Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история
11 кл +1
09.01.2017
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве.
Хабибуллин И.Г.
МОБУ СОШ № 1 с.К-Мияки
I. Введение.
24 года тому назад не стало Советского союза.
Все попытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзного договора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия проголосовали за независимость своих республик и отказались от подписания Союзного договора. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было подписано Беловежское соглашение об образовании Содружества Независимых Государств.
В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты. (1)
Президент В.В.Путин, в послании Федеральному Собранию, назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века». Десятки миллионов соотечественников оказались за пределами страны, что для российского народа стало настоящей драмой, сказал он.Созданное 24 года тому назад из осколков бывшей державы - новоиспеченных постсоветских стран - Содружество Независимых Государств фактически сыграло роль структуры по их мирному разводу. Для России ее исход из СССР обернулся катастрофическими и невосполнимыми геополитическими, геоэкономическими, военно-стратегическими потерями и заодно вызовами.
Но следует признать: новая Россия так и не смогла взять на себя роль главного интегратора постсоветского мира. Ее отношения с постсоветскими странами лишены ярко выраженного интеграционного характера и переведены на уровень выстраивания двусторонних отношений». (2)
В результате СНГ так и осталось "содружеством на бумаге". Параллельно с ним появилось несколько субрегиональных интеграционных группировок. Но это не привело к реинтеграции постсоветского пространства ни в формате 12 стран СНГ, ни в рамках ЕврАзЭС, ни в ЕЭП "большой четверки", ни в российско-белорусском Союзном государстве. Более-менее действенным и реально работающим союзом может быть только Таможенный Союз (ТС). (1)
Для России как одной из мировых держав пространство СНГ является ключевой зоной ее геополитических интересов. Поэтому совсем не случайно президент РФ В.В. Путин высказал свою озабоченность состоянием интеграции постсоветского экономического и политического пространства: «Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ и, по сути, находимся перед альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления Содружества, создадим структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в СНГ среди его государств-участников».
В зоне СНГ Россия сталкивается с растущей политической и экономической конкуренцией со стороны Евросоюза, США и Китая. Следует признать, что мы все чаще проигрываем в этом жестком противоборстве. Равновесие сил на экономическом и политическом пространстве СНГ заметно разрушается под воздействием напора мировых центров сил и влияния не в пользу России. (2)
II. Основные геополитические вызовы:
1. Демографическая экспансия и миграция.
Без сомнения, одним из наиболее серьёзных геополитических вызовов РФ является демографическая экспансия на территории РФ. Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России. Целый ряд отраслей экономики России предъявляет всё возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за её дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий.
Общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет оценочно не менее 5,5 млн. человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону. В летние периоды отмечается рост числа нелегальных мигрантов примерно на 1-1,5 млн. человек.
С учётом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 миллиона, общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. человек. (3)
2. Политика Атлантизма.
Серьёзным вызовом для России является политика, проводимая руководством США и их ближайшими союзниками, в отношении нашей страны.
По Бжезинскому, главная задача США на ближайшие десятилетия состоит в реализации роли глобального арбитра, а также основного инициатора дальнейшего расширения влияния Запада в мире. В концепцию «расширенного Запада» входит и стратегия вовлечения в западный блок таких евразийских государств, как Азербайджан, Узбекистан, Молдавия, «по-настоящему демократизированная» Россия и отрыв от России бывших союзных республик.
3. Геополитические проблемы
После распада СССР постсоветское пространство стало зоной кон¬фликта интересов ведущих стран мира. К тому же каждая из новых независимых стран СНГ страдает от серьезных внутренних проблем, отличается внутренней нестабильностью. Все они имеют границы, которые являются либо объектом претензий соседей, либо зонами этнических и религиозных конфликтов. Если первоначально Со¬дружество Независимых Государств геополитически преследовало одну важную цель — обеспечить мягкий передел пространства бывшего СССР, то сегодня оно представляет собой искусственное образование с весьма эфемерными структурами.Россия пока не достаточно сильна политически, чтобы полно¬стью закрыть это пространство для внешних сил, и сильно отвлекается на другие «вызовы». Если геополитике СССР в Евразии был присущ дух наступления и экспансионизма, то геополитика постсоветской Рос¬сии сегодня носит оборонительный характер.
