Новые педагогические технологии в обучении профессиональным навыкам

Новые педагогические технологии в обучении профессиональным навыкам

Медиа
docx
01.12.2019
Новые педагогические технологии в обучении профессиональным навыкам
доклад.docx

Новые педагогические технологии в обучении профессиональным навыкам

Учитель начальных классов Мадрахимова Нилуфар Ибрагимовна, Туракурган

«Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

а совокупность социально значимых свойств человека;

система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

а система деятельности осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

осознание окружающего мира и себя в нем;

система потребностей;

а совокупность способностей, творческих возможностей;

совокупность реакций на внешние условия и т.д.» (Г.К.Селевко). Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к

созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка.

Понятие «педагогическая технология», прочно вошедшее в научный обиход, имеет различное толкование (В.П.Беспалько, В.М.Шепель, И.П.Волков, Мчошанов, М.В.Кларин, Г.К.Селевко и др.). Вместе с тем, все определения имеют единое стержневое начало, которое содержится, на наш взгляд, в следующей дефиниции:

«Педагогические технологии - это сложные и открытые системы предметов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями; концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося» '.

На сегодняшний день широко известны технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технология проблемного модульного обучения М.Чошанова, технология модульного обучения П.И.Третьякова, К.Вазиной, технологии В.М.Монахова, В.П.Беспалько и многих других ученых.

Эффективность технологического подхода к обучению доказана рядом исследований, проводимых в разных странах мира (США, Великобритании, Бельгии, России и др.).

Новые педагогические технологии

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики на первый план выдвигаются педагогические технологии.

( Понятие «технология». С греч.яз. techne – мастерство, а logos – учение, т.е. дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве».)

Причинами выбора являются следующие:


  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;

  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету


А педагогические технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации,  гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

▲ они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их
самостоятельность;

А обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу;

  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

  • чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.


Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития филиала и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология» и взаимодействие терминов «методика», «дидактика».

Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращаются всё наше столетие.

Эволюция понятия «педагогическая технология» отражена в работе В.И.Боголюбова: «Педагогическая технология: эволюция понятия».

Начало поиска и разработка теоретических основ педагогических технологий была сделана Бабанским, Беспалько.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная ) технология». Это понятие не имеет общепринятого и однозначного толкования.

Некоторые трактовки-« Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок, определяющих набор, способов ,приемов обучения, воспитательных средств. Или -это совокупность приемов и методов.

Технология - совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мас­терстве, искусстве.

Педагогическая технология-это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих набор, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом техни­ческих и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые составляют сущность педагогической технологии:


  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и


для чего);


  • должно способствовать отбору и структуре содержания (что);

  • оптимальной организации учебного процесса (как);

  • методам, приёмам и средствам обучения (с помощью чего);

  • учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителя (кто);

  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).


Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии, являются:

  • диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

  • экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

  • корректируемость предполагает возможность постоянной
    оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на чётко определённые цели;

  • визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных пособий.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)