Новые подходы к преподаванию индивидуально-групповых занятий
Оценка 4.6

Новые подходы к преподаванию индивидуально-групповых занятий

Оценка 4.6
Документация +3
doc
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл +1
27.04.2023
Новые подходы к преподаванию индивидуально-групповых занятий
профориентация в урочной деятельности
новые подходы.doc

                                                                                                    Бондарев В.П.                   учитель математики

«ОАНО частная школа Колледж –ХХI»

 г. Москвы,

к.п.н.

Новый подход к проведению индивидуально - групповых занятий по математике.

 

 

Меняется время, меняются люди, особенно быстро это становится заметно по детям. Кажется, очень банальная мысль, но вот подходы, формы и методы работы с учащимися, подчас у нас, учителей, меняются очень медленно.

Я предлагаю тем педагогам, кто проводит занятия со школьниками по математике и не только, воспользоваться опытом по корректировке планов и содержания их проведения.

Проведя свои первые вступительные занятия, на которых я, как и каждый учитель, актуализирую проблему необходимости познания вообще и математики в частности, в последнее время для меня все более заметным становится явным нежелание большинства детей всерьез задумываться о своем будущем.

Зачем – ведь все равно все решат родители, а если не помогут и не устроят куда-нибудь, то и ничего, «кривая» куда-нибудь выведет. Зачем мне математика, русский язык, не говоря уже о какой-то там истории, географии, физике и др.

Не секрет, что в постсоветской России, особенно в 90-е годы первоначально резко выросло число учащихся, не планирующих свое дальнейшее обучение. Зачем, ведь деньги можно заработать легко и быстро, а что будет с ними в будущем, многие и не задумывались.

Прошли годы, и образовательные приоритеты изменились. В разряд самых привлекательных для выпускников профессий экономистов и юристов довольно быстро попали профессии государственных чиновников самого разного уровня.  Воздействия на данную ситуацию различных специалистов, даже государственных деятелей, пытавшихся изменить таких приоритеты молодежи, практически ничего не изменили.

Желание получить в перспективе «лакомое» и престижное место работы и, как следствие, высокую зарплату, причем, по мнению большинства учащихся, без особого труда, повлекло за собой повышение престижа у учащихся такого предмета, как, например, обществознание. Отношение же к таким базовым предметам, как математика и русский язык явно деформировалось.

Если ранее у тех учащихся, кто интересовался математикой, как предметом, приоритетом была возможность в ней развивать свою логику, пространственное воображение и иные качества, то теперь главной целью стало главным «натаскаться» на успешную сдачу ГИА (ОГЭ»), ЕГЭ. Чем больше баллов, тем больше шансов поступить в тот ВУЗ, который даст мне нужный диплом. Так рассуждают многие, если не почти все. Правда, чаще всего не важно, в какой университет поступить, лишь бы диплом был попрестижнее.

Почему это произошло и почему мы почти ничего не можем изменить?

По моему мнению, главным фактором, повлиявшим на столь плачевную результативность воздействий педагогов на подрастающее поколение, является отсутствие учета мотивов и потребностей, жизненных потребностей школьников.

Среди факторов, которые определяют процесс развития личностных и профессиональных мотивов личности любого человека, ведущее место принадлежит внутренним факторам: сочетанию смысловых (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адаптивных (престиж профессии, материальное обеспечение) мотивов деятельности, направленных на осознание будущим специалистом социальной значимости профессии и своего места в ней. Интеграция этих профессиональных мотивов на основе определенного уровня развития психических, личностных, профессиональных компонентов личности школьника дает возможность сформировать у него субъективные представления, которые выступают регуляторами развития личности. На практике данная интеграция осуществляется далеко не всегда, а если и происходит, то при явном доминировании того или иного мотива будущей деятельности.

Поэтому я предлагаю разделить процесс исследования личностных, жизненных и профессиональных намерений учащихся на ряд этапов.

На 1 этапе необходимо с помощью различных методов исследования личности определить, к какой группе мотивов будущей деятельности принадлежат мотивы выбора наших учащихся.

Учащиеся, поставившие своей целью смысловые (интерес к профессии, потребность в самореализации) мотивы деятельности, такие как самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование в процессе своей будущей профессиональной деятельности, будут способны к интеллектуальной и поведенческой гибкости, сумеют адаптироваться, управлять собственным развитием. Высокая мотивация достижения в профессии для личностного роста, адекватная самооценка в сочетании с высоким уровнем восприятия и самоуважения, создадут необходимые условия для обучения в школе и будущей самоидентификации себя в профессии. Конечно, этому их надо учить в школе и в системе дополнительного образования.

Именно для этих школьников и необходимо, в первую очередь, выстраивать психолого-педагогическую систему сопровождения их обучения и профессионального самоопределения. Увы, но к такой категории школьников относится, по нашим наблюдениям, от 10 до 15 % всех учащихся.

