МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,
E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666
ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Подлесных Майя Шарифовна
воспитатель
МДОУ «Детский сад «Солнышко»г. Надыма
Надым, 2019 г.
Образовательная область |
Речевое развитие |
||||
Возраст детей, группа |
5-6 лет, старшая группа |
||||
Тип НОД |
Открытие нового знания |
||||
Тема НОД |
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» |
||||
Цель |
Учить пересказывать текст по иллюстрациям. |
||||
Задачи |
Обучающие: - формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа; - учить выразительно пересказывать текст; - упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Развивающие: - развивать связную речь; - развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук; Воспитательные: - воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам; - воспитывать любовь к животным.
|
||||
Материал
|
Демонстрационный: Игрушки «лисята», иллюстрации к рассказу Раздаточный: - пазл. |
||||
Предполагаемый результат |
- ребёнок умеет отвечать на вопросы по содержанию рассказа; - ребенок пересказывать текст; - ребёнок умеет согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.
|
||||
Этапы технологии «Ситуация» |
Деятельность воспитателя |
Методы, приемы |
Деятельность воспитанника |
Предпосылки учебной деятельности |
Контроль результатов действия |
I. Введение в ситуацию |
Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, вы сегодня пришли в детский сад и, наверное, рады видеть друг друга. Давайте скажем слова приветствия.
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся.
- Давайте подарим свою улыбку нашим гостям (приветствие с гостями). - Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (СНЯТЬ САЛФЕТКУ). Смотрите – какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. - Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.) - (ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЮТ) У меня есть для вас подсказка загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в коробке. Обитает во лесах Рыжа девица-краса. Среди всех лесных зверей Зверя нет ее хитрей .
|
Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО |
В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом, «детская» цель. |
Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) |
|
В данном этапе необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включение в деятельность (постановка так называемой «детской цели»). Этапные (дидактические) задачи: 1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире; 2. развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь;
|
II. Актуализация знаний и умений |
- Лиса- это кто? (животное) - Какое? Как называют это животное?(дикое) - Почему Лиса – дикое животное? (живет в лесу, сама добывает себе пищу и заботится о своем потомстве) - Каких еще знаете диких животных? (медведь, заяц, волк, ёж,…) - Какие вы знаете сказки про лису? (Колобок, Лиса и Журавль, Лисичка со скалочкой,……………..)
|
Вопросы, наглядный метод
|
Дети садятся напротив интерактивной доски, перед ними дидактическая игра «Остров белый» Участвуют в диалоге, работают с доской. |
Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. |
Наблюдение за процессом деятельности детей |
|
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения, «открытия» нового знания. Формируются предпосылки УУД – умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки. Этапные (дидактические) задачи: 1) развивать представления об окружающем мире; 2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь;
|
||||||
III.Открытие нового знания |
- Ребята, я хочу вас познакомить с рассказом Евгения Ивановича Чарушина «Лисята» (ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ) - Я ВАМ СЕЙЧАС ПРОЧИТАЮ РАССКАЗ «ЛИСЯТА». - О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах) - Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (возможно он принес их из леса, т.к. животные остались без мамы. Если бы охотник не взял бы их домой, то они погибли от голода) - Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи) - Что значит ловкачи? ( подвижные, ловкие) - Как играли лисята? (бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф) - Куда лисята однажды спрятались? (в сапог) - Как охотник обнаружил их? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок) - Чем заканчивается рассказ? (охотник нашел лисят)
Физминутка. Яркий красный мячик Прыгает как зайчик. Покатился по дорожке, Подождал меня немножко. Наклонюсь, возьму его И подброшу высоко.
|
Словесный, наглядный, игровой метод. Метод демонстрации. |
Участвуют в диалоге.
|
Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний. |
Наблюдение за процессом деятельност. |
|
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс «открытия» новых знаний. Этапные (дидактические) задачи: - формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа; - учить выразительно пересказывать текст; - упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже - развивать связную речь;
|
||||||
IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка
|
- Ребята сейчас я еще раз вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, чтобы потом смогли пересказать его. (ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ) - Давайте по иллюстрациям перескажем рассказ (ДЕТИ ПО ОДНОМУ ИЛИ ПО ДВОЕ ВОСПРОИЗВОДЯТ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА) Речевые упражнения: «Один – много», «Какой – какая - Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: - шустрый… - озорные… - шаловливые… - пушистый - весёлые - смешные
- А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. - Лиса хитрая, а лисёнок (какой?)… хитрый (подчеркнуто произносит окончания). - «Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. -Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) -А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) -О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.) - Ребята давайте подойдем к столу и соберем пазл, а вы мне скажите что у вас получилось.
|
Словесный, наглядный, игровой метод Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа |
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
|
Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка. |
|
|
На данном этапе воспитатель создает ситуацию, в которой дети используют новое знание совместно с освоением ранее способами. Этапные (дидактические) задачи: - учить выразительно пересказывать текст; - упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже - воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам; - воспитывать любовь к животным.
|
||||||
V.Осмысление (итог) |
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? (Лисята) - Кто главные герои этого рассказа? Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то возьмите цветы красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы) - Что понравилось? Почему? - Почему не понравилось, что было трудно?
|
Словесный метод |
Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. |
Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. |
Анализ высказываний |
|
Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации. С помощью системы вопросов воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Подводить детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились. Сводить воедино «детскую» и «взрослую» цели. На этом этапе следует уделить внимание эмоциональной составляющей, т.е. формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я»(«Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!») Этапные (дидактические) задачи: 1) провести рефлексию деятельности на занятии; 2) создать ситуацию успеха. |
||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.