Бондарев В.П. учитель математики
«ОАНО частная школа Колледж –ХХI»
г. Москвы,
к.п.н.
Новый подход к проведению индивидуально - групповых занятий по математике.
Меняется время, меняются люди, особенно быстро это становится заметно по детям. Кажется, очень банальная мысль, но вот подходы, формы и методы работы с учащимися, подчас у нас, учителей, меняются очень медленно.
Я предлагаю тем педагогам, кто проводит занятия со школьниками по математике и не только, воспользоваться опытом по корректировке планов и содержания их проведения.
Проведя свои первые вступительные занятия, на которых я, как и каждый учитель, актуализирую проблему необходимости познания вообще и математики в частности, в последнее время для меня все более заметным становится явным нежелание большинства детей всерьез задумываться о своем будущем.
Зачем – ведь все равно все решат родители, а если не помогут и не устроят куда-нибудь, то и ничего, «кривая» куда-нибудь выведет. Зачем мне математика, русский язык, не говоря уже о какой-то там истории, географии, физике и др.
Не секрет, что в постсоветской России, особенно в 90-е годы первоначально резко выросло число учащихся, не планирующих свое дальнейшее обучение. Зачем, ведь деньги можно заработать легко и быстро, а что будет с ними в будущем, многие и не задумывались.
Прошли годы, и образовательные приоритеты изменились. В разряд самых привлекательных для выпускников профессий экономистов и юристов довольно быстро попали профессии государственных чиновников самого разного уровня. Воздействия на данную ситуацию различных специалистов, даже государственных деятелей, пытавшихся изменить таких приоритеты молодежи, практически ничего не изменили.
Желание получить в перспективе «лакомое» и престижное место работы и, как следствие, высокую зарплату, причем, по мнению большинства учащихся, без особого труда, повлекло за собой повышение престижа у учащихся такого предмета, как, например, обществознание. Отношение же к таким базовым предметам, как математика и русский язык явно деформировалось.
Если ранее у тех учащихся, кто интересовался математикой, как предметом, приоритетом была возможность в ней развивать свою логику, пространственное воображение и иные качества, то теперь главной целью стало главным «натаскаться» на успешную сдачу ГИА (ОГЭ»), ЕГЭ. Чем больше баллов, тем больше шансов поступить в тот ВУЗ, который даст мне нужный диплом. Так рассуждают многие, если не почти все. Правда, чаще всего не важно, в какой университет поступить, лишь бы диплом был попрестижнее.
Почему это произошло и почему мы почти ничего не можем изменить?
По моему мнению, главным фактором, повлиявшим на столь плачевную результативность воздействий педагогов на подрастающее поколение, является отсутствие учета мотивов и потребностей, жизненных потребностей школьников.
Среди факторов, которые определяют процесс развития личностных и профессиональных мотивов личности любого человека, ведущее место принадлежит внутренним факторам: сочетанию смысловых (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адаптивных (престиж профессии, материальное обеспечение) мотивов деятельности, направленных на осознание будущим специалистом социальной значимости профессии и своего места в ней. Интеграция этих профессиональных мотивов на основе определенного уровня развития психических, личностных, профессиональных компонентов личности школьника дает возможность сформировать у него субъективные представления, которые выступают регуляторами развития личности. На практике данная интеграция осуществляется далеко не всегда, а если и происходит, то при явном доминировании того или иного мотива будущей деятельности.
Поэтому я предлагаю разделить процесс исследования личностных, жизненных и профессиональных намерений учащихся на ряд этапов.
На 1 этапе необходимо с помощью различных методов исследования личности определить, к какой группе мотивов будущей деятельности принадлежат мотивы выбора наших учащихся.
Учащиеся, поставившие своей целью смысловые (интерес к профессии, потребность в самореализации) мотивы деятельности, такие как самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование в процессе своей будущей профессиональной деятельности, будут способны к интеллектуальной и поведенческой гибкости, сумеют адаптироваться, управлять собственным развитием. Высокая мотивация достижения в профессии для личностного роста, адекватная самооценка в сочетании с высоким уровнем восприятия и самоуважения, создадут необходимые условия для обучения в школе и будущей самоидентификации себя в профессии. Конечно, этому их надо учить в школе и в системе дополнительного образования.