Остальная (от 80 до 90%)учащихся, значительно более многочисленная группа школьников, ставит адаптивные (престиж профессии, материальное обеспечение) мотивы будущей деятельности. Для них будущая профессия является не целью, а средством для получения материальных благ, должности и т.д.

 А сегодня в школе надо просто пересидеть, «отбыть номер», в лучшем случае, постараться получить более высокую оценку с наименьшими личностными затратами. Речь у подавляющего большинства этих учащихся не идет о приобретении знаний как цели саморазвития, самосовершенствования. Главное - «баллы». Правда, следует подчеркнуть, что в этой весьма многочисленной группе, значительной части (от 15 до 30 %) и баллы то не важны. Пересидим, а там видно будет.

Впрочем, так было, увы, после введения всеобуча еще в СССР, всегда.

Что делает сейчас в этой ситуации школа?

 Всячески ей способствует. Натаскивает на сдачу все видов тестирований. А как иначе? Ведь от количества баллов, полученных учеником, на этих школьных и иных испытаниях, зависит ваш и школьный в целом рейтинг. И, как результат, ваша категория, зарплата, премия.  Место школы в общем рейтинге школ города и т.д.

А ученик и его родители об этом давно осведомлены, поэтому и выбирают школу, почти всегда, именно как место, где его получше «Натаскают».

Замечу -  именно натаскают, а не научат. Поэтому в последние годы все меньше авторских школ и все больше пособий по натаскиванию. Даже на успешное выступление на предметной олимпиаде. Это тоже хороший путь к поступлению в ВУЗ и, как результат, «денежной» профессии. Как это делается, хорошо известно.

Поэтому, я в дальнейшем не стану рассказывать о различных более или менее успешных способах натаскивания. Об этом написано большое количество специальной литературы по всем предметам, в том числе и по математике.

Думаю, что интереснее для читателей будет вопрос – а можем и должны ли мы, учителя, влиять на этот процесс расслоения детей, а фактически всего общества, по отношению к материальному и карьерному благополучию наших граждан. И вообще, а причем здесь мы со своей математикой, физикой, биологией и др. Ну не нужны наши предметы им, и ладно. Если сдавать не пойдут, отлично, поставим тогда то, что им и нам для внешней оценки нашего труда, надо. От «3» и выше. Можно даже «5» при полном незнании школьником предмета. Проверять–то никто не будет.

Мое мнение: мы можем и должны влиять на личностное становление школьника, искать, если не в каждом ученике, то во многих, те изюминки, которые дадут нам возможность пробудить в них очаги самопознания, которые есть, по сути, в каждом из нас. Определить, что стоит за побудительными мотивами в обучении: желание в будущем стать Начальником, близким к «кормушке», потребность быть не хуже других, быть лучше других, лидером, интерес к предмету, перенос отношения к учителю на его предмет, влияние родителей или иные мотивы. Процесс не быстрый, явно неодномоментный. Но, очень нужный и важный. От того, как верно мы определим, почему ученик хочет, или не хочет иметь хорошие оценки именно по нашему предмету, зависит будущий успех всей педагогической деятельности учителя.

Так, на 2-м этапе после проведения психолого–педагогической диагностики мотивационной сферы личности учащихся и их отношения к своей образовательной и будущей профессиональной деятельности педагог определяет два основных направления работы с ними:

- психолого-педагогическую систему сопровождения их обучения и профессионального самоопределения, тех из них, для кого такие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование в процессе своего обучения, как прообраза будущей профессиональной деятельности, не пустой звук. Они будут способны к интеллектуальной и поведенческой гибкости, сумеют адаптироваться, управлять собственным развитием. Но именно они и потребуют максимальных усилий своих педагогов и психологов;

- оказание информационно–консультативной помощи остальной, значительно большей по объему части школьников в их профессиональной ориентации на те или иные сферы профессиональной деятельности, в которых они бы могли удовлетворить свои адаптивные (престиж профессии, материальное обеспечение) мотивы будущей деятельности.

Помогая им, Вы в значительной степени повышаете в глазах этих детей свой авторитет, не теряя, с одной стороны, своего лица, а с другой, понимая, что повлиять на отношение к жизни этой группы Вы все равно не сможете, поднимаете, если можете, престиж своего предмета в их глазах. Слава Богу, математику им всем сдавать пока еще обязательно. Поэтому пусть выучат, хотя бы, минимум. Вот тут надо быть принципиальным до конца и ставить то, что дети заслуживают. Иначе потом хуже будет. Помните, что крайним всегда будет учитель, то есть Вы.

