МБДОУ «Рыбинский ясли-сад «Алёнушка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное»
на тему «Флаг ДНР»
для детей 4-7 лет
Составила: воспитатель
Кудрявцева Л.Ф.
с.Рыбинское
2023
Тема: «ФЛАГ ДНР»
Цель: формирование знаний детей о символе ДНР – государственном флаге.
Задачи:
- познакомить детей с представлением о флаге, как о государственном символе;
- познакомить со значением трёх цветов на флаге и их расположением;
- формировать представление о значении государственного флага ДНР в современной жизни;
-уточнить представление детей о Донбассе как о государстве, в котором они живут;
- способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения, умения работать в коллективе, продолжать развивать у детей познавательно – исследовательскую активность.
- воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Предварительная работа: беседы о семье, детском саде, о селе; прослушивание и обсуждение песни «С чего начинается Родина»; чтение сказок о богатырях, просмотр мультфильмов; прослушивание и обсуждение авторских сказок «Две сестры», «Сказка о чудном камне и живительной воде».
Материалы и оборудование: карта
Донецкого края, большая коробка, три небольших коробки под номерами: №1 – земля
в контейнерах, набор семян, торфяной стаканчик с проросшим ростком, картинки
деревьев, цветов и трав; колоски пшеницы, уголь; №2 – бутылочка с водой,
поваренная соль и морская, картинки синих васильков, картинка сказочной
девушки Азы из авторской сказки «Две сестры», «Сказка о чудном камне и
живительной воде»; №3 – книга про богатырей, фото солдат, фото памятников
павшим героям, звезда; мастерская – альбомные листы, клей, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, краски, кисти, ножницы,
стенды.
Ход занятия.
Воспитатель звенит колокольчиком:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я рассматривала фотографии нашего села. Видела много знакомых мест, где все мы бывали. И все они такие родные. Какие места родного села можете вспомнить вы. Почему их называют родными?
Предполагаемые ответы: школа, детский сад, амбулатория, центр села, памятник и другие.
Воспитатель: Всё это мы называем маленькой Родиной. Скажите, что такое Родина? (ответы детей)
Воспитатель: Родина – это место, где мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это место, где живут близкие люди – мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это наше село. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, представьте, что вы уехали далеко. О чём, родном, вы будете скучать?
Предполагаемые ответы: о маме и папе, о своём доме, о друзьях и другое
Воспитатель: А сейчас давайте мы вместе произнесём чистоговорку о Родине.
На-на-на – Родина одна!
Не-не-не – поём о Родине!
Ну-ну-ну – Родину люблю!
Ны-ны-ны–краше нет страны!
Воспитатель обращает внимание детей на коробку. Сверху наклеена карта Донецкого края.
Воспитатель: Дети, посмотрите, это карта нашего Донецкого края. Давайте посмотрим на неё и попробуем найти место, где находится наше село.
(Работа с картой)
Воспитатель: Мы можем назвать Донбасс нашей Родиной?
Предполагаемые ответы: да, потому что наше село - часть Донбасса.
Воспитатель: Сегодня поговорим о нашем прекрасном Донбасском крае, о том, чем он богат. Давайте посмотрим, что же в коробке? (В коробке находится ещё три небольшие коробочки под номерами)
Воспитатель: Как вы думаете, что там может быть, если мы начали разговор о Родине. (Предположения детей)
Воспитатель предлагает открыть коробку №1 и разложить содержимое на столе (земля в контейнерах, набор семян, торфяной стаканчик с проросшим ростком, картинки деревьев, цветов и трав; колоски пшеницы, уголь)
Воспитатель: Посмотрите на эти предметы и картинки, подумайте, что их объединяет, что нам хочет рассказать коробочка.
Дети рассматривают каждый предмет, обсуждают. Воспитатель подводит к пониманию того, что благодаря земле всё растёт.
«Она богаче всех на свете, по ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете, и так красива на рассвете
И кормит всех людей на свете, что это? Скажите дети?»
/Земля-Кормилица/
Воспитатель: Правильно ребята, это земля. Наша Донецкая земля плодородная и щедрая, благодаря ней мы собираем богатые урожаи.
Воспитатель: Вспомните, что выращивают на нашей земле?
Предполагаемые ответы: пшеницу, подсолнух, овощи…
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть, что растёт на полях Донбасса. (Просмотр слайдов с пояснениями)
Воспитатель: Посмотрите, как богата наша земля. Что нужно делать, чтобы она и дальше процветала?
