Вариант 3
Ситуация 1
В центре социальных услуг в результате болезни одного социального работника, дела его клиентов были переданы одному из коллег. Коллега же работе с этими клиентами стал критиковать методы работы заболевшего сотрудника при его клиентах.
Вопросы и задания:
Дайте оценку действиям этого социального работника.
Как записано в кодексе, «социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических и физических недостатков, а также исключить предпочтение, привилегии отдельным категориям населения». Социальный работник - связующее звено в цепочке: общество-семья-личность. Общественная ответственность социального работника располагает необходимыми ресурсами для того, чтобы осуществить право человека на достойную жизнь. Нравственная сторона деятельности социального работника особенно значима в условиях, когда общество не располагает необходимыми ресурсами в обеспечении права человека на достойную жизнь. Это обстоятельство чревато возможностью «потери» социального идеала, который на всём протяжении русской истории формировался в народном сознании. Этический кодекс социального работника, являющийся профессиональным моральным сознанием, выступает морально-нравственной основой профессиональной деятельности социальных работников.
Деонтологические основы социальной работы Понятие "деонтология" (от гр. deonthos - нужное, должное; logos - слово, понятие, учение) ввёл английский философ-утилитарист Бентам. Этот термин использовался Бентамом для обозначения теории морали в целом.
Позднее за этим понятием закрепился иной смысл. Под деонтологией стали понимать раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Эти разделы этического знания существуют не только в теоретической этике, но занимают важное место в любой профессиональной этике.
В этом смысле деонтологию можно выделить как относительно самостоятельный раздел в этике социальной работы. Деонтология социальной работы – это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и клиентами социальной службы.
Профессиональная деятельность не сводится к механическому выполнению профессиональных обязанностей. Обязанности должны стать моральным долгом, профессионал должен выполнять их по внутреннему убеждению.
Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством
В Конституции Российской Федерации записано, что главной целью государства является обеспечение блага его граждан. Существует много направлений в деятельности государства по достижению этой цели. Одно из них – это создание института социальной работы. На этот институт возложена задача оказания помощи особой категории граждан, имеющих объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих жизненных прав. В отличие от деятельности других государственных чиновников социальный работник решает проблемы, исходя из личностных качеств клиентов, проявляющихся в частных ситуациях.
Итак, долг социального работника состоит в том, чтобы все свои профессиональные знания, душевные качества использовать для выполнения государственной социальной политики.
Современное развитие государственной социальной политики свидетельствует о том, что государство не готово к тому, чтобы взять всю ответственность за благополучие всех граждан. Дефицит ресурсов не позволяет пока это сделать. Однако дело не всегда заключается в недостатке ресурсов.
Социальный работник должен участвовать в определении социальной политики, принимать участие в её корректировке, исходя из реальных проблем, которые он знает не понаслышке.
На социального работника возложена не только ответственность за действия и последствия действий самого социального работника, но и ответственность за деятельность его клиента.
Социальный работник не только должен помочь клиенту в решении его проблем, но и помочь активизировать свою жизнедеятельность. Социальный работник должен способствовать максимально активному участию самого клиента в решении своих проблем. Необходимо направить активность клиентов в нужное русло. При этом важная роль должна отводиться изменению ценностных установок личности, когда бы они ориентировались не на получение пособия, а на личностное развитие.
Итак, социальный работник должен добиваться улучшения моральной и социальной ситуации в обществе.
Долг и ответственность социального работника перед профессией Профессия социального работника в нашей стране – молодая. Если первые законодательные акты о подготовке социальных работников США, Великобритании, других странах Западной Европы стали появляться в конце века, и в начале 20 века была развёрнута широкая подготовка социальных работников, то в России начало этим процессам было положено в конце века. Безусловно, в настоящее время широкие слои населения имеют скудную информацию о том, что уже сделано профессионалами в этой области для граждан, проживающих в России.
Престиж профессии в значительной мере зависит от того, каково отношение к ней у государства, как государство оплачивает труд социальных работников, что напрямую зависит от качества социальной политики. Поэтому важную роль в повышении престижа профессии будут иметь социальнополитические преобразования, имеющие целью обеспечить каждого гражданина достойной социальной защищённостью.
