Современные
педагогические технологии в начальной школе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Учителя, родители, руководители
образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в
школах с переходом на новые образовательные стандарты. Учитель начальной школы
решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся
личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают
теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов «Начальной
школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях,
методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках
ведущей является идея развивающего обучения. Пути повышения эффективности
обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения
активно разрабатываются на основе использования последних достижений
психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и
воспитания детей. Одним из важных направлений решения названных проблем
являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
«Технология» — это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо,
мастерстве, искусстве (толковый словарь). Понятие «педагогическая технология»
может быть представлена тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально -описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально -действенным:
осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование
всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким
образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки,
исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов,
принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального
процесса обучения. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые
представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания
самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для
задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение
качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться
того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов
учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению
качества обучения. Среди многообразия современных образовательных технологий я
выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с
учащимися начальной школы. Например: технологии личностно-ориентированного,
развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье
сберегающие и информационно-коммуникативные. Однако, в своей работе я чаще
всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность,
игровые, ИКТ и здоровье сберегающие. На любом современном уроке нельзя обойтись
без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его
актуальность? Актуальность данной технологии определяется развитием высокого
уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов
учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий,
создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у
учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми
способами действий, умениями и навыками. Решение учебных проблем оказывает
положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт
благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития
их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы,
задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить
наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом,
доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных
результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности,
умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т. д. (3). Создание
проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого
мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на всех
уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Игра — одно из
замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем
необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной
педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной
технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также
как элемент более общей технологии. Игра — сильнейшее средство социализации
ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход.
Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность
коммуникативная. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к
учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность,
уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают
учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают
утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию,
способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну
задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же
целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность,
внимание, творческие способности и т. д. (2) Игровая деятельность используется
мной в следующих случаях: - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного
предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — спектакль «Народные
праздники»); - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля). Это разнообразные игры — соревнования,
эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный
знак, придумать пример и т. д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма
навыков и умений. Также в своей работе я использую здоровье сберегающие
технологии. В моём классе она включает в себя проведение тематических
физкультминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных
соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим
дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок»,
организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом
общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача,
задача учителей сегодня — научить ребенка различным приёмам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и
далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
В
своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в
ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама
добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся.
Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.
В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
1. Развивающее обучение
2. Проблемное обучение
3. Разноуровневое обучение
4. Использование исследовательского метода в обучении
5. Проектные методы в обучении
6. Игровые методы
7. Обучение в сотрудничестве
8. Информационно-коммуникационные технологии
9. Здоровье сберегающие технологии
Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми начинаю с диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
Позвольте привести конкретные примеры моей работы на различных уроках:
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
* На уроках математики Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить.
На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.