НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.7

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.7
docx
русская литература
29.03.2024
НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья
статья НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.docx

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня изменилось все – и пространство уроков, и временные затраты на них в онлайн-режиме, и в домашней самостоятельной работе учащихся, и самое главное – изменились способы восприятия детьми знаний и информации. В эпоху доминирования «цифрового поколения» приобрели свою специфику когнитивная, эмоционально-волевая, социальная сферы личности. Галина Солдатова, известный российский психолог, исследующий процессы цифровой социализации и изменяющегося ребенка в мире технологий, отмечает, что сегодня необходимо говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства.

Нельзя не согласиться с выводами ученого о том, что современные школьники не только получают информацию из информационных источников, но и активно коммуницируют с ними: речь идет о коммуникации с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, онлайн-потреблении, а также о культурных, психологических и технических аспектах использования электронных устройств. Цифровая социализация сегодня дополняет традиционную социализацию, являясь ее важной частью, а развивающаяся цифровая культура дополняет культуру офлайн-повседневности, представляя новый этап развития общества, настоятельно требующий новых взглядов и подходов


Снизилась ли потребность школьников в живом общении? Сейчас школьники нуждаются в общении очень остро, им необходимо поделиться с учителем и друг с другом своими взглядами, переживаниями – и не только по поводу прочитанного, но вообще рассказать о себе, о том, что они чувствуют и думают по поводу будущей профессии, реализации своих способностей. Так, на уроках литературы, начиная общение с учениками, важно сначала немного поговорить с ними, спросить, с какими трудностями они сталкиваются при подготовке домашних заданий. И главное – выслушать детей! Такое начало урока поможет учителю не только наладить контакт с ребятами, но и погрузить их в мир литературы в психологически комфортной обстановке.


Безусловно, современная школа активно осваивает новые способы коммуникаций и новые возможности для организации учебного пространства. Педагоги тратят большое количество времени на проверку домашних заданий, на подготовку новых форматов уроков.

Как же наилучшим образом организовать урок, собственное время и сделать так, чтобы учебные занятия были в радость? Может быть, при ответе на этот вопрос стоит обратиться к проверенным временем методам и методикам или активно использовать цифровые технологии обучения? Например, на уроках литературы учителя привыкли быть, что тут скрывать, «говорящей головой». Конечно, сегодня широко распространены и групповые формы работы, но, как правило, уроки проходят по стандартной схеме: учитель рассказывает – дети слушают. Лучшим средствами по преодолению такой ситуации могут быть диалог и эвристическая беседа с применением интерактивных технологий с помощью различных платформ (ZOOM, Discord и др.), а также методы групповой работы, например, scrum-метод. Современные молодые педагоги уже активно применяют эти методы, и они, действительно «работают»!

Что такое scrum-метод?

Методы групповой самостоятельной работы как никогда подходят сегодня для проведения уроков. scrum-метод недавно стал распространяться в образовании, но уже привлек внимание многих педагогов своей интерактивностью, а главное – широкими возможностями для самостоятельной работы учащихся.

Scrum-технология стала распространяться в России примерно последние 5 лет. Главное ее преимущество – мотивация ответственности детей, их самостоятельности. Учитель может заимствовать некоторые элементы этой технологии или дополнять очерченные рамки собственными идеями. В любом случае, scrum-технология – это новая возможность решить задачи развития познавательной активности детей и их коммуникативных навыков.

Как scrum-метод влияет на развитие гибких навыков?

Современная молодежь после окончания общеобразовательной школы зачастую сталкивается с проблемой недостатка компетенций для реализации своих знаний и способностей. Существует проблема выбора профессии, недостаток самостоятельности, ответственности при принятии решений и постановки целей. Это порой приводит к раннему отчислению из высших учебных заведений, к чувству неудовлетворенности и даже депрессиям.

