Лекция по новейшей «Италия в 1990-2000-е гг.»
Оценка 4.7

Лекция по новейшей «Италия в 1990-2000-е гг.»

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
11 кл +1
10.02.2017
Лекция по новейшей  «Италия в 1990-2000-е гг.»
Лекция по новейшей истории по теме «Италия в 1990-2000-е гг.» рассматривает вопросы внутренней и внешней политики государства в данный период, политическую деятельность действующих политиков. Материал лекции имеет информационный характер и предназначен для учащихся, интересующихся историей и студентов для подготовки к экзаменам.Лекция по новейшей истории
Италия в 1990-2000 гг..docx
1 Италия в 1990­2000 гг. В 90­е годы установившийся в Италии политический порядок внезапно рухнул. Еще в начале 1989 в ИКП обсуждался вопрос о новом названии партии. В 1991 в партии произошел раскол. Большинством голосов (95% из 1,3 млн. членов ИКП) было принято решение о переименовании партии в Демократическую партию левых сил (ДПЛС). Левое меньшинство решило сохранить свою историческую связь с марксизмом и образовало новую партию под названием Коммунистическое обновление (КО).  Надежды бывшей ИКП добиться достаточного политического влияния не оправдались. Коалиция, удерживавшая власть в течение почти   50   лет,   быстро   распалась.   Новые   политические   объединения   возникли   не   на   левом,   а   на   правом   фланге.   Среди   них   наиболее выделялась Ломбардская Лига. В соответствии с веяниями времени она отстаивала идею децентрализации власти и обособления богатого промышленного и урбанизированного Севера. Вскоре другие «лиги» на севере страны примкнули к Ломбардской Лиге, и в результате была создана Лига Севера.  Вскоре   после   падения   коммунистических   режимов   в   Восточной   Европе   разразился   правительственный   кризис.   Выяснились многочисленные   факты   коррупции.   В   скандалах   оказался   замешанным   и   лидер   социалистов   Кракси,   неоднократно   возглавлявший правительство. Тем временем всплыли факты коррупции и участия в деятельности мафии правительственных чиновников.  В марте 1992 был убит Сальваторе Лима, христианско­демократический политик из Сицилии. Лима был известен как один из членов   парламента,   наиболее   запутавшийся   в   связях   с   мафией,   и   как   представитель   премьер­министра   Джулио   Андреотти.   Вскоре последовало еще одно убийство – боровшегося с мафией судьи из Палермо. Когда были убиты еще два следователя, включая главного обвинителя против организованной преступности в Палермо, в Сицилию были направлены 7 тыс. солдат. Несмотря на это, вскоре был убит еще один полицейский чиновник, на этот раз в Катании.  Несомненно, все эти события повлияли на результаты прошедших парламентских выборов. ХДП впервые получила менее 30% голосов. Коалиция христианских демократов, социалистов, либералов и социал­демократов уже не располагала значительным большинством. В числе набиравших силу партий были Лига Севера, получившая 9% голосов на общенациональных выборах, и антимафиозная «Ла­Рете» в Сицилии. После нескольких туров голосования президентом был избран христианско­демократический лидер Оскар Луиджи Скальфаро. Этот закаленный политик, державшийся в стороне от традиционно сложившегося узкого круга политических деятелей, назначил на пост премьер­министра социалиста Джулиано Амато.  Правительство Амато начало осуществлять умеренную программу реформ. Она включала, в частности, пересмотр ряда положений конституции. Реформа конституции должна была учитывать участившиеся факты политической коррупции. Другим ключевым вопросом было   принятие   решения   по   поводу   участия   в   Европейской   экономической   интеграции,   одобренной   на   конференции   Европейского сообщества в Маастрихте.  Начиная с 1947 года главный принцип итальянской политики заключался в том, чтобы не допустить коммунистов в правительство. В течение всего этого периода правила христианско­демократическая партия — одна или в коалиции, где выступала  основным партнером; она сформировала ядро более широкого правящего класса, охватывавшего финансистов, промышленников, людей со связями в Ватикане, мафию и другие близкие к правым круги, среди которых антикоммунизм и приверженность своим личным  материальным интересам преобладали над их разногласиями, брали верх над свободной игрой демократической политики и питали широко распространившуюся коррупцию со стороны как более мелких партий, требовавших плату за свое участие в недопущении коммунистов к власти, так и более крупных партий, нуждавшихся во все большем   количестве   денег,   чтобы   ублажать   своих   союзников   и   обеспечить   надлежащий   образ   жизни   для   своих   лидеров.   