Попытки России сохранить свое влияние в постсо¬ветском пространстве сталкиваются с интере¬сами крупнейших мировых держав: с ЕС и США — на западе, с Турцией, Ираном и Китаем — на востоке. В это соперничество косвенным образом вовлечены Пакистан и Индия.
А ведь через евразийское постсоветское пространство проходят важные транспортные пути, которые способны соединить промышленно развитые районы Запада с бо¬гатыми полезными ископаемыми, но весьма удаленными района¬ми Евразии на востоке. На постсоветском пространстве сосредоточены ог¬ромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных ме¬таллов.
Не зря сегодня витает в геополитическом пространстве России и Китая вопрос создания нового «Великого шёлкового (железнодорожного) пути», который через территорию России соединил бы Европу и Азию. (5)
4. Китай
Все более активным актором в постсоветском пространстве вы¬ступает Китай. Новые государства Закавказья и Средней Азии слу¬жат буфером между российскими и китайскими интересами, но в то же время энергоресурсы постсоветского пространства выглядят необычайно привлекательными для Пекина. Получение прямого доступа к ним, без какого бы то ни было контроля со стороны Мо¬сквы — перспективная геополитическая цель Китая. Поскольку на территории самого Китая мало энергоресурсов, Пекин сегодня является серьезным конкурентом США и России в борьбе за казах¬станскую нефть. Пока России этому вызову, кроме военного, противопоставить нечего.
5. США
Первосте¬пенный интерес США, по мнению З. Бжезинского, состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространст¬во, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный фи¬нансово-экономический доступ. Америка заинтересо¬вана в разработке богатств Евразии, в прокладке новой сети нефте¬проводов и транспортных путей, которые соединят регионы Евразии непосредственно с крупными центрами мировой экономической деятельности через Средиземное и Аравийское моря так же, как и по суше. Для этого США необходимо ограничить стремления Рос¬сии монополизировать ресурсы на постсоветском пространстве. Стратегия противодействия России вынуждает США создавать аль¬янсы с бывшими союзными республиками. Бжезинский называет несколько геополитических центров СНГ, которые заслуживают мощнейшей геополитической поддержки со стороны Америки. Это Украина, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, также «морские государства» Прибалтики и конечно же Грузия.
Для реализации своих планов в постсоветском пространстве США действует в нескольких направлениях.
Во-первых, препятствует интеграционным процессам в СНГ, поддерживая се¬паратистские националистические устремления новых независимых государств, об этом даже открыто заявляла Хиллари Клинтон.
Во-вторых, активно используются экономические рыча¬ги: под предлогом содействия в становлении рыночной экономики соз¬даются благоприятные условия для проникновения американского капитала в постсоветское пространство.
В-третьих, всячески поощ¬ряется интеграция постсоветских государств в «мировое» сообщество, международные политические и финансовые организации, участие в диалоге по безопасности и сотрудничеству с целью активного противостояния российским геополитическим интересам в постсо-ветском пространстве и создание западного варианта «Великого шелкового пути». (4)
6. Исламский фактор и не только.
Возникший социокультурный вакуум сегодня в большинстве постсоветских го¬сударств заполняет исламский фактор: активное распространение исламского культурного влияния. Усиление влияния исламистов ведет к активизации радикальных партий и организаций. Националистические настроения подогреваются За¬падом, что приводит к религиозным и этническим конфликтам и терроризму. Элита и лидеры стран СНГ часто ведут по отношению к России весьма хитрую и ненадежную политику, желая получить от нее всяческую поддержку нечего не давая взамен. В этих регионах предаются забвению, все то что когда то объединяло республики СССР: история, культура, язык. Для бывших советских республик Средней Азии идентичность — это вопрос стратегического выбора. Но не выбора между СНГ и исламом. Особо серьезных противоре¬чий здесь вроде и не наблюдается. Единственная проблема — это экстре¬мизм.
Россия является частью ареала распространения ислама и входит в «мусульманский Север», включающий мусульманские страны постсоветского пространства на Кавказе и в Центральной Азии, а также мусульманские регионы России, в которых, по разным оценкам, проживает от 12 до 20 млн. человек.