Д/и «Как сделать наш край красивее» (Дети становятся в круг и, передавая мяч друг другу, по очереди называют правила)
v Не ломать ветки деревьев;
v не рвать цветы;
v не разбрасывать мусор, а складывать в урны;
v поднять, если кто-то бросил;
v не топтать траву на газонах;
v сажать деревья, кусты и цветы;
v ремонтировать старые дома;
v строить новые дома;
v просить родителей не загрязнять воздух выхлопными газами;
v соблюдать правила поведения в общественных местах;
v переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поработать:
младший возраст – разбирает семена;
средний возраст – высаживают лук в контейнеры и сеют пшеницу;
старший возраст выстраивает цепочку роста растений.
Воспитатель напоминает детям о кусочках угля. Почему он тоже находится в этой коробке. Дети вспоминают, что наш край богат залежами угля. Кто добывает уголь? (Просмотр фото)
Воспитатель показывает детям полоску ткани черного цвета.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чёрный цвет может быть символом нашей плодородной земли и угля?
Дети подтверждают своими высказываниями.
Воспитатель: Давайте положим эту полоску на стол и продолжим.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Воспитатель: Пришло время открыть коробку №2. У вас есть предположения, что там может находиться?
Открывают коробку и выкладывают содержимое на стол: бутылочка с водой, поваренная соль и морская, картинки синих васильков, людей с голубыми глазами, картинка сказочной девушки Азы из авторской сказки «Две сестры»,
Дети приходят к выводу, что объединяет все картинки синий цвет и вспоминают сказку о двух сёстрах.
Воспитатель: Посмотрите, какое чудесное море на картинке. А вы были на море? Где? (Рассказы детей) Заметили, что морская вода солёная и богата содержанием йода. Многие люди приезжают к морю отдохнуть и подлечиться (Просмотр сладов)
Воспитатель: Давайте попробуем сделать морскую воду.
Опыт №1.
В энциклопедиях говорится, что в среднем в водах морей растворено 35 грамм (1столовая ложка) солей на каждый литр воды. Мы создадим свое маленькое море: возьмём литровую банку воды и растворим в ней 1 ст. ложки морской соли, купленной в магазине.
Воспитатель: Какого цвета стала вода?
Воспитатель: А знаете ли вы, что морская вода обладает удивительными свойствами, совсем не такими, как пресная.
Опыт № 2
В одну банку мы нальём пресную воду, во вторую банку в воду добавим 0,5 ст. ложки поваренной соли, а в третью 1 ст. ложку морской соли. По очереди опускаем куриные яйца в воду. В пресной воде яйцо сразу опустилось на дно, в поваренной солёной воде яйцо поднялось, но не сильно, а вот с морской солью яйцо осталось плавать на поверхности. Значит плотность солёной воды больше. Поэтому плавать в морской воде легче.
Опыт №3.
Раствор соли тяжелее пресной воды. Поэтому в солёной воде легче плавать.
Мы взяли три банки: одну с водопроводной водой, а две другие банки с раствором соли. В водопроводную воду добавили синюю гуашь. Затем в банку с соленой водой аккуратно влили несколько столовых ложек подкрашенной пресной воды. Окрашенная вода осталась на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу банки. А водопроводная вода более легкая — поэтому она на поверхности.
Воспитатель: Дети, посмотрите на нашу карту и скажите, каким цветом обозначено море. Обратите внимание, что по всей карте идут синие линии: где-то толще, где-то тоньше. Что это? Правильно, это реки Донецкого края. Вода в реках пресная. Реки и озера Донецкого края имеют большое значение для всего нашего региона. Они в полной мере используются как в промышленности, так и для водоснабжения населенных пунктов. Почти половина этих водных потоков считается крупными, имея длину более 25 км. Девять из них – самые большие.
Воспитатель показывает полоску ткани синего цвета.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, синий цвет может символизировать прекрасное Азовское море и реки нашего края? Давайте приложим синюю полоску ниже чёрной полоски.
Музыкальная разминка «Капитан краб»
Воспитатель: Пришло время открыть третью коробку.
Дети выкладывают на стол книгу о богатырях, их фото, фото солдат и памятников павшим героям.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Предполагаемые ответы: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, а кем они были?
Дети: Богатырями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Предполагаемые ответы: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а, тем более, враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях. Давайте, вспомним, как они называются?
Предполагаемые ответы: «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Предполагаемые ответы: с врагами, с драконом…
Послушайте пословицы и поговорки о смелости и отваге
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
· Тот герой кто за Родину горой.
