«Новые формы воспитательных практик»
Зайцева Инна Борисовна
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 10
Ставропольский край
г. Ессентуки
2023 г.
Введение.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Необходимо просто найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру», вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес до окончания школы.
В своей работе придерживаюсь нескольких истин, чтобы сделать мир детей красочным и ярким.
• Отдых –
значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха.
Отдых должен быть и активным, в любимых занятиях.
• Самостоятельность – не надо делать и думать за
ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами
организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но
самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.
• Коллективизм – любое дело для всех и для
каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.
•
Творчество – ищи в новом старое, в старом-старое, в новом–новое.
• Польза – выбирай дела на пользу всем и
каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
• Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.
Начальная школа закладывает фундамент процесса социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми.
В этом нам очень помог проект «Орлята России», который мы успешно реализуем в этом году.
Проект «Орлята России» помогает ориентировать ребёнка на преобразование мира к лучшему уже с раннего возраста. Мы с ребятами на протяжении всего учебного года выполняем задания по разным направлениям, трудимся вместе со своими родителями. Именно это взаимодействие в рамках Проекта помогает школьникам с ранних лет лучше социализироваться, воспитывать в себе лидерские качества, активно включаться в жизнь класса, школы и страны, решать учебные задачи совместно с мамами и папами, а также повышать уровень знаний в разных сферах.
Проект даёт ребятам возможность проявить себя не только в коллективном, но и в личностном формате, учит самостоятельности, поддерживает инициативность и стремление побеждать.
Главным принципом участия в Проекте стали такие условия: всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Структура построения проекта предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность проекта, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Цель проекта:
Формирование у ребёнка младшего школьного социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8 . Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность
В первом полугодии мы познакомились с треками «Орлёнок – эколог», «Орлёнок –эрудит», «Орлёнок – Мастер», «Орлёнок – Лидер» и «Орлёнок – Доброволец».
Проходя трек «Орлёнок –эколог» ребята участвовали в сборе макулатуры, который осуществляют уже в третий раз. На вырученные деньги купили саженцы деревьев и высадили на территории школы.
Орлята –эрудиты соревновались в разгадывании кроссвордов, а также приняли участие в игре «Что? Где? Когда?».
Орлята-мастера стали участниками подготовки класса своей школы к новогоднему празднику. Состоялись встречи и знакомства с мастерами различных профессий: ребята смогли заочно посетить фабрику фарфора в г. Кисловодске, узнать о развитии ремёсел и промышленности своего родного края. Также смогли показать себя мастерами театрального искусства, разыграв осетинскую сказку «Что дороже» в теневом театре.
Орлята-добровольцы смогли узнать о добровольчестве и волонтёрстве, познакомились с историей тимуровцев, прочитали повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», приняли участие в ряде добрых дел: изготовление кормушек и помощь птицам зимой, посещение бывшего учителя нашей школы и волонтера в своё время Пименовой Татьяны Григорьевны. А также писали письма и собирали посылки для солдат СВО.
Орлята – лидеры смогли побывать на «Классных встречах» учеников нашей школы и послушать рассказы лучших учеников – лидеров в разных областях. Значение «орлятского движения» в том, что оно на всероссийском уровне объединяет младших школьников вокруг традиционных ценностей народов нашей страны: любовь к Родине, к семье, сохранение добрых семейных традиций, умение приходить на помощь, быть добрым, бережно относиться к природе, ко всему, что нас окружает.
Это движение помогает ребятам ощущать себя вовлеченными в важные социальные проекты, помогает сформировать активную жизненную позицию. Участвуя в «орлятском движении», ребята чувствуют важность своей деятельности, а увидев положительный результат, стремятся идти дальше и развиваться. А вместе с этим – становиться лучше, добрее, активнее. Школьники понимают, что деятельность орлят очень важна и нужна России, и очень ответственно относятся к поручениям, полученным в рамках этой программы, стремятся их выполнить аккуратно и своевременно. А это, как я считаю, залог формирования ответственного гражданина страны с активной жизненной позицией.
Основная часть.
В рамках проекта «Орлята России» в треке «Орлёнок – эколог» было проведено воспитательное мероприятие.
Тема – «Сдай макулатуру - спаси дерево».
В настоящее время, как никогда раньше, перед всей планетой стоит вопрос о срочной необходимости изменения человеческого отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения, формирование экологического сознания обучающихся, привлечение внимания обучающихся и их родителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды, к важности сбора макулатуры.
