НОВЫЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ. ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева статья - копия.docx

НОВЫЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ. ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

ФИО автора: Моисеева Раиса Ивановна

Томская область, г. Томск, образовательное учреждение, должность,

e-mail: rimoiseeva@list.ru

 

 

Аннотация: статья посвящена новым приёмам и  методам в реализации занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторами рассмотрены понятия приём и метод в образовательном процессе  дошкольного учреждения, выявлена их важность в педагогической деятельности, что улучшает качество воспитания и образования детей. Представлен опыт работы наставничества.

 

Ключевые понятия: ребёнок, образовательная деятельность, работа, развитие, тяжёлое нарушение речи, ограниченная возможность здоровья.

 

Сегодня в нашем дошкольном образовательном учреждении  основной проблемой является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чтобы вовлечь детей в образовательную деятельность мы используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, разрабатываем индивидуальные адаптированные образовательные программы. Всё это помогает детям с ОВЗ получить необходимые социально-коммуникативные навыки.

Самым важным средством социализации  в работе с детьми, являются методы и приёмы, основанные на нестандартных подходах. Именно через их использование реализуется содержание не только программы, а также и образовательной деятельности в целом.

Образовательная область

Методы, приёмы

Речевое развитие

Игровые ситуации, речевые игры и упражнения, дидактические игры, игры-драматизации, демонстрационно-практические упражнения, объяснительно-демонстрационный словесный (рассказ, беседа), наглядный (иллюстрация, картинка), поручения, методы самостоятельной работы и работы при помощи воспитателя, речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, напоминание, уточнение),чтение художественной литературы, схемы

Социально-коммуникативное развитие

Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры, словесный метод (ситуативные беседы, рассказ, вопрос), объяснительно-иллюстрационный речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, напоминание, уточнение), чтение художественной литературы, проблемная ситуация, наглядный метод (иллюстрации, картинки), трудовые действия и поручения, методы самостоятельной работы и работы при помощи воспитателя, алгоритмы

Художественно –эстетическое развитие

Ведущими методами и приёмами являются: показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного через обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества, манипуляциям с песком

Познавательная область

Дидактические игры, демонстрационно-практические упражнения, объяснительно-демонстрационный

словесный (вопрос, указание, пояснение, инструкция), наглядно-действенный приём, исследовательский,

наглядный (образец, показ, схема)

Игровые ситуации, дидактические игры,

словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор), объяснительно-демонстрационный наглядный (иллюстрация, картина, альбом), исследовательский, самостоятельный поиск информации, проблемная ситуация, наблюдение, наблюдение на прогулке, методы самостоятельной работы и работы при помощи воспитателя

Физическое развитие

Наглядный, словесный, практический, игровой, методы самостоятельной работы и работы при помощи воспитателя, показ образца движений

Значимость использования в образовательной области методов и приёмов:

1) направленность образовательной деятельности на развитие ребёнка, а не на сообщение его суммы знаний;

2) создание доброжелательной творческой атмосферы, когда ребёнок высказывает свои мысли вслух, без страха принимает критику;

3) образовательный процесс, строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности каждого ребёнка.

Нашу группу посещают более двадцати детей, два ребёнка из которых имеют тяжелые нарушения речи (ТНР). Педагогический опыт показывает, что у детей с ТНР отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, наблюдаются недостатки памяти. Значительная отличность обнаруживается в развитии у дошкольников мыслительной деятельности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, на низком уровне развитие абстрактного мышления. Дети  не контролируют свою эмоционально волевую сферу, не всегда умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Таким образом, образовательная деятельность и воспитательный процесс детей с ОВЗ приводит к не усвоению программы и неполной  социализации дошкольников.