С   крахом коммунистического владычества в Европе исчезла антикоммунистическая направленность системы. В этот же период экономические трудности, помимо того, что они угрожали национальной экономике и духовному состоянию нации, нарушили политический порядок, который поддерживался за счет средств из общественного кошелька. Злоупотребления, в которых подозревались политические лидеры и которые включали коррупцию при размещении выгодных государственных контрактов, столь широко распространились — при этом премьер­министр Беттино Кракси (социалист) был так же серьезно замешан в этих злоупотреблениях, как и христианско­демократические лидеры, — что систему невозможно было спасти из­ за отсутствия хоть в какой­то мере незапятнанных ее частей. За смелыми действиями судей и прокуроров против главарей мафии последовали обвинения в уголовных преступлениях известных политиков и бизнесменов. Местные выборы в 1991 году и национальные выборы в следующем году   сократили   достойных   уважения   оставшихся   членов  христианско­демократической   партии   до   незначительного   числа.  Требования относительно политической реформы были удовлетворены лишь частично в результате преобразований в 1993 году с целью сокращения числа мелких партий. В условиях, когда тысячи политиков находились под следствием, десятки тысяч государственных служащих боялись преследования или увольнения и все существовавшие партии были в большей или меньшей степени дискредитированы, появились новые партии, которые сулили радикальную чистку в сфере общественной жизни и сомнительно чудодейственные средства для ликвидации громадного государственного долга, который ежегодно возрастал на суммы, эквивалентные 10% ВНП. Итогом стала поляризация политической жизни вокруг пустого центра. Из этого сложного катаклизма возникли две силы: новые левые, которые в основном составляла Демократическая партия левых сил (образованная более гибкой и умеренной частью старой коммунисческой партии), и альянс правого крыла, куда входили одна   старая   партия,   одна   новая   партия   и   образование,   которое   вряд   ли   вообще  было  партией.   Старая   партия   —   Итальянское социальное   движение   (ИСД)   сформированное   в   1946 году   в   качестве   реликта   фашизма,   —   действовала   тактично,   по   правилам демократической   политики,  постепенно привлекала  членов и голоса других  групп правого крыла, стала   не   лишенной   значения небольшой   партией   и   иногда   обеспечивала   парламентские   голоса,   необходимые   для   поддержания  хоистианско­ демократического правительства. Почти через полвека (в 1987 г) его первый лидер Джорджо Альмиранте уступил свой пост Джанфранко Фини, который, хотя и был временно отстранен от руководства в 1990­1993 годах, вновь обрел власть как раз к выборам в 1994 году, когда   партия   сменила   свое   название   на   Национальный  альянс   (НА).   Фини   представлял   традиционное   консервативное   большинство партии, у которой имелось также радикальное революционное крыло. Помимо римско­католических основ, свойственных многим правым партиям  в Европе, в НА­ИСД сохранились такие  фашистские понятия, как корпоративное государство, предопределение Италии как средиземноморской державы и ее претензии на территории  вдоль  восточных  берегов  Адриатики.  Альянс  был  более влиятельным на юге и в центре страны, чем на севере. Напротив,   вновь   созданная   Лига   Севера   имела   незначительную  поддержку   на   юге   или   в   центре   страны.   Лига   была объединением более мелких лиг, начиная с Венецианской лиги, основанной в 1983 году. Она олицетворяла консерватизм мелких предпринимателей   направленный   против   сверхмогущественного   конгломерата   и  чересчур  навязчивого  государства. Она  считала центр   страны   и   Рим  районом   коррумпированных   тунеядцев,   а   юг   —   районом   преступных  бездельников   и   выступала   за   передачу полномочий регионам в Италии с более свободным федеративным устройством. Ее руководителями в 1994 году были Умберто Босси и Джанфранко Мильо — лидеры Ломбардской лиги, которая возобладала над Венецианской  лигой как голос Северной Италии. В 1994 году к этим двум партиям присоединились «Форца Италиа» и Сильвио Берлускони, причем первая представляла собой всего лишь лозунг, а второй был одним из самых преуспевающих дельцов, президентом фирмы «Фининвест» —  созданной им самим холдинговой компании,   чьи   активы   включали   большую   часть   прессы   и   телевидения   Италии.   