Сегодня на постсоветском пространстве испытываются новые глобаль¬ные технологии, сутью которых является политическая дестабилизация и нарушение статус-кво государств без применения военной силы. К числу таких технологий относится: подкуп элит,«развраще¬ние свободой»,поощрение этносуверенитетов, поощрение русофо¬бии окраин и национального нигилизма с тем, чтобы убедить рус¬ских, что «быть русским — стыдно», деморализация общественного сознания через вестернизацию культуры, захват плацдармов в решающих областях нацио¬нальной экономики, перевод внутриполитических отношений в ре¬жим «битв олигархов», разрушение национальных структур, поддержание перманентного ре¬формирования органов государственной власти и достижение со¬стояния безвластия в стране и др.. (3)
7. Оппозиция.
Серьезным вызовом является проводимая руководством США и их ближайшими союзниками политика в отношении РФ и СНГ поддержка радикальной внутренней оппозиции через НПО. Организаторы "болотной смуты" в 2012 году активизировались именно с целью убрать ту систему, которая все-таки смогла заморозить процессы дезинтеграции и фрагментации евразийского пространства. Более того, лидеры этой смуты не хотят самостоятельного развития, для них суверенитет давно не является ценностью. Их идеология абсолютно соответствует планам «Атлантизма» в отношении будущего Евразии. Характерно, что расшатывание этой системы активизировалось в момент первых, пока еще робких процессов интеграции и будет усиливаться по мере успешности этих процессов. Именно поэтому очень опасно идти на уступки "болотным лидерам". Яркие примеры: «майданы» и «цветные революции» в Киргизии и на Украине.
Используя тот же лозунг борьбы с самодержавием, борьбы за свободу, равенство и демократию, Россию хотят втоптать в "болотную смуту", соблазнив часть русской элиты и интеллигенции посулами о "единой европейской семье". Именно это имеет в виду Бжезинский, когда пишет о "по-настоящему демократизированной России". Именно с этими задачами прибыл в свое время в Москву технолог "оранжевых" переворотов новый посол США в России г-н Макфол. (4)
III. Заключение.
В этих непростых условиях России при разработке внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии в отношении стран СНГ и всего постсоветского пространства необходимо:
1) более четко выстроить иерархию интеграционных приоритетов на постсоветском пространстве, отказаться от множественности порой совсем неэффективных и перекрывающих друг друга интеграционных проектов, при этом учитывая особенности каждого государства-члена СНГ;
2) прекратить непродуктивные заигрывания со странами СНГ, особенно с Прибалтикой и Украиной, и выработать дееспособные сценарии развития интеграционных процессов в ближнем зарубежье;
3) ликвидировать значительные финансовые потери (прямые и косвенные), связанные с льготными ценами на энергоносители, прежде всего на поставляемые недружественным соседям по СНГ. Например, до сих пор российский природный газ поставляется в Грузию и на Украину по льготным ценам.
4) сосредоточить государственную политику на усилении позиций России как инвестора в разработку природных ресурсов стран СНГ на фоне растущей активности в регионе компаний развитых стран, Китая, государств Юго-Восточной и Южной Азии.
5) начать более дееспособную экономическую, политическую и военную интеграция в единый союз всего пространства СНГ.
Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что пока ослаб¬ление русского культурного влияния и вытеснение русского языка на первый взгляд ничем не компенсируются. Надежды новых пост¬советских элит в Закавказье и Средней Азии на то, что на смену рус¬скому языку со временем придет английский или турецкий, пока не оправдались. Для массового распространения этих языков на об¬ширных постсоветских пространствах нет ни соответствующих ус¬ловий, ни финансовых средств. Даже в США идея внедрения анг¬лийского языка в систему постсоветского образования не получила пока поддержки.
Сильной стороной российского геополитического влияния в постсоветском пространстве остается то, что там сегодня проживает около 65 млн русских, во многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье.
Пришло время серьезной постановки стратегических и тактических задач и системной работы на постсоветском пространстве, которое является зоной жизненно важных интересов России. Сейчас перед странами СНГ в условиях ухудшающейся мировойхозяйственной конъюнктуры стоит задача сохранить и повысить свой потенциалстабильности. В этих условиях важную роль будет играть обеспечениесогласования проводимой экономической политики. Благодаря достижениюотносительной стабильности у стран СНГ появилась возможность быстреенаращивать свой экономический потенциал. От этого в конечной степениглавным образом и будет зависеть скорость их вхождения в мирохозяйственнуюсистему, возможность создания на базе СНГ нового центра мирового социально-экономического развития.
