НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Азизова Р.И. Наманганский государственный университет
Мы знаем, что на протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.
Направленное использование средств и методов воспитания на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями, является начальным и очень важным звеном системы дошкольного воспитания. Однако, в настоящее время, как отметил наш Президент Ш. М. Мирзиёев, далеко не все дети дошкольного возраста охвачены сетью дошкольных учреждений. Поэтому по Узбекистану запланирована организация 6100 краткосрочных групп в дошкольных образовательных учреждениях. В таких группах будут проводиться различные развивающие практические занятия.
Всем известно, что наиболее действенными методами воспитания являются:
—традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
—инновационно-деятельностные (они обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) — модельно-целевой подход, проектирование, творческая инвариантность и др.;
—неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близких).
Мы хотим акцентировать внимание педагогов, работающих с детьми по подготовке их к школе, на тренингово-игровые методы воспитания детей. Они обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также развитие речи, коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях. Это социально-психологические тренинги, деловые игры и др. Увлекательный игровой сюжет, например, таких игровых ситуаций, как «В магазине», «В автобусе», «В самолёте», «В парикмахерской», «В кафе», « В библиотеке» и т.д. способствует развитию у детей второй сигнальной системы, ещё не очень совершенной, а также вызывает у детей положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с интересом многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые познавательные качества и творческие способности.
Деловая игра часто носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник деловой игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение своих сверстников. Так дети приучаются к деятельности в коллективе, что позволит успешно решить задачу социализации ребёнка. Поэтому применение деловых игр имеет важное значение. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор, а также воспитать такие морально-волевые качества как дисциплинированность, решительность, честность, внимательность, а также творческую активность.
Присущий данному методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к деловой игре.
При организации и проведении деловой игры незаменим метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека — научного мировоззрения, сознательности и убежденности. Его необходимость заключается в том, чтобы разъяснить детям нормы поведения, установленные, сложившиеся национальные традиции, ценности. В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом. Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.
В связи с этим существенно возрастает роль семьи в осуществлении всестороннего гармонического развития детей и полноценной подготовки их к школе. С целью расширения кругозора родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе учителями школ проводятся консультации, читаются лекции, особенно в последнее время, издается специальная научно-популярная литература. Все большее место в распространении знаний среди родителей занимает телевидение и кино.
Обеспечение качества и эффективности в системе дошкольного образования даст высокие результаты на следующих этапах образования. В Постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы» определены такие приоритеты, как коренное улучшение уровня подготовки детей к школе, внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный и воспитательный процесс, а также создание условий для формирования у каждого «маленького» гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.