Именно для этих школьников и необходимо, в первую очередь, выстраивать психолого-педагогическую систему сопровождения их обучения и профессионального самоопределения. Увы, но к такой категории школьников относится, по нашим наблюдениям, от 10 до 15 % всех учащихся.
Остальная (от 80 до 90%)учащихся, значительно более многочисленная группа школьников, ставит адаптивные (престиж профессии, материальное обеспечение) мотивы будущей деятельности. Для них будущая профессия является не целью, а средством для получения материальных благ, должности и т.д.
А сегодня в школе надо просто пересидеть, «отбыть номер», в лучшем случае, постараться получить более высокую оценку с наименьшими личностными затратами. Речь у подавляющего большинства этих учащихся не идет о приобретении знаний как цели саморазвития, самосовершенствования. Главное - «баллы». Правда, следует подчеркнуть, что в этой весьма многочисленной группе, значительной части (от 15 до 30 %) и баллы то не важны. Пересидим, а там видно будет.
Впрочем, так было, увы, после введения всеобуча еще в СССР, всегда.
Что делает сейчас в этой ситуации школа?
Всячески ей способствует. Натаскивает на сдачу все видов тестирований. А как иначе? Ведь от количества баллов, полученных учеником, на этих школьных и иных испытаниях, зависит ваш и школьный в целом рейтинг. И, как результат, ваша категория, зарплата, премия. Место школы в общем рейтинге школ города и т.д.
А ученик и его родители об этом давно осведомлены, поэтому и выбирают школу, почти всегда, именно как место, где его получше «Натаскают».
Замечу - именно натаскают, а не научат. Поэтому в последние годы все меньше авторских школ и все больше пособий по натаскиванию. Даже на успешное выступление на предметной олимпиаде. Это тоже хороший путь к поступлению в ВУЗ и, как результат, «денежной» профессии. Как это делается, хорошо известно.
Поэтому, я в дальнейшем не стану рассказывать о различных более или менее успешных способах натаскивания. Об этом написано большое количество специальной литературы по всем предметам, в том числе и по математике.
Думаю, что интереснее для читателей будет вопрос – а можем и должны ли мы, учителя, влиять на этот процесс расслоения детей, а фактически всего общества, по отношению к материальному и карьерному благополучию наших граждан. И вообще, а причем здесь мы со своей математикой, физикой, биологией и др. Ну не нужны наши предметы им, и ладно. Если сдавать не пойдут, отлично, поставим тогда то, что им и нам для внешней оценки нашего труда, надо. От «3» и выше. Можно даже «5» при полном незнании школьником предмета. Проверять–то никто не будет.
Мое мнение: мы можем и должны влиять на личностное становление школьника, искать, если не в каждом ученике, то во многих, те изюминки, которые дадут нам возможность пробудить в них очаги самопознания, которые есть, по сути, в каждом из нас. Определить, что стоит за побудительными мотивами в обучении: желание в будущем стать Начальником, близким к «кормушке», потребность быть не хуже других, быть лучше других, лидером, интерес к предмету, перенос отношения к учителю на его предмет, влияние родителей или иные мотивы. Процесс не быстрый, явно неодномоментный. Но, очень нужный и важный. От того, как верно мы определим, почему ученик хочет, или не хочет иметь хорошие оценки именно по нашему предмету, зависит будущий успех всей педагогической деятельности учителя.
Так, на 2-м этапе после проведения психолого–педагогической диагностики мотивационной сферы личности учащихся и их отношения к своей образовательной и будущей профессиональной деятельности педагог определяет два основных направления работы с ними:
- психолого-педагогическую систему сопровождения их обучения и профессионального самоопределения, тех из них, для кого такие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование в процессе своего обучения, как прообраза будущей профессиональной деятельности, не пустой звук. Они будут способны к интеллектуальной и поведенческой гибкости, сумеют адаптироваться, управлять собственным развитием. Но именно они и потребуют максимальных усилий своих педагогов и психологов;
- оказание информационно–консультативной помощи остальной, значительно большей по объему части школьников в их профессиональной ориентации на те или иные сферы профессиональной деятельности, в которых они бы могли удовлетворить свои адаптивные (престиж профессии, материальное обеспечение) мотивы будущей деятельности.
