ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………1
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ.
1.1 Сущность понятия «Технология обучения»…………………………………5
1.2 Классификации педагогических технологий обучения……………………..7
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
2.1 Технология модульного обучения…………………….………………….…10
2.2 Технология развития критического мышления……………………….……12
2.3 Приемы технологии критического мышления……………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………..27
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше система образования требовала усвоение некоего базиса знаний, то современное образование постепенно меняет приоритеты.
Современному обществу нужны образованные специалисты, которые обладают коммуникативными навыками, способны к сотрудничеству, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно находить и формулировать проблемы осуществлять поиск решений проблем, прогнозируя их возможные последствия и должны эти умения применять в обычной жизни.
Поэтому, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях, уметь их применять, делать выбор с учетом условий, в которых необходимо работать, создавать условия для всестороннего развития учащихся, их познавательных интересов, навыков самообразования, общеучебных умений и творческого мышления.
Введение педагогических технологий позволяет преподавателю получить новые возможности воздействия на традиционный процесс обучения и повысить эффективность этого процесса.
В данной работе я попыталась проанализировать вопросы реформации образования с позиции внедрения новых педагогических технологий, как одной из эффективных форм всестороннего развития учащихся.
Актуальность: педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. К сожалению, в настоящий момент в образовании имеет место быть традиционная педагогическая система без диагностических целей и объективного контроля с традиционной системой управления обучением.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, - «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов»
Этот подход распространен сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса.
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.
Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учитель - ученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником.
Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.
Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.
Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Современный
подход
к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен
владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями,
учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современном
учебном заведении.
Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, следовательно, повышению качества обучения.
Целью дипломной работы является изучение теории применения педагогических технологий в процессе модернизации современного образования.
Объект изучения - учебно-воспитательный процесс в среднем специальном образовании.
Предмет изучения – методические аспекты использования новых технологий в среднем специальном образовании.
Задачи:
1. Проследить становление термина «педагогические технологии» и рассмотреть их классификацию;
2. Изучить методические аспекты новых технологий в среднем специальном образовании;
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ.
1.1 Сущность понятия «Технология обучения»
Среднее профессиональное образование играет очень большую роль для развития страны. Ни одна область экономики не может функционировать без специалистов среднего звена. Преобразования в экономике, науке, промышленности определили цели учреждений профессионального образования - подготовка конкурентоспособных специалистов-профессионалов.
Повышаются требования работодателей к квалификации работников. От специалиста среднего звена требуют новых профессиональных и личных качеств, системность мышления, самостоятельность в постановке и решения задач, инициативность, творческую активность, ответственность за выполненную работу, гибкость мышления, мобильность.
Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности: учиться всю жизнь, обладать умениями, знаниями и навыками, а также способностью выдвигать гипотезы и предпринимать различные решения.
Достичь поставленных целей могут помочь новые современные образовательные технологии. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся, а в условиях комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию обучения.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Понимания и определения понятия технологии образования разнообразны. Рассмотрим примеры нескольких высказываний:
1) По словам Лихачева Б. Т. педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. [3]
2) Беспалько В. П. рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств:и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике. [1]
3) Селевко Г. К. выделяет в «педагогической технологии» три аспекта: - научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; - процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; - процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств/ [7]
4) Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя – утверждает Монахов В.М. [4]
5) По высказываниям Кларина М. В. - педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. [2]
6) Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. [10]
Совокупность всех понятий «педагогическая технология» является обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов. Анализ приведенных формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая технология», зависит от того, как авторы представляют структуру образовательно-технологического процесса и его составляющие элементы. Это обусловлено теми методами с позиции которых исследуется педагогическая технология.
Современные педагогические технологии направлены на поиск таких способов обучения, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям образования нового тысячелетия и интересам, способностям формирующейся личности.
Преимущества применения образовательных технологий в средне специально образовании состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.
1.2 Классификации педагогических технологий обучения.
В настоящее время существует несколько общепринятых классификаций современных образовательных технологий, каждая из них опирается на конкретные научные понятия в выделении видов технологий и обладают своими классификационным признакам.
Все технологии, представленные в классификации Епишевой О.Б., признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.
Классификация технологий образования по Епишевой О. Б. направлена на модернизацию образовательной системы, в первую очередь связанной с актуализацией личности учащегося. Именно поэтому все большей популярностью стали пользоваться технологии, основанные на личностно-ориентированной направленности. Основные преимущества данного вида технологий заключается в том, что усиливается роль и значимость самостоятельной работы учеников. Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие творческого потенциала личности учащегося, индивидуализации учебного процесса, формирование и развитие самооценки и самоконтроля.
