Конспект урока предназначен для студентов системы СПО. При изучении творчества Ивана Сергеевича Тургенева незначительное количество часов отводится на рассмотрение темы "Нигилизм и его последствия". Студентам предлагается работа в двух подгруппах, одна из которых работает по образу Кукшиной, другая - Ситникова.
Урок 5 Нигилизм и его последствия.docx
Тема. Нигилизм и его последствия
Цели урока:
1. Углубить имеющиеся у студентов знания на основе самостоятельно полученных сведений.
2. Формировать опыт участия в групповой дискуссии и работы в малых группах; развивать познавательную
сферу; совершенствовать умение анализа текста, делать выводы на основании изучения различных точек
зрения.
3. Прививать интерес к предмету; способствовать формированию поисковой самостоятельности,
активности, коммуникативной культуры, навыков взаимодействия учащихся, культуры ведения учебного
спора.
Литература: текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Оборудование: карты – задания для групп
I. Организационный этап (12 минуты):
определение отсутствующих, проверка готовности студентов к уроку.
II. Актуализация опорных знаний (5 минут).
Ход урока
Тургеневу очень важно, чтобы читатель, столкнувшись с новым героем (Базаровым), смог понять,
есть ли у него (героя) последователи, единомышленники. Сегодня мы остановимся на главах 12, 13, в
которых появляются герои, называющие себя последователями Базарова: Ситников и Кукшина.
Взгляды Базарова выявляются не только в спорах с Кирсановыми, но и в сопоставлении с
«учениками». Ситников и Кукшина изображены автором комически. Это пародия на нигилистов,
карикатура. Действительно к модным общественным движениям, как это часто бывает, примыкали порой
личности недостойные, лишние. Они хотели показать свою значимость, но в них не было главного
стремления приносить пользу России.
III. Организация работы групп
Задание. Используя текст (гл. 12,13,14), охарактеризуйте образ Евдокии Кукшиной по плану:
Группа 1. Образ Кукшиной
(гл 13) Портретная характеристика. (Как выглядит, выражение лица, манера говорить и двигаться,
(гл 12) Как характеризует Кукшину герр Ситников?
В чём проявлялись прогрессивные стремления эмансипированной женщины?
1.
держаться)
2.
3.
3.1 Образ жизни, интерьер дома.
3.2 В чём пришла на бал? (гл 14)
3.3 Увлечения (Что составляет её «страсть»? О чём рассуждает? Как отзывается об Одинцовой?
4. Отношение Кукшиной к Базарову,
5. Отношение Базарова и Аркадия к Кукшиной.
6. Дальнейшая судьба (гл. 28)
Группа 2. Образ Ситникова
Задание. Ответьте на вопросы.
1. Как представился Ситников Аркадию Кирсанову?
2. Определите главную черту Ситникова, которая диктует манеру его поведения. Для этого, прочитав
главу 12 и 13, обратите внимание на портрет героя: костюм, выражение лица, манеру общаться.
3. Покажите, как эта черта проявляется в различных ситуациях. Сделайте выводы и ответьте на
проблемный вопрос урока: «Можно ли считать Ситникова учеником Базарова?»
4.Какое мировоззрение демонстрирует Ситников, доказывая близость своих взглядов нигилизму
Базарова?
4. Проявление самостоятельности суждений Ситникова.
6.Что узнаём о Ситникове из последней главы?
IV.Работа творческих групп
Время: 15 мин V.Выступление творческих групп
Время: 10 мин
VI. Итог урока
Ц.: подвести урок и изучение творчества И.С. Тургенева к логическому завершению
Ситникова можно назвать пародийным двойником Базарова. Он неумело копирует Базарова во всем: в
занятиях, в размышлениях о нигилизме, в стремлении отрицать. Но в отличие от Базарова у Ситникова нет
глубоких убеждений
В чём Ситников противопоставляется Кукшиной?
VII. Домашнее задание
Ц.: подготовить к домашней самостоятельной работе
Сведения из биографии Н.С. Лескова. Повесть «Очарованный странник» в кратком содержании. Для печати
Группа 1. Образ Кукшиной
Задание. Используя текст (гл. 12,13,14), охарактеризуйте образ Евдокии Кукшиной по плану:
1. (гл 13) Портретная характеристика. (Как выглядит, выражение лица, манера говорить и
двигаться, держаться)
2. (гл 12) Как характеризует Кукшину герр Ситников?
3. В чём проявлялись прогрессивные стремления эмансипированной женщины?
3.1 Образ жизни, интерьер дома.
3.2 В чём пришла на бал? (гл 14)
3.3 Увлечения (Что составляет её «страсть»? О чём рассуждает? Как отзывается об Одинцовой?
4. Отношение Кукшиной к Базарову,
5. Отношение Базарова и Аркадия к Кукшиной.
6. Дальнейшая судьба (гл. 28)
Группа 1. Образ Кукшиной
Задание. Используя текст (гл. 12,13,14), охарактеризуйте образ Евдокии Кукшиной по плану:
1. (гл 13) Портретная характеристика. (Как выглядит, выражение лица, манера говорить и
двигаться, держаться)
2. (гл 12) Как характеризует Кукшину герр Ситников?
3. В чём проявлялись прогрессивные стремления эмансипированной женщины?
3.1 Образ жизни, интерьер дома.
3.2 В чём пришла на бал? (гл 14)
3.3 Увлечения (Что составляет её «страсть»? О чём рассуждает? Как отзывается об Одинцовой?
4. Отношение Кукшиной к Базарову,
5. Отношение Базарова и Аркадия к Кукшиной.
6. Дальнейшая судьба (гл. 28)
Группа 2. Образ Ситникова
Задание. Ответьте на вопросы.
1. Как представился Ситников Аркадию Кирсанову?
2. Определите главную черту Ситникова, которая диктует манеру его поведения. Для этого,
прочитав главу 12 и 13, обратите внимание на портрет героя: костюм, выражение лица, манеру
общаться.
3. Покажите, как эта черта проявляется в различных ситуациях. Сделайте выводы и ответьте
на проблемный вопрос урока: «Можно ли считать Ситникова учеником Базарова?»
4.Какое мировоззрение демонстрирует Ситников, доказывая близость своих взглядов
нигилизму Базарова?
5.Проявление самостоятельности суждений Ситникова.
6.Что узнаём о Ситникове из последней главы? Группа 2. Образ Ситникова
Задание. Ответьте на вопросы.
Как представился Ситников Аркадию Кирсанову?
1.
2.
Определите главную черту Ситникова, которая диктует манеру его поведения. Для этого,
прочитав главу 12 и 13, обратите внимание на портрет героя: костюм, выражение лица, манеру
общаться.
3.
на проблемный вопрос урока: «Можно ли считать Ситникова учеником Базарова?»
4.Какое мировоззрение демонстрирует Ситников, доказывая близость своих взглядов нигилизму
Базарова?
5.Проявление самостоятельности суждений Ситникова.
6.Что узнаём о Ситникове из последней главы?
Покажите, как эта черта проявляется в различных ситуациях. Сделайте выводы и ответьте
Нигилизм и его последствия
Нигилизм и его последствия
Нигилизм и его последствия
Нигилизм и его последствия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.