Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
Доклад на тему
«НОВЫЕ
ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ».
Выполнила:
Тинякова Оксана Александровна
Учитель истории и обществознания
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно действующим гражданином»
В.Ключевский.
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов, в их объективной интерпретации и заключается грандиозная сложность исторического анализа. В этой связи актуальными для всех поколений историков будет высказывание Бенедетто Кроче: «Вся история – современная история». Историк должен быть не только беспристрастным, он должен проанализировать изучаемые процессы не с точки зрения времени и пространства, в котором он живёт, а с точки зрения пространства и времени эпохи, в которую «он попал».
Основная статья: Историография
Основная статья: Методология истории
Арабский историк Ибн Хальдун ещё в 1377 году анализируя ошибки, которые часто совершают историки, подчёркивал различия между современностью и прошлым, критиковал предвзятость историков. Указал, как по заказу власти возникают исторические фальсификации и искажается истинная картина прошлого, возникает ложное знание о нём.
Таким образом, движение к истинному постижению прошлого – вот проблема, которая на рубеже тысячелетий не даёт покоя бессчетному количеству умов.
Целью работы является изучение новых подходов к изучению истории, характерных для развития российской исторической школы на рубеже XX – XXI веков.
Для достижения вышеуказанной цели реализованы следующие задачи:
1. Изучены особенности новейших подходов, применяемых отечественной исторической школой для исторического анализа.
2. Приведены примеры интерпретации исторических фактов, явлений отечественной истории на основе использования принципов новых подходов к изучению истории.
3. Определены позитивные и негативные тенденции в трактовке исторических фактов, явлений, процессов на основе применения новых подходов к изучению истории.
Гипотеза исследования сводилась к тому, что в условиях современности для более объективной интерпретации истории учёные имеют возможность опираться на достижения других отраслей науки: психология, математика, статистика, социология и т.д.
У этого термина существуют и другие значения, см. История (значения).
В конце ХХ – начале ХХI в. наблюдаются новые тенденции в развитии мировой исторической мысли. Историческое знание становится более обращенным к человеку, а социальные процессы отдаляются на второй план, чтобы превратиться в фон, с которым соотносится каждая отдельная жизнь.
В целях нового прочтения исторических процессов современная историческая наука предлагает следующие подходы к изучению прошлого и новые отрасли исторического знания: историю повседневности, психоисторию, гендерную историю, клиометрию. Особенностью вышеуказанных направлений является принцип междисциплинарности, например связь истории и социологии в рамках истории повседневности, психологии и истории в трудах психоисториков, работах по гендерной истории, анализ исторических процессов на основе математического моделирования в рамках клиометрии.
Следует отметить, что в российской исторической науке активное развитие вышеуказанных направлений в исследованиях начинается в конце XX века под воздействием трудов зарубежных историков.
Наиболее популярным из вышеуказанных направлений исследований в отечественной истории становится «история повседневности».
В центре внимания истории повседневности исследование привычного образа жизни представителей разных социальных слоев для понимания «духа времени», изучение массовых ориентиров, тревог, страхов людей, экстремального выживания в условиях войн, революций, голода. Германские историки назвали историю повседневности «историей снизу», потому что основными её персонажами выступают люди, оставшиеся безымянными в истории.
В центр внимания задачу восстановления истории, не ограничиваясь одной лишь политико-событийной, экономической, военной стороной впервые поставили французские историки во II-ой половине XX века - М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель. Например, исследования повседневной жизни 1930-50-х годов в Германии открыли для историков несколько неожиданный факт: в субъективном восприятии населения окончание войны приходится не на 1945, а на 1948 год.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. российские историки Ю.Л.Бессмертный, А.Я.Гуревич создали рабочую группу по изучению «истории повседневности», начали выпуск альманаха «Одиссей» и ежегодника «Казус».
Для этого направления свойственно особое отношение к источнику. В последние 20 лет устная история завоевала заметное место в отечественных исследованиях по истории повседневности. Кроме того, источниками для историка повседневности выступают материалы периодической печати, письма, фотографии, карикатуры и т.д. Однако, историки повседневности исследуют не только прошлое века ушедшего, историки данного направления изучают Средневековье и Новое время. Приблизиться к чужой культуре можно путем анализа символических форм - слов, образов, поступков, - посредством которых люди проявляют себя. Например, исследуя содержание средневековых молитв, распространённых на территории Западной Европы, установлено, что средневековые люди, прежде всего, боялись голода, болезней, эпидемий.
