Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
химия
Взрослым
02.06.2017
Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между мной - учителем, учеником и родителями.В качестве примера, предлагаем один из вариантов критериального оценивания на уроках химии по теме «Типы химических реакций» , см. приложение №1,2. , которые позволяют оценить не только знания, но выявить уровень понимания и применения знаний в решений нестандартных ситуации.Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
критериальное оценивание на уроках химии.docx
Новые подходы к преподаванию химии:
«Использование критериального оценивания на уроках химии»
Оценивание для обучения это процесс поиска и
интерпретации данных, которые ученики и их учителя
используют для того, чтобы решить, как далеко ученики
уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо
продвинуться и как это сделать наилучшим образом.
Assessment Reform Group (2002)[1]
Школа XXI века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к
условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной
деятельности. В современной школе приоритетной целью образования становится развитие
личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к
самообразованию и саморазвитию [Квитова, 2008]. Для достижения учебной
самостоятельности особое значение имеет контрольнооценочная самостоятельность
ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность,
устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти
умения, необходимо внести существенные изменения в контрольнооценочную
деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в
педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система
оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому
отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в
полной мере современным требованиям компетентностного подхода.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества
образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся.
Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более
критичным. Сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более
тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности
использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.
Для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием, происходит
введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая
позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно ориентированным.
Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в
настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает
решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.
Необходимым условием успешности любой деятельности человека является потребность
в объективной оценке результатов труда, и чем разнообразнее эта деятельность, тем
сложнее ее оценивать. Поэтому сегодня ключевая роль в управлении образовательным
процессом принадлежит системе точного и качественного оценивания. Определяя главную
функцию оценочной деятельности, заметим, что это не что иное, как повышение качества
образования. В связи с этим возможно констатировать, что традиционная система оценки
качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования. Эта мысль подтверждается и в документе «Стратегия
модернизации структуры и содержания общего образования».
В связи с этим, инновационные школы РК, изучив опыт зарубежных стран, разрабатывают
и внедряют критериальную систему оценивания учебных достижений обучающихся.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных
достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее
известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими
целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых
компетентностей учащихся. Неизбежно постепенное введение новой системы оценивания
учебных достижений обучающихся с целью повышения качества обучения в соответствие с
международными нормами и стандартами.
Основными элементами критериального оценивания являются: анализ процесса
оценивания; обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса
(учителям, учащимся, родителям) понимать уровень усвоения изучаемого материала
(обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в учебный
процесс для совершенствования его содержания, методов и форм организации,
руководства и управления учебнопознавательной деятельностью учащихся; она позволяет
учителю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний каждым учащимся,
отслеживать динамику его развития [Карасев, 2003]; использование данного механизма
осуществления контроля повышает эффективность учебной деятельности учащихся за счет
возможности скорректировать полученные результаты, а значит достичь более высокого
уровня продуктивности в будущей деятельности); определение степени соответствия
целей, поставленных перед учеником и достигнутых результатов в их динамике; выявление
текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и
групповой коррекционной работы; создание психологически комфортной образовательной
среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности [Петерсон, 2007]. Все
это дает возможность выявить особенности протекания процесса обучения и внесения
соответствующих поправок.
Таким образом, единой целью технологии критериального оценивания является
определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством
использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему
оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и формирования
компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.
В соответствии с этой целью система оценивания направлена на получение информации,
позволяющей учащимся обрести уверенность в возможности успешного включения в
систему непрерывного образования; родителям – отслеживать процесс обучения и развития
своего ребенка; учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об
индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся и, в частности, о том:
происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они
более к более глубоким и основательным знаниям;
начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции
знаний из разных предметных областей;
совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, углубляют ли
свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить
решения учебных задач;
обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к
совместной учебной деятельности
повысить учебную мотивацию учащихся, активность в обучении и в обсуждении,
анализе ответов, снять эмоциональный негатив с оценки;
систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся;
управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно
и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной
обратной связи, определения качества усвоения материала, выявления трудностей,
ошибок и их причин, предупреждения пробелов знаний;
обеспечить надежную обратную связь, определять качество усвоения материала;
обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и
самообладании;
выявлять трудности, ошибки и их причины, предупреждать пробелы знаний.
Перечень задач, которые выполняет технология критериального оценивания, представлен
на рис. 1:
функции:
Технология критериального оценивания выполняет следующие
контролирующую, обучающую, воспитывающую, диагностическую, развивающую и
мотивационную (рис. 2). Рассмотрим функции контроля учебных достижений учащихся и
проанализируем их роль в учебном процессе.
Рис. 2. Функции технологии критериального оценивания Контролирующая функция является основной в ходе проведения формирующих
(текущих) и констатирующих (итоговых) работ. Данная функция позволяет определить
уровень учебных достижений учащихся, составить диагностические характеристики
отдельного ученика и класса в целом, объективно оценить результаты учебной
деятельности, выявить умения активно применять полученные знания в учебной
деятельности, осуществлять постоянный контроль за процессом и результатом учения,
определить степень эффективности организации, методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция является основной при изучении нового материала. С одной стороны,
выявляется степень усвоения изученного материала, с другой стороны, осуществляется
содействие большему закреплению, углублению, упрочнению, расширению знаний и умений
учащихся. Задача учителя – так организовать образовательный процесс, чтобы ученик был
поставлен в ситуацию преодоления трудностей при условиях, отвечающих его
индивидуальным возможностям.