Во многом престиж профессии, определяемый отношением к ней клиентов (всего населения), также зависит от содержания социальной политики государства. Если государство берёт курс на построение государства с социально-ориентированной экономикой, то это будет служить объективным фактором повышения престижа профессии социального работника.
Однако во многом престиж профессии во все времена зависит также от отношения к этой профессии каждого из представителей профессиональной группы. Престиж профессии – это престиж её представителей, которые своей деятельностью способствуют росту авторитета профессии в обществе. Поучительным было бы перенять идею протестантского сознания об отношении к работе, о которой писал М. Вебер. Священным долгом для себя должен считать каждый человек, занятый той или иной профессией - максимальное усердие в ней. Деятельность социальных работников, способствующая развитию авторитета профессии, складывается из следующих составляющих:
1. Квалифицированная практическая работа, основанная на профессиональных знаниях, которые постоянно пополняются. Социальный работник, как записано в кодексе, должен основывать свою деятельность «на профессиональных знаниях» и быть «всегда в курсе новых профессиональных знаний». Как следует из этого положения, профессионализм (глубокое владение знаниями и практическими умениями) рассматривается в этическом кодексе как требование, наполненное нравственным смыслом. Более того, в профессиональной деятельности не допускается возможности работать, как говорится «спустя рукава». В международном этическом кодексе категорически утверждается, что социальный работник обязан все свои знания и навыки реализовывать в практической деятельности.
Безусловно, профессиональные знания и навыки не могут быть получены «раз и навсегда». Они могут устаревать, что обусловливает необходимость в их своевременной критической оценке. Важным профессиональным качеством социального работника является стремление к развитию и совершенствованию своих знаний, методов социальной работы. Наличие такого качества вменяется в обязанность социальному работнику профессиональноэтическим кодексом. Социальный работник должен владеть методами получения новых знаний, обладать способностью к аналитической деятельности, к творческому осмыслению существующей теории и практики социальной работы.
2. Наличие моральной ответственности не только за свой участок работы, но и за деятельность организации, в которой социальный работник трудится. Это достигается благодаря участию социальных работников в коллективных формах ведения социальной работы. Такие формы работы позволяют обмениваться теоретическими знаниями и практическим опытом. Социальный работник всегда является представителем какой-либо организации и, следовательно, выполняет те задачи, реализует те цели, которые выработаны этой организацией. Не случайно в отечественном кодексе содержится указание – различать «заявления и действия», к которым прибегает социальный работник, на те, которые делаются им как частным лицом и как представителем профессии. Как представитель профессии, социальный работник несёт личную ответственность за политику своей организации. Наличие моральной ответственности за деятельность своей организации от нюдь не означает наличие в ней «круговой поруки», так как социальному работнику вменяется в обязанность «работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации», повышением эффективности той службы, в которой он работает.
3. Недопущение неквалифицированной и запрещённой практики социальной работы.
Социальный работник должен использовать все возможные средства для того, чтобы в профессиональной деятельности утверждать профессионально-этические и правовые принципы. Соответствие профессиональной деятельности этим принципам является свидетельством того, что практика социальной работы не может считаться неквалифицированной и запрещённой. (Рассмотрение правовых основ социальной работы является самостоятельной проблемой, которая выходит за пределы данного исследования).
Какие требования вытекают из принципа недопущения неквалифицированной практики социальной работы.
Первое, что нельзя не отметить: как правило, неквалифицированная практика социальной работы может быть преодолена, благодаря конструктивной критике некомпетентных действий своих коллег. Критические оценки должны способствовать развитию и совершенствованию форм и методов социальной работы. Если же критика не является продуктивной, то обязанность социального работника состоит в том, чтобы «предпринимать действия по соответствующим каналам против неэтичного поведения своих коллег». Тем самым здесь выражено второе требование, позволяющее не допустить неквалифицированную практику социальной работы.
