Актуальность
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему. Именно экологическая сказка вызывает эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем. Результатом этого будет продуктивно-творческая работа, которая будет выражаться в рисунке, лепке, аппликации, а также в сочинении собственных сказок; театрализованная деятельнос
Задачи программы:
Образовательные:
формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Принципы построения и реализации программы
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в месяц.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
- Практические, словесные, игровые:
рассматривание картин;
демонстрация фильмов;
труд в природе;
коллективный труд;
индивидуальные поручения;
Экскурсии;
Целевые прогулки;
Наблюдения;
Показ сказок (педагогом, детьми);
Рассматривание иллюстраций, репродукций;
Эксперименты (кратковременные длительные);
Определение по определённым предмета признакам;
Продуктивная деятельность детей;
Оформление гербарий, коллекций;
Изготовление наглядных пособий;
Дидактические игры (настольно-печатные, словесные);
Игры-занятия; Подвижные игры; Творческие игры;
Рассказывание;
Беседа;
Чтение художественной и научно-популярной литературы.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
- назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
- различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
- называть времена года.
- знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе.
- называть времена года, отмечать их особенности.
-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
-знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений.
- бережно относиться к природе.
- знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
- знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
- знать правила поведения в природе и соблюдать их.
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека
Мироздание (Вселенная). - Дети знакомятся с явлениями Вселенной.
Вода. - Детей знакомят с понятием, свойствами и значением воды.
Воздух. - Дети узнают, что воздух необходим всем живым существам.
Почва и камни. – Дети знакомятся с почвами – землёй, песком, глиной и их свойствами, а также с природными камнями.
Сезоны. – Дети получают представления о явлениях в неживой природе и их изменениях в разные сезоны.
Многообразие растений и их связь со средой обитания
Комнатные растения.- Детей знакомят с многообразием комнатных растений, их строением и потребностями.
Растения на участке детского сада.- Дети получают знания о растениях, растущих на участке. Условия их жизни в разные сезоны года.
Многообразие животных и их связь со средой обитания.
Обитатели уголка природы…
Домашние животные. – У детей формируются представления о домашних животных и связи их жизни с жизнью человека.
Перелётные и зимующие птицы.- Дети знакомятся с различными видами птиц, узнают
о их приспособлении
к жизни
в зимнее время.
Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания
Растения. – Дети узнают о способах выращивания растений.
Животные:
Птицы. – Дети узнают
о росте птиц
и способах
их размножения.
Млекопитающие. –
Получают знания о
способах
размножения
и жизни
млекопитающих.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.