Классификация современных образовательных технологий по Епишевой О. Б.:
1. Предметно-ориентированные образовательные технологии – в основе данных технологий заложено дидактическое усовершенствование и реконструирование учебного материала. В первую очередь это касается учебной информации, которая представлена в учебниках.
2. Модульно-рейтинговая образовательная технология – основана на том, что весь учебный материал представлен в виде блоков (модулей), освоение модуля предусматривает получение оценки (баллов), которые составляют рейтинг учащегося. Переход с модуля на модуль возможно только при достижении определенного минимального рейтингового порога.
3. Образовательные технологии «Диалог культур» и «Экология и диалектика» - авторские технологии, которые основаны на переконструировании содержания образовательного процесса по нескольким направлениям: диалектизация, культорологизация и интеграция.
4. Образовательные технологии дифференцированного и группового обучения – основой данной технологии является дифференцированная постановка целей обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, использование разнообразных групповых форм обучения, которые обеспечивают организацию специализации учебного процесса. Чаще всего данного вида технологии используются в рамках коррекционного образовательного процесса.
5. Образовательные технологии развивающей направленности обучения – основаны на формирование у ребенка устойчивой мотивации на обучение и самостоятельности деятельности, посредством активного взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие включает в себя все виды деятельности, каждый из которых отличается спецификой и вносит вклад в развитие личности ребенка. Поддержание мотивации на должном уровне достигается посредством развивающего обучения, которое опирается на познавательную активность и индивидуальный опыт учащегося. Кроме того, в рамках данной технологии педагог должен уделять внимание творческим потребностям детей, их потребностям в самосовершенствовании и саморазвитии.
6. Природосообразные образовательные технологии – во многом схожи с развивающими технологиями, отличие заключается в том, что в их основе заложена опора на природные силы и задатки ребенка, которые необходимо развивать в процессе обучения. Важным является соблюдение сенситивного периода развития личности, когда она наиболее восприимчива к тем или иным внешним явлениями.
7. Коллективные образовательные технологии – основаны на том, что процесс обучения осуществляется путем общения в динамических парах, где учащиеся «учат» друг друга, делятся собственным опытом, мыслями или идеями. Особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. [11]
2 ГЛАВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
2.1 Технология модульного обучения
Модульная система обучения - это современная педагогическая технология, базирующаяся на блочном построении материала, который усваивается студентом последовательно и оценивается преподавателем путем накопления рейтинговых баллов за активность на занятиях и самостоятельную работу.
Модуль - совокупность частей учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.
Модуль может содержать следующие основные блоки:
1. Блок входного контроля: содержит проверочную работу на выявление остаточных знаний, необходимых при изучении новой дисциплины;
2. Теоретический блок: состоит из основных опорных вопросов по каждой теме дисциплины;
3. Блок применения: решение профессионально-прикладных задач в сфере направления подготовки учащихся;
4. Блок текущего контроля: защита студентами изученной темы;
5. Блок корректировки: дискуссия, направленная на выявление типичных ошибок по теме;
6. Блок выходного контроля: содержит контрольную работу по изученной теме.
Студент при модульной системе обучения самостоятельно либо с помощью преподавателя работает с предложенной ему учебной программой. Для этого он изучает специальную литературу, консультируется с преподавателем, осваивает методики выполнения тех или иных действий. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.
Такая форма освоения знаний позволяет избежать записывания монолога преподавателя и преодолеть пассивность учащихся.
Необходимым элементом модульного обучения является рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости учащихся по результатам изучения элементов модуля.
Модульная система обучения способствует приобретению теоретических знаний, методологических, профессиональных навыков и умений. Приобретенные при этом знания, умения и навыки необходимы не только для освоения дисциплины, но и для основы профессиональной деятельности будущего специалиста.
Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Данная технология обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности. Цель технологии модульного обучения – создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. [8]
Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения: дозирование учебного материала; информационное и методическое обеспечение с последовательными действиями для обучающихся; возможность изучать материал в удобное время. Все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в общем. [9]
Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности обучаемых при усвоении знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. На основе этого принципами модульного обучения являются:
1) принцип развития обучающихся своей познавательной деятельности (модуль часть учебной информации, осознаваемой как необходимой);
2) принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
3) принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе, дифференциации обучаемых по уровню знаний, так же возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося. Все это минимизирует его стрессовые состояния.