· За край свой насмерть стой.
· Сам погибай, а товарища выручай.
· С родной земли умри, не сходи.
· Жить - Родине служить.
Воспитатель: Расскажу я вам о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами вышивать. А еще любили они, как и вы, в игры играть.
Игра: «Золотые ворота».
В игре «Золотые ворота» двое игроков
встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх.
Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на
плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся
цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Золотые ворота,
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались
пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот»
увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети
становятся «воротами».
Воспитатель: И сейчас, в наши дни, есть воины-герои, которые защищают наш родной край, проливают кровь за то, чтобы у нас с вами был мир.
(Демонстрация слайдов о героях нашего времени)
Донецкая земля пережила многое: радости побед, горечи поражений, восторг развития. Не зря мы говорим о том, что у людей Донбасса особый «донецкий» характер. Именно он помогает нам преодолевать трудности, беречь дружбу и любовь, до последней капли крови защищать свою землю. Стержнем характера жителей Донбасса является патриотизм, любовь к родному Отечеству.
Просмотр видео «Памяти Героев Донбасса!!!»
А герои наши не закончатся.
Тот, кто верит до сих пор – герой,
Тот, кому за мир сражаться хочется,
Тот, кто за Донбасс стоит горой,
Тот, кто в шахте, кто в реанимации,
Тот, кто в школе, в поле, на посту,
Тот, кто не планирует сдаваться,
Тот, кто защищает высоту.
Воспитатель показывает полоску ткани красного цвета.
Воспитатель: Этот цвет символизирует отвагу, войну, героизм, огонь, мужество, храбрость и кровь, которая проливалась за свободу народа.
Дети прикладывают красную полоску ткани к чёрной и синей.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Предполагаемые ответы: Флаг ДНР
Воспитатель: Теперь вы знаете, что означают цвета на главном символе нашей республики.
Игра «Падающая звезда».
Воспитатель держит в руках звезду:
Воспитатель: В народе есть такое поверье, если загадать желание при падающей звезде, то оно обязательно сбудется. Вот я бы загадала, чтобы наша родина процветала, чтобы к нам приезжали гости из других стран и восхищались бы ею. А какое желание загадали бы вы?
Дети передают друг другу звезду и говорят свои пожелания.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю пройти к нашей мастерской и сделать флаг нашей республики. Обратите внимание, все полосы одинаковые по ширине и длине.
Дети среднего возраста разукрашивают полосы флага (используют краски, карандаши по желанию); дети 6-го и 7-го года жизни выбирают аппликацию или работу с пластилином.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня?
Игра «Говорящий стул»
Дети по очереди садятся на стул и рассказывают о том, что узнали.
Воспитатель: Ребята, Родину надо беречь и защищать. Родиной надо гордиться. Родину свою надо просто любить. Любите и берегите свою Родину – Донецкую Народную Республику.
В основу сказок были положены легенды о Донецком крае
Сказка о двух сёстрах
Возле большой воды жил когда-то, старый рыбак. Жена его давно умерла, оставив горемыке двух дочек. Одну из них, старшую, звали Азой, а другую, меньшую, - Золотокосой Песчанкой. Сёстры очень любили своего старого отца и во всём помогали ему. Отец с раннего утра уходил к морю, чтобы наловить как можно больше рыбы. Рыбу можно было продать и заработать немного денег для своей семьи. А сёстры занимались домашней работой. Девушки были настолько красивы, что все были восхищены их внешностью.
В свободное время Аза и Золотокосая Песчанка сидели на берегу, на высоком обрыве. Аза, своим чудесным голосом, пела песни под шум воды, а Песчанка расчесывала свои длинные золотистые волосы, которые искрились на солнце.
Однажды Аза пошла на обрыв одна. Она сидела, да всё вглядывалась в море, есть ли там жизнь. А там, в подводном царстве, в морском государстве рыб было видимо-невидимо. И правил этим государством морской царь. Владыка моря следил за порядком в воде, осматривая свои владения. И в этот день морской царь, повелитель морей и океанов, отправился по своим владениям на раковине, запряженной морскими коньками.
По дороге его верные коньки запутались в пучках морских водорослей. Рассердился водный царь, зашумел, замахал яростно. Испуганные жители водного царства не находили себе места. Неожиданно, на поверхности воды поднялись огромные волны, море бушевало. И начался на море шторм.
Шторм
на море, волны дыбом,
Велики, подобны глыбам!