Воспитывающая функция активизируется на завершающих этапах учебного процесса:
написание констатирующих работ, проведение и участие в конференциях, защита
исследовательских работ и т. д. Рассматриваемая функция характеризуется тем, что в
процессе поверки учебных достижений учащихся у них формируется чувство
ответственности за результаты собственной деятельности, вырабатываются такие качества
личности, как трудолюбие, настойчивость, любознательность, честность под влиянием
оценки, взаимооценки и самооценки, познавательность, формируются положительные
мотивы учения. Регулярное проведение проверочных мероприятий побуждает учащихся к
систематической работе. Понимание учеником отметки, поставленной учителем,
способствует становлению учащегося как личности.
Диагностическая функция заключается не только в определении уровня учебных
достижений учащихся, но и в установлении причин получения низких баллов, в выявлении
пробелов системе знаний, в проведении конкретной работы по их устранению. Как
отмечает Е.С. Полат, в традиционной системе обучения учитель и учебник являются
основными источниками знаний, и к тому же учитель контролирует знания, умения и
навыки [Полат, 2008]. При новой личностноориентированной парадигме образования, при
компетентностном подходе учитель выступает в роли организатора самостоятельной
активной учебнопознавательной деятельности учащихся. Его профессиональные умения
должны быть направлены не просто на контроль знаний, а на диагностику деятельности
учеников, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в обучении.
Современная парадигма образования требует, чтобы в процессе обучения во главу угла
ставились способности и наклонности учащихся. Дидактический контроль должен иметь
ярко выраженную обучающую,
развивающую направленность,
соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому
обучаемому. Благодаря проверке знаний учащихся учитель критически анализирует,
оценивает и собственную работу, эффективность методов и средств обучения, которые он
применяет.
Развивающая функция является главной в процессе выполнения констатирующих работ,
когда учащиеся самостоятельно применяют знания в измененной и новой ситуации, делают
выводы и обобщения, готовят доклады, презентации, защищают исследовательские работы.
Проверка заключается в формировании и развитии интеллектуальных способностей, а не
только в их выявлении. Данная функция проявляется в том, что проверка способствует
развитию внимания школьников, логического и критического мышления, памяти, воли в
процессе самоконтроля и взаимоконтроля, а также формированию познавательной
самостоятельности.
воспитывающую, Мотивационная функция содействует развитию познавательной активности учащихся,
стремлению к самостоятельности в учебнопознавательной деятельности, повышению
уровня оценки и самооценки личности посредством объективности выставляемых оценок,
качества знаний и умений учащихся, созданию здоровой конкуренции и состязательности в
связи с получением постоянной информации об учебных достижениях, желанию учащихся
развивать свои способности и добиваться высоких результатов [Шапатина, 2007; While,
1959].
результате по каждому предмету составляется четкое планирование с
предполагаемыми итоговыми результатами для каждого предметного блока дисциплин и
обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков. Итоговые результаты
критериального оценивания по всем предметным блокам с выведением итоговых отметок
заносятся в специально составленный оценочный лист с приложением, содержащим
предметные критерии и максимальный уровень достижений (табл.1).
В
Результаты критериального оценивания и итоговые отметки
Общий критериальный уровень
Отметка
Предметы
химия
Уровни достижений
по критериям
С D Е
А В
F
Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими
преимуществами:
оценивается только работа учащегося;
работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной
работы, который известен учащимся заранее;
учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может
определить уровень своей работы и информировать родителей;
оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания
представляет конкретное выражение учебных целей.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.
Улучшить качество преподавания.
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его
индивидуальных особенностей.
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать
критерии успеха.
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения,
критически мыслить.
Овладеть приемами контрольнооценочной деятельности.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка.
Отслеживать прогресс в обучении ребенка.
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Содержание критерия:
А.Знание и понимание
Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять
полученные знания в стандартных и измененных ситуациях
В.Исследование.
Учащийся исследует какуюлибо задачу, применяя различные химические методы, находит
закономерности, описывает с помощью языка химии взаимосвязь между ними.
С.Коммуникация
Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную
терминологию, условные обозначения.
D.Рефлексия
Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения.
Для примера, предлагаем один из вариантов критериального оценивания на уроках химии
по теме «Типы химических реакций» , см. приложение №1,2. , которые позволяют оценить
не только знания, но выявить уровень понимания и применения знаний в решений
нестандартных ситуации.
Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов
выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти
отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения,
предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между мной учителем, учеником и
родителями.
Так как критериальный подход к оцениванию решает проблему объективного
оценивания учащихся и стимулирует их для достижения более высокого результата, то
круг проблем в порядке их значимости выглядит следующим образом.
Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс
адаптации к новой системе оценивания.
С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам,
учатся работать с критериями.
Таким образом, главной особенностью современной системы оценивания является
технология критериального оценивания. Она воплощает в себе принципы, которые лежат в
основе Стандарта. При условии соблюдения методики ее применения, трудоёмкость и
издержки адаптационного периода окупаются сохранением познавательного интереса
ребёнка, развитием в нем желания учиться, трудиться., т.е. повышением качества знаний
обучающихся. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы.
Возможно, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлет
ворительные отметки. Используемая литература:
1. http://methodenpool.unikoeln.de/benotung/assessment_basis.pdf
2. kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/141475
3. sogiuu.ru/static/metod/innovatcii/konferen/sborniki/sbornik.pdf
4. www.enu.kz/repository/repository2014/kriterial'noeocenirovanie.pdf
5. Руководство для учителя, Nazarbayev Intellectual Schools
6. Оценивание учебных достижений учащихся, методическое руководство, Бишкек
2012
7. Формативное оценивание на уроках математики, практическое пособие для учителя,
Бишкек 2012
8.
А. А. Вертьянова Технология критериального оценивания образовательных
достижений учащихся, учебнометодическое пособие, Пермь 2014.
9. baikalschool.edusite.ru/DswMedia/spirinanvkriterialnoeocenivanie.docx
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Новые подходы к преподаванию химии: «Использование критериального оценивания на уроках химии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.