Участие в добросовестной рекламе и информационных кампаниях, формирующих положительное общественное мнение о достойных представителях этой профессии, а также о социальном её предназначении. Важность этого требования обусловлена повышением роли средств массовой информации в обществе. Нельзя переоценить роль радио, телевидения, газет в нашей жизни. Социальный работник, способствуя повышения авторитета профессии, должен использовать эти источники информации в целях рекламы, а также продвижения информационных материалов о деятельности социальных служб, о лучших представителях профессии. Признание обществом высокого статуса профессии имеет не только моральное значение. Это может способствовать положительному влиянию на приток лучших представителей молодёжи в профессию.
Однако это направление деятельности социального работника предполагает соблюдение определённых этических требований. Прежде всего, это касается соблюдения нормы запрета на недобросовестную рекламу, в которой искажается квалификация, компетентность, результаты социальной практики. При этом в отдельных случаях, когда в средствах массовой информации появляется несправедливая критика профессии, то задачей социального работника является защита профессии.
Долг и ответственность социального работника перед коллегами Социальная работа всегда является делом всего коллектива социальных работников. Поддержание коллектива – это профессиональный долг социального работника. Коллектив – это ближайшая среда, в которой действует социальный работник. В коллективе он развивает свои качества, получает поддержку, защиту личного достоинства.
Коллектив социальных работников состоит из людей, различающихся по возрасту, полу, интересам, нравственным идеалам. Объединяющим началом социальных работников в коллективе должны быть цели и задачи коллектива, методы и средства работы, разделяемые его членами. Социальная работа может быть успешной только в "команде", так как многие проблемы решаются только в масштабе организации либо с привлечением специалистов из других организаций.
Работа в единой команде, в коллективе требует реализации следующих принципов:
1) подчинение целям коллектива, выражающим профессионально значимые ценности социальной работы;
2) обеспечение согласованных действий в выполнении этих целей;
3) ответственность за деятельность команды, предполагающая необходимость критического отношения к негативным явлениям в деятельности коллег.
В профессионально-этическом кодексе утверждается необходимость «выстраивать» отношения между коллегами на принципах уважения, честности, вежливости. Если первые два принципа характеризуют сущность нравственных отношений, то вежливость – внешнюю форму взаимоотношений.
Этические нормы социального работника по отношению к коллегам включают в себя требования, следование которым позволяет не допустить либо успешно преодолеть (разрешить) моральные конфликты в коллективе.
Опыт организации социальных служб в нашей стране свидетельствует о том, что большая часть их сотрудников – это женщины. Это обстоятельство, пожалуй, в большей степени, чем для других профессий, обусловливает важность в кодексе тех требований, соблюдение которых создавало бы наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Разработчики кодекса в этой связи придают важность тому, чтобы определить, на какой основе должно существовать общение между коллегами. Этой основой являются профессиональные интересы и убеждения. Укреплять профессиональные отношения с коллегами можно только на этой основе.
Продуктивность профессиональных взаимоотношений предполагает также, с одной стороны, уважать доверие коллег, а, с другой стороны, оказывать помощь коллегам в осуществлении профессионально компетентных действий. Формами такой помощи является поддержание, например, в кабинетах, где осуществляется приём клиентов несколькими социальными ра ботниками, таких ситуаций, которые бы проявлением вежливости, тактичности по отношению друг к другу и к клиентам.
Значимость уважения к коллегам невозможно переоценить (я уже специально останавливалась на его роли в социальной работе). Почтительное отношение к коллегам, основанное на признании их точки зрения, их творческих находках не только укрепляют отношения между коллегами, но делают возможным распространение их опыта, что способствует более эффективному ведению социальной работы. Не малую роль в признании достоинств коллеги играет отсутствие зависти, чувства досады, вызванного профессиональными успехами коллеги.
Отсутствие зависти позволит не только честно оценивать квалификацию другого человека, но и не позволит использовать в укреплении своих позиций, средства, далёкие от морали. Например, использование конфликта между руководителем и клиентом в своих корыстных целях. Более того, нравственной является позиция, когда необходимо защищать коллегу, с которым обходятся несправедливо.