И шумят. Земля трепещет,
А вода на берег хлещет!
Волны бежали к берегу, били в кручи и страшно стонали. Внезапно откололся от кручи большой участок земли и вместе с Азой обрушился в разбушевавшиеся волны. Увидела это Золотокосая Песчанка – и себе бросилась с горы в море, чтоб спасти сестру. Сёстры очутились в подводном царстве, и выбраться никак не могли. Увидел их, проплывающий мимо дельфин, удивился. И заговорил он человеческим голосом:
- Кто вы и как здесь оказались?
Рассказали девушки о своей беде и попросили помочь им выбраться на берег. Ответил им дельфин:
- Вам нужно идти к морскому царю и попросить отпустить вас.
- Где же нам его найти? – спросили сёстры.
-Я вам помогу, держитесь за мой плавник руками, я вас вмиг домчу – ответил дельфин.
А море продолжало бушевать и тогда, когда Аза с сестрой оказались возле морского царя. Девушки помогли морским конькам выпутаться из водорослей.
Когда царь успокоился, шторм утих, морские обитатели вновь устремились кто куда, сёстры попросили у морского владыки помощи выбраться на берег. Царь подумал и сказал:
- Хорошо, я вам помогу. Но взамен, вы должны выполнить несколько моих условий:
Первое - останетесь у меня на один день и расскажете о жизни на земле.
Второе – вы должны что-то оставить здесь, на морском дне. Аза с сестрой подумали и согласились.
Целый день девушки рассказывали о том, как живут люди на морском берегу, как ночью сверкают звёзды от света луны, как красиво цветут цветы и что у каждого свой аромат, как весело переливается трель разных птиц, как провожают корабли в дальний путь и просят морского царя о помощи. Аза, своим волшебным голосом, пела песни. А Золотокосая Песчанка расчесывала свои длинные золотистые волосы, которые плавно струились в морской воде. Владыка моря был очарован девушками. Чтобы выполнить второе условие, Песчанке пришлось срезать свои золотистые волосы. Тогда Морской Царь позвал дельфина и тот быстро доставил девушек на берег. А там, на берегу стоял печальный отец и звал своих дочерей. Обрадовался старик, увидев своих дочерей, обнял их.
С тех пор, как только начинало бушевать море, местные жители звали Азу. Она приходила на берег и начинала петь песни своим завораживающим голосом и море постепенно затихало. Море становилось – тихое-тихое и такое ласковое. Люди замечали, что на берегу, после шторма, появлялся такой золотистый песок, что глаза слепит!
Вот с тех самых пор и стали называть море Азовским. Ведь благодаря песням красавицы Азы море становилось тихое-тихое и такое ласковое. А волосы Золотокосой Песчанки, оставленные у морского царя, превратились в золотистый песок на берегу моря.
Сказка о чудном камне и живительной воде
Где-то на Донбасской земле, недалеко от леса, на ровной долине, возле тихой речушки, стояла небольшая избушка. Она была такая старая и ветхая, что казалось, развалится от лёгкого дуновения ветра. В этой избе жила бедная девочка Настенька с младшим братом и их родителями. В этом доме поселилась печаль, давно не слышался весёлый смех. Настенька очень переживала за своего отца, который уже давно болел и никто ничем не мог ему помочь. А ведь совсем недавно, у них всё было хорошо: отец, весёлый сильный, ходил в лес на охоту, ловил рыбу и мама всегда в делах: то кушать варит, то стирает, то вяжет. И всё у них получалось, пока не заболел отец. Мать, как могла, управлялась по дому. Девочка во всём ей помогала и следила за своим братом.
Очень часто Настенька забирала брата и шла с ним гулять на луг. Это было их любимое занятие. Там, на зелёной лужайке, была своя жизнь: росли разные травы и цветы, копошились букашки с комашками, летали пёстрые бабочки, и отовсюду слышалось пение птиц. Девочка усаживала брата возле себя и рассказывала ему сказки, которые знала или придумывала сама. И вокруг наступала такая тишина, что казалось, будто все слушают удивительные сказки.
Однажды Настя пошла на луг одна, села на зелёную траву и горько заплакала. Она очень хотела помочь своему отцу, чтобы он выздоровел, но не знала как. Услышав плач, подлетел к девочке соловей. И спросил:
- Почему ты, Настенька, грустишь? Хочешь, я тебе спою.
- Спасибо, соловушка. Но сейчас мне может помочь только чудо.
И рассказала печальная девочка о своей беде.
