«Новые формы воспитательных практик»
Оценка 4.7

«Новые формы воспитательных практик»

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитание
1 кл—4 кл
26.12.2023
«Новые формы воспитательных практик»
«Новые формы воспитательных практик по программе "Орлята России"
Статья .docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                  «Новые формы воспитательных практик»

 

 

 

 

 

 

Зайцева Инна Борисовна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 10

 

 

 

 

Ставропольский край

г. Ессентуки

2023 г.

 

 

 

Введение.

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.                                    

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Необходимо просто найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру», вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес до окончания  школы. 

В своей работе придерживаюсь нескольких истин, чтобы сделать мир детей красочным и  ярким.

• Отдых – значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха. Отдых должен быть и активным, в любимых  занятиях.
• Самостоятельность – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают  сами.
• Коллективизм – любое дело для всех и для каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.

• Творчество – ищи в новом старое, в старом-старое, в новом–новое.
•   Польза – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.

• Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.  

Начальная школа закладывает фундамент процесса социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми.

В этом нам очень помог проект «Орлята России», который мы успешно реализуем в этом году.

Проект «Орлята России» помогает ориентировать ребёнка на преобразование мира к лучшему уже с раннего возраста. Мы с ребятами на протяжении всего учебного года выполняем задания по разным направлениям, трудимся вместе со своими родителями. Именно это взаимодействие в рамках Проекта помогает школьникам с ранних лет лучше социализироваться, воспитывать в себе лидерские качества, активно включаться в жизнь класса, школы и страны, решать учебные задачи совместно с мамами и папами, а также повышать уровень знаний в разных сферах. 

Проект  даёт ребятам возможность проявить себя не только в коллективном, но и в личностном формате, учит самостоятельности, поддерживает инициативность и стремление побеждать. 

Главным принципом участия в Проекте стали такие условия: всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!

Структура построения проекта предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность проекта, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.

Цель проекта:

Формирование у ребёнка младшего школьного социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему

Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой

Родине, общности граждан нашей страны, России.

2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего

народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.

3.Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.

5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать

интерес к физической культуре.

6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и

потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.

7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного

отношения к окружающему миру.

8 . Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,

поисковую и исследовательскую деятельность

В первом полугодии мы познакомились с треками «Орлёнок – эколог», «Орлёнок –эрудит», «Орлёнок – Мастер», «Орлёнок – Лидер» и «Орлёнок – Доброволец».

Проходя трек «Орлёнок –эколог» ребята участвовали в сборе макулатуры, который осуществляют уже в третий раз. На вырученные деньги купили саженцы деревьев и высадили на территории школы.

Орлята –эрудиты соревновались в разгадывании кроссвордов, а также приняли участие в игре «Что? Где? Когда?».

Орлята-мастера стали участниками подготовки класса своей школы к новогоднему празднику. Состоялись встречи и знакомства с мастерами различных профессий: ребята смогли заочно посетить фабрику фарфора в г. Кисловодске, узнать о развитии ремёсел и промышленности своего родного края. Также смогли показать себя мастерами театрального искусства, разыграв осетинскую сказку «Что дороже» в теневом театре.

Орлята-добровольцы смогли узнать о добровольчестве и волонтёрстве, познакомились с историей тимуровцев, прочитали повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», приняли участие в ряде добрых дел: изготовление кормушек и помощь птицам зимой, посещение бывшего учителя нашей школы и волонтера в своё время Пименовой Татьяны Григорьевны.  А также писали письма и собирали посылки для солдат СВО.

Орлята – лидеры смогли побывать на «Классных встречах» учеников нашей школы и послушать рассказы лучших учеников – лидеров в разных областях. Значение «орлятского движения» в том, что оно на всероссийском уровне объединяет младших школьников вокруг традиционных ценностей народов нашей страны: любовь к Родине, к семье, сохранение добрых семейных традиций, умение приходить на помощь, быть добрым, бережно относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Это движение помогает ребятам ощущать себя вовлеченными в важные социальные проекты, помогает сформировать активную жизненную позицию.  Участвуя в «орлятском движении», ребята чувствуют важность своей деятельности, а увидев положительный результат, стремятся идти дальше и развиваться. А вместе с этим – становиться лучше, добрее, активнее. Школьники понимают, что деятельность орлят очень важна и нужна России, и очень ответственно относятся к поручениям, полученным в рамках этой программы, стремятся их выполнить аккуратно и своевременно. А это, как я считаю, залог формирования ответственного гражданина страны с активной жизненной позицией.