Технологическая направленность: предварительное проектирование учебного процесса; учебно-познавательная деятельность самого обучающегося; диагностика и объективный контроль результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы.
Достоинства при использовании технологии модульного обучения: повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков; сокращение сроков обучения; осуществляется индивидуализация обучения; быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям. [5]
2.2 Технология развития критического мышления.
Основная цель применения технологии критического мышления – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.
Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Таким образом критическое мышление: свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое.
Технологические этапы урока:
1. Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
Деятельность преподавателя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Деятельность учащихся - обучающийся вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу, делает предположения; систематизирует информацию до изучения нового материала; задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Возможные приемы и методы - составление списка известной информации: рассказ (предложение по ключевым словам.); систематизирование материала (графически, таблицы); верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
2. Усвоение новых знаний: получение новой информации, корректировка учеником поставленных целей обучения.
Деятельность преподавателя: направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого знания» к «новому знанию».
Деятельность учащихся: обучающийся читает текст, слушает, используя активные методы чтения; делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы - методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
3 Рефлексия: размышление, рождение нового знания, постановка обучающегося новых целей обучения.
Деятельность преподавателя: следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Возможные приемы и методы: заполнение таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ; организация различных видов дискуссий.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Приемы технологии критического мышления:
1)Ключевые слова.
Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.)
2) Эффективная лекция.
Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
Стадия усвоения новых знаний (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы, коллективное обсуждение результатов работы.
3) Зигзаг – групповая работа с текстом.
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов в группе. Каждый учащийся работает со своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы - группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы
4) «Инвентаризация» - составление списка известной информации.
Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
5) «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения.
На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
На стадии усвоения новых знаний и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
6) «Тонкие» и «толстые» вопросы.
Толстые вопросы: Объясните почему...? Почему вы думаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…?
Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
7) Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
8) ИНВЕСТ.
Чтение текста с маркировкой: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен "? " - не понял, есть вопросы.
9)Кластер («грозди») – графический прием систематизации материала.
Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
10) Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
11)Р А Ф Т
Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
Р – роль, от чьего лица составляется текст.
А- аудитория кому адресован текст.
Ф- форма.
Т – тема.
Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма.
Стадия вызова:
«Инвентаризация»; «Верите ли вы…»;«Ключевые слова»; «Тонкие» и «толстые» вопросы; кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии.
Стадия усвоение новых знаний:
ИНСЕРТ (чтение с маркировкой); заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала»; зигзаг; лекция; поиск в тексте ответов на вопросы.
Стадия рефлексии:
Ответы на вопросы; кластер; синквейн; проверка и обсуждение таблиц;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; анализ и оценивание проделанной работы.
Технологический аспект в технологии критического мышления позволяет: четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи дисциплинированность; четкое и внимательное выполнение заданий; обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе; взаимообучение.
Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы. Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный.
Критическое мышление развивает способность к самообразованию. Трехступенчатая структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. [12]
2.3 Технология игрового обучения.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современном образовании, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2) Как элемент более общей технологии;
3) В качестве урока или его части (введение, контроль);
4) Как технология внеклассной работы.
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:
а) Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
б) Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
в) Учебный материал используется в. качестве ее средства;
г) В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
д) Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Учащийся, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. Преподаватель лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога - учитель объясняет, ученик слушает; и в форме диалога -либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.
Основные принципы организации игры: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам.
Воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов. Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил. Необходима предварительная подготовка. Надо обозначить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность. Обязательные атрибуты игры, на пример: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока. Обязательная констатация результата игры. Компетентное жюри. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть песню, рассказать стихотворение) для переключения внимания и снятия напряжения. Важный аспект - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Необходимо поддерживать и развивать интеллектуально-творческий потенциал учащихся. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1. Свободная развивающая деятельность;
2. Творческий характер деятельности;
3. Эмоциональная окраска, соперничество, состязательность, конкуренция;
4. Наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игры, более часто встречаемые в педагогической практике: деловые; организационно-деятельностные; инновационные игры.
Деловая игра - представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.
В деловой игре обучающийся выполняет деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает навыки специального взаимодействия и управления людьми, умение руководить и подчиняться. Значит деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации, интеллектуально и эмоционально раскрепощаются, проявляют творческую инициативу. В процессе игры осваиваются нормы профессиональных действий; нормы социальных действий. [6]
Организационно – деятельностные игры. В игре действуют законы «здесь и теперь» – ситуация разворачивается и решающими оказываются действия обучающегося, его воля и цели, его мышление. Сущность игры представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной и групповой деятельности, нацеленных на создание продукта игры - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.
