НОД по развитию речи "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята"

  • docx
  • 10.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тех.карта 2019г. Чарушин Лисята. Ст.гр..docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

 

 

 

 

Подлесных Майя Шарифовна

 

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Солнышко»г. Надыма

 

 

 

 

 

 

 

Надым,  2019 г.


 

Образовательная область

Речевое  развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Цель

Учить пересказывать текст по иллюстрациям.

Задачи

Обучающие: 

- формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- учить выразительно пересказывать текст;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.

Развивающие:                                                                                                                              - развивать связную речь;

- развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;

Воспитательные:                                                                                                                         -  воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам;

- воспитывать любовь к животным.

 

Материал

 

 

 

 

Демонстрационный:

 Игрушки «лисята», иллюстрации к рассказу

Раздаточный:

- пазл.

Предполагаемый результат

- ребёнок умеет отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- ребенок пересказывать текст;

- ребёнок умеет согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.

 

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы сегодня пришли в детский сад и, наверное, рады видеть друг друга. Давайте скажем слова приветствия.

 

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

 

- Давайте подарим свою улыбку нашим гостям (приветствие с гостями).

-  Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (СНЯТЬ САЛФЕТКУ). Смотрите – какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней.

- Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или

«нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.)

- (ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЮТ) У меня есть для вас подсказка  загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в коробке.

Обитает во лесах

Рыжа девица-краса.

Среди всех лесных зверей

Зверя нет ее хитрей .

 

Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская»  цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

 

В данном этапе необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включение в деятельность (постановка так называемой «детской цели»).

Этапные (дидактические) задачи:

1.      мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире;

2.      развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;

 

II. Актуализация знаний и умений

- Лиса- это кто? (животное)

- Какое? Как называют это животное?(дикое)

- Почему Лиса – дикое животное? (живет в лесу, сама добывает себе пищу и заботится о своем потомстве)

- Каких еще знаете диких животных? (медведь, заяц, волк, ёж,…)

- Какие вы знаете сказки про лису? (Колобок, Лиса и Журавль, Лисичка со скалочкой,……………..)

 

Вопросы,

наглядный метод

 

 

Дети садятся напротив интерактивной доски,  перед ними дидактическая игра «Остров белый» Участвуют в диалоге, работают с доской.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Наблюдение за процессом деятельности детей

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения,  «открытия» нового знания. Формируются предпосылки УУД – умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки.

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) развивать представления об окружающем мире;

2) развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;

 

III.Открытие нового знания

- Ребята, я хочу вас познакомить с рассказом Евгения Ивановича Чарушина «Лисята»

(ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ)

- Я ВАМ СЕЙЧАС ПРОЧИТАЮ РАССКАЗ «ЛИСЯТА».

- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)

- Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (возможно он принес их из леса, т.к. животные остались без мамы. Если бы охотник не взял бы их домой, то они погибли от голода)

- Какие были лисята? Как  называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)

- Что значит ловкачи? ( подвижные, ловкие)

- Как играли лисята? (бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф)

- Куда лисята однажды спрятались?  (в сапог)

- Как охотник обнаружил их? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок)

- Чем заканчивается рассказ? (охотник нашел лисят)

 

Физминутка.

Яркий красный мячик

Прыгает как зайчик.

Покатился по дорожке,

Подождал меня немножко.

Наклонюсь, возьму его

И подброшу высоко.

 

Словесный, наглядный, игровой метод.

Метод демонстрации.

Участвуют в диалоге.

 

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний.

Наблюдение за процессом деятельност.

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс  «открытия» новых знаний. Этапные (дидактические) задачи:

- формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- учить выразительно пересказывать текст;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже

- развивать связную речь;

 

 

 

IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка

 

 

- Ребята сейчас я еще раз вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, чтобы потом смогли пересказать его. (ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ)

- Давайте по иллюстрациям перескажем рассказ (ДЕТИ ПО ОДНОМУ ИЛИ ПО ДВОЕ ВОСПРОИЗВОДЯТ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА)

Речевые упражнения: «Один – много», «Какой – какая

- Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу:

- шустрый…

- озорные…

- шаловливые…

- пушистый

- весёлые

- смешные

 

- А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.

- Лиса хитрая, а лисёнок  (какой?)… хитрый (подчеркнуто произносит окончания).

- «Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок

хитрый, веселый.

-Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек,

танец, рассказ и т. д.)

-А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра,

сказка, книга, пляска.)

-О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

- Ребята давайте подойдем к столу и соберем пазл, а вы мне скажите что у вас получилось.

 

 

Словесный, наглядный, игровой метод

Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

 

На данном этапе воспитатель создает ситуацию, в которой дети используют новое знание совместно с освоением ранее способами.

Этапные (дидактические) задачи:   

- учить выразительно пересказывать текст;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже

-  воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам;

- воспитывать любовь к животным.

 

V.Осмысление (итог)

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? (Лисята)

- Кто главные герои этого рассказа?

Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой

поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то возьмите цветы

красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)

- Что понравилось? Почему?

- Почему не понравилось, что было трудно?

 

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий.

Анализ высказываний

Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации. С помощью системы вопросов воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Подводить детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились. Сводить воедино «детскую» и «взрослую» цели. На этом этапе следует уделить внимание эмоциональной составляющей, т.е. формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я»(«Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»)

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                      1) провести рефлексию деятельности на занятии;

2) создать ситуацию успеха.                                                                                                                                                                                                             

 


 

Скачано с www.znanio.ru