Современные
педагогические технологии в начальной школе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Учителя, родители, руководители
образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в
школах с переходом на новые образовательные стандарты. Учитель начальной школы
решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся
личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают
теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов «Начальной
школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях,
методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках
ведущей является идея развивающего обучения. Пути повышения эффективности
обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения
активно разрабатываются на основе использования последних достижений
психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и
воспитания детей. Одним из важных направлений решения названных проблем
являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
«Технология» — это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо,
мастерстве, искусстве (толковый словарь). Понятие «педагогическая технология»
может быть представлена тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально -описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально -действенным:
осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование
всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким
образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки,
исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов,
принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального
процесса обучения. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые
представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания
самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для
задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение
качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться
того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов
учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению
качества обучения. Среди многообразия современных образовательных технологий я
выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с
учащимися начальной школы. Например: технологии личностно-ориентированного,
развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье
сберегающие и информационно-коммуникативные. Однако, в своей работе я чаще
всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность,
игровые, ИКТ и здоровье сберегающие. На любом современном уроке нельзя обойтись
без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его
актуальность? Актуальность данной технологии определяется развитием высокого
уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов
учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий,
создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у
учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми
способами действий, умениями и навыками. Решение учебных проблем оказывает
положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт
благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития
их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы,
задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить
наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом,
доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных
результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности,
умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т. д. (3). Создание
проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого
мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на всех
уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Игра — одно из
замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем
необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной
педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной
технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также
как элемент более общей технологии. Игра — сильнейшее средство социализации
ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход.
Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность
коммуникативная. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к
учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность,
уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают
учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают
утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию,
способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну
задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же
целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность,
внимание, творческие способности и т. д. (2) Игровая деятельность используется
мной в следующих случаях: - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного
предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — спектакль «Народные
праздники»); - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля). Это разнообразные игры — соревнования,
эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный
знак, придумать пример и т. д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма
навыков и умений. Также в своей работе я использую здоровье сберегающие
технологии. В моём классе она включает в себя проведение тематических
физкультминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных
соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим
дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок»,
организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом
общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача,
задача учителей сегодня — научить ребенка различным приёмам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и
далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
В
своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в
ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама
добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся.
Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.
В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
1. Развивающее обучение
2. Проблемное обучение
3. Разноуровневое обучение
4. Использование исследовательского метода в обучении
5. Проектные методы в обучении
6. Игровые методы
7. Обучение в сотрудничестве
8. Информационно-коммуникационные технологии
9. Здоровье сберегающие технологии
Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми начинаю с диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
Позвольте привести конкретные примеры моей работы на различных уроках:
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
* На уроках математики Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить.
На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.