Цель организационно-деятельностной игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В ситуации отражаются и проблемы, и задачи. Проблемность ситуации означает такое затруднение в практике, для разрешения которого отсутствует опыт или теоретически обоснованные пути. Проблема для своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции, которые преобразуют проблему в задачу. Задача же - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий для достижения цели, а разработка этого алгоритма требует от участников определенных умений: интеллектуальных, коммуникативных и организационных.
Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и процессов мыслительной деятельности участников игры означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать и применить способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии, то есть находятся в условиях максимальной неопределенности. Что делать в такой проблемной ситуации, с чего начать, к кому обратиться, что расценивать успехом или неудачей остается неясным и неопределенным.
Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в течении пяти дней и делится на этапы: самоопределения и выработки концепции заказа; анализа проблемы или проблемной ситуации; определения системы ценностей и целей деятельности; определение условий и выбор средств осуществления деятельности; построения алгоритма деятельности.
Каждый этап по своей организации и проведению предполагает чередование сессий и групповой работ. В ходе сессии участники и ведущие собираются вместе. Игроки получают соответствующие установки и задания от ведущих. Первая сессия также предполагает процесс разбивки на команды. Каждая команда состоит из 4-12 игроков, которые будут тесно контактировать, дискутировать друг с другом в процессе игры. Конструирование группового продукта - цель групповой работы, его презентация другим командам, публичная защита проектов - цель сессии. Каждый этап включает в себя 1-3 сессии и 1-3 групповые работы. В ходе групповой работы команда взаимодействует со своим тренером. Тренер реализует в отношении игроков следующие действия:
а) Организует процедуру знакомства членов команды и распределения обязанностей между ними;
б) Активизирует процессы деятельности и коммуникации участников посредством использования приемов групповой дискуссии, эмоциональной и информационной поддержки игроков;
в) Управляет процессами групповой динамики;
г) Способствует поддержанию деловой атмосферы и веры участников игры в успех их работы. Вместе с тем тренер не принимает непосредственного участия в создании группового продукта.
Групповая работа ведется по регламенту и занимает в среднем 45-90 минут. В ходе презентации и обсуждения проектов организуется общая групповая дискуссия, целью которой является оценка представленных продуктов групповой работы, нахождение в них сильных и слабых сторон, постановке задач на последующую работу. Продолжительность сессионной работы трудно спланировать заранее. Презентация работы по времени 15-25 минут, ответы на вопросы и замечания занимают примерно столько же времени, но дискуссия может и затянуться, приняв характер противостояния отдельных команд. Наконец подведение итогов сессии и формулировка задач командам для следующей групповой работы занимает еще 5-10 минут.
Последняя сессия организационно-деятельностной игры направлена на слияние продуктов групповой деятельности, то есть наработку общего проекта деятельности.
Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если обучающиеся овладеют разными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.
Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе рассматривались методические аспекты использования новых технологий в процессе модернизации современного образования.
Было раскрыто понятие педагогическая технология разными авторами и дано обобщенное обоснование этих высказываний. Рассмотрена классификацию педагогических технологий в современной интерпретации.
Дано обоснование о роли новых технологий в современном образовании. Использование новых технологий способствует улучшению образовательного процесса. Существенно меняется работа с информацией: поиск, отбор, обработка данных. Новые технологии – это современные средства передачи информации, направленные на выработку познавательных навыков, обеспечение взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, а также эффективное усвоение и запоминание материала.
Также были рассмотрены современные педагогические технологии, такие как: технология модульного обучения, технология критического мышления и технология игрового обучения.
Современное образование направлено на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а, значит, и на расширение использования методов самостоятельной работы, самоконтроля студентов, использование активных форм и методов обучения, всего этого можно добиться только при наличии интереса у студентов к изучению предмета.
Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Они связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса в средне специальном образовании - это подготовка высококвалифицированных специалистов.
Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2. Кларин М. В. Педагогическая технология — М., 1989.
3. Лихачев Б. Г. Педагогика. — М. — 1992.
4. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995.
5. Педагогические технологии. 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской, — 2-е издание переработанное и дополненное. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
6. Покушалова, Л. В. Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний в действие / Л. В. Покушалова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование. — 1998. — 256 с.
8. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.
9. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренкло, В. Е. Столяренко. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М. : Издательство Юрайт. 2015.
10. ЮНЕСКО.
11. https://spravochnick.ru/pedagogika/klassifikaciya_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy/.
12. https://cherkasova2011.jimdofree.com
13. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.