Только укрепив интеграционные процессы, можно в полной мере
задействовать экономический потенциал Содружества в национальных интересахего участников, преодолеть нынешнее отставание от постиндустриальныхгосударств Запада и Востока, активно использовать процессыинтернационализации и глобализации, успешно защищать суверенитет и дружбунаших народов в стремительно теряющем стабильность мире. (6)
Время бесконечного отступления России и уступок закончилось. Закончилось оно событиями в 2008г. в войне с Грузией и возвращением в марте 2014 в состав России Крыма. Пришло время нового геополитического мышления и решительных действий. И эти решительные шаги были продемонстрированы именно на пространстве стран СНГ.
Источники:
1. Политология - Геополитика (А.В. Маринченко) М. 2004
2. Путин и новая геополитическая миссия России
Леонид Ивашов, Русская народная линия (статья для Изборского клуба, 2014г.)
3. Геополитические вызовы России. Генерал-лейтенант в отставке Леонид ХОХЛОВ. 05.07.2012 «Око планеты»
4. Россия и СНГ: геополитические вызовы Ю. Годин д.э.н. РАН 2009г.
5. Леонид Хохлов, генерал-лейтенант в отставке – специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».Источник: journal-neo.com.
6. Щербаков В. Глобализация экономики, региональная интеграция, влияниеэтих процессов на положение трудящихся государств-участников СНГ. Общество и экономика. – М. 2002. №2.
СНГ.docx
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве.
Хабибуллин И.Г.
МОБУ СОШ № 1 с.КМияки
I.
Введение.
24 года тому назад не стало Советского союза.
Все попытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового
Союзного договора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия
проголосовали за независимость своих республик и отказались от подписания
Союзного договора. В этой ситуации объединение с другими республиками
теряло смысл. 8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины,
Белоруссии и России было подписано Беловежское соглашение об образовании
Содружества Независимых Государств.
В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с
территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались
единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились
межнациональные конфликты. (1)
Президент В.В.Путин, в послании Федеральному Собранию, назвал распад
СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века». Десятки миллионов
соотечественников оказались за пределами страны, что для российского народа
стало настоящей драмой, сказал он. Созданное 24 года тому назад из осколков
бывшей державы новоиспеченных постсоветских стран Содружество
Независимых Государств фактически сыграло роль структуры по их мирному
разводу. Для России ее исход из СССР обернулся катастрофическими и
невосполнимыми геополитическими, геоэкономическими, военно
стратегическими потерями и заодно вызовами. Но следует признать: новая Россия так и не смогла взять на себя роль главного
интегратора постсоветского мира. Ее отношения с постсоветскими странами
лишены ярко выраженного интеграционного характера и переведены на уровень
выстраивания двусторонних отношений». (2)
В результате СНГ так и осталось "содружеством на бумаге". Параллельно с
ним появилось несколько субрегиональных интеграционных группировок. Но
это не привело к реинтеграции постсоветского пространства ни в формате 12
стран СНГ, ни в рамках ЕврАзЭС, ни в ЕЭП "большой четверки", ни в
российскобелорусском Союзном государстве. Болееменее действенным и
реально работающим союзом может быть только Таможенный Союз (ТС). (1)
Для России как одной из мировых держав пространство СНГ является
ключевой зоной ее геополитических интересов. Поэтому совсем не случайно
президент РФ В.В. Путин высказал свою озабоченность состоянием интеграции
постсоветского экономического и политического пространства: «Мы подошли к
определенному рубежу в развитии СНГ и, по сути, находимся перед
альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления Содружества,
создадим структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого
геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение
интереса к работе в СНГ среди его государствучастников».
