Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Оценка 4.8
Лекции
docx
история
11 кл +1
10.02.2017
Лекция по новейшей истории по теме «Франция на рубеже XX-XXI вв.» рассматривает вопросы внутренней и внешней политики государства в данный период. Дается информация о политической деятельности действующих президентов. Материал лекции предназначен для учащихся, интересующихся историей и студентов для подготовки к экзаменам.Лекция по новейшей истории
Франция на рубеже XX-XXI вв.docx
1
ФРАНЦИЯ на рубеже XXXXI вв.
Официальное название Франц зская Респ блика. Название страны
происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что
большинство населения Франции имеет смешанное
галлороманское
происхождение и говорит на языке романской группы.
уу
уу
Все жители Франции говорят пофранцузски. В западной Бретани ок.
1250 тыс. бретонцев пользуются бретонским языком, относящимся к кельтской
группе, в Пиренеях ок. 200 тыс. басков говорят на баскском, а ок. 250 тыс.
каталонцев – на каталанском. На диалекте итальянского – корсиканском языке –
говорят 250 тыс. корсиканцев на о.Корсика. На северовостоке страны в Эльзасе
и некоторых районах Лотарингии ок. 1 млн. человек говорят на диалекте
немецкого языка, а почти 150 тыс. человек в районе Дюнкерка – на
фламандском языке.
Франция — высокоразвитая индустриальноаграрная страна, 6я
экономическая держава мира вслед за США, Китаем, Японией, Германией и
Великобританией. Со своей территорией в метрополии в 551 602 км² и 65,4
миллиона жителей (январь 2010 г.), включая заморские территории. Франция
пользуется своими естественными преимуществами, начиная от центрального
географического положения в Европе до обладания выходами на главные
коммерческие трассы Западной Европы:
ЛаМанш,
Атлантика.
Средиземное море,
Численность населения растет (млн. чел.) 2001 г. 60,9, 2002 г. 61,2,.
миллиона человек, в 2010 – 65,4, причем 90 процентов — граждане Франции.
Франция — светская страна,
свобода совести предусмотрена
конституционным правом. Здесь зародилась и развилась доктрина светскости
(laїcité), в соответствии с которой государство жёстко отделено от всех
религиозных организаций.
Согласно опросам, проведённым в 2005 году
34 %
27 %
33 %
51 %
31 %
10 %
4 %
3 %
1 %
«верят в существование Бога»
«верят в существование сверхъестественных сил»
атеисты и не верят в существование подобных сил
Согласно опросу, проведённому в январе 2007 года
считают себя католиками
определяют себя как агностики или атеисты
принадлежат к другим религиозным течениям или не имеют
мнения по этому поводу
мусульмане (в основном мигранты из Алжира, Марокко,
Туниса, Сенегала, Мали и Мавритании)
протестанты
иудеи
По данным Le Monde, во Франции 5 миллионов человек симпатизирует 2
буддизму, но практикуют эту религию около 600 000 человек. Из них 65 %
практикуют дзэнбуддизм.
Президент является главой исполнительной власти. Он избирается
сроком на семь лет. Президент назначает премьерминистра и отдельных
министров. Он председательствует на заседаниях кабинета министров.
Законодательная власть – Национальное собрание: палата депутатов (4
года), избирается всеобщим голосованием; сенат, избирается косвенным путем.
Законодательная власть усиливается в конце XIX в.
Исполнительная власть – совет министров.
Административнотерриториальное деление: 26
(22 в
метрополии и 4 заморских региона), включающих 100 департаментов (96 в
метрополии и 4 заморских департамента).
регионов 3
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФРАНЦИИ
НА РУБЕЖЕ XXXXI ВВ.
Два президента Жак Ширак и Николя Саркози.
Первый срок правления Ж. ШИРАКА (1995—2002 гг.)
В 1995 году мэр Парижа Ж. Ширак вновь выставил кандидатуру на
президентских выборах (ему противостоял социалист Лионель Жоспен).
При Шираке срок президентских полномочий во Франции был сокращён с
7 до 5 лет. Всего Ширак провёл в Елисейском дворце 12 лет, тем самым его
президентство стало вторым по продолжительности во французской истории
после 14летнего правления Миттерана.
При Шираке Франция
вернулась к политике голлизма,
определённым образом дистанцировалась от США и
провела демонстративные ядерные испытания в Тихом океане на
атолле Муруроа.
Во внутренней политике
традиционный правый либерализм
(низкая налоговая ставка,
отсутствие контроля цен) сочетался при нём с определённым учётом опыта
дирижизма (государственного вмешательства) и социальной политики;
он неоднократно критиковал «англосаксонский ультралиберализм».
Критики обвиняли Ширака в непоследовательности экономической политики и
невыполнении предвыборных обещаний.
