Виктор Франкл утверждал, что современный человек страдает от глубинного чувства утраты смысла жизни, и это чувство, соединяясь с ощущением пустоты, образует некий «экзистенциальный вакуум». И в особенности это касается детей и подростков.
Человек, поведение которого не регулируется инстинктами, как у животных, и традициями, как у людей старших поколений, утрачивает ясное представление о том, что ему нужно, и что он должен делать. В итоге он либо живет «по инерции» и хочет того же, что и все (конформизм), либо, будучи не в силах подчиниться общему мнению, переживает жесточайший «ноогенный
«…Самоубийство – мольба
о помощи, которую никто
не услышал…»
Р. Алеев
Виктор Франкл утверждал, что современный человек страдает от
глубинного чувства утраты смысла жизни, и это чувство, соединяясь с
ощущением пустоты, образует некий «экзистенциальный вакуум». И в
особенности это касается детей и подростков.
Человек, поведение которого не регулируется инстинктами, как у
животных, и традициями, как у людей старших поколений, утрачивает ясное
представление о том, что ему нужно, и что он должен делать. В итоге он либо
живет «по инерции» и хочет того же, что и все (конформизм), либо, будучи не в
силах подчиниться общему мнению, переживает жесточайший «ноогенный
невроз».1
Неврозы такого рода проистекают не из комплексов и конфликтов в
традиционном смысле слова, а из угрызений совести, из ценностных конфликтов
и – не в последнюю очередь – из экзистенциальной фрустрации, проявлением
которой может в том или ином случае выступать невротическая симптоматика и
склонность к суцициду.
Опрос студентов, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, выявил,
что в 85% случаев мотивом этого поступка был тот факт, что они больше не
видели в своей жизни никакого смысла; при этом 93% из них были физически и
психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном
согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и
имели все основания быть довольными своими академическими успехами и
личной жизнью.
Потеря смысла жизни является своеобразным «общим фоном» для суицидентов.
Это ощущение, от которого порой трудно избавиться даже психически
устойчивым и не склонным к самоубийству людям, постоянно сидит в головах
сотен тысяч подростков по всему миру. Возможно, это и не главная причина
самоубийств, но наряду с непониманием со стороны сверстников, проблемами в
учебе и неразделенной любовью фраза «я не вижу в своей жизни смысла»
встречается практически повсеместно.
1 Термин «ноогенный невроз» был также введен в психологию В.Э. ФранкломПочему?
«…Чтобы получить признание, тебе надо только умереть.
Посмотри на историю: кого ты там видишь?
Великих мертвецов.
Когда ты мертв, это становится интересно…»
Мультфильм из Интернета
вопрос «Почему?» чаще всего задают друзья и родственники
суицидентов.
А действительно, почему? Что заставляет молодых, физически здоровых и
с виду благополучных людей резать вены, глотать смертельные дозы таблеток,
вешаться и прыгать с крыш высотных домов?
Существует ряд причин, которые встречаются у подростковсуицидентов
наиболее часто:
Любовь.
1.
Всем известна история Ромео и Джульетты. Он любил ее, она – его, но
любви препятствовали враждующие родители, и влюбленные, не выдержав
разлуки, убили себя. Сколько таких ромео и джульетт в нашей стране? Вы бы
удивились, услышав эти цифры. Романтически настроенные юноши и девушки,
испытавшие первое разочарование в любви, имеют высокую склонность к
суициду. Причем, чаще всего они театрально обставляют свое самоубийство,
долго его планируют, продумывают предсмертные записки, и особенно заботятся
о том, чтобы после смерти их тела выглядели красиво.
Наиболее частые способы «любовного» самоубийства – самоотравление
(медикаментами или ядом) и перерезание вен.
Нередко способы самоубийства, совершенные на почве любовных неудач,
копируются из художественной литературы и фильмов.
В психологии это явление носит название «Синдрома Вертера» по имени
персонажа романа Гете «Страдания молодого Вертера». Этот роман в Германии
около 200 лет назад запрещался после возникновения вспышки суицидов у
молодых людей, которые читали этот роман и полностью копировали поведение
главного героя (перед смертью они одевались как Вертер, оставляли книгу
раскрытой на том месте, где описывалось самоубийство юноши). Зачастуюподобные самоубийства (а также парасуицид2 во всех его проявлениях) являются
способом шантажа и манипуляции объектом любви, попыткой
вызвать у него угрызения совести. Поэтому в предсмертных записках
(которые чаще всего являются одновременно стихами собственного сочинения),
суициденты обвиняют во всем своих возлюбленных, и сопровождают это
фразами типа «Вот я умру, и ты поймешь…».