В качестве примера одного из направлений исследований «истории повседневности» приведём изучение историком В.Н.Орловым голода 20-ых годов в советской России, достигшего пика в 1922 году.
Самой незащищенной категорией населения оказались дети. По сводкам 23 административно-территориальных единиц к 1922 г. голодало 6,4 млн. детей. На 1 апреля 1922 г. число голодающих детей увеличилось до 8,5 млн., а к 1 августа 1922 г. составило10 млн. Количество умерших от голода традиционно определяется в 5 млн. человек, а по данным профессора И. Курганова, обнародованным в 1970 г. в Нью-Йорке, жертвами голода стали 6 млн. чел.
Если для сторонников официального направления важно показать, сколько людей умерло в эту тяжелую годину, то для историков повседневности проблема поставлена под другим углом - сколько и как выжило. Очевиден вопрос: какие поведенческие «механизмы» включаются в экстремальных условиях, чтобы обеспечить выживание основной массы преобладающего сельского населения страны? Такая постановка проблемы настоятельно требует расширения источниковой базы исследования.
Население мордовских селений топило своих детей в Волге не для того, чтобы едоков стало меньше, а потому, что «сердце не вмещало голодного писка и зрелища мучительной смерти маленьких существ».
Резкое сокращение привычной для человека пищи толкало его на поиск и употребление в пищу суррогатов - вынужденной замены традиционных продуктов питания. Неизменной составной частью «голодного хлеба» была серая «питательная глина», главным достоинством которой считалось то, что она размазывалась на языке черной безвкусной массой и не хрустела на зубах. Корреспондент из Казани сообщал, что «в пищу теперь не только взрослыми, но и детьми употребляются: липовая и ольховая кора, желуди, травы, дикий лук т.п. Стоимость желудёвой муки доходит до 80 тыс. рублей за пуд». Широко известная лебеда на этом фоне выглядела деликатесом, тем более, что последняя продавалась по 40-60 рублей за пуд.
Но суррогатов не хватало, и население начинало есть собак, кошек и даже падший и ранее зарытый скот. Вот свидетельство очевидца: «Одни перестали есть мясо, другие, ошалевшие от голода, пристрастились к падали. Отупевшие голодные иногда ели падаль даже тогда, когда могли получить кусок хлеба или тарелку супа. Сидит женщина и тупо грызет дохлого котенка, даже не содрав с него шкурки; сидит мужик и так же тупо грызет дохлую, не ощипанную курицу».. «Известия Самарского губернского союза потребобществ» сообщали о факте настоящей войны между крестьянами села Старобелогорки Бузулукского уезда, вспыхнувшей 25 ноября 1921 г. за труп собаки.
Подавляющая часть остающихся в живых продолжала сопротивляться окончательному нравственному падению. В апреле 1922 г. руководство Башкирии было вынуждено принять специальное постановление «О людоедстве», направленное на борьбу с трупоедством и людоедством, а также на пресечение торговли человеческим мясом.
Голод ослабил жизнеспособность выживших, резко изменил психику и поведение русских граждан, особенно молодого поколения: произошла нравственная и социальная деградация, проявившаяся в росте преступности, вымогательства и взяточничества.
Одним из самых обсуждаемых направлений исторических исследований является психоистория.
В 1981 году американский учёный Ллойд де Моз опубликовал книгу «Психоистория», перевод которой в России сделан в 2000 году. На сегодняшний день психоистория является объектом споров среди отечественных историков, работ с использованием методов психоистории практически нет. В качестве первого русского психоисторика называют М.М. Ковалевского – известного российского психиатра.
По словам Ллойда де Моза, психоистория является наукой об «исторической мотивации», ставит перед собой цель объяснения действий индивидов в исторических группах. В качестве методологической основы психоистории де Моз определяет психоанализ.
Де Моз пишет: «историков воспитывают на уникальности любого исторического явления, современные историки в лучшем случае изложат политические события, потом экономические, а после их сопоставления заключают, что это и есть теория». Достоинства психоистории он видит в том, что она может помочь историкам понять «почему определенные события произошли именно тогда, а не в другое время».
Де Моз высказал интересное предположение, что главная причина всех исторических изменений – смена стилей воспитания детей.