При анализе мотивов выбора профиля обучения в старших классах и будущей профессиональной деятельности учащимися педагогами должны быть учтены и такие факторы, как:

-социально-экономические, постоянно меняющиеся и зависящие от колебаний экономики в стране и мире;

-индивидуально-психологические, зависящие от интересов, склонностей, способностей и возможностей личности школьника;

-педагогические, зависящие от возможностей самих педагогов, психологов и иных лиц, участвующих в процессе удовлетворения запросов личности в углублении тех или иных предметов, получении той или иной профессии. Последний фактор особо важен. 

Прошедшие диагностику их мотивов и потребностей в профессиональной деятельности, педагоги и психологи так же, как и учащиеся, делятся на 2 основные группы, отличающиеся друг от друга спецификой психолого-педагогических воздействий на учащихся.

По нашему мнению, с теми учащимися, кто сориентирован на адаптивные мотивы выбора того или иного предмета, как средства для   будущего вхождения в профессиональную деятельность, педагоги с аналогичными мотивами на свой профессиональный выбор выстраивают систему погружения в будущую профессию, через профильное обучение. Эта система включает в себя профессиональное информирование; организацию профессиональных консультаций специалистов в конкретных видах деятельности; помощь в проведении профессиональных проб школьников. И, конечно, серьезное изучение того или иного учебного предмета, через призму будущего вузовского обучения. Так, например, при обучении математике в старших классах параллельно с базовым уровнем, которым должны овладеть все учащиеся, на дополнительных уроках должны вводится именно те математические дисциплины, которые будут предшествовать математике вузовской, но с учетом профессиональной направленности школьников (технической, экономической, физико-математической и др.), а не просто математика с углублением. Так же и по другим предметам. При возможности вся эта деятельность может и должна осуществляться на базе учреждений профессионального образования среднего и высшего звеньев, учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций региона. При введении такой системы преподавания и достигается возможность приобретения школьниками метапредметных представлений о математике как части общечеловеческой

культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике, как науки, способной дать представления об окружающем предметном мире.

Занятия в первой группе («адаптивники») проводятся по такой примерной схеме:

-Информация о профессиях тех сфер будущей профессиональной деятельности (возможно объединение 2-х сфер, близких по характеру);

-Консультации со специалистами данных сфер во всех возможных для учащихся формах (экскурсии, индивидуальные беседы, групповые встречи);

-Обучение предмету, как прообразу будущей профессиональной деятельности, на специальным образом, выделенных для учащихся рабочих местах, производственная практика в свободное от учебы в школе время.

Данные занятия могут охватывать период  воздействий на учащихся с 8 по 11 класс и составить содержание профильности обучения в том или ином среднем или высшем учебном заведении.

Занятия для тех учащихся, кто после первичной диагностики мотивов и потребностей, обнаружит тягу к смысловым (интерес к профессии, желание познавать в процессе учебной деятельности, потребность в самореализации) мотивам деятельности, могут быть выстроены по несколько иной схеме. Она подробно раскрывается в подготовленном нами совместно со С.О. Кропивянской пособии для учителей «Успешный выбор профессии»  в издательстве ВАКО (опубликовано в 2015 году).

Расширенная диагностика интересов, склонностей, способностей и возможностей в этом случае должна сопровождаться не столько традиционными и уже разработанными профессиональными пробами, сколько имитационными, специально созданными ситуациями, в которых школьники могли бы проверить свою потребность в самореализации в той или иной профессии.

Логика занятий с учащимися строится так:

- самоанализ того «Что Я могу? И Что Я хочу?»;

- цикл теоретических и практических занятий по развитию тех качеств, которые недостаточно развиты у каждого конкретного школьника (могут быть организованы, как в группе, так и индивидуально);

-переход от занятий по саморазвитию индивидуальных качеств, необходимых в личной жизни человека, к практикам по профессиональным пробам 2-ого типа. В них школьники проверяют соответствие своих индивидуальных черт требованиям, предъявляемым данной сферой (профессией), к ним лично. Данные занятия организовать и провести наиболее сложно, но в педагогической теории и практике есть примеры таких занятий. Например, в классах педагогического профиля нами всегда предусматривалось проведение практических занятий – уроков с детьми младших классов.

В нашей практике использовались и такие приемы, как парная работа (сильный - слабый), включение более слабых в предмете учащихся 8-10-х классов в обучение учащихся 5-6 классов. Более сильным в предмете школьникам предлагалось выполнение серьезных проектов, включавшим исследования, подготавливающие их к выбору той или иной профессиональной деятельности.

Естественно проведение индивидуальных консультаций, но не как натаскивание, а поиск индивидуального стиля овладения предметными знаниями и умениями как ключевыми компетенциями, необходимыми в будущей профессии. Тогда у школьника появляется личностный смысл в овладении им вершин математики или иного предмета.