Как считает японский суицидолог Ямамото Тэй, число самоубийств,
совершаемых именно изза неразделенной любви, в возрасте до 16 лет
составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой
причины резко сокращается.
К самоубийствам на почве любви можно также отнести суициды,
совершаемые изза смерти любимого человека. Подростки, отличающиеся
высоким уровнем эмоциональности и возбудимости, особенно тяжело
переживают смерть близких. Они нередко замыкаются в себе, становятся
нелюдимы и в результате могут выбрать добровольное расставание с жизнью.
Родители.
2.
Прежде всего, стоит сразу сказать, что невнимание со стороны
родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно
детских суицидов, и реже – подростковых, так как ценность родительского
внимания с возрастом утрачивается, и 1617летние подростки легче переносят
отрыв от родителей, чем дети младшего возраста.
Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда
ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше
внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает.
Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и
рождается новый малыш, которому, естественно, родители уделяют больше
внимания. А старшего сиблинга как бы лишают детства, заставляя его ухаживать
за младшим братом или сестрой.
Известны случаи, когда на этой почве убивали себя даже пятилетние
дети.
Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми,
поступки которых являются в какойто мере зеркалом, отражающим поведение
их отцов и матерей, а с самими родителями.
3.
Учеба
2 Парасуицид – несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на
достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. Парасуицид
объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий с низкой суицидальной
вероятностью.Учебный процесс и сложности, связанные с ним – достаточно
распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у
студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические
специальности (особенно часто – студенты физикоматематических институтов,
будущие программисты, генетики, химики и т.д.)
Вероятно, это происходит потому, что подобные специальности нередко
выбирают для себя люди замкнутые, неадаптивные, необщительные, в общем,
как говорят в студенческой среде, «ботаники».
Такие подростки, как правило, имеют высокий и очень высокий
коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди
сверстников.
Многие из них обретают себя в интернете, и получают свою «порцию»
любви, ненависти, дружбы и героизма в чатах и сетевых играх. Те же, у кого
такие «компенсаторные механизмы» и умение ослаблять фрустрацию,
неразвиты, нередко пытаются убить себя.
4.
Мода и подражание. Возможно, это покажется диким и странным,
но в последнее время самоубийство, особенно групповое, у молодых людей
вошло в моду. Особенно ярко эта тенденция просматривается в Японии, где
самоубийство в течение долгого времени считалось мужественным поступком и
возводилось в ранг искусства. Молодые японцы встречаются на интернетсайтах,
посвященных суициду, и договариваются между собой о том, как, когда и где им
добровольно перейти границу между жизнью и смертью. Подобные случаи
фиксировались и в нескольких европейских странах (Германия, Швеция,
Голландия).
Вообще стоит сказать, что массовая культура современности всячески
способствует этой «смертельной моде». Создается бесчисленное множество
кинофильмов и книг на эту тему, рокзвезды, вроде застрелившегося лидера
группы «Нирвана» Курта Кобейна, личность которого возведена в ранг культа
молодыми декадентами, также являются отличным примером для подражания.
Те, кто убивает себя, по какойто неизвестной причине, в нашем обществе
приобретают ранг непризнанных гениев, и вызывают у подростков желание
следовать их примеру.
Одиночество
5.
Чувство одиночества – весьма частая причина суицидальных попыток и
завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике
неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. Порой они даже
переживают своеобразный феномен – «одиночество в толпе», когда их
окружают толпы людей, и вроде все знакомы, и никто не желает зла, но… Они
безгранично одиноки. Точнее, чувствуют себя таковыми. За этим чувством
тянется и постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка, и
что с ним вообще чтото «не так».Еще одна особенность, способная усугубить эту причину, кроется в
структуре детских и молодежных компаний. Дети и подростки, объединяясь в
группы по какомулибо признаку (даже если просто живут в одном дворе),
становятся весьма жестокими. Поэтому частенько подростки, и без того забитые,
становятся изгоями и объектами для насмешек, что, конечно, тоже играет
немалую роль в решении ребенка или подростка добровольно уйти из жизни.