Помогая им, Вы в значительной степени повышаете в глазах этих детей свой авторитет, не теряя, с одной стороны, своего лица, а с другой, понимая, что повлиять на отношение к жизни этой группы Вы все равно не сможете, поднимаете, если можете, престиж своего предмета в их глазах. Слава Богу, математику им всем сдавать пока еще обязательно. Поэтому пусть выучат, хотя бы, минимум. Вот тут надо быть принципиальным до конца и ставить то, что дети заслуживают. Иначе потом хуже будет. Помните, что крайним всегда будет учитель, то есть Вы.
При анализе мотивов выбора профиля обучения в старших классах и будущей профессиональной деятельности учащимися педагогами должны быть учтены и такие факторы, как:
-социально-экономические, постоянно меняющиеся и зависящие от колебаний экономики в стране и мире;
-индивидуально-психологические, зависящие от интересов, склонностей, способностей и возможностей личности школьника;
-педагогические, зависящие от возможностей самих педагогов, психологов и иных лиц, участвующих в процессе удовлетворения запросов личности в углублении тех или иных предметов, получении той или иной профессии. Последний фактор особо важен.
Прошедшие диагностику их мотивов и потребностей в профессиональной деятельности, педагоги и психологи так же, как и учащиеся, делятся на 2 основные группы, отличающиеся друг от друга спецификой психолого-педагогических воздействий на учащихся.
По нашему мнению, с теми учащимися, кто сориентирован на адаптивные мотивы выбора того или иного предмета, как средства для будущего вхождения в профессиональную деятельность, педагоги с аналогичными мотивами на свой профессиональный выбор выстраивают систему погружения в будущую профессию, через профильное обучение. Эта система включает в себя профессиональное информирование; организацию профессиональных консультаций специалистов в конкретных видах деятельности; помощь в проведении профессиональных проб школьников. И, конечно, серьезное изучение того или иного учебного предмета, через призму будущего вузовского обучения. Так, например, при обучении математике в старших классах параллельно с базовым уровнем, которым должны овладеть все учащиеся, на дополнительных уроках должны вводится именно те математические дисциплины, которые будут предшествовать математике вузовской, но с учетом профессиональной направленности школьников (технической, экономической, физико-математической и др.), а не просто математика с углублением. Так же и по другим предметам. При возможности вся эта деятельность может и должна осуществляться на базе учреждений профессионального образования среднего и высшего звеньев, учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций региона. При введении такой системы преподавания и достигается возможность приобретения школьниками метапредметных представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике, как науки, способной дать представления об окружающем предметном мире.
Занятия в первой группе («адаптивники») проводятся по такой примерной схеме:
-Информация о профессиях тех сфер будущей профессиональной деятельности (возможно объединение 2-х сфер, близких по характеру);
-Консультации со специалистами данных сфер во всех возможных для учащихся формах (экскурсии, индивидуальные беседы, групповые встречи);
-Обучение предмету, как прообразу будущей профессиональной деятельности, на специальным образом, выделенных для учащихся рабочих местах, производственная практика в свободное от учебы в школе время.
Данные занятия могут охватывать период воздействий на учащихся с 8 по 11 класс и составить содержание профильности обучения в том или ином среднем или высшем учебном заведении.
Занятия для тех учащихся, кто после первичной диагностики мотивов и потребностей, обнаружит тягу к смысловым (интерес к профессии, желание познавать в процессе учебной деятельности, потребность в самореализации) мотивам деятельности, могут быть выстроены по несколько иной схеме. Она подробно раскрывается в подготовленном нами совместно со С.О. Кропивянской пособии для учителей «Успешный выбор профессии» в издательстве ВАКО (опубликовано в 2015 году).
Расширенная диагностика интересов, склонностей, способностей и возможностей в этом случае должна сопровождаться не столько традиционными и уже разработанными профессиональными пробами, сколько имитационными, специально созданными ситуациями, в которых школьники могли бы проверить свою потребность в самореализации в той или иной профессии.