Уважение, честность, беспристрасность, как записано в кодексе, должны проявляться также в случаях, когда социальному работнику приходится замещать коллегу. Это должно обеспечить такие действия, которые осуществляются в «интересах репутации того, кого замещают». При этом социальный работник не может без необходимого согласования с коллегой взять на себя ответственность за его клиента, работая с клиентом коллеги как со своим «собственным».
Кодекс социального работника также несёт в себе регламентацию требований к взаимоотношениям между коллегами для тех ситуаций, когда один из коллег выступает в роли эксперта, руководителя, наставника. В этих случаях (как и в случаях приёма на работу) также необходимы проявления уважения, деликатности, вежливости, даже, если действия социального работника заслуживает критики (если предстоит отказать в приёме на работу). Профессиональная честность, проявляемая в этих ситуациях, состоит в оценке деятельности коллег на основе «чётко сформулированных критериев», а также доведения оценок до коллег в доброжелательной, «спокойной, деликатной и беспристрастной форме».
Ситуация 2
В подготовительной группе на занятии по развитию речи воспитатель попросила назвать детей пословицы и поговорки, которые они знают. Среди воспитанников была девочка-немка Анина. Иван вспомнил пословицу: «Что русскому - хорошо, то немцу - смерть». Анина попросила объяснить, что значит эта пословица.
Вопросы и задания:
Просим Вас высказать соответствующую точку зрения, отразить свой взгляд на данную проблему, где главным действующим лицом является социальный педагог.
Социальный педагог может рассказать о русском суровом климате, который для немцев, живущих в Европе, действительно, непривычен, а может и губителен, так как климат России имеет особую дифференциацию, несравнимую ни с одной другой страной мира. Это объясняется широкой протяжённостью страны по Евразии, неоднородностью расположения водоёмов и большим разнообразием рельефа: от высокогорных пиков до равнин, лежащих ниже уровня моря.
Россия преимущественно расположена в средних и высоких широтах. Благодаря чему погодные условия на большей части страны суровые, смена времён года происходит чётко, а зимы продолжительные и морозные. А Германия расположена в умеренной зоне. Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. Русские привычны к условиям русской зимы, а немцы не приспособлены к ней. Таким образом, Анина будет удовлетворена ответом, и Иван поймёт смысл этой поговорки в соответствии с возрастом.
С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?
Педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.
Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.
Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.
Реальный педагогический процесс полон неожиданностей. В нем часто возникают ситуации, когда социальный педагог стоит перед необходимостью принять решение с учетом этнокультурной толерантности и возрастно - психологического развития детей.
Представьте себя на его месте и опишите, как бы Вы действовали.
Если можно, то приведите обоснование Ваших действий (ответ выслать в печатном виде).
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Большое воспитательное воздействие учителя на детей связано с тем, что педагог с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения в младших классах.
Младший
школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования
личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и
сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид
деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к
ученику.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения,
происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться
общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего,
они импульсивны – склонны незамедлительно действовать, не подумав и не взвесив
всех обстоятельств, по случайным поводам.
Возрастной
особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не
обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления
трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный
возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший
школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего
развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для
коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста,
необходимо активно воспитывать этническую толерантность.
Рекомендуется использовать три основных пути:
- в процессе изучения всех предметов
- через междисциплинарные связи
- в виде специальных курсов и занятий
Воспитание
толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но
главная нагрузка и ответственность в работе с детьми ложится именно на образовательную
среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов,
вожатых и др.
Им в этом труднейшем деле остро необходимы:
-информация
о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;
-представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания,
-толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного
и профессионального.
В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся
выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков
межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться
посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора,
деловых и ролевых игр и др. Формами формирования этнической толерантности являются
индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти
взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (лекции,
семинары, дискуссии, конференции), стихийными или частично организованными
(семейные отношения, отношения со сверстниками и взрослыми, игровая и трудовая
деятельность, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные
учреждения призваны давать достоверные знания, направленные на формирование
позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам.
Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование: межпредметное
(включает национально-региональный компонент в содержание образования путем
равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным
предметам); модульное (реализуется посредством включения в учебные дисциплины
гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное
своеобразие народов); монопредметное (предполагает углубленное
изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др.
как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели
учебных предметах); комплексное (реализуется в виде интегрированных
курсов, в которых аспекты национальных культур представлены в единстве и
взаимосвязи); дополняющее (осуществляется в ходе
внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий).
Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности
во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической
толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда
психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический
процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего
школьного возраста. Вся система учебно-воспитательной работы, все
педагогические средства влияют на формирование этого
качества. При организации работы по воспитанию толерантности
необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка,
особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав
коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их
причины; культурные особенности окружающей среды.
Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.
Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:
Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
Прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по прозвищам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.
Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.
Нужно проанализировать педагогические ситуации.
Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию.
Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.
Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.
Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения подобных случаев.. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?
Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем,объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.
Ситуация 3
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: - «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, которые сидят справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Вопросы и задания:
Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
Педагог учитывает приемы, основанные на педагогическом общении учителя и учащихся, общения учащихся между собой (оценочные обращения учителя, создание ситуации успеха, оказание своевременной помощи, поддержка начинаний);
приемы побуждения к учению, учитывающие внутри коллективные отношения в классе (планирование, выполнение, обсуждение совместной деятельности, опора на общественное мнение).
Создание ситуации успеха
Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и т. п.
Очень стимулирует учащихся принцип открытых перспектив, который открывает всем школьникам дорогу к успеху в учебе. Исходя из данного принципа, любому ученику в любое время позволительно исправить свою отметку. Этот подход возможен, когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе, т. е. на каждом уроке все ученики опрашиваются и получают отметки. Если же наполнение отметок в журнале небольшое, то такой подход снизит интенсивность работы учащихся, которые могут рассуждать следующим образом: "Если вызовут, и я получу плохую отметку, то я ее исправлю. Поэтому можно не всегда готовить уроки". В такой ситуации учащиеся вряд ли будут готовиться к каждому уроку.
Таким образом, принцип открытых перспектив лучше стимулирует учебную деятельность учащихся, когда на каждом уроке каждый ученик имеет возможность ответить или выполнить, то или иное задание педагога.
Один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка.
Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки.
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.
Оценка должна быть:
Объективной
Адекватной
Мотивированной
Мотивированной
Стимулирующей
Дифференцированной
Заинтересованной
Выразительной
Понятной
Уважительной
поощрение
Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной. При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:
- Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.
- Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
- В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить последних – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одноклассников.
- Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
Метод группового давления
Групповое давление со стороны одноклассников вынуждает ученика поступать требуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей и отношений в учебном коллективе.
Четкое понимание педагогом структуры внутригрупповых отношений в классе и места в ней проблемного ученика, знание групповой морали и ценностей в данном учебном коллективе позволяют воздействовать на него не непосредственно, а через группу. Метод группового давления реализуется только на высоких уровнях развития учебного коллектива, когда возрастает роль группового порицания или одобрения. Это не означает, что педагог полностью перестает прямо влиять на учащихся; он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия. В учебной ситуации метод группового давления фактически сложно применить, т. к. он имеет сугубо воспитательную направленность. Тем не менее, критика или восторженные оценки одноклассников могут поспособствовать тому, что лентяй может чудесным образом преобразиться в пытливого и "жадного" до знаний ученика.
