НОД по развитию речи «Весна идёт, весне дорогу» для детей старшей группы
Программное содержание:
ЦЕЛЬ: Формировать представление детей о сюжетных картинах, пейзажных отображающих состояние природы, характеризующие данное время года – весну. Довести до сознания детей о слиянии искусств музыки, живописи, литературы.
Соединить знания детей об отдельных видах искусства, отражающих окружающий мир.
ЗАДАЧИ:-
-Формировать навыки восприятия при рассматривании сюжетных картин,
произведений различных видов;
-Расширять представления об изобразительных возможностях музыки,
литературы, живописи отражающих состояние природы;
- Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского;
- Развивать воображение и ассоциативное мышление;
- Формировать творческую активность, активизировать и обогащать словарь детей сравнениями и определениями;
-Развивать диалогическую речь.
Предварительная работа:
Рассматривание сюжетных картин, наблюдения в природе, чтение стихотворений о весне, беседа о музеях, какие бывают музеи, беседа о правилах поведения в музее, знакомство с творчеством П. И. Чайковского, с его муз.
альбомом «Времена года». Разучивание песен и стихотворений о весне.
Методы и приёмы:
наглядный, практическая деятельность, вопросы к детям, использование художественной литературы, рассматривание пейзажей,альбомов о весне.
Материалы и оборудование:
стулья по количеству детей, музыкальный центр,
запись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» Апрель «Подснежник»,
экран, проектор, детские шумовые инструменты.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Дети входят в зал под музыку (в музыкальном зале находятся пейзажные и сюжетные картины о весне)
Воспитатель: дети, сегодня мы с вами посетим музей искусств.
А знаете, что такое музей? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А что мы можем увидеть в музее? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А какие музеи есть в нашем городе? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А мы с вами побываем в музее искусств, прямо в нашем зале. Здесь мы
встретимся с музыкой, живописью, поэзией. Предлагаю занять места в
в зрительном зале.
(ДЕТИ РАССАЖИВАЮТСЯ НА ПРИГОТОВЛЕННЫЕ МЕСТА)
II –ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: предлагает послушать стихотворение о музыке.
Воспитатель спрашивает детей, что вы можете сказать о стихотворении?
Ответы детей:
Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены,вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлют лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовёт нас за собой!
Вслед за нею можем сразу в дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок, у весны среди зимы…
Воспитатель: сейчас мы послушаем удивительную музыку русского
композитора П. И. Чайковского, постараемся представить, о
чём нам хочет рассказать музыка, какие картины нам рисуют звуки музыки.
СЛУШАНИЕ ФОНОГРАММЫ
П. И. Чайковский «Времена года» Апрель «Подснежник»
Музыкальный руководитель:
Примерные вопросы: - Какой характер музыки? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Какие картины природы в нашем воображении рисует эта му-
зыка? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- О каком времени года рассказывает нам композитор?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель: Все молодцы, все почувствовали характер и настроение музыки. А теперь я раскрою вам секрет. Это музыкальное произведение называется «Подснежник». Эта пьеса П. И. Чайковского. Что можно представить себе под эту музыку?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель: действительно можно увидеть, конечно, только в нашем воображении, белые облака,, бегущие по высокому синему небу, дуновение нежного ветерка. Услышать радостно поющих птиц, журча-
ние ручейка. Увидеть, как всё живое; трава, цветы, листочки просыпаются и тянутся к
солнцу. Как бабочки порхают над зеленеющим лугом.
Воспитатель: сейчас предлагаю вам рассмотреть сюжетные картины о весне. (на мольберт выставляются три сюжетные картины о разных периодах весны- начало, середина и конец весны)
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель: спрашивает детей о каком периоде весны может рассказать каждая картина, какие краски использовались, Как вы догадались, какая картина говорит о переходе весны в лето?
(Ответы детей)
Воспитатель: композитор П. И. Чайковский нарисовал картины весенней природы
звуками. А поэты изображают природу – стихами. Мы учили много стихов о весне.
Предлагаю их послушать.
Воспитатель предлагает желающим детям почитать стихи о весне.
Л. Аким «Апрель»
Л. Якинин «Подснежник»
Е. Трутнева «Весна»
Воспитатель: дети, а если у нас есть музыка и стихи, что может по-
лучиться? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Правильно, получится песня. Предлагаю спеть знако-
мую песню о весне.
Дети исполняют песню о весне.
ДИТИ РАССАЖИВАЮТСЯ НА СВОИ МЕСТА
Воспитатель: все виды искусства дружат между собой и помогают нам ярче представлять все происходящие в природе события. Мы послушали музыку о весне, поэты подарили нам свои прекрасные стихи о весне. Мы исполнили песню – результат дружбы поэта и композитора. А теперь приглашаю вас на выставку картин известных художников. Они красками расскажут нам об удивительном времени года – весна.
Показ слайдов
СЛАЙД 1 Исаак Левитан «БОЛЬШАЯ ВОДА»
СЛАЙД 2 Архип Куинджи «РАННЯЯ ВЕСНА»
СЛАЙД 3 Сергей Герасимов «СНОВА ВЕСНА»
СЛАЙД 4 Исаак Левитан «МАРТ»
СЛАЙД 5 Станислав Жуковский «ПОДСНЕЖНИКИ»
СЛАЙД 6 Василий Башкеев «ГОЛУБАЯ ВЕСНА»
СЛАЙД 7 Алексей Саврасов «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ: какая весна изображена на этих картинах – ранняя или
поздняя?
Как вы определили, что это ранняя весна?
Кто помнит пословицы с приметами ранней весны?
Какие краски использовали художники в своих работах?
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: сегодня мы узнали о том, как дружат все виды искусств, как они все вместе нам рассказали о весне и помогли нам лучше почувствовать весеннее настроение. Чем композитор рисует картины природы? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А художник? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А поэт? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель: заканчивается наше посещение музея искусств, но мы не прощаемся ни с музыкой, ни с литературой, ни с живописью. Мир искусства всегда рядом с нами. Благодаря миру искусств наша жизнь становится ярче и интереснее.
ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.