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому было выбрано это воспитательное мероприятие, на котором выяснили, что:
- использование вторичного бумажного сырья поможет сохранить не только леса, но и сэкономить экономические и водные ресурсы планеты.
- переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов.
- можно купить саженцы на вырученные деньги от сдачи макулатуры и высадить их на территории школы для озеленения двора.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 10-11 -летних учащихся 4А класса МБОУ СОШ № 10.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Сдай макулатуру - спаси дерево» имеет особое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Воспитательной программой класса является программа, основанная на курсе «Юный эколог», включающая такие разделы как: «Что такое экология?», «Город, в котором мы живем», «Охрана растений своего региона», «Мы - защитники природы». Изучение этих разделов тесно связано с учебными предметами « Окружающий мир», «Литературное чтение», « Технология».
При реализации данной программы используются следующие формы: экскурсии по родному городу, классные часы, посвященные охране растений нашего региона, беседы по правилам поведения в природе, творческие конкурсы (конкурс рисунков «Мой город», изготовление поделок из природного материала), сбор макулатуры.
Таким образом, интегрирование воспитательной программы класса направлено на глубокое изучение экологических проблем на нашей планете.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: формирование экологического сознания обучающихся, привлечение внимания обучающихся и их родителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды, к важности сбора макулатуры.
Задачи:
Образовательная:
-мотивировать детский коллектив к формированию гражданско-личностной позиции по вопросам бережного отношения к окружающей среде;
- вести информационно-просветительскую работу по сокращению вырубки леса за счёт сбора макулатуры;
Развивающая:
развивать у детей устную речь, память, внимание, любознательность, воображение, эстетический вкус и творческое мышление у учащихся, расширять кругозор;
Воспитательная:
воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе).
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма, любви к природе.
Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в коллективе.
Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия: беседа по вопросам на опорные знания, практическое занятие (сбор макулатуры, изготовление плакатов, высадка саженцев)
Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-коммуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
- словесный (эвристическая беседа, выразительное чтение);
- наглядный (просмотр презентации)
- практический метод (изготовление плакатов, высадка саженцев).
и приёмы:
- игровые технологии, коллективная работа.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
К материально-техническим относится наличие ноутбука, колонки, проектор, интерактивная доска, наглядный материал, глобус, макулатура, саженцы березы, лопаты.
ТСО: проектор, экран, ноутбук, колонки.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной методике учит формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к экологическим проблемам нашей планеты, а также позволяет проявить творческий подход в благоустройстве школьного двора.
1. Основная часть
1. 1.
-Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.
-Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы, подбирает игры и стихи, продумывает содержание презентации. Детям дается задание подготовить рисунки и плакаты, призывающие собирать макулатуру.
- При подготовке к внеклассному мероприятию была заранее собрана макулатура, сдана на пункт приема и на вырученные деньги куплены саженцы деревьев и кустов.
1.2. Ход воспитательного мероприятия
- Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
- Учащиеся отвечают на вопросы, сообщают подготовленный материал.
- Учитель помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – озеленение школьного двора.
2. Разработка внеклассного мероприятия «Сдай макулатуру - спаси дерево».
Цель: формирование экологического сознания обучающихся, привлечение внимания обучающихся и их родителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды, к важности сбора макулатуры.
Задачи:
Образовательная:
-мотивировать детский коллектив к формированию гражданско-личностной позиции по вопросам бережного отношения к окружающей среде;
- вести информационно-просветительскую работу по сокращению вырубки леса за счёт сбора макулатуры;
Развивающая:
развивать у детей устную речь, память, внимание, любознательность, воображение, расширять кругозор;
развивать эстетический вкус и творческое мышление у учащихся;
Воспитательная:
воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе).
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма, любви к природе.
Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.
Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
Материально - техническое обеспечение: ноутбук, колонки, проектор, интерактивная доска, наглядный материал, костюм ёлочки, глобус, макулатура, саженцы березы, лопаты.
Ход мероприятия
«Встал утром, умылся,
приведи в порядок себя
и свою планету»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
1. Приветствие. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет интересное занятие, приготовились к работе?
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Как вы думаете, ребята, кто это мог бы быть? (Солнышко)
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
2. Определение темы и цели воспитательного мероприятия. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как… Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать и вместе мы узнаем тему нашего классного часа.
1) Голубой шатёр
Весь мир накрыл. (небо)
2) Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся. (солнце)
3) Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (дерево)
4) Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)
5) Есть на свете один дом,
Мы все вместе в нём живём.
Солнце, воздух и вода
Окружают нас всегда. (Земля)
Какие отгадки у вас получились? (Небо, солнце, дерево, ручей, Земля) Что это? (Всё это - природа)
III. Основная часть.
1. Беседа.