В зоне СНГ Россия сталкивается с растущей политической и экономической
конкуренцией со стороны Евросоюза, США и Китая. Следует признать, что мы
все чаще проигрываем в этом жестком противоборстве. Равновесие сил на
экономическом и политическом пространстве СНГ заметно разрушается под
воздействием напора мировых центров сил и влияния не в пользу России. (2)
II . Основные геополитические вызовы:
1. Демографическая экспансия и миграция. Без сомнения, одним из наиболее серьёзных геополитических вызовов РФ
является демографическая экспансия на территории РФ. Образование новых
независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие
прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для
бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных
мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и
между странами СНГ, в основном на территорию России. Целый ряд отраслей
экономики России предъявляет всё возрастающий спрос на нелегальную
иностранную рабочую силу изза её дешевизны и непритязательности.
Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без какихлибо
социальных гарантий.
Общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно
находящихся на территории России, составляет оценочно не менее 5,5 млн.
человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов
эта цифра может колебаться в ту или иную сторону. В летние периоды
отмечается рост числа нелегальных мигрантов примерно на 11,5 млн. человек.
С учётом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в
2,02,5 миллиона, общее число нелегалов, находящихся на территории РФ,
достигает 7,58 млн. человек. (3)
2. Политика Атлантизма.
Серьёзным вызовом для России является политика, проводимая руководством
США и их ближайшими союзниками, в отношении нашей страны.
По Бжезинскому, главная задача США на ближайшие десятилетия состоит в
реализации роли глобального арбитра, а также основного инициатора
дальнейшего расширения влияния Запада в мире. В концепцию «расширенного
Запада» входит и стратегия вовлечения в западный блок таких евразийских
государств, как Азербайджан, Узбекистан, Молдавия, «понастоящему
демократизированная» Россия и отрыв от России бывших союзных республик. 3. Геополитические проблемы
После распада СССР постсоветское пространство стало зоной конфликта
интересов ведущих стран мира. К тому же каждая из новых независимых стран
СНГ страдает от серьезных внутренних проблем, отличается внутренней
нестабильностью. Все они имеют границы, которые являются либо объектом
претензий соседей, либо зонами этнических и религиозных конфликтов. Если
первоначально Содружество Независимых Государств геополитически
преследовало одну важную цель — обеспечить мягкий передел пространства
бывшего СССР, то сегодня оно представляет собой искусственное образование с
весьма эфемерными структурами. Россия пока не достаточно сильна
политически, чтобы полностью закрыть это пространство для внешних сил, и
сильно отвлекается на другие «вызовы». Если геополитике СССР в Евразии был
присущ дух наступления и экспансионизма, то геополитика постсоветской Рос
сии сегодня носит оборонительный характер.
Попытки России сохранить свое влияние в постсоветском пространстве
сталкиваются с интересами крупнейших мировых держав: с ЕС и США — на
западе, с Турцией, Ираном и Китаем — на востоке. В это соперничество
косвенным образом вовлечены Пакистан и Индия.
А ведь через евразийское постсоветское пространство проходят важные
транспортные пути, которые способны соединить промышленно развитые
районы Запада с богатыми полезными ископаемыми, но весьма удаленными
районами Евразии на востоке. На постсоветском пространстве сосредоточены
огромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных металлов.
Не зря сегодня витает в геополитическом пространстве России и Китая вопрос
создания нового «Великого шёлкового (железнодорожного) пути», который
через территорию России соединил бы Европу и Азию. (5)
4.
Китай Все более активным актором в постсоветском пространстве выступает Китай.
Новые государства Закавказья и Средней Азии служат буфером между
российскими и китайскими интересами, но в то же время энергоресурсы
постсоветского пространства выглядят необычайно привлекательными для
Пекина. Получение прямого доступа к ним, без какого бы то ни было контроля
со стороны Москвы — перспективная геополитическая цель Китая. Поскольку
на территории самого Китая мало энергоресурсов, Пекин сегодня является
серьезным конкурентом США и России в борьбе за казахстанскую нефть. Пока
России этому вызову, кроме военного, противопоставить нечего.
5. США
Первостепенный интерес США, по мнению З. Бжезинского, состоит в том,
чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не
контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое
сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансовоэкономический
доступ. Америка заинтересована в разработке богатств Евразии, в прокладке
новой сети нефтепроводов и транспортных путей, которые соединят регионы
Евразии непосредственно с крупными центрами мировой экономической
деятельности через Средиземное и Аравийское моря так же, как и по суше. Для
этого США необходимо ограничить стремления России монополизировать
ресурсы на постсоветском пространстве. Стратегия противодействия России
вынуждает США создавать альянсы с бывшими союзными республиками.