В   числе   причин   для  выхода   Берлускони   на политическую арену на стороне правых (ранее он поддерживал левых политиков и состоял с ними в дружеских  отношениях) были упадок христианско­демократической партии и желание занять ее место, необходимость защитить свою собственную империю бизнеса (особенно свои интересы в средствах массовой  информации) от любой попытки установить для нее ограничения или  контроль, тревога за рушащуюся 2 экономику страны и ее политический порядок и перспективы победы коммунистов на выборах, а также потребность в какой­то новой партии, чтобы ликвидировать глубокий разрыв между двумя главными правыми партиями: НА—ИСД и Лигой Севера. С этими и другими партиями правых Берлускони в январе 1994 года создал Лигу свободы (Polo della Liberta), которая два месяца спустя одержала победу на выборах. Политическая программа Берлускони была больше риторической, чем конкретной.  Она ставила целью дать свободу частным предприятиям и поднять их  значение,   снизить   роль   правительства,   сократить   его   расходы,   создать  миллион новых рабочих  мест и ввести  президентскую демократию вместо парламентской, но эта программа привлекала главным образом своей новизной. Берлускони и его сподвижники завоевали 366 мест из 630 в Национальном собрании (парламент), причем за них было подано 43% голосов; партии левого крыла получили 213 мест (34%); группы центра  — только 46 мест. Поэтому в результате победа осталась за правыми, но  не обязательно за демократией или политическим очищением. С приходом «Форца Италиа» в парламент как самой крупной партии Берлускони   стал   премьер­министром,   раздавая   непомерные   обещания  установить   более   низкие   налоги,   создать   больше   рабочих   мест   и сформировать незапятнанное правительство. К той власти, которой он уже обладал при помощи газет и телевидения, он добавил поддержку через избирательные урны. Непонятно, в какой степени он считал эти два источника власти совместимыми; этот вопрос становится все более насущным, поскольку «Форца Италиа» одна не имела большинства   в   собрании,   где   она   зависела   от  явно   региональных   интересов  Лиги   Севера   и   от предубеждений   полуфашистской   НА—ИСД,   иногда  вызывавших   тревогу.   Мировоззрение   Берлускони­магната,   добившегося   успеха,   было мировоззрением   европейца   и   интернационалиста,  но   его   соратники   относились   к   этим   более   глубоким   проблемам  индифферентно   либо придерживались противоположных взглядов. Берлускони представлял себя как человека, порвавшего с сомнительным прошлым, однако на деле его связи с этим прошлым были значительными. Наиболее очевидная разница между «Форца Италиа» и христианскими демократами заключалась в том, что у первой были более слабые связи с Ватиканом и итальянской церковной иерархией, однако эти связи поддерживались горсткой христианских демократов, переименованных в Народную партию (Partito Popolare)  Все   обещания   Берлускони   покончить   с   коррупцией,   снизить  налоги, спасти экономику и реформировать конституцию сошли   на  нет.  Он  сам попал  под  следствие   по  делу  о коррупции в  связи с его главной  корпорацией «Фининвест», поднял налоги и представил бюджет, который был признан негодным Всемирным банком и другими международными учреждениями ввиду того, что не мог справиться с ужасным дефицитом, и отказался выпустить из­под контроля свою газетную и телевизионную империю. (Берлускони, можно сказать, понимал политику силы своего времени, как Помпеи Великий две тысячи лет назад. Помпеи скорее был готов потерять пост консула   в   Риме,   чем   сложить   с   себя   командование   армией.   Берлускони  предпочел   скорее   рисковать   своим   премьерством,   чем лишиться власти, которую давали ему его средства массовой информации.) Он занимал свой пост в течение семи месяцев — меньше, чем в среднем занимали 50 правительств его предшественников начиная с конца Второй мировой войны. Он был вынужден уйти в отставку, когда Лига  Севера вышла из его коалиции. Его требования о роспуске Национального собрания и проведении новых выборов (на которых он надеялся   получить   больше   мест)   были   отклонены   президентом   Оскаром  Скальфаро;   он   нашел   в   лице   Ламберто   Дини   временного премьер­министра со скромным опытом, который, будучи назначенным в конце 1994 года, исполнял свои обязанности в течение целого года. Но и через три года после краха старого политического порядка ничего вразумительного вместо него не появилось. Аресты и следствия по делам о коррупции продолжались и в 1993. 