Логика занятий с учащимися строится так:
- самоанализ того «Что Я могу? И Что Я хочу?»;
- цикл теоретических и практических занятий по развитию тех качеств, которые недостаточно развиты у каждого конкретного школьника (могут быть организованы, как в группе, так и индивидуально);
-переход от занятий по саморазвитию индивидуальных качеств, необходимых в личной жизни человека, к практикам по профессиональным пробам 2-ого типа. В них школьники проверяют соответствие своих индивидуальных черт требованиям, предъявляемым данной сферой (профессией), к ним лично. Данные занятия организовать и провести наиболее сложно, но в педагогической теории и практике есть примеры таких занятий. Например, в классах педагогического профиля нами всегда предусматривалось проведение практических занятий – уроков с детьми младших классов.
В нашей практике использовались и такие приемы, как парная работа (сильный - слабый), включение более слабых в предмете учащихся 8-10-х классов в обучение учащихся 5-6 классов. Более сильным в предмете школьникам предлагалось выполнение серьезных проектов, включавшим исследования, подготавливающие их к выбору той или иной профессиональной деятельности.
Естественно проведение индивидуальных консультаций, но не как натаскивание, а поиск индивидуального стиля овладения предметными знаниями и умениями как ключевыми компетенциями, необходимыми в будущей профессии. Тогда у школьника появляется личностный смысл в овладении им вершин математики или иного предмета.
Результат в обучении школьников, как математике, так и любому другому учебному предмету, достигается только при наличии у самого педагога желания, осознанной потребности в постоянном личностном росте (необязательно должностном). Растем, как личности, мы, и растут, глядя на нас, наши учащиеся. Здесь еще очень много предстоит сделать всей нашей системе педагогического образования и повышения квалификации.
Соответственно вся психолого-педагогическая деятельность лиц, оказывающих педагогическую поддержку и сопровождение вышеназванной деятельности, должна быть обоснована, целесообразно выстроена в логике погружения учащихся в предмет, как средства для самоанализа личностных особенностей.
Ниже, предлагаю читателям использовать в своей практической работе примерную программу, осуществляемую мною, как учителем, на практике.
Примерная программа для занятий учащихся 8-11 классов по личностному и профессиональному самоопределению
1 |
Сделай свой выбор, роль самооценки в выборе жизненного и профессионального пути |
2 |
Возможные ошибки при выборе профессии |
3 |
Здоровье — важнейшая составляющая профессионального успеха |
4 |
Интересы, склонности и способности. Возможности личности в профессиональном выборе, мотивы и потребности. Диагностика по методике СВД |
5 |
Информация о профессиях сферы ЭМПИРИКА |
6 |
Информация о профессиях сферы ИСКУССТВО |
7 |
Информация о профессиях сферы ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛЮДЬМИ |
8 |
Информация о профессиях сферы ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
9 |
Информация о профессиях сферы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО |
10 |
Диагностика, анализ способностей в различных сферах деятельности, корректировка и развитие соответствующих способностей |
11 |
Исследование дополнительных качеств, необходимых в большинстве сфер профессиональной деятельности |
12 |
Защита проектов школьниками по выбору профессии с последующим обсуждением |
Материал тем 2, 3,4 частично заимствован из тематического плана программы к учебному курсу «Моя профессиональная карьера: познаю себя и профессии» для 7—8 классов (темы 11,12 и 13).
Количество уроков по каждой из предлагаемых тем может варьироваться в зависимости от региональных особенностей и возрастной категории учащихся.
Информация о профессиях различных сфер профессиональной деятельности дается по схемам, изложенным в ранее написанных пособиях «Выбор профессии», «Моя профессиональная карьера», в Интернете и других источниках.
Литература:
1 Успешный выбор профессии : Пособие- практикум для учителей. Бондарев В.П. ,Кропивянская С.О.;М.:ВАКО. 2014
2. Моя профессиональная карьера: познаю себя и профессии. Программа с методическими указаниями для учителей 7—8 классов / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. — М. :Образовательно-издательский центр «Академия» ; ОАО «Московские учебники», 2012.
4.Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии.
Учебное пособие для учащихся 9 класса Чистякова С.Н. ,Родичев Н, Ф. М.. Образовательно-издательский центр «Академия» ОАО «Московские учебники», 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.