Бжезинский называет несколько геополитических центров СНГ, которые
заслуживают мощнейшей геополитической поддержки со стороны Америки. Это
Украина, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, также «морские государства»
Прибалтики и конечно же Грузия.
Для реализации своих планов в постсоветском пространстве США действует в
нескольких направлениях. Вопервых, препятствует интеграционным процессам в СНГ, поддерживая се
паратистские националистические устремления новых независимых государств,
об этом даже открыто заявляла Хиллари Клинтон.
Вовторых, активно используются экономические рычаги: под предлогом
содействия в становлении рыночной экономики создаются благоприятные
условия для проникновения американского капитала в постсоветское
пространство.
Втретьих, всячески поощряется интеграция постсоветских государств в
«мировое» сообщество, международные политические и финансовые
организации, участие в диалоге по безопасности и сотрудничеству с целью
активного противостояния российским геополитическим интересам в постсо
ветском пространстве и создание западного варианта «Великого шелкового
пути». (4)
6. Исламский фактор и не только.
Возникший социокультурный вакуум сегодня в большинстве постсоветских го
сударств заполняет исламский фактор: активное распространение исламского
культурного влияния. Усиление влияния исламистов ведет к активизации
радикальных партий и организаций. Националистические настроения
подогреваются Западом, что приводит к религиозным и этническим конфликтам
и терроризму. Элита и лидеры стран СНГ часто ведут по отношению к России
весьма хитрую и ненадежную политику, желая получить от нее всяческую
поддержку нечего не давая взамен. В этих регионах предаются забвению, все то
что когда то объединяло республики СССР: история, культура, язык. Для
бывших советских республик Средней Азии идентичность — это вопрос
стратегического выбора. Но не выбора между СНГ и исламом. Особо серьезных
противоречий здесь вроде и не наблюдается. Единственная проблема — это
экстремизм. Россия является частью ареала распространения ислама и входит в
«мусульманский Север», включающий мусульманские страны постсоветского
пространства на Кавказе и в Центральной Азии, а также мусульманские регионы
России, в которых, по разным оценкам, проживает от 12 до 20 млн. человек.
Сегодня на постсоветском пространстве испытываются новые глобальные
технологии, сутью которых является политическая дестабилизация и нарушение
статускво государств без применения военной силы. К числу таких технологий
относится: подкуп элит, «развращение свободой», поощрение
этносуверенитетов, поощрение русофобии окраин и национального нигилизма с
тем, чтобы убедить русских, что «быть русским — стыдно», деморализация
общественного сознания через вестернизацию культуры, захват плацдармов в
решающих областях национальной экономики, перевод внутриполитических
отношений в режим «битв олигархов», разрушение национальных структур,
поддержание перманентного реформирования органов государственной власти и
достижение состояния безвластия в стране и др.. (3)
7. Оппозиция.
Серьезным вызовом является проводимая руководством США и их
ближайшими союзниками политика в отношении РФ и СНГ поддержка
радикальной внутренней оппозиции через НПО. Организаторы "болотной
смуты" в 2012 году активизировались именно с целью убрать ту систему,
которая всетаки смогла заморозить процессы дезинтеграции и фрагментации
евразийского пространства. Более того, лидеры этой смуты не хотят
самостоятельного развития, для них суверенитет давно не является ценностью.
Их идеология абсолютно соответствует планам «Атлантизма» в отношении
будущего Евразии. Характерно, что расшатывание этой системы
активизировалось в момент первых, пока еще робких процессов интеграции и
будет усиливаться по мере успешности этих процессов. Именно поэтому очень опасно идти на уступки "болотным лидерам". Яркие примеры: «майданы» и
«цветные революции» в Киргизии и на Украине.
Используя тот же лозунг борьбы с самодержавием, борьбы за свободу,
равенство и демократию, Россию хотят втоптать в "болотную смуту", соблазнив
часть русской элиты и интеллигенции посулами о "единой европейской семье".