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

В рамках проекта «Орлята России»  в треке «Орлёнок – эколог» было проведено воспитательное мероприятие.

Тема – «Сдай макулатуру - спаси дерево».

В настоящее время, как никогда раньше, перед всей планетой стоит вопрос о срочной необходимости изменения человеческого отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения, формирование экологического сознания обучающихся, привлечение внимания обучающихся и их родителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды, к важности сбора макулатуры.

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому было выбрано это воспитательное мероприятие, на котором выяснили, что:

-  использование вторичного бумажного сырья поможет сохранить не только леса, но и сэкономить экономические и водные ресурсы планеты.

-  переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов.

 - можно купить саженцы на вырученные деньги от сдачи макулатуры  и высадить  их на территории школы для озеленения двора.

 Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 10-11 -летних учащихся 4А класса МБОУ СОШ № 10.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Сдай макулатуру - спаси дерево» имеет особое  значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Воспитательной программой класса является программа, основанная на курсе «Юный эколог», включающая такие  разделы как: «Что такое экология?», «Город, в котором мы живем», «Охрана растений своего региона»,  «Мы - защитники природы». Изучение этих разделов тесно связано с учебными предметами « Окружающий мир»,  «Литературное чтение»,  « Технология».

При реализации данной программы используются следующие формы: экскурсии по родному городу, классные часы, посвященные охране растений нашего региона, беседы по правилам поведения в природе, творческие конкурсы (конкурс рисунков «Мой город», изготовление поделок из природного материала), сбор макулатуры.

Таким образом, интегрирование  воспитательной программы  класса направлено на  глубокое изучение экологических проблем на нашей планете. 

 

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: формирование экологического сознания обучающихся, привлечение внимания обучающихся и их родителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды, к важности сбора макулатуры.

Задачи:

Образовательная:

-мотивировать детский коллектив к формированию гражданско-личностной позиции по вопросам бережного отношения к окружающей среде;

- вести информационно-просветительскую работу по сокращению вырубки леса за счёт сбора макулатуры;

Развивающая:

развивать у детей устную речь, память, внимание, любознательность, воображение,  эстетический  вкус и творческое мышление у учащихся, расширять кругозор;

Воспитательная:

воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе).

 

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма, любви к природе.

Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в коллективе.

Метапредметные УУД: проявляют интерес  к новой информации; развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия: беседа по вопросам на опорные знания, практическое занятие (сбор макулатуры, изготовление плакатов, высадка саженцев)

Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-коммуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся.

Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:

- словесный (эвристическая беседа, выразительное чтение);

- наглядный (просмотр презентации)

- практический метод (изготовление плакатов, высадка саженцев).

 и приёмы:

- игровые технологии,  коллективная работа.

 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.

К материально-техническим относится наличие ноутбука, колонки, проектор, интерактивная доска, наглядный материал, глобус, макулатура, саженцы березы, лопаты.

ТСО:  проектор, экран, ноутбук, колонки.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Работа по данной методике  учит формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к экологическим проблемам нашей планеты, а также позволяет проявить творческий подход в благоустройстве  школьного двора.

1.        Основная часть

1. 1.

-Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться. 

-Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы, подбирает игры и стихи, продумывает содержание презентации.  Детям дается задание подготовить рисунки и плакаты, призывающие собирать макулатуру.

- При подготовке к внеклассному мероприятию была заранее собрана макулатура, сдана на пункт приема и на вырученные деньги куплены саженцы деревьев и кустов.

1.2. Ход воспитательного мероприятия

- Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

- Учащиеся отвечают на вопросы, сообщают подготовленный материал.

- Учитель помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – озеленение школьного двора.

2. Разработка внеклассного мероприятия «Сдай макулатуру - спаси дерево».

Цель: формирование экологического сознания обучающихся, привлечение внимания обучающихся и их родителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды, к важности сбора макулатуры.

Задачи:

Образовательная:

-мотивировать детский коллектив к формированию гражданско-личностной позиции по вопросам бережного отношения к окружающей среде;

- вести информационно-просветительскую работу по сокращению вырубки леса за счёт сбора макулатуры;

Развивающая:

развивать у детей устную речь, память, внимание, любознательность, воображение, расширять кругозор;

развивать эстетический  вкус и творческое мышление у учащихся;

Воспитательная:

воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе).