Личность
учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную
мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то
есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к
педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким
профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать
на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников,
уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и
любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
Педагогические ситуации
К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести:
1) ситуации стимулирования;
2)ситуации выбора;
3) ситуации успеха;
4) конфликтные ситуации;
5) проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;
6) ситуации риска;
7) ситуации критики и самокритики;
8) ситуации помощи и взаимопомощи;
9) ситуации угрозы наказания;
10) ситуации самооценки;
11) ситуации общения;
12) ситуации подчинения;
13) ситуации убеждения;
14) ситуации обвинений и выдержки;
15) ситуации быстрого переключения в работе и общении;
16) ситуации соревнования и соперничества;
17) ситуации сопереживания;
18) ситуации проявления невнимания;
19)ситуации ограничения;
20) игровые ситуации;
21) ситуации ответственных решений;
22) ситуации освоения новых способов деятельности;
23) ситуации выражения веры и доверия;
24) ситуации предъявления требований;
25) тренинговые ситуации;
26) ситуация расхолаживания дисциплиныи дезорганизации.
Стимулировать – значит подталкивать, побуждать ученика к чему–либо. Так уж он устроен, что без постоянных напоминаний, внутренних или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится. Было время, когда нерадивое отношение к учению расценивалось как простая лень и для преодоления ее применялось такое же простое средство – принуждение в различных формах, в том числе и телесные наказания. Нынешний ребенок, как свободная, независимая личность, защищенная правами, требует иного подхода.
Учение для школьника – трудное дело. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Нередко оказывается, что умом он все понимает, но его интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда он ищет и находит оправдание для выбора более привлекательных для него занятий. В этом случае все решают правильно подобранные стимулы. Выбор и применение их в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. Знание ребенка, его потребностей и желаний – ключ к правильному решению всех проблем.
На вопрос, что любят дети и чего они хотят, С.Т. Шацкий отвечает так:
«У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта…
…Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать…
Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего «я“ и огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества…
…Дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением…
…Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности»
Поняв это, нам не придется прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга забот, устремлений, здоровой природы подрастающего человека. Все ошибки происходят оттого, что учитель иногда не интересуется подлинными мотивами поведения ученика, скользит по поверхности событий, принимает во внимание лишь внешние и часто случайные акты поведения. Может ли он добиться устойчивого успеха, подобрать адекватные стимулы и правильно их применить? Вряд ли. Призыв изучать учеников приобретает новый смысл – изучать, чтобы найти и правильно использовать адекватные стимулы.
…
Подытоживая, подчеркнем, какое громадное значение имеет для ученика начальной школы осторожное и мягкое подталкивание – стимулирование. Учитель будет настойчиво изучать желания детей, чтобы находить способы стимулирования, исходя из их природы.
Стимулы, которые мы советуем находить и применять учителям (рис. 6), опираются на деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определенных действий, исключают открытое давление и грубое принуждение. Итак:
Опираться на желания. Чего хочет ученик – главный вопрос для учителя. Надо понять, что важно не только то, чего желаем мы, но и то, чего хочет ученик. Не будем пытаться его переделывать: он не виноват в своих желаниях. Вспомните великий принцип природосообразности – все в соответствии с природой. Потому лишь изменяйте направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.
Сравнивайте, приводите примеры. В рассказе А. Чехова «Дома» повествуется о мальчике, который начал курить. На него не действовали ни просьбы, ни уговоры отца: он пропускал все это мимо ушей. Но когда отец рассказал ему сказку, в которой счастливый принц из–за курения заболел и умер и его царство погибло, мальчик неожиданно заявил, что больше «никогда не будет курить».
Заставляйте учеников страстно чего–то желать. Пусть даже это будут поначалу желания, которые не совсем согласуются с вашими намерениями. Главное, чтобы они возникли и вы смогли бы опереться на них. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с инфантилизмом: желания детей смутны и неопределенны, порой их нет совсем. Нужно подталкивать своих питомцев к нормальным человеческим желаниям, формировать их смутные стремления в прагматические (деловые, жизненные) потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные стимулы для мобилизации их усилий.