Пятилетие 1997—2002 гг. ознаменовано новым политическим
«сосуществованием» Ширака, уже как президента, с Жоспеном, который
возглавил правительство.
Второй срок президентства Ж. Ширака (2002—2007 гг.)
В 2002 году Ширак был переизбран на второй президентский срок. Это
произошло благодаря неожиданному выходу во второй тур лидера
Национального фронта ЖанМари Ле Пена, в результате чего Ширак, имевший
довольно низкий рейтинг и набравший в первом туре лишь 20 %, получил 82 %
голосов во втором.
Перед вторым туром все левые партии (кроме Рабочей борьбы Арлетт
Лагийе) призвали своих сторонников проголосовать за Ширака под
лозунгами: «за вора, но не за фашиста» и «голосуй с прищепкой на носу». В
дальнейшем рейтинг Ширака оставался низким и не превышал 35 % поддержки.
Через два месяца после выборов, во время парада на Елисейских полях 14
июля 2002 года, произошло покушение на Ширака. Покушавшийся был
разоружён прохожими, подвергнут психиатрическому лечению, а ультраправая
группировка, к которой он принадлежал, запрещена. 4
Ситуация с Ле Пеном имела и то важное последствие, что не вышедший во
второй тур премьер Жоспен подал в отставку, социалисты оказались в
состоянии кризиса, и сформировалась широкая правая коалиция — Союз за
президентское большинство, представители которого Жан Пьер Раффарен и
Доминик де Вильпен возглавляли правительство на протяжении второго срока
Ширака. Ряд правых и центристов, однако, не вошли в правящее большинство и
образовали различные партии евроскептиков.
В 2003 году Франция не поддержала военную операцию НАТО в
Ираке.
В 2005 году конституция Евросоюза, за которую активно агитировал
Ширак, была отклонена на референдуме, после чего Раффарен подал в
отставку. В европейском масштабе результат французского референдума привёл
к отказу от данного проекта.
Социальная нестабильность середины 2000х гг.
2005 год был ознаменован беспорядками в пригородах Парижа.
Франция вот уже на протяжении более 150 лет принимает у себя
иностранцев, стремясь таким образом противостоять естественной убыли
своего населения. Франция лидирует по числу иммигрантов в мире. Вокруг
Парижа выросли целые иммигрантские районы.
Правительственная программа: французская социальная модель
основана на полной интеграции иммигрантов в жизнь французского общества, то
есть отвергает разделение общества по общинному, религиозному или
этническому признаку. Эта модель дает иммигрантам такие же права и
возможности, как и коренным жителям.
Погромы во Франции, начавшиеся в конце октября 2005 г. Объявлено
чрезвычайное положение на 3 месяца. Более 100 хулиганов арестовано, первая
партия участников беспорядков выслана из страны в Сев. Африку.
Погромы 2005 г. прошли не в самой столице, а в кольце пригородов,
называемом «красным поясом», так как жители традиционно голосовали за
левых. По этническому составу «пылающие пригороды» Парижа скорее желто
черные, их населяют выходцы из стран Магриба, Африки, Индокитая. Темпы
прироста населения пригородов намного выше, чем в столице, причем население
пригородов «молодеет», а Парижа – стареет.
Ультраправые называют погромы «гражданской войной». Именно в этих
районах распространяется ислам. Молодежные банды устанавливают свои
правила. Вмешательство полиции рассматривается как чужое вторжение.
Многие молодые бунтари считают подвигом проведение времени в полицейском
участке.
На Ближнем Востоке, откуда корни французских бунтарей, такая
практика называется интифадой. Но там она имела четкие политические
лозунги, а во Франции их нет. 5
(от араб. ةضافتنا — избавление) — народное восстание.
Интиф дааа
В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается
вооружённая борьба палестинских арабов против израильской оккупации.
Интифада явилась одним из наиболее существенных аспектов палестино
израильского конфликта в период со второй половины 1980х до настоящего
времени.
Вопрос об организаторах открыт. В некоторых городах найдены склады
«коктейля Молотова».
Министр МВД Н. Саркози: беспорядки сначала носили спонтанный
характер, социальный стихийный взрыв, а затем приняли «организованный и
направленный характер».
Премьерминистр Доминик дек Вильпен: погромы в пригородах имеют
социальные причины, но нельзя игнорировать причастность организованных
преступных группировок.
Лидер профсоюза офицеров полиции Франции Брюно Бесчицца:
беспорядки – новая форма городского терроризма исламистских радикалов.
премьерминистр де Вильпен
На 12й день «парижской интифады» на экстренном заседании
объявил о введении
правительства
чрезвычайного положения в отдельных районах страны (декрет 1955 г.).
Журналисты окрестили этот план «политикой кнута и пряника».
Пряник – обещание социальноэкономические блага, чего требовала
левые.
Кнут – чрезвычайное положение, чего требовали правые и ультраправые.
