МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка» комбинированного вида»
Подготовила педагог-психолог: Старкова Т.С.
Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
* Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
Развивающие:
* Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать)
* Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь) .
* Развивать зрительно-моторную координацию.
* Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
* Развивать элементарные навыки самооценки.
* Развивать фантазию и воображение.
Воспитательные:
* Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.
* Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
Направление – развивающее;
Группа – подготовительная к школе;
Тема – «Психологическая подготовка детей к школе. Мы- будущие первоклассники».
Форма организации – фронтальная, парная.
Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.
Время реализации – 30 минут;
Количество детей – 8;
Учебно-методическое обеспечение:
* Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
* Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
* Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»;
* Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колокольчик, наборы предметных картинок, листы белой бумаги, простые карандаши.
На занятии применяются следующие технологии:
* Здоровьесберегающие,
* Информационно-коммуникативные,
* ТРИЗ.
Методы, используемые в работе с детьми:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
* Метод наглядной передачи;
* Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей) ;
* Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации) ;
2. Методы стимулирования и мотивации:
* Эмоциональные;
* Социальные;
* Игровые;
3. Методы контроля и самоконтроля:
* Самоконтроль и взаимоконтроль.
Содержание
Организационно-мотивационная часть (3 мин)
Ритуал приветствия. «Я рада тебя видеть».
Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.
Психолог: С чего мы начинаем наше занятие?
Ответы детей.
Психолог: Давайте поприветствуем каждый своего соседа справа с помощью этого мячика. Справа от меня стоит Варя, я передаю ей мячик со словами:»Варя, я рада видеть тебя сегодня на занятии.»
Тема нашего занятия «Мы- будущие первоклассники».Сегодня на занятии мы будем тренировать свое внимание, память, учиться думать, обобщать и разделять предметы, а так же работать в парах, учиться договариваться друг с другом. Всё это вам пригодится в школе.
Игровая ситуация «Мы первоклассники»
Цель: введение дошкольников в «школьный мир».
Развитие фантазии и воображения. Ребята, сегодня мы с вами пойдем в школу, мы будем первоклассниками, и у нас будет настоящий урок. Закрываем глаза.
«Звенит будильник. Ваша мама разбудила вас. Вы надеваете свою красивую школьную форму, берете портфель и с хорошим настроением идете в школу. Вот вы открываете школьную дверь, и звенит звонок».
Ребята с помощью своей фантазии перемещаются во времени и становятся первоклассниками. Звенит школьный звонок, начинается урок.
Основная часть (25 мин.)
(слайд 2-9) Игра «Четвертый лишний» (2 мин)
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.
Ребята находят лишнюю картинку и при этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.
Педагог-психолог: А теперь выполним задание «Из чего какой?» вам нужно закончить предложения по образцу:
(Слайд 10-16) Карандаш из дерева (какой?) – деревянный.
Педагог-психолог: Рюкзак из кожи (какой?) - …………
Дети: Кожаный.
Педагог-психолог: Линейка из пластмассы (какая?)- ………
Дети: Пластмассовая.
Педагог-психолог: Ножницы из металла (какие?) - ………
Дети: Металлические.
Педагог-психолог: Кастрюля из железа (какая?)-…
Дети: Железная.
Педагог-психолог: Кораблик из бумаги (какой?)-….
Дети: Бумажный.
Педагог-психолог: Горшок из глины (какой?)-…
Дети: Глиняный.
Педагог-психолог: Давайте с вами проведем мозговую гимнастику, нарисуем в воздухе обеими руками одновременно геометрические фигуры. Приготовились: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
Слайд 17 Упражнение «Внимание - рисуем! » (3 мин.)
Дети сидят за столами.
Цель: развитие зрительно-моторной координации и памяти детей.