В свою очередь, технологии eduScrum влияют на развитие гибких навыков (soft skills), которые характеризуются как надпрофессиональные, поведенческие и коммуникативные навыки и отражают реакцию личности на поведение другого. Известно, что технология eduScrum наиболее эффективно позволяет моделировать изменчивые условия современного мира, тем самым развивая такие группы гибких навыков, как взаимодействие в коллективе, личностные навыки, планирование и жизнестойкость. Сопоставительный анализ требований ФГОС к выпускникам школ и перечня навыков, успешно формируемых с помощью eduScrum, позволяет считать эту технологию наиболее перспективным инструментом по развитию soft skills в средней школе.

Scrum-метод помогает активизировать роль педагога как соорганизатора учебной деятельности – так реализуется субъект-субъектный подход на уроках. У учащихся тоже меняются роли: они становятся ответственными участниками обучения, воспитываются и развиваются при этом. Школьники приучаются слышать друг друга, помогать друг другу, происходит взаимное обучение внутри команд. Кроме того, ребятам интересно работать в команде! Языковые и литературные компетенции осваиваются более эффективно.

Итак, scram-метод – это личностно ориентированная технология, ее применение порождает развитие критического мышления, коммуникативных навыков. У этой технологии большое будущее!

Как работать по scrum-технологии?

Приступая к работе по методу SCRUM, учитель может показать школьникам ролик: «SCRUM – метод управления проектами. Обучающий мультик для вас и ваших сотрудников!». Если занятие ведется онлайн, ролик можно показать непосредственно на онлайн-уроке в системе ZOOM или Discord, включив функцию «Демонстрация экрана». После этого – кратко объяснить роли в команде SCRUM:

  • Скрам-мастер – ученик-наблюдатель, который следит за работой участников со стороны и корректирует ее;
  • Владелец отвечает за конкретный результат (абсолютно все участники должны внести свою лепту);
  • Теоретик – за основные понятия, определения, теоретический материал;
  • Творец – за творческую работу (подает новые идеи, мысли, обдумывает оформление);
  • Доп – учащийся, готовый всегда найти дополнительную информацию.

Применяя scrum-метод, необходимо разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта», который представляет собою серию уроков по выбранной теме. В маршрутном листе есть:

  • название темы,
  • описание знаний, умений и навыков учащихся, полученных в конце изучения темы,
  • даты и форма предстоящего контроля,
  • перечень теоретических источников и практических заданий (например, литературоведческие понятия, тропы, фигуры, художественные образы, основные его идеи).

 

Скрам-метод, как и другие методы групповой работы на уроках литературы, позволяет учащимся актуализировать ее восприятие, самостоятельно погрузиться в мир художественных образов, способствует освоению тропов и фигур, других средств художественной выразительности, формируя при этом нравственно-эстетический опыт личности.

Желаю всем учителям русского языка и литературы научиться вместе со своими учениками преодолевать трудности и искать новые пути освоения литературы, чье непреходящее значение не может утратиться ни в какую эпоху!

 

 

 

 

Литература

1. Благирева И.Я. Обучение школьников основам проектной деятельности на основе технологии медиа-коворкинга //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 2. – №. 3 (51).

2. Бобр А. Д. О принципах групповой работы учащихся в рамках SCRUM-технологии // Проблемы современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков. – Коломна: ГСГУ, 2020. – С. 43–45.

3. Бобр А. Д., Мигдаль И. Ю. Роль педагога в процессе осуществления SCRUM технологии // Problèmes et perspectives d’introduction de la recherche scientifique innovante: collection de papiers scientifiques “ΛΌГOΣ” avec des matériaux de la conférence scientifique et pratique internationale (Vol. 5). – Bruxelles, 2019. – Р. 70–73

4. Пузийчук С.В. Цифровое поколение студентов: новые требования к обучению //Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. – 2019. – С. 249 – 251.

5. Середа Т.Ю., Платонова Д.А. Scrum в образовании // Современные тенденции развития системы образовании. Изд-во: ООО «Издательский дом «Среда» (Чебоксары). – 2019. – С. 181 – 186.

6. Соколова А.А. Разработка системы управления процессом создания программного продукта //Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – Т. 2. – №. 11.

7. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с. 9.


 

Скачано с www.znanio.ru

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

Как scrum-метод влияет на развитие гибких навыков?

Как scrum-метод влияет на развитие гибких навыков?

Литература 1. Благирева И.Я.

Литература 1. Благирева И.Я.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024