ЕС не отреагировал на беспорядки во Франции. Еврокомиссия заявила,
что готова оказать финансовое содействие из средств Программы развития
городов.
2006 год — выступлениями молодёжи против
закона о контракте
первого найма. Вновь набрали силу социалисты во главе с Франсуа Олландом и
Сеголен Руаяль, которая была выдвинута в президенты. 6
Президентство Н. Саркози
74летний Ширак, по некоторым данным, одно время рассматривал
возможность баллотироваться в 2007 году ещё на один пятилетний срок, но
впоследствии отказался от этой идеи. Собственным фаворитом президента был
его последний премьер дипломат Доминик де Вильпен, однако реальная
конъюнктура среди французских правых привела к тому, что 11 марта 2007 года
Ширак публично поддержал кандидатуру Николя Саркози, харизматичного
министра внутренних дел и государственного министра в кабинете Вильпена.
Политологи отмечают его высокие лидерские качества и харизму.
По убеждениям — правый консерватор.
Выступает за снижение налогов и социальных расходов.
Сторонник европейской интеграции.
Судя по его выступлениям, поддерживает традиционные французские
ценности светского демократического государства, которые вобрали в себя и
опыт христианской цивилизации.
В вопросе ассимиляции иммигрантов обращает внимание, прежде
всего, на их способность принять эти ценности.
Считается союзником США.
Некоторые журналисты, критически настроенные к политике Штатов,
такие, как Тьерри Мейсан, обвиняют Саркози в том, что он агент сионизма и
ЦРУ. Оппоненты и многие независимые исследователи называют Саркози
либералом или ультралибералом; сам он отрицает такое определение и
утверждает, что он «прагматик».
Саркози является фигурой, в высшей степени поляризующей общество.
Он — самый популярный и в то же время самый непопулярный из правых
политиков последнего времени, его личность является предметом постоянной
критики и насмешек со стороны левых. Распространены такие феномены, как
специальные акции «антиСаркози», голосование по принципу «кто угодно,
только не он». В то же время сторонники Саркози также являются мощной и
достаточно консолидированной силой. 7
Внутренняя политика Н. Саркози
23 июля 2008 г. по инициативе Н.Саркози была проведена самая
масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47
статей из 89). Она проходила под лозунгом «модернизации институтов V
Республики».
Реформа институтов Республики и института Президента
Республики:
— введен лимит на переизбрание: отныне «никто не может осуществлять
более двух последовательных мандатов [Президента Республики]»)
— кандидаты на государственные должности « ввиду их значимости для
защиты прав и свобод человека и экономической и социальной жизни Нации» до
назначения Президентом будут заслушиваться постоянными комиссиями
Национального Собрания и Сената;
Парламент может наложить «вето» на кандидатуру, если «за предложение
об отрицательном голосовании будет подано в совокупности 3/5 голосов
присутствующих»;
— взятие полноты власти Президентом согласно ст.16 Конституции
ставится под контроль Конституционного совета (он высказывается о
целесообразности чрезвычайного положения с точки зрения Конституции);
— Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры
(высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать
омбудсмана, но по американскому образцу, Президент сможет «взять слово» на
совместном заседании палат Парламента — Конгрессе.
Вместе с тем за введенный с его приходом в Елисейский Дворец стиль
президентского правления, Н. Саркози получил прозвище «гиперпрезидент».
Ведь отличие от своих предшественников на посту Президента
Республики, он занимается не только «главными делами страны» (по традиции,
заложенной де Голлем, это — преимущественно внешняя и оборонная
политика), но всеми более или менее важными вопросами французской
политики вообще.
«Фантомный» премьерминистр Франсуа Фийон отодвинут им на второй
план. Кроме того, Саркози заполняет собой «медийное пространство»,
практически ежедневно появляясь на телеэкранах.
Последствия новой системы неоднозначны (справедливо при этом, что
Саркози меняет стиль, но не «дух» президентского доминирования в рамках
Пятой Республики).
Его сторонники утверждают, что энергия и «вездесущность»
Президента необходимы, чтобы провести в жизнь предвыбоные
обещания, которые должны качественно и до неузнаваемости
изменить Францию, «ввести ее в современность».
С другой стороны, минусы очевидны 8
1. ухудшение арбитражной роли Президента Республики (опять
же по канонам Пятой Республики — Президент является
избранником народа, стоящим вне и над политических
баталий),
2. сосредоточение всей исполнительной власти в руках Главы
государства, замыкание всего и вся на Президенте может
обернуться параличем «государственной системы» в том
случае, если Н. Саркози будет, не дай Бог, «выбит из колеи».
Стоит отметить другие «неформальные» изменения в статусе института
Президента Республики с приходом к власти Н. Саркози. Так, вскоре после
вступления в должность президент повысил себе зарