Конспекты НОД по обучению грамоте и звуковой культуры речи
в подготовительной группе № 7 «Космонавты»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 231» г.о. Самара
Автор-разработчик: воспитатель
Трифонова Елена Ивановна
НОД № 1 Знакомство: Звукарик и Буковка
Цели:
· Познакомить детей с Звукариком и Буковкой
· Поиграть в игры «Где звенит колокольчик?», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Что звучит в баночке?», «Какие звуки ты слышишь?».
· Закрепить понятие «звук» и умения различать звуки.
Материалы: игрушки из фетра (перчаточные куклы) Звукарик и Буковка, музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, бубен, погремушка; три прозрачные баночки, в одной – камешки, в другой – песок, в третьей – вода; аудиозапись с различными звуками (шум дождя, ветра, звуки улицы, лай собаки и др.).
Ход
1. Игра «Мы в автобусе сидим»
Ребята, мы приехали с вами в прекрасную сказочную страну, где живут звуки и буквы. А ещё в ней есть Звукарик. У Звукарика – большие уши, потому что он очень любит слушать, как звучат разные звуки. А еще у Звукарика есть большой рот, потому что он больше всего на свете любит произносить понравившиеся ему звуки. А помогает ему веселый язычок, который живёт в большом ротике у Звукарика. Посмотрите, какой Звукарик.
Воспитатель демонстрирует Звукарика, обращает внимание на большие уши, рот
и язычок.
2. Игра «Где звенит колокольчик?»
Звукарик любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города. Он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.
Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики.
Однажды Звукарик шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.
А потом зазвенел другой колокольчик – на двери дома слева. Маленькому Звукарику так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.
Воспитатель берет колокольчик, звенит в него, затем предлагает ребенку закрыть глаза и послушать, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него. Предлагает ребенку открыть глаза и показать или сказать, где звенел колокольчик.
3. Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»
Однажды утром Звукарик тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать.
Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане: «Бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «Ти-ли-ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «Ля-ля-ля». Звукарик запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.
На столе разложены музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик,
погремушка. Воспитатель вызывает по очереди 4 детей и предлагает извлечь звуки из этих инструментов и запомнить, как каждый из них звучит.
Ребенок закрывает глаза, воспитатель играет на любом инструменте. Затем предлагает ему открыть глаза и показать или назвать, что звучало.
4. Физминутка «Мы хлопаем в ладоши»
Мы хлопаем в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп хлопки над головой
Мы топаем ногами – топ, топ, топ топают ногами
Качаем головой головой вперед, назад, подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть
5. Игра «Что звучит в баночке?»
В лесу у Звукарика было несколько любимых дорожек, а у каждой дорожки была своя песенка.
Когда он входил в лес, то шел по дорожке из камней. Камни громко стучали под его ногами, ударяясь друг о друга.
Потом Звукарик поворачивал на песчаную дорожку. До его больших ушей доносилось легкое шуршание теплого песка.
Рядом бежал ручеек. Звукарик шлепал по воде и слушал, как весело плещется вода под его ногами.
Чтобы не забыть эти звуки, Звукарик принес в лес три баночки: в одну он положил камешки, в другую насыпал песок, а в третью набрал журчащей водички.
Дома Звукарик разложил перед собой баночки, потом взял одну из них и начал ее тихонечко трясти – раздался шелест песка.
Потом Звукарик взял другую баночку – в ней загремели камешки.
А в третьей плескалась вода.
Так он гремел баночками и узнавал, что в них находится.
На столе – три прозрачные баночки: в одной – камешки, в другой – песок, а в третьей – вода. Воспитатель предлагает детям рассмотреть баночки, обратить внимание на то, как они гремят, и послушать, что как звучит.
Затем прячет баночки за ширму, гремит какой-то одной баночкой.
Дети должны угадать на слух, что звучало.
6. Знакомство с Буковкой
Недалеко от Звукарика в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать и всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.
Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.
Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки», «солнышко», «шарики», «ниточки».
2. Игра «Нарисуй картинку»
Воспитатель предлагает детям нарисовать вместе с Буковкой простые картинки: «дорожки» (горизонтальные линии слева направо), «солнышко» (кружок с линиями-лучиками).
3. Встреча Звукарика и Буковки
Одним прекрасным утром Звукарик сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «А-а-а». Звукарик огляделся и увидел на лужайке девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала.
Звукарик подошел к незнакомке и спросил:
– Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?
– Нет, – ответила она. – Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшеб-ный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.
– Не плачь, – пожалел девочку Звукарик. – Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.
Звукарик угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Звукарик принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:
– Это случайно не твой карандаш?
– Да, да, это он! – обрадовалась девочка. – Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?
– А меня – Звукарик.
И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.
3. Игра «Мы рисуем шарики»
Звукарик говорит Буковке: А ты можешь нарисовать шарики и ниточки к ним?
– Конечно, – отвечает Буковка.
– Ребята, – говорит Буковка. – Нужно правильно взять карандаш… Вот так (воспитатель показывает и объясняет правила)… Потом нужно соединить точки – и тогда у вас получатся изображения шариков… Затем нужно нарисовать ниточки, чтобы шарики не улетели в небо. Для этого нужно провести линии сверху вниз… А потом можете раскрасить шарики в те цвета, какие хочется.
Дети приступают к рисованию «шариков» и «ниточек к ним» – вертикальные линии сверху вниз. Затем раскрашивают их. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали карандаш и правильно раскрашивали шарики.
1. Пальчиковая гимнастика «Рисовали, рисовали…»
Рисовали, рисовали сжимают-разжимают пальцы
Наши пальчики устали.
А сейчас мы отдохнём – трясут пальчиками
Рисовать опять начнём!
Гимнастика повторяется 2 раза.
5. Игра «Нарисуй узор по клеточкам»
Однажды, когда Буковка рисовала интересные фигуры своим волшебным карандашом, подул веселый ветерок и к ней в комнату через открытое окно влетел необычный листочек в клеточку. Буковка подпрыгнула и поймала листок. Она не знала, как с ним можно играть, но тут к листочку подкатился волшебный карандаш и проговорил: «Попробуй нарисовать узор по клеточкам».
Буковка стала нарисовать узоры по клеточкам. Посмотрите-ка, что у неё получилось. Давайте дорисуем узоры.
Итог занятия
Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего?
Ребята, вы – молодцы! Все хорошо занимались, были внимательны, любознательны. Давайте развесим ваши работы на стенде и устроим выставку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.