Ребята в течение 3 секунд внимательно смотрят на фигуру, изображенную на экране, после того, как экран закрывается, дети рисуют подобную фигуру у себя на листе. После выполнения задания, дети обмениваются со своим соседом рабочим материалом и проверяют правильность выполнения задания. Правильно выполненная фигура фиксируется плюсом, выполненная не правильно минусом.
Физминутка «Пол – нос – потолок» (1 мин)
Дети стоят около своего рабочего места.
Цель: развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, снятие напряжения.
Психолог произносит слова (пол, нос, пололок) и показывает соответствующие слову места, дети должны быть предельно внимательны, т. к. психолог будет их путать и показывать не то, что называет.
- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!
ВЫ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ,
А ЗА МНОЮ ПОВТОРЯЙТЕ.
ДЕЛАЙТЕ, ЧТО Я СКАЖУ,
А НЕ ТО, ЧТО ПОКАЖУ.
Упражнение «Классификация» (3 мин.)
Дети сидят парами за столами.
Цель: развитие элементов логического мышления и способности к обобщению. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.
Перед детьми набор предметных картинок. Работая в парах им необходимо определить, по каким признакам можно разложить картинки на две группы. Затем, дети должны договориться и решить, кто по какому признаку раскладывает картинки, и разложить их.
После того, как дети выполняют задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание. Дети должны назвать признак, по которому, они раскладывали картинки.
Упражнение «Дышим через нос» (1 мин.)
Цель: формирование у детей умения и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья,
обогащение мозга кислородом, активизирование мыслительных процессов в коре головного мозга.
Ребята вдыхают воздух медленно через нос, выдыхают медленно через рот (губы сложены трубочкой) - 3 раза.
Медленный вдох через правую ноздрю (левая закрыта пальчиком, выдох через рот – 3 раза.
Медленный вдох через левую ноздрю (правая закрыта пальчиком, выдох через рот – 3 раза.
Медленный вдох через нос, выдох быстрый через рот с произношением звука «Ха» - 3 раза
(Слайд 18-23) Упражнение «Ребусы» (3 мин.)
Цель: Развитие логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать.
Психолог: Ребята, ребус — это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Сейчас вы будете разгадывать зашифрованные слова.
Релаксация «Замедленное движение”.
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время.
Педагог-психолог: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно.
(Слайд 24 )Упражнение «Найди отличия» (3 мин.)
Дети сидят на ковре перед экраном.
Цель: развитие зрительного внимания (его концентрации, устойчивости, развитие связной речи дошкольников, закрепление умения работать с интерактивной доской.
На экране две картинки. Ребята должны найти отличия между ними.
(Слайд 25-31) Гимнастика для глаз (тренажер Базарного В.Ф.) (1 мин.)
Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.
На экране с музыкальным сопровождение появляются геометрические фигуры, за которыми ребята внимательно следят.
(Слайд 32-41) Упражнение «Что изменилось? » (3 мин.)
Цель: Развитие памяти, внимания, речемыслительной деятельности, самостоятельности, совершенствование способности к переключению внимания.
(Слайд 42 ) Рефлексия «Моя Оценка» (2 мин.)
Цель: формирование элементарных навыков самооценки.
Ребята, наш «Школьный урок» завершается, сейчас каждый из вас поставит себе соответствующую оценку. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего.
Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось) .
Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились) .
Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось) .
Заключительная часть (2 мин.)
Игровая ситуация «Мы дошкольники» (1 мин.)
Цель: выведение детей из «мира школы», развитие фантазии и воображения.
Ребята закрываем глаза. Звенит школьный звонок, наш урок закончен. Сегодня каждый из вас выполнял разные задания, и был самым настоящим первоклассником. Вы собираете свой портфель и прощаетесь с одноклассниками. Вы с огромным нетерпением идете домой, чтобы поделиться с родителями своими школьными успехами.
А сейчас, мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду.
Игра «Спасибо за занятие»(ритуал прощания).
Цель: закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.
Ребята по кругу передают друг другу мяч и благодарят друг друга за занятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.