1500 политиков и бизнесменов обвинялись в причастности к скандалам. Среди обвиняемых были два премьер­министра (Кракси и Андреотти), три партийных лидера, семь министров, не менее 100 членов   парламента,   мэры   шести   крупных   городов,   руководители   трех   крупных   государственных   холдинговых   компаний   и   ведущие сотрудники таких частных фирм, как «Фиат», «Оливетти» и «Ферруцци». Двое из обвиняемых промышленников – Рауль Гардини из фирмы «Ферруцци» и Габриеле Кальяри из «Эни» – покончили жизнь самоубийством. Расследование связей правительства и мафии началось в 1993. В январе 1993 был арестован «босс всех боссов» мафии Сальваторе Риина, а в мае – глава мафии в Катании Бенедетто Сантапаола. В марте 1993 под официальным следствием оказался и бывший премьер­министр Андреотти, подозреваемый в тайном сговоре с мафией. Начиная с мая того же года было взорвано несколько автомобилей во Флоренции (при этом был причинен ущерб всемирно известной галерее Уффици), Риме и Милане. Государство обвинило в организации террористических актов мафию.  На   референдуме   в   апреле   1993   электорат,   отчасти   в   ответ   на   эти   скандалы,   подавляющим   большинством   проголосовал   в поддержку   целого   ряда   мер,   позволяющих   правительству   провести   реформы.   Они   включали   отмену   строго   пропорционального представительства   на   парламентских   выборах,   прекращение   государственного   финансирования   политических   партий,   ликвидацию министерств   сельского   хозяйства   и   туризма,   запрет   на   приобретение   акций   государством,   отмену   политического   контроля   над сберегательными банками, отмену наказания за хранение наркотиков для личного пользования. Сразу после референдума Амато подал в отставку. Его преемником стал Карло Адзельо Чампи, независимый политик и управляющий центральный банком страны «Банка д ' Италия». В августе 1993 был введен закон об избирательной реформе, согласно которому 75% мест в каждой палате парламента должны заполняться по итогам предвыборной борьбы по избирательным округам, а остальные 25% – на основе пропорционального представительства. Партии, набравшие менее 4% голосов, лишались представительства в палате депутатов.  В  правительство   Чампи   для   выполнения   программ   по   сокращению   социальных   расходов   и   государственного   аппарата   были включены независимые технические эксперты Луиджи Спавента и Сабино Кассезе. На местных выборах в июне 1993 партия Лига Севера и Демократическая   партия   левых   сил   (ДПЛС)   добились   крупной   победы   за   счет   партий   центра,   получивших   вместе   с   христианскими демократами лишь половину от голосов 1990. В ноябре на местных выборах в Генуе, Венеции, Триесте, Риме, Неаполе и Палермо выявилась сходная тенденция – наибольшее число голосов получили крайне левые и крайне правые партии. В северных городах выиграла ДПЛС, а в Палермо –партия «Ла­Рете». В Риме неофашистский кандидат Джанфранко Фини был побежден кандидатом партии «Зеленых» Франческо Рутелли с незначительным большинством (при поддержке ДПЛС). В Неаполе кандидат ДПЛС Антонио Бассолино с трудом (лишь во втором туре) победил Алессандру Муссолини (внучку диктатора).  В области внешней политики Италия приняла участие в усилиях установить мир в Боснии, а также направила воинский контингент в Сомали для осуществления программы помощи ООН этой стране. Однако итальянские войска были выведены после открытых разногласий с командирами подразделений ООН и США, решивших взять в плен генерала Мохаммеда Фараха Айдида.  Первые выборы по избирательному закону, принятому в августе 1993 прошли в марте 1994. Победу одержали кандидаты от широкого альянса правых сил. Это объединение было создано всего за три месяца до выборов миланским магнатом в сфере средств массовой информации Сильвио Берлускони, эффективно использовавшим свои телеканалы, издательскую империю, связи с миром спорта и рекламу. Берлускони создал новую правоцентристскую партию под названием «Вперед, Италия!». Эта партия вместе с христианско­демократической группировкой (Христианско­демократический центр, ХДЦ), Лигой Севера Умберто Босси и Национальным альянсом Дж.