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма, любви к природе.

Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.

Метапредметные УУД: проявляют интерес  к новой информации; развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.

Материально - техническое обеспечение: ноутбук, колонки, проектор, интерактивная доска, наглядный материал, костюм ёлочки, глобус, макулатура, саженцы березы, лопаты.

                                              

 

 

Ход мероприятия

«Встал утром, умылся,

приведи в порядок себя

 и свою планету»

  (Антуан де Сент-Экзюпери)

1. Приветствие. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет интересное занятие, приготовились к работе?

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Как вы думаете, ребята, кто это мог бы быть? (Солнышко)

Это солнце заглянуло

Будто лучик протянуло

Тонкий лучик золотой

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

2. Определение темы и цели воспитательного мероприятия. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как… Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать и вместе мы узнаем тему нашего классного часа.

1) Голубой шатёр

Весь мир накрыл. (небо)

2) Шар воздушный золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся. (солнце)

3) Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

4) Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ручей)

5) Есть на свете один дом,

Мы все вместе в нём живём.

Солнце, воздух и вода

Окружают нас всегда. (Земля)

 Какие отгадки у вас получились? (Небо, солнце, дерево, ручей, Земля) Что это? (Всё это - природа)

III. Основная часть.
1. Беседа.

Учитель: Ребята, разные науки изучают природу. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и  человека.

Мы живём в огромном прекрасном мире, в мире дивной природы и удивительных людей!

Мир, в котором мы живём,

Светлый и чудесный,

Ярким солнечным лучом

Обогреет всех нас.

Мир, в котором мы живём,

Солнышком нас греет.

Чтоб уютно было в нём,

Стань к нему добрее!

Давайте ребята попробуем  ответить на вопросы:

-Что такое природа?
- Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

Ответы учащихся:

- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом

зверей и птиц.

- Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений.

Послушайте стихотворение:

Человек и природа

Про природу люди

Перестали думать.

Разрушают, портят,

Убивают, мутят.

И зверей, и птиц

Жестоко убивают.

Мусором, отходами

Речки  загрязняют!

Как же это так? Разве это правда?  Правда, но не все люди такие. Ребята, вы любите природу?

2.Игровая технология.  Игра «Да-нет»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) 
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет) 
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) 
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)  

Если разведу костёр, и тушить не буду? (нет) 
Если сильно насорю и убрать забуду (нет) 
Если мусор уберу, банку закопаю (да) 
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы, всё правильно ответили. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. 

3.Физминутка:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше. 

 4.Беседа на тему: «Сохрани дерево»

А знаете ли вы, что для производства бумаги в мире ежегодно вырубается более 125 млн. деревьев - это целый огромный лес!

Новую бумагу также можно изготовить из макулатуры, которую вы все сдали. А чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать примерно 80-100 кг бумаги для вторичной переработки.

Елочка пришла к нам в гости.

Она всех нас очень просит

Лес зеленый не рубить,

Жизнь деревьям сохранить!

Давайте же её послушаем.                                                        

Елочка (девочка в костюме ёлочки)

Я расту у вас в лесу.

Людям пользу я несу.

Выделяю кислород

День за днём из года в год.

Не рубите Вы меня.

Долго жить мечтаю я!

Лес зелёный нужен нам!

Помогу дышать я Вам!

Жить хочу я! Помогите!

Вы бумагу принесите.

Вместе мы её сдадим,

Лес зелёный сохраним!

Учитель: Ребята, как вы думаете, спасли мы хотя бы одно дерево от вырубки?

Дети: Да!

Елочка:

Вас я всех благодарю

И улыбку Вам дарю!

Вы меня спасли сейчас,

Буду радовать я Вас!

Помогу я Вам дышать,

Кислород смогу Вам дать!

Всем огромное спасибо

Я хочу сейчас сказать!

Лозунг «Собери макулатуру – спаси дерево» известен всем, только

каждый вкладывает в него свои эмоции и чувства. Кто-то готов тут же

заняться столь важным делом, а кто-то будет и дальше мириться с тем, что

вырубают леса ради бумаги, когда часть ее можно сделать из вторсырья.

