Новые технологии обучения как способ повышения качества знаний
Сегодня перед государством в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. В современных условиях развития российского общества, когда глубокие перемены, происходящие в жизни нашего государства, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение такие явления, как равнодушие, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, эгоизм, цинизм. В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей подростков, прежде всего, их способности к самообразованию, творческому подходу в решении задач, самостоятельному добыванию новых знаний, к быстрой ориентировке в новой ситуации. Задача образования на современном этапе — подготовить гармонически развитую личность, наделенную ответственностью как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, чтобы получив диплом, выпускники оказались подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию. Моя задача заключается в создании оптимальных условий для успешной организации учебного процесса, развития системы патриотического воспитания обучающихся, обеспечивающей формирование активной, гражданской личности, позволяющей проявить навыки исследовательской деятельности. В образовательном процессе, оказавшем положительное влияние на результаты обучения, внеклассную работу я использую следующие инновационные педагогические технологии: - технология исторического образования (Ю. Л. Троицкий), позволяющая каждому обучающемуся на уроке приблизиться к исторической действительности определенной эпохи, высказывать собственную точку зрения; - игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова), которые характеризуются наличием игровой модели, ролевых позиций, возможностями принятия альтернативных решений; - проблемно-развивающая технология (Н. Г. Мошкина); - технология личностно - ориентированного обучения (И. С. Якиманская); - информационно - коммуникационные технологии; Ю. Л. Троицкий отмечает: «…технологии традиционного обучения не предполагают развитие у подростков творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных системах господствует безусловное применение репродуктивного способа усвоения авторского учебникового знания. Чаще всего перед обучающимися лежит учебник, в котором собраны некоторые факты и предлагается определенная их трактовка, объяснения. Деятельность обучающихся на уроке чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных моментов текста. Такой подход не предполагает никакой предметной деятельности». По убеждению А. А. Вербицкого «ученик, выполняя игровую роль, вступая в условно-реальные отношения с другими играющими, приобретает опыт как познавательной и профессиональной деятельности, так и социальных отношений. В игровой деятельности наиболее развернуто реализуется один из важнейших принципов воспитания — принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности». И. С. Якиманская в работе «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» выделяет следующие «основные позиции личностно-ориентированного обучения: - личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; - образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждомуобучающемуся, опираясь на его способности, интересы, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность подростка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения». В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки». В современных условиях одной из задач образования и воспитания является использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют позитивной динамике учебных достижений школьников. Опыт работы показывает, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений быстро ориентироваться в бурном потоке информации, создавать учебные презентации, умение выделять главное, обобщать материал, делать выводы. Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа (англ.- многокомпонентная среда), которая позволяет использовать на уроках истории и обществознания текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Целью моей педагогической деятельности является выбор оптимальных методов, средств, форм организации учебного процесса и внеклассной работы для развития творческих возможностей обучающихся, формирования активной, гражданской личности, преданной своему Отечеству. Курсы истории и обществознания обладают значительным социализирующим потенциалом. Однако, как показывает практика, уроки в традиционной форме не всегда адекватны задачам данных курсов и не обеспечивают эффективную социализацию личности обучающихся. В условиях, когда обучающийся ставится в позицию исследователя, осуществляет самостоятельный поиск, вырабатывает свое суждение, появляется возможность формирования человека свободного, способного самоопределяться в окружающей действительности. Как удивить современногоподростка, который проводит массу времени не за книгой, а за компьютером, причем зачастую в позиции активного интерактивного игрока. Важной задачей становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Л. С. Выготский видит в игре «способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. Актуальность применения игровых технологий с годами не становится менее значимой, напротив, из-за перенасыщенности современного подростка информацией, расширения информационной среды за счет телевидения, радио, интернета актуальность игры в настоящее время повышается». Дидактическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом с учебно-познавательной направленностью. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет обучающегося не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять, оценивать. Большое внимание на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе я уделяю групповой самостоятельной работе, которая предполагает выполнение с участниками разных ролей. Эффективным средством в работе учителя считается исследовательский метод, применяемый на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной деятельности. Цель исследовательского метода — научить обучающихся самостоятельно осуществлять процесс познания. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации. Анализ исследований показал, что чем старше становятся подростки, тем выше у них качество знаний по предмету, тем активнее их участие в предметных конкурсах, дистанционных олимпмиадах по истории, обществознанию, краеведению, смотрах, внеклассной деятельности по предметам обществоведческого цикла. Так в этом учебном году мои обучающиеся участвовали в Международныом дистанционном конкурсе по истории «Олимпис 2017 – осенняя сессия», ноябрь 2017 г. из них торе удостоены дипломов (Диплом 2 степени, Звигин А., гр. НС-701р, Диплом 3 степени, Самараш Р., гр. Э-701р, Диплом 3 степени, Желтяков З., гр. Э-701р). В мае 2018г. на базе КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования», обучающиеся участвовали в Краевом конкурсе творческих работ «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». («Московская битва» Зверев Егор, НС-601р (сертификат), «Мемуары моего прадеда», Губских Никита, Нс-701р (сертификат), «Героический путь прадеда», Жилинков Тимофей, Э-701р (диплом 1 степени).
Таким образом, используемые инновационные методики, педагогические технологии, средства, формы, приемы обучения способствуют формированию у детей критического мышления, навыков активного речевого общения, создают условия для возможности обучающимся реализовать себя в проектах различной направленности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.