Что интересно, именно такие «изгои» чаще всего самостоятельно
обращаются в центры психологической помощи, и пытаются найти поддержку и
понимание там.
Психические заболевания и расстройства личности.
6.
До недавнего времени считалось, что суицидальное поведение абсолютно
всегда является следствием психических расстройств. Безусловно, едва ли
можно считать это утверждение правильным, хотя рациональное зерно все же
есть. Отклонения в психике человека могут вызвать суицидальное поведение, но
это далеко не главная причина.
Другие причины те группы суицидов, которые едва ли можно назвать
они имеют место и присущи именно
широко распространенными, но
подростковым самоубийствам.
Юбилейные самоубийства.
Дети и подростки, зачастую склонные к
демонстративной театральности, нередко совершают самоубийства в особую
дату и при особых условиях. Можно было бы отнести этот тип самоубийств к
подражательным, но небольшая разница все же есть – акцент идет именно на
дату и время, причем иногда – с точностью до минуты. В этой главе уже был
упомянут фронтмэн группы «Nirvana» Курт Кобейн, так вот его поступок вызвал
целую волну юбилейных суицидов в Америке. Подростки уходили из жизни
самыми разными способами, но именно в эту дату, что и пояснялось в
традиционной предсмертной записке.
Самоубийстваубийства. К классу самоубийствубийств можно отнести те
случаи, когда подросток не только убивает себя, но и забирает с собой на тот
свет парутройку, а то и десятокдругой одноклассников, или даже свою семью,
или просто людей, которых он ненавидит. Это опять же тенденция,
свойственная, в первую очередь, для Америки. Что и говорить, только недавно в
США отгремел скандал, когда молодой человек, кореец по национальности, убил
около двух десятков своих одноклассников, а затем и себя. Причем он смог
свободно приобрести два пистолета (один из них – крупнокалиберный!), не имея
при этом даже гражданства США. В нескольких предсмертных посланиях он
мотивировал это тем, что ненавидит «богатеньких сынков богатеньких
родителей», с которыми ему приходится учиться в колледже.Самоубийства,
связанные с неизлечимыми
заболеваниями,
неполноценностью, уродствами. Как правило, у подростков формируется крайне
болезненное отношение как к своей внешности, так и к внешности сверстников. И
врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут
опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников. Причем такие
издевательства зачастую даже поощряются родителями других детей, мол, «не
дружи с Ваней, он же урод и больной». И те несчастные, которым адресованы
эти слова, не в силах вынести гонения и преодолеть чувство отчаяния, могут
выбрать добровольный уход из жизни. Хотя нередко такое отношение делает их
только сильнее, закаляет духовно и учит бороться с людским скотством, и
доказывать всем тем, кто здоров и счастлив, но любит поупражняться в
остроумии над слабыми, что именно они и есть неполноценные, но не в
физическом, а в моральном плане.
Самоубийства, связанные с недовольством собой Подростковый комплекс
неполноценности может спровоцировать суицидальное поведение не только у
подростков с физическими недостатками, но и у здоровых, полноценных детей.
Это звучит как бред, но только недавно я наткнулась в прессе на заметку о том,
что двенадцатилетняя девочка покончила с собой изза того, что родители
заставили ее носить скобки на зубах. Кстати, эта причина гораздо чаще
встречается у девочек, чем у мальчиков.
Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным
сектам. Подростки, ищущие себя, нередко попадают в сети религиозных сект.
Как это происходит, и что такие организации способны сделать с
человеком, особенно юным, наивным и растерянным, говорить не стоит – на эту
тему существует множество публикаций в прессе и серьезных научных работ. В
частности, знаменитый на всю Америку сектовед Стив Хассен, который сам в
молодости являлся адептом корейской секты Муна, написал несколько
интересных работ о тоталитарных религиозных сообществах. Его книги, кстати, в
большинстве американских сектантских ячеек запрещены к прочтению и
хранению под угрозой страшной кары и изгнания. Так вот, Хассен приводит
множество примеров того, как лидеры сект способны доводить массы людей до
суицида только для того, чтобы заполучить их имущество.
