просто   не воспринимают ни объяснений, ни заданий учителя. Вне класса они оживленны, сообразительны, изобретательны.            Причинами такой задержки психомоторного развития могут являться патологическое   течение   беременности.   Родовая   травма,   алкоголизм родителей, а также хронические заболевания в младенческом и дошкольном возрасте   –   диспепсия.   Ревматизм,   тяжёлые   сердечные   пороки.   Черепно­ мозговые травмы, инфекционные и соматические заболевания. Эти задержки психомоторного   развития   становятся   резко   выраженными   в   сочетании   с длительной неблагоприятной обстановкой, в конфликтных семьях, там, где брошены и неухожены. 1Иногда неусвоение программы вызвано локальным поражением коры головного мозга. Дети не могут освоить письмо (аграфия), чтение (алепсия) или счёт. *** «Если ребёнок много болел, ­ пишет Г.Е.Сухарев, ­ или жил в условиях изнеживающего,   тепличного   воспитания,   его   развитие   задерживается, деятельность остаётся игровой. Интересы и желания соответствуют ребёнку дошкольного периода. Он не умеет сдерживать себя, подчинять дисциплине, действовать согласно требованиям педагога, следить за его объяснением».          Такие дети не способны к систематической работе, отвергают всё, что требует   длительного   усилия.  Они   легко   отвлекаемы,   не   доводят   до   конца начатое дело, тут же перескакивают с одного вида деятельности на другой. Знания   их,   поэтому   отрывочны   и   поверхностны,   и   они,   по   сути   дела, автоматически   (даже   при   хорошей   сообразительности)   попадают   в   разряд неуспевающих.                   К числу факторов, способствующих отставанию в психофизическом развитии, относятся нарушение обмена веществ, аллергические заболевания, авитаминоз.   Обменные   нарушения   и   авитаминоз   часто   взаимосвязаны   и происходят   в   результате   длительного   пребывания   ребёнка   в   помещении. Отсутствие   свежего   воздуха,   отсутствие   солнечных   лучей   (особенно   в северных районах), пища, бедная витаминами, и даже высококалорийная пища – вот предпосылки для развития авитаминоза и обменных нарушений. У таких детей характерный вид: они болезненны, бледны, у них истончённая кожа с проступающими прожилками, голубоватый оттенок глазных яблок, хрупкая нежная   кость,   вялая,   слаборазвитая   мускулатура.   Только   интенсивное медикаментозное лечение, коренное изменение режима дня, прогулки, лёгкие спортивные упражнения призваны помочь таким детям преодолеть задержку развития и выровняться в учении.          2