Фини составили блок «Полюс свободы», который одержал победу на выборах  В палате депутатов блок «Полюс свободы» получил 365 мест из 630, тогда как партии, входившие в «Прогрессивный союз», – всего 213 мест. В сенате позиции участников этого союза оказались более прочными: он получил 122 места из 315, тогда как Лига Севера, «Вперед,   Италия!»   и   Национальный   альянс   вместе   взятые   –   165   мест.   Левые   одержали   верх   в   Неаполе   и   Базиликате,   но   в   Палермо неофашисты одержали победу над возглавлявшейся Леолука Орландо партией «Ла­Рете». Поскольку на выборах в Сенат могли голосовать только   лица   старше   25   лет,   приведенные   цифры   показывают,   что   программа   Берлускони   пользовалась   особым   успехом   у   молодых избирателей. Однако эту программу никогда полностью не поддерживали его партнеры по Союзу, и после победы на выборах начался конфликт между Босси и Фини.  Новое правительство получило мощную поддержку на выборах в европейский парламент в июне, когда «Вперед, Италия!» набрала 31% голосов, т.е. на 21% больше, чем на всеобщих выборах в марте. Однако Берлускони сильно проиграл в глазах общественного мнения в июле, приняв решение освободить 2 тыс. человек, арестованных по подозрению в коррупции.  3 Бюджет строгой экономии, предусматривавший сокращение пенсионных расходов, привел к утрате авторитета правительства Берлускони. В декабре 1994 Берлускони подал в отставку. В январе 1995 новое правительство возглавил Ламберто Дини, бывший министр финансов.  Назначение Дини исходило от президента республики Луиджи Оскара  Скальфаро, который отверг требование  Берлускони о проведении новых выборов. По мнению президента, проведение реформ стало угрожать парламентской системе. Скальфаро сам проводил реформы   в   1992–1994,   но   теперь   решил   положить   конец   этой   деятельности,   заручившись   поддержкой   общественности.   В   1992–1993 реформы пользовались немалой популярностью, но затем стали предметом критики.  Дини предстояло заняться весьма деликатным вопросом о подготовке Италии к вступлению в Европейскую валютную систему (ЕВС).   Дини   при   широкой   общественной   поддержке   удалось   осуществить   строгий   контроль   над   расходованием   средств,   увеличить налогообложение и провести реформу пенсионной системы Италии.  Однако   правительство   Дини   оказалось   в   затруднительном   положении,   попытавшись   вмешаться   в   споры   между   судьями   и политиками. На протяжении 1995 главным объектом судебного расследования в Милане была деятельность Сильвио Берлускони.  В   январе   1996   Дини   подал   в   отставку.   Президент   Скальфаро   просил   Антонио   Макканико   сформировать   коалиционное правительство, способное продолжить экономические реформы. Однако это не удалось, и Скальфаро пришлось назначить новые выборы на апрель 1996.  На этих выборах центристско­левая коалиция «Оливковое дерево» во главе с Романо Проди выступила против центристско­ правой   коалиции   «Полюс   свободы»,   которой   руководили   Берлускони   и   Фини.   Проди   оказался   способным   организатором,   сумевшим сплотить фракции самого разного спектра. Удалось договориться о взаимной поддержке даже с коммунистами. В результате коалиция Проди обеспечила себе большинство в сенате (с небольшим перевесом голосов) и прочно завоевала господствующее положение в палате депутатов.  За последующие два года Проди сумел сохранить свою коалицию. Главным достижением было вступление Италии в ЕВС. Были предприняты дальнейшие меры по приватизации экономики. Итальянские войска участвовали в международной миротворческой кампании в Албании.  С   1996   политика   Италии   снова   оказалась   в   руках   профессиональных   политиков.   Возникали   новые   партии,   а   старые   – пересматривали свои программы. Реформы 1993 были направлены на сокращение числа малых партий, но на практике возобладала тенденция к увеличению их количества.  Летом 1998 премьер­министр Проди снова предложил бюджет, основанный на строгой экономии. Однако это вызвало серьезную оппозицию, и в октябре 1998 Проди пришлось уйти в отставку. Новое правительство возглавил М.Д'Алема, который организовал широкую коалицию с участием представителей как правых, так и левых партий.

Лекция по новейшей «Италия в 1990-2000-е гг.»

Лекция по новейшей  «Италия в 1990-2000-е гг.»

Лекция по новейшей «Италия в 1990-2000-е гг.»

Лекция по новейшей  «Италия в 1990-2000-е гг.»

Лекция по новейшей «Италия в 1990-2000-е гг.»

Лекция по новейшей  «Италия в 1990-2000-е гг.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.