НОД по развитию речи «Весна идёт, весне дорогу» для детей старшей группы

  • docx
  • 21.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Весна идёт, весне дорогу» для детей старшей группы.docx

НОД по развитию речи «Весна идёт, весне дорогу» для детей старшей группы

Программное содержание:

ЦЕЛЬ: Формировать представление детей о сюжетных картинах, пейзажных отображающих состояние природы, характеризующие данное время года – весну. Довести до сознания детей о слиянии искусств музыки, живописи, литературы.

Соединить знания детей об отдельных видах искусства, отражающих окружающий мир.

ЗАДАЧИ:-

-Формировать навыки восприятия при рассматривании сюжетных картин,

произведений различных видов;

-Расширять представления об изобразительных возможностях музыки,

литературы, живописи отражающих состояние природы;

- Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского;

Развивать воображение и ассоциативное мышление;

- Формировать творческую активность, активизировать и обогащать словарь детей сравнениями и определениями;

-Развивать диалогическую речь.

Предварительная работа:

Рассматривание сюжетных картин, наблюдения в природе, чтение стихотворений о весне, беседа о музеях, какие бывают музеи, беседа о правилах поведения в музее, знакомство с творчеством П. И. Чайковского, с его муз.

альбомом «Времена года». Разучивание песен и стихотворений о весне.

Методы и приёмы:

наглядный, практическая деятельность, вопросы к детям, использование художественной литературы, рассматривание пейзажей,альбомов о весне.

Материалы и оборудование:

стулья по количеству детей, музыкальный центр,

запись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» Апрель «Подснежник»,

экран, проектор, детские шумовые инструменты.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Дети входят в зал под музыку (в музыкальном зале находятся пейзажные и сюжетные картины о весне)

Воспитатель: дети, сегодня мы с вами посетим музей искусств.

А знаете, что такое музей? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А что мы можем увидеть в музее? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А какие музеи есть в нашем городе? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А мы с вами побываем в музее искусств, прямо в нашем зале. Здесь мы

встретимся с музыкой, живописью, поэзией. Предлагаю занять места в

в зрительном зале.

(ДЕТИ РАССАЖИВАЮТСЯ НА ПРИГОТОВЛЕННЫЕ МЕСТА)

II –ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: предлагает послушать стихотворение о музыке.

Воспитатель спрашивает детей, что вы можете сказать о стихотворении?

Ответы детей:

Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном!

И раздвинулись вдруг стены,вся земля видна вокруг:

Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлют лес и луг…

Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой…

Это музыка торопит и зовёт нас за собой!

Вслед за нею можем сразу в дальний путь пуститься мы,

Побывать в гостях у сказок, у весны среди зимы…

Воспитатель: сейчас мы послушаем удивительную музыку русского

композитора П. И. Чайковского, постараемся представить, о

чём нам хочет рассказать музыка, какие картины нам рисуют звуки музыки.

СЛУШАНИЕ ФОНОГРАММЫ

П. И. Чайковский «Времена года» Апрель «Подснежник»

Музыкальный руководитель:

Примерные вопросы: - Какой характер музыки? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Какие картины природы в нашем воображении рисует эта му-

зыка? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- О каком времени года рассказывает нам композитор?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель: Все молодцы, все почувствовали характер и настроение музыки. А теперь я раскрою вам секрет. Это музыкальное произведение называется «Подснежник». Эта пьеса П. И. Чайковского. Что можно представить себе под эту музыку?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель: действительно можно увидеть, конечно, только в нашем воображении, белые облака,, бегущие по высокому синему небу, дуновение нежного ветерка. Услышать радостно поющих птиц, журча-

ние ручейка. Увидеть, как всё живое; трава, цветы, листочки просыпаются и тянутся к

солнцу. Как бабочки порхают над зеленеющим лугом.

Воспитатель: сейчас предлагаю вам рассмотреть сюжетные картины о весне. (на мольберт выставляются три сюжетные картины о разных периодах весны- начало, середина и конец весны)

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель: спрашивает детей о каком периоде весны может рассказать каждая картина, какие краски использовались, Как вы догадались, какая картина говорит о переходе весны в лето?

(Ответы детей)

Воспитатель: композитор П. И. Чайковский нарисовал картины весенней природы

звуками. А поэты изображают природу – стихами. Мы учили много стихов о весне.

Предлагаю их послушать.

Воспитатель предлагает желающим детям почитать стихи о весне.

Л. Аким «Апрель»

Л. Якинин «Подснежник»

Е. Трутнева «Весна»

Воспитатель: дети, а если у нас есть музыка и стихи, что может по-

лучиться? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Правильно, получится песня. Предлагаю спеть знако-

мую песню о весне.

Дети исполняют песню о весне.

ДИТИ РАССАЖИВАЮТСЯ НА СВОИ МЕСТА

Воспитатель: все виды искусства дружат между собой и помогают нам ярче представлять все происходящие в природе события. Мы послушали музыку о весне, поэты подарили нам свои прекрасные стихи о весне. Мы исполнили песню – результат дружбы поэта и композитора. А теперь приглашаю вас на выставку картин известных художников. Они красками расскажут нам об удивительном времени года – весна.

Показ слайдов

СЛАЙД 1 Исаак Левитан «БОЛЬШАЯ ВОДА»

СЛАЙД 2 Архип Куинджи «РАННЯЯ ВЕСНА»

СЛАЙД 3 Сергей Герасимов «СНОВА ВЕСНА»

СЛАЙД 4 Исаак Левитан «МАРТ»

СЛАЙД 5 Станислав Жуковский «ПОДСНЕЖНИКИ»

СЛАЙД 6 Василий Башкеев «ГОЛУБАЯ ВЕСНА»

СЛАЙД 7 Алексей Саврасов «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ: какая весна изображена на этих картинах – ранняя или

поздняя?

Как вы определили, что это ранняя весна?

Кто помнит пословицы с приметами ранней весны?

Какие краски использовали художники в своих работах?

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: сегодня мы узнали о том, как дружат все виды искусств, как они все вместе нам рассказали о весне и помогли нам лучше почувствовать весеннее настроение. Чем композитор рисует картины природы? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А художник? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А поэт? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель: заканчивается наше посещение музея искусств, но мы не прощаемся ни с музыкой, ни с литературой, ни с живописью. Мир искусства всегда рядом с нами. Благодаря миру искусств наша жизнь становится ярче и интереснее.

ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.


 

Посмотрите также