Как известно, основной материал, из которого производится бумага –

дерево. Чтоб произвести бумагу надо вырубить множество деревьев, которые

росли долгие годы.

К тому же, чтоб вырастить хорошее дерево нужно ждать 50 лет. Массовая вырубка насаждений приведет к большим негативным последствиям. Поэтому очень необходимо сдавать макулатуру!

Сначала всю сданную макулатуру рассортируют на бумагу и картон, затем она пойдет в переработку. На предприятии ее измельчат, смешают с водой до получения однородной полужидкой массы, мылом и специальными

растворителями из нее вымоют типографскую краску. Затем из массы удалят

проволочные скобки, клей, частицы пластиков, минеральные частицы грязи. Очищенная масса сформируется в бумажную ленту.

Вам, ребята, было дано задание, собрать и принести макулатуру. Вы молодцы, все справились с этим заданием. В прошлом году мы сдали 102 кг, а в этом -200 кг макулатуры, а значит, спасли целых 4 дерева. На вырученные деньги ваши родители приобрели саженцы, которые мы посадим сегодня на территории школы.

IV. Практическая работа.

Дети с плакатами и рисунками « Сдай макулатуру – спаси дерево» проводят акцию, призывающую сдавать макулатуру. После этого высаживают саженцы берёзок на территории школы.

Звучит песня  «Твори добро».

 

   

     

 

 

 

 

 

V. Итог занятия. Рефлексия. 

  - А в заключении, я хочу, чтобы вы все подержали этот хрупкий шар –модель Земли (глобус).

Я обнял глобус -

В руках моих материки

мне тихо шепчут «Береги»

 и птиц и рыб я слышу всех,

 тебя мы просим человек

 ты обещай нам и не лги,

 как старший брат нас береги.

 

-Понравился вам классный час?

-Чем он вам понравился?

-Что нового узнали?

-Что надо делать, чтобы природа не погибла?

 

И закончить классный час хочу красивыми словами Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!                                      

 


 

Новые формы воспитательных практик»

Новые формы воспитательных практик»

Введение. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени…

Введение. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени…

Проект «Орлята России» помогает ориентировать ребёнка на преобразование мира к лучшему уже с раннего возраста

Проект «Орлята России» помогает ориентировать ребёнка на преобразование мира к лучшему уже с раннего возраста

Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности

Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности

Также смогли показать себя мастерами театрального искусства, разыграв осетинскую сказку «Что дороже» в теневом театре

Также смогли показать себя мастерами театрального искусства, разыграв осетинскую сказку «Что дороже» в теневом театре

Основная часть. В рамках проекта «Орлята

Основная часть. В рамках проекта «Орлята

Мы - защитники природы ». Изучение этих разделов тесно связано с учебными предметами «

Мы - защитники природы ». Изучение этих разделов тесно связано с учебными предметами «

Планируемые результаты: Личностные

Планируемые результаты: Личностные

К материально-техническим относится наличие ноутбука, колонки, проектор, интерактивная доска, наглядный материал, глобус, макулатура, саженцы березы, лопаты

К материально-техническим относится наличие ноутбука, колонки, проектор, интерактивная доска, наглядный материал, глобус, макулатура, саженцы березы, лопаты

Задачи: Образовательная: - мотивировать детский коллектив к формированию гражданско-личностной позиции по вопросам бережного отношения к окружающей среде; - вести информационно-просветительскую работу по сокращению вырубки леса…

Задачи: Образовательная: - мотивировать детский коллектив к формированию гражданско-личностной позиции по вопросам бережного отношения к окружающей среде; - вести информационно-просветительскую работу по сокращению вырубки леса…

Антуан де Сент-Экзюпери) 1.

Антуан де Сент-Экзюпери) 1.

Его весной и летом Мы видели одетым,

Его весной и летом Мы видели одетым,

Мир, в котором мы живём, Солнышком нас греет

Мир, в котором мы живём, Солнышком нас греет

Если мусор уберу, банку закопаю (да)

Если мусор уберу, банку закопаю (да)

Жить хочу я! Помогите! Вы бумагу принесите

Жить хочу я! Помогите! Вы бумагу принесите

Очищенная масса сформируется в бумажную ленту

Очищенная масса сформируется в бумажную ленту

«Новые формы воспитательных практик»

«Новые формы воспитательных практик»

V . Итог занятия. Рефлексия. -

V . Итог занятия. Рефлексия. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2023