Результат в обучении школьников, как математике, так и любому другому учебному предмету, достигается только при наличии у самого педагога желания, осознанной потребности в постоянном личностном росте (необязательно должностном). Растем, как личности,  мы, и растут, глядя на нас, наши учащиеся. Здесь еще очень много предстоит сделать всей нашей системе педагогического образования и повышения квалификации.

Соответственно вся психолого-педагогическая деятельность лиц, оказывающих педагогическую поддержку и сопровождение вышеназванной деятельности, должна быть обоснована, целесообразно выстроена в логике погружения учащихся в предмет, как средства для самоанализа личностных особенностей.

 

Ниже, предлагаю читателям использовать в своей практической работе   примерную программу, осуществляемую мною, как учителем, на практике.

 

 

Примерная программа для занятий учащихся 8-11 классов по личностному и профессиональному самоопределению

1

Сделай свой выбор, роль самооценки в выборе жизненного и профессионального пути

2

Возможные

ошибки при выборе

профессии

3

Здоровье — важнейшая составляющая

профессионального успеха

4

Интересы, склонности и способности. Возможности личности в профессиональном выборе, мотивы и потребности. Диагностика по методике СВД

5

Информация о профессиях сферы

ЭМПИРИКА

6

Информация о профессиях сферы

ИСКУССТВО

7

Информация о профессиях сферы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛЮДЬМИ

8

Информация о профессиях сферы

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9

Информация о профессиях сферы

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

10

Диагностика, анализ способностей в различных сферах деятельности, корректировка и развитие соответствующих способностей

11

Исследование дополнительных качеств, необходимых в большинстве сфер профессиональной деятельности

12

Защита проектов школьниками  по выбору профессии  с последующим обсуждением

Материал тем 2, 3,4 частично заимствован из тематического плана программы к учебному курсу «Моя профессиональная карьера: познаю себя и профессии» для 7—8 классов (темы 11,12 и 13).

Количество уроков по каждой из предлагаемых тем может варьироваться в зависимости от региональных особенностей и возрастной категории учащихся.

Информация о профессиях различных сфер профессиональной деятельности дается по схемам, изложенным в ранее написанных пособиях «Выбор профессии», «Моя профессиональная карьера», в Интернете и других источниках.

Литература:

1 Успешный выбор профессии : Пособие- практикум для учителей.  Бондарев В.П. ,Кропивянская С.О.;М.:ВАКО. 2014

2. Моя профессиональная карьера: познаю себя и профессии. Программа с методическими указаниями для учителей 7—8 классов / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. — М. :Образовательно-издательский центр «Академия» ; ОАО «Московские учебники», 2012.

3. Новая профориентационная диагностическая методика «Способности в деятельности» /В.П.Бондарев, С.О. Кропивянская.  - «Школа и производство 2014, № 1,Стр.: 12-16, М., ООО "Школьная Пресса"

4.Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии.

Учебное пособие для учащихся 9 класса Чистякова С.Н. ,Родичев Н, Ф. М.. Образовательно-издательский центр «Академия» ОАО «Московские учебники»,  2010.

 


Скачано с www.znanio.ru

Бондарев В.П. учитель математики «ОАНО частная школа

Бондарев В.П. учитель математики «ОАНО частная школа

Так рассуждают многие, если не почти все

Так рассуждают многие, если не почти все

Увы, но к такой категории школьников относится, по нашим наблюдениям, от 10 до 15 % всех учащихся

Увы, но к такой категории школьников относится, по нашим наблюдениям, от 10 до 15 % всех учащихся

От «3» и выше. Можно даже «5» при полном незнании школьником предмета

От «3» и выше. Можно даже «5» при полном незнании школьником предмета

Иначе потом хуже будет. Помните, что крайним всегда будет учитель, то есть

Иначе потом хуже будет. Помните, что крайним всегда будет учитель, то есть

Занятия в первой группе (« адаптивники» ) проводятся по такой примерной схеме: -Информация о профессиях тех сфер будущей профессиональной деятельности (возможно объединение 2-х сфер, близких…

Занятия в первой группе (« адаптивники» ) проводятся по такой примерной схеме: -Информация о профессиях тех сфер будущей профессиональной деятельности (возможно объединение 2-х сфер, близких…

В них школьники проверяют соответствие своих индивидуальных черт требованиям, предъявляемым данной сферой (профессией), к ним лично

В них школьники проверяют соответствие своих индивидуальных черт требованиям, предъявляемым данной сферой (профессией), к ним лично

Ниже, предлагаю читателям использовать в своей практической работе примерную программу, осуществляемую мною, как учителем, на практике

Ниже, предлагаю читателям использовать в своей практической работе примерную программу, осуществляемую мною, как учителем, на практике

Успешный выбор профессии : Пособие- практикум для учителей

Успешный выбор профессии : Пособие- практикум для учителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2023