Именно это имеет в виду Бжезинский, когда пишет о "понастоящему
демократизированной России". Именно с этими задачами прибыл в свое время в
Москву технолог "оранжевых" переворотов новый посол США в России г
н Макфол. (4)
III.
Заключение.
В этих непростых условиях России при разработке внешнеполитической и
внешнеэкономической стратегии в отношении стран СНГ и всего постсоветского
пространства необходимо:
1) более четко выстроить иерархию интеграционных приоритетов на
постсоветском пространстве, отказаться от множественности порой
совсем неэффективных и перекрывающих друг друга интеграционных
проектов, при этом учитывая особенности каждого государствачлена
СНГ;
2) прекратить непродуктивные заигрывания со странами СНГ, особенно с
Прибалтикой и Украиной, и выработать дееспособные сценарии развития
интеграционных процессов в ближнем зарубежье;
3) ликвидировать значительные финансовые потери (прямые и косвенные),
связанные с льготными ценами на энергоносители, прежде всего на
поставляемые недружественным соседям по СНГ. Например, до сих пор
российский природный газ поставляется в Грузию и на Украину по
льготным ценам.
4) сосредоточить государственную политику на усилении позиций России
как инвестора в разработку природных ресурсов стран СНГ на фоне растущей активности в регионе компаний развитых стран, Китая,
государств ЮгоВосточной и Южной Азии.
5) начать более дееспособную экономическую, политическую и военную
интеграция в единый союз всего пространства СНГ.
Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что пока ослабление русского
культурного влияния и вытеснение русского языка на первый взгляд ничем не
компенсируются. Надежды новых постсоветских элит в Закавказье и Средней
Азии на то, что на смену русскому языку со временем придет английский или
турецкий, пока не оправдались. Для массового распространения этих языков на
обширных постсоветских пространствах нет ни соответствующих условий, ни
финансовых средств. Даже в США идея внедрения английского языка в систему
постсоветского образования не получила пока поддержки.
Сильной стороной российского геополитического влияния в постсоветском
пространстве остается то, что там сегодня проживает около 65 млн русских, во
многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье.
Пришло время серьезной постановки стратегических и тактических задач и
системной работы на постсоветском пространстве, которое является зоной
жизненно важных интересов России. Сейчас перед странами СНГ в
условиях ухудшающейся мировой хозяйственной конъюнктуры стоит задача
сохранить и повысить свой потенциал стабильности. В этих условиях важную
роль будет играть обеспечение согласования проводимой экономической
политики. Благодаря достижению относительной стабильности у стран СНГ
появилась возможность быстрее наращивать свой экономический потенциал.
От этого в конечной степени главным образом и будет зависеть скорость их
вхождения в мирохозяйственную систему, возможность создания на базе СНГ
нового центра мирового социальноэкономического развития.
Только укрепив интеграционные процессы, можно в полной мере задействовать экономический потенциал Содружества в национальных
интересах его участников, преодолеть нынешнее отставание от
постиндустриальных государств Запада и Востока, активно
использовать процессы интернационализации и глобализации, успешно
защищать суверенитет и дружбу наших народов в стремительно теряющем
стабильность мире. (6)
Время бесконечного отступления России и уступок закончилось. Закончилось
оно событиями в 2008г. в войне с Грузией и возвращением в марте 2014 в состав
России Крыма. Пришло время нового геополитического мышления и
решительных действий. И эти решительные шаги были продемонстрированы
именно на пространстве стран СНГ.
Источники:
1. Политология Геополитика (А.В. Маринченко) М. 2004
2. Путин и новая геополитическая миссия России
Леонид
2014г.)
3. Геополитические вызовы России. Генераллейтенант в отставке Леонид
Ивашов, Русская народная линия (статья для Изборского клуба,
ХОХЛОВ. 05.07.2012 «Око планеты»
4. Россия и СНГ: геополитические вызовы Ю. Годин д.э.н. РАН 2009г.
5. Леонид Хохлов, генераллейтенант в отставке – специально для
Интернетжурнала «Новое Восточное Обозрение». Источник: journal
neo.com.
6. Щербаков В. Глобализация экономики, региональная интеграция,
влияние этих процессов на положение трудящихся государств
участников СНГ. Общество и экономика. – М. 2002. №2.
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Новые вызовы и угрозы на постсоветском пространстве. (аналитическая статья)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.