Важным моментом при работе с детьми ОВЗ является работа с родителями - наставничество. Самой правильной формой работы с родителями является индивидуальная работа: беседы, консультирование, анкетирование и метод вопрос-ответ. Изначально  установили  доверительные и честные отношения с родителями, выстраивали тесную и непрерывную работу, благодаря тесному взаимодействию –  воспитатель-родитель-ребёнок. Родители всегда в курсе работы и результатов работы с их детьми, они видят динамику продвижения в обучении, в развитии. Наставничество заключается и базируется на взаимодействии с родителями, на участии их в планировании конкретных мер помощи ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей развития, трудностей в общении; на закреплении в домашних условиях методов и приёмов каждой образовательной области.

Цитата Антона Макаренко полностью характеризует тот факт, что особенные дети требуют особого внимания и отношения со стороны  взрослых: «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

Исходя из выше сказанного, мы взаимодействуем с родителями, соблюдаем смену видов деятельности, так как дети с ОВЗ характеризуются быстрой истощаемостью, утомляемостью, снижением работоспособности. В процессе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, применяем физкультурные минутки, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики. Активные методы обучения и воспитания это игровые методы,  игра остается той деятельностью, в которой раскрываются возможности детей с наибольшей полнотой. Дошкольники с ОВЗ в игровой форме демонстрируют наибольшую заинтересованность, организованность.

В целях формирования умения принимать правила, нормы и формы общения используем игры с правилами, которые помогают в успешной коммуникации, что очень важно при социализации детей-дошкольников. Формирование и закрепление навыков продуктивного общения приводит к выработке у детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении способностей к успешной совместной деятельности ребенка с детским коллективом, ребенка со взрослыми.

При работе с детьми ОВЗ нами был выявлен тот факт, что метод работы с песком наиболее плодотворный и продуктивный. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности. У детей при песочном рисовании активно развивается моторика рук, что положительно влияет на развитие речи и устранение существующих дефектов – ТНР. Появляется умение более чётко координировать движение обеих рук. По мере освоения техники рисования песком развивается образное мышление, обогащается внутренний мир ребёнка. Данный вид творчества действует как средство коррекции психики, помогает выразить в рисунке чувство и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в себе. А для педагога это ещё один способ понять чувства ребёнка.

Особенности работы с песком детей с ОВЗ:

ü     ведущая потребность – потребность в общении;

ü     ведущая функция – воображение;

ü     игровая деятельность – усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения;

ü     отношения с взрослыми – вне-ситуативно-деловое + вне-ситуативно-личностное:  взрослый – источник информации, собеседник;

ü     отношения со сверстниками – ситуативно-деловые: углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтение в общении;

ü     эмоции – преобладание ровного оптимистического настроения;

ü     способ познания – общение с взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование;

ü     объект познания – предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы;

ü     восприятие – знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности;

ü     внимание – начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 минут. Объём внимания 8-10 предметов.

ü     память – развитие целенаправленного запоминания. Объём памяти 5-7 предметов из 10; 3-4 действия.

ü     мышление – наглядно-образное, начало формирования логического мышления;

ü     воображение – развитие творческого воображения;

ü     условия успешности – собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь.

Таким образом, работа с песком позволяет достичь ребёнку гармоничного развития личности и социальной успешности. Игры с песком способствуют проявлению уверенности и любознательности. Нетронутая поверхность песка побуждает его к самостоятельному, мотивированному творчеству.

 

Литература:

1.Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.

2.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

http://ne-proza.ru/data/files/Tihomirova-L.-F.-Razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey..pdf                                                                                   

3.Т. Б. Епифанцева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 https://goo.gl/Gw34pe

4.Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83.

5.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.

6.Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

7. ФЗ «Об образовании в Российской федерации. Ст. 3, п.8; п. 27) .» № 273-ФЗ от 29.12.2012 

8.Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

 

Интернет - Сайты

1.http://logoped-kaleidoscope.ru/ («Логопедический калейдоскоп» от проекта Pedstrana)

2.http://ok.ru/vospitatelyu (Раннее развитие. Педагогам и родителям)

3.http://shkolazhizni.ru  ( Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения)


 

Скачано с www.znanio.ru