Пытайтесь понять. Понять – значит простить, гласит библейская мудрость. Кому же понять ученика, как не учителю? Нет школьников, ничем не интересующихся. И хотя это давно всем известная истина, учитывать их интересы мы так и не научились. Установлено, что от 20 до 50 % школьников либо вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо они расплывчаты, аморфны, случайны, относятся к эпизодическим, репродуктивным интересам, требующим постоянного возбуждения (А.К. Дусавицкий). Но есть множество других интересов – к деньгам, играм, превосходству, лидерству, успеху. Еще есть врожденная любознательность, природные наклонности. Их почему–то называют побочными. Но именно широта интересов характеризует нормально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе. Есть множество способов обратить «побочные» интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей к яркому образу, красивой форме. Интеллект ведь связан с непосредственными побуждениями, и школьник ищет более привлекательную форму. Идти от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда появится больше шансов заинтересовать учеников.
Надо говорить о том, что интересует детей. Точнее с этого начинать. Проявлять уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ученики. Не боятся признать свою неосведомленность в некоторых вопросах, пусть дети станут вашим «учителем». Учтите, что человека его собственное имя интересует больше, чем все другие имена во всем мире вместе взятые, говорит Д. Карнеги. Мы видим, что и школьники, несмотря на всевозможные запреты, оставляют свои имена (теперь чаще прозвища), где придется: на партах, деревьях, автобусных остановках. Используем эту страсть в качестве стимула. Писать крупными буквами на классной доске, на плакатах и стендах имена в чем–то отличившихся ребят, и у нас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, своим предметом.
Можно ли перенести этот прием на подростков?
Этот прием также будет действенен для подростков.
«Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».
Важное средство формирования личности школьника — педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении. Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др., изменяет человека к лучшему. Психологи, в частности А.Г. Ковалев, предлагают следующие правила оценки личности:
• положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;
• неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки;
• глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования;
• глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.
Наиболее целесообразны:
• парциальная положительная оценка, так что в итоге личность гордится своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем осознает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях;
• парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей. Прямая (с названием фамилии) и косвенная (без указания имени) оценки эффективны, если:
• ученик добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе и творчеству и т.д. (можно объявить об этом на общешкольной линейке, по школьному радио и т.д.);
• ученик допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то надо указать сам факт нарушения, не называя фамилии школьника. И в первом, и во втором случаях ученики будут благодарны вам за справедливую оценку.
«Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована). Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Не всякая работа в коллективе по существу своему коллективная. В группе часто бывают задания по индивидуальным вариантам, фронтальные, рассчитанные на всех, однако и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых связей и отношений. Другое дело — задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласовываться с действиями других и быть ориентированными не на себя, а на достижение общего успеха. А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, специально создавал для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все) для выполнения повседневных будничных дел. В таких небольших отрядах (2-5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались важные организационные качества человека — способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существование самого коллектива. Можно рекомендовать следующие формы совместной деятельности на практических и лабораторных занятиях: парная работа в микрогруппах, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе. При этом необходимо соблюдать следующие условия: • сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп; • нужен специальный дидактический и учебный материал (книги, задачники, тексты, раздаточный материал и т.д.), с которыми школьники могли бы работать самостоятельно. Преподаватель должен настроить группу на активный творческий коллективный поиск. Подсчеты ученых показывают, что введение формы коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно увеличивает количество деловых общений в коллективе, при этом значительно расширяются взаимопомощь, доброжелательность: одни оказывают помощь добровольно, а другие принимают ее охотно. Однако педагогу надо исключать условия, при которых можно паразитировать за счет других. (38) Если ни один школьник не отлынивает от дела и не прикрывается успехами своих товарищей, значит группа — зрелый трудоспособный коллектив. Процесс формирования личности более интенсивно можно продолжить в рамках общественно-организационной, трудовой, спортивной, культурно-массовой деятельности. Опираясь на передовую форму организации людей — совместную взаимозависимость в деятельности, группе школьников можно доверять решение важных вопросов: оказание взаимопомощи в учебе; формирование групп и трудовых отрядов на летний и осенний периоды, подведение итогов трудового семестра, организацию разновозрастных отрядов по месту жительства, шефства над малышами.
3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и технологии её создании в практической деятельности учителей.
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли этом школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеятся на его светлое будущее.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Здесь
важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам
успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен
организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство
самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день.. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков - реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие.
Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.