Учитель: Ребята, разные науки изучают природу. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека.
Мы живём в огромном прекрасном мире, в мире дивной природы и удивительных людей!
Мир, в котором мы живём,
Светлый и чудесный,
Ярким солнечным лучом
Обогреет всех нас.
Мир, в котором мы живём,
Солнышком нас греет.
Чтоб уютно было в нём,
Стань к нему добрее!
Давайте ребята попробуем ответить на вопросы:
-Что
такое природа?
- Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?
Ответы учащихся:
- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом
зверей и птиц.
- Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений.
Послушайте стихотворение:
Человек и природа
Про природу люди
Перестали думать.
Разрушают, портят,
Убивают, мутят.
И зверей, и птиц
Жестоко убивают.
Мусором, отходами
Речки загрязняют!
Как же это так? Разве это правда? Правда, но не все люди такие. Ребята, вы любите природу?
2.Игровая технология. Игра «Да-нет»
Если я приду в лесок и
сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр, и
тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, всё правильно ответили. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
3.Физминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4.Беседа на тему: «Сохрани дерево»
А знаете ли вы, что для производства бумаги в мире ежегодно вырубается более 125 млн. деревьев - это целый огромный лес!
Новую бумагу также можно изготовить из макулатуры, которую вы все сдали. А чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать примерно 80-100 кг бумаги для вторичной переработки.
Елочка пришла к нам в гости.
Она всех нас очень просит
Лес зеленый не рубить,
Жизнь деревьям сохранить!
Давайте же её послушаем.
Елочка (девочка в костюме ёлочки)
Я расту у вас в лесу.
Людям пользу я несу.
Выделяю кислород
День за днём из года в год.
Не рубите Вы меня.
Долго жить мечтаю я!
Лес зелёный нужен нам!
Помогу дышать я Вам!
Жить хочу я! Помогите!
Вы бумагу принесите.
Вместе мы её сдадим,
Лес зелёный сохраним!
Учитель: Ребята, как вы думаете, спасли мы хотя бы одно дерево от вырубки?
Дети: Да!
Елочка:
Вас я всех благодарю
И улыбку Вам дарю!
Вы меня спасли сейчас,
Буду радовать я Вас!
Помогу я Вам дышать,
Кислород смогу Вам дать!
Всем огромное спасибо
Я хочу сейчас сказать!
Лозунг «Собери макулатуру – спаси дерево» известен всем, только
каждый вкладывает в него свои эмоции и чувства. Кто-то готов тут же
заняться столь важным делом, а кто-то будет и дальше мириться с тем, что
вырубают леса ради бумаги, когда часть ее можно сделать из вторсырья.
Как известно, основной материал, из которого производится бумага –
дерево. Чтоб произвести бумагу надо вырубить множество деревьев, которые
росли долгие годы.
К тому же, чтоб вырастить хорошее дерево нужно ждать 50 лет. Массовая вырубка насаждений приведет к большим негативным последствиям. Поэтому очень необходимо сдавать макулатуру!
Сначала всю сданную макулатуру рассортируют на бумагу и картон, затем она пойдет в переработку. На предприятии ее измельчат, смешают с водой до получения однородной полужидкой массы, мылом и специальными
растворителями из нее вымоют типографскую краску. Затем из массы удалят
проволочные скобки, клей, частицы пластиков, минеральные частицы грязи. Очищенная масса сформируется в бумажную ленту.
Вам, ребята, было дано задание, собрать и принести макулатуру. Вы молодцы, все справились с этим заданием. В прошлом году мы сдали 102 кг, а в этом -200 кг макулатуры, а значит, спасли целых 4 дерева. На вырученные деньги ваши родители приобрели саженцы, которые мы посадим сегодня на территории школы.
IV. Практическая работа.
Дети с плакатами и рисунками « Сдай макулатуру – спаси дерево» проводят акцию, призывающую сдавать макулатуру. После этого высаживают саженцы берёзок на территории школы.
Звучит песня «Твори добро».
V. Итог занятия. Рефлексия.
- А в заключении, я хочу, чтобы вы все подержали этот хрупкий шар –модель Земли (глобус).
Я обнял глобус -
В руках моих материки
мне тихо шепчут «Береги»
и птиц и рыб я слышу всех,
тебя мы просим человек
ты обещай нам и не лги,
как старший брат нас береги.
-Понравился вам классный час?
-Чем он вам понравился?
-Что нового узнали?
-Что надо делать, чтобы природа не погибла?
И закончить классный час хочу красивыми словами Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.