А подростков, жаждущих обрести спасение в речах харизматичных
лидеров сект, на этой скользкой дорожке и подавно ожидает страшная
опасность, потому что ради своей секты подросток вполне способен на любые,
даже самые ужасны действия. Причем не только по отношению к себе, но и к
другим людям. Известен случай, когда один из совсем молодых адептов японской
секты Аум Сенрикё был послан в центр Токио с бомбой в рюкзачке. Он долженбыл не только умереть сам, но и забрать жизни тех людей, которые по чистой
случайности оказались рядом. Однако, об этой акции узнали городские власти, и
теракт удалось предотвратить.
На этом хотелось бы завершить краткую характеристику вероятных причин
подростковых суицидов. Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины
могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в
менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество
беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краю бездны).
Если далее рассматривать механизм развития суицидального поведения,
то можно сказать, что после того, как на ребенка воздействует травмирующая
ситуация, в ответ на нее, естественно, возникает и реакция. И А.Г. Абрумова,
долгое время занимавшаяся изучением суицидального поведения, выделила ряд
эмоциональных реакций, которые наиболее часто приводят к суициду.
«…Если плохо, в жизни нет цели, желаний, стремления…
Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится
главным вопросом…»
Альбер Камю
Словосочетание «склонность к суициду» не приговор, не ярлык и не
клеймо. Порой для того, чтобы избавиться от этой склонности, подростку
достаточно малой толики внимания со стороны других людей.
Однако, в большинстве случаев предотвращение суицида это деликатная
и длительная работа с запутавшимся, находящимся на грани отчаяния
подростком.
Специалисты, работающие с такими подростками, разработали ряд
методик, позволяющих помочь ребенку справиться с желанием покинуть этот
мир, вселить в него надежду на завтрашний день, уважение к себе и любовь к
жизни.
Терапия склонных к суициду подростков, в зависимости от результатов
описанных выше диагностических методик, может быть групповой, семейной и
индивидуальной.
Особое значение при выборе вида терапии имеет анализ причин, по
которым ребенок хочет уйти из жизни. Если это – проблемы в семье, то
безусловно, следует выбрать семейную терапию, и вести работу со всеми без
исключения членами семьи. Если это трудности в общении со сверстниками, то
выбор следует сделать в пользу групповой психотерапии.Однако самым лучшим вариантом терапии суицидально настроенного
ребенка является все же индивидуальная работа3.
общие направления коррекционных мероприятий:
Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;
Уменьшение психологической зависимости от причины,
повлекшей
суицидальное поведение;
Формирование компенсаторных механизмов поведения
Формирование адекватного отношения к жизни и смерти
Обучение социальным навыкам и умению преодолевать стресс
Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания
Увеличение уровня самоконтроля
Коррекция направленности личности
Повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной
личности
Выработка мотивации на достижение успеха
Работая во всех обозначенных направлениях, специалистпсихолог, при условии
достаточного доверия со стороны подростка, вполне может вернуть ему желание
жить.
Профилактические мероприятия:
1. Обучение врачейпсихиатров, психотерапевтов, психологов по вопросам
профилактики совершения суицидов и реабилитации совершивших суицидальные
попытки.
2. Проведение обучающих семинаров для педагогов, психологов, социальных
работников общеобразовательных учреждений.
3. Разработка «памяток» для родителей и педагогов о ранних признаках и
симптомах физического и эмоционального истощения несовершеннолетних,
которые могут привести к суицидальной попытке.
4. Проведение родительских собраний в общеобразовательных учреждениях на
тему: «Подростковый суицид, актуальность вопроса»
5. Размещение информации о работе телефонов доверия на баннерах, в
средствах массовой информации, на листовках, календариках и т.д.
6. Информационноконсультативная работа врача – психиатра, психотерапевта,
психолога с родителями и педагогами несовершеннолетних, совершивших
суицидальные попытки.
7. Тематические статьи в прессе и выступления в телеэфире с учетом данной
тематики.
3 Все описанные виды терапии можно эффективно сочетать между собой8. Разработка и внедрение целевой программы «Суицидология» на 20102012
годы в городе Сургуте и Сургутском районе.