Послушал соловей горькую историю бедной семьи и сказал:
- Я много летаю, много вижу и слышу, знаю, что в лесу есть удивительный родник. Он не простой, если кто-то попьёт из него воды, то начинали чувствовать необычайную силу. Может вода из этого родника поможет твоему отцу.
Поблагодарила Настенька соловья и побежала домой. Дома она рассказала маме о разговоре с соловьём и о том, что решила найти этот родник. Взяла девочка корзинку, положила в неё немного хлеба и кувшинчик, чтобы набрать воды из родника.
Отправилась Настя в путь не одна, её сопровождал соловей, подсказывая путь. Девочка была очень благодарна птице, теперь ей было не так страшно. Пробираясь через чащу леса, можно было увидеть разных жителей леса. Кто-то жил в кроне деревьев, кто-то в стволах деревьев, кто-то прятался под широкими ветвями ёлок. И всюду, куда не посмотришь, была жизнь. И слышался рёв животных, прерывая заливистое пение птиц, и стон могучих деревьев. Шла девочка и думала, что всё здесь живое и, наверное, тоже может печалиться и болеть. Шла и не сразу заметила, как земля стала рыхлой. Так и провалилась Настенька под землю. Провалилась, упала на дно пещеры, а там полным-полно гадюк. Гадюки шипят, а самая большая и, должно быть, самая мудрая из них, как зашипит на них – они все и замолкли. Сами же они, слабые, еле ползают. И лежали там белые камни. Время - от – времени гадюки к ним подползали, так и лизнут, и лизнут тот камень. И тут же отползают в сторону, и уже становились проворнее, чем были раньше.
Так, в пещере, Настя просидела несколько дней. Она слышала тревожное пение соловья. И казалось, гадюки вслушивались в это пение, будто понимая его. Когда в пещеру проскальзывал солнечный свет, девочка заметила, что вся пещера из такого же камня, как и лежащие на дне. Хлеб свой, Настенька, давно съела, даже с гадюками поделилась, раскрошила и положила на землю, чтобы они её не трогали. Голод не давал покоя, девочка совсем отчаялась. Но вот, она заметила, что та, старшая из гадюк, возле девочки так и вьется, да кланяется, кивком головы показывает, чтобы и она тот камень лизнула. И малышка решилась это сделать. Она подошла к каменной стене пещеры, отломила небольшой кусочек белого камня и лизнула. Вкус был солёный, но сразу же почувствовала силу, которая помогла ей уверенно держаться на ногах и голод пропал – даже есть не хотелось. Подумала, может, этот камень поможет моему отцу. Взяла один камешек и положила в корзинку. Поблагодарила Настя мудрую змею и попросила, помочь ей выбраться из подземелья. Посмотрела кобра на девочку умными глазами, кивнула головой и вмиг выгнулась дугой, а малышка – на неё, да и выбралась наружу.
Оказавшись на верху, на земле, Настенька увидела соловья, который кружил в воздухе и выводил свои трели. Отдохнула девочка и пошла к роднику, путь к которому указывала птица. Долго шла и дошла до оврага. А там, с давних пор, на дне оврага жил родник. Чистой студеной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Помогал лесным зверям утолить жажду и исцелить свои раны.
Подошла Настенька к роднику, поклонилась ему и попросила помочь ей вылечить своего отца. Зажурчал весело родничок, будто говорил, конечно, помогу. Соловей сказал, что знает, о чём журчит родник. Он рассказывал о том, что это вода не простая, в ней энергия земли. Набрала девочка полный кувшинчик, поблагодарила родничок и отправилась в обратный путь.
Домой Настя добралась быстро, ведь соловей помогал ей найти дорогу к родным местам. Родные очень обрадовались возвращению девочки. Дала дочка отцу родниковой воды и с того момента стал он выздоравливать, постепенно прибавлялись силы. А потом, дочка рассказала о своих приключениях и о необычном камне, который ей помог выжить, и о мудрой кобре. Мама сказала, что недаром в народе есть пословица: «Мудрый, как змея» Отец сказал, что слышал о дивном камне и о том, что он делает пищу вкуснее, и даже лечит. А называется он – солью. Но не знал, что этот чудный камень находится в его родной земле.
С тех пор, всё в семье у Настеньки наладилось: отец выздоровел, снова был слышен смех в семье. А печаль ушла и больше не возвращалась. Стал Настин отец с другими рабочими добывать соль из недр земли и развозить по нашему Донецкому краю, чтобы каждый знал, чем богата наша земля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.