Центром развития данного исторического направления являются США, где существует Институт психоистории
Пример психоисторической интерпретация русского революционного народничества авторитетным психоисториком Л. Фойэром: Россия времени народнического движения жила в мире тирании и отсталости. Хождения в народ, согласно его концепции, это проявления особой доминанты влечения к массам. Американский автор описал это очень просто: «родители запрещали им (будущим народникам) играть с детьми из народа», - якобы поэтому их действия имели именно известный нам характер.
Гендерная история стали стремительно развиваться в России примерно четверть века назад благодаря влиянию теорий западной мысли.
Что касается Европы, то там призыв написать историю женщин прозвучал в 1920-е годы из уст английской писательницы В. Вульф, а затем перед самой Второй мировой войной был озвучен польской исследовательницей Л. Харевичовой на VII Международном конгрессе исторических наук. Харевичова погибла в фашистском застенке, и прошли десятилетия, прежде чем в конце 1960-х годов гуманитарии ряда стран задумались над тем, не является ли пол таким же социальным определителем, как класс или этнос. Сначала в США, а затем во многих странах Европы возникли факультеты и исследовательские проекты, группы и лаборатории, работающие в этой области. Историки из восточноевропейских стран предпочитали не замечать нарождающегося направления. Исключением была Польша – там женская история развивалась. В 1989 году создана Международная федерации исследователей женской истории (МФИЖИ).
В гендерной теории место знаменитого высказывания занимает концепт «Пол – это репрезентация», т. е. своего рода театр, в котором каждый играет свою роль, исходя из предписаний, норм, стереотипов поведения, осознания своей идентичности.
В конце 1980-х годов вышли первые статьи Н.Л.Пушкарёвой и первая монография о русских женщинах. В 2002 году создана «Российская ассоциация исследователей женской истории», вошедшая в МФИЖИ в 2007 году. Ее первая конференция, проведенная в марте 2008 года.
Доказано, что полученное ранее «единое и полное» знание о прошлом таковым не является, потому что в нем почти отсутствуют женщины, а они имели во все эпохи свое мировидение и свою систему ценностей, порой не совпадавшую с доминирующей. Родились новые темы, которые ранее никто не счел бы достойными специального исследования: «история материнства», «история прислужничества и найма кормилиц», «история домашней работы и гувернерства».
Клиометрика - направление, связанное с применением математических методов в исторических исследованиях.
Название дисциплины происходит от имени Клио - музы истории и героической поэзии в греческой мифологии. Впервые термин клиометрика появился в печати в декабре 1960 года в статье Дж. Хьюгса, Л.Дэвиса и С.Рейтера «Аспекты квантитативного исследования в экономической истории». Тогда же в США стали регулярно проводиться клиометрические конференции.
В России клиометрическая школа складывается в 60-е - 70-е гг. прошлого века вокруг И. Д. Ковальченко. К числу теоретических достижений отечественной школы квантитативной истории относятся разработка концепций и методов анализа массовых источников, математического моделирования в исторических исследованиях. Наиболее существенные результаты применения методов квантитативной истории достигнуты в области аграрной истории дореволюционной России, социально-политической истории советского общества первых десятилетий советской власти, в археологических исследованиях (наибольшую известность в «квантитативной археологии» получили работы Г. А. Федорова-Давыдова, Д. В. Деопика, Ю. Л. Щаповой, В. Б. Ковалевской и др.).
С середины 1990-х годов российские историки-квантификаторы активно участвуют в деятельности научного сообщества, связанного с новым междисциплинарным направлением - исторической информатикой. Это направление развивается в рамках Ассоциации «История и компьютер» (АИК).
Значительный вклад в развитие клиометрики внёс исторический факультет МГУ. Признанием заслуг Исторического факультета МГУ в развитии исторической информатики явилось проведение в МГУ в августе 1996 г. IX Международной конференции "History and Computing" (10 предыдущих конференций состоялись в Западной Европе и Северной Америке). Учебник "Историческая информатика" (1996 г.), написан сотрудниками лаборатории, это первый учебник данного профиля в странах Восточной Европы. В 2004 году в МГУ открыта кафедра исторической информатики.
Учёными кафедры в течение 2005-2010 гг. опубликовано шесть монографий по тематике принудительного труда в СССР 30-40- х. годов прошлого века, истории фабричной инспекции в России и др. В 2009 г. аспирантом Д.И.Жеребятьевым начата работа по реконструкции (виртуальной) монастырских комплексов - на примере женского монастыря «Всех Скорбящих Радости» г. Москвы.
Пышным цветом на рубеже веков расцвело в России псевдонаучное направление в истории, получившее название «фолк-хи́стори». Возникновение фолк-хистори относят к перестроечному периоду в СССР. Авторство термина приписывается доктору исторических наук, главному редактору журнала «Русское средневековье» Дмитрию Володихину (МГУ).
Фолк-хистори часто понимается как особый литературно-публицистический жанр, обладающий следующими признаками: сюжет строится по художественным законам, настрой на сенсационность, отрицание твёрдо установленных наукой фактов, призыв к коренной ломке представлений о модели отечественной истории.
§
Дмитрий Володихин подразделяет совокупность трудов, касающихся истории, на три вида: высокую (академическую) историю, популярную (беллетризированную) историю и фолк-хистори: «Если история-первая — игра ума и наука для королей, история-вторая — учёба и забава для любителей. Но существует история-третья, играющая роль игрушка для толпы, чтиво. Условно её можно назвать фолк-хистори».
Список авторов, чьи произведения причисляются к жанру фолк-хистори
Имя |
Образование/вехи биографии |
Примеры произведений |
Борис Акунин |
писатель, литературовед, переводчик |
ретро-детективы |
Александр Асов |
писатель |
издание «Велесовой книги» и комментарии к ней, «Песни птицы Гамаюн» |
Игорь Бунич |
военный переводчик |
«Золото партии», «Операция „Гроза“. Кровавые игры диктаторов» и др. |
Александр Бушков |
писатель |
«Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы» и др. |
Виктор Кандыба |
гипнотизёр |
«Запрещённая история», «Загадки и тайны тысячелетий» и др. |
Вадим Кожинов |
литературовед, критик |
«„Черносотенцы“ и революция», «История Руси и русского слова» и др. |
Юрий Мухин |
инженер-металлург |
«Убийство Сталина и Берия», «Тайны еврейских расистов», «Катынский детектив» и др. |
Юрий Петухов |
писатель-фантаст |
«Русы древнего Востока», «Русская Хазария», «Норманны. Русы Севера.» и др. |
Эдвард Радзинский |
драматург |
«Сталин», «Николай II: жизнь и смерть», «Распутин: жизнь и смерть», «Наполеон: жизнь после смерти» и др. |
Анатолий Фоменко, |
математики |
«Новая хронология (Фоменко)» |
Валерий Чудинов |
физик, философ |
«Тайные руны древней Руси», «Вернём этрусков Руси» и др. |
Николай Шахмагонов |
полковник запаса |
«Екатерина Великая и Потёмкин в любви и супружестве, в борьбе за Кубань и Крым», «Наш Суворов» и др. |
Алексей Широпаев |
художник-реставратор |
«Тюрьма народа: русский взгляд на Россию» и др. |
Владимир Щербаков |
писатель-фантаст |
«Всё об Атлантиде», «Встречи с Богоматерью», «Тайны Эры Водолея» и др. |
О причинах развития фолк-хистори как явления доктор исторических наук Сергей Алексеев делится таким мнением: «Беда не в отсутствии научных трудов, беда – в их непопулярности. Перечислит ли обыватель навскидку академиков, занимающихся древней и средневековой историей славян? Зато не сомневаюсь, что любой завсегдатай книжных магазинов назовет с десяток творцов «фолк-хистори» на ту же тему. Потому важнейшая задача науки – научиться писать человеческим языком, быть понятной и доступной. Не просто превосходить мошенников интеллектуально, а «забивать» их при необходимости на их же территории. Иначе мы потеряем здравое историческое сознание напрочь».
|
|||||
|
|||||
§Свяжитесь с нами
§Политика конфиденциальности
§Описание Википедии
§Отказ от ответственности
§Мобильная версия
§
§
Поколения историков, которые придут следом, конечно же, покажут, сколь многого недочитано, недосмотрено в архивах, недопонято.
«Зачем изучать историю?» - вопрос, на который, к сожалению, приходится отвечать всё чаще и чаще. И как актуально сегодня высказывание В. Ключевского, являющееся эпиграфом к работе и как прав почти забытый ныне советский поэт Николай Тихонов:
«Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой соленой,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор – золото лимонов.
Случайно к нам заходят корабли,
И рельсы груз проносят по привычке;
Пересчитай людей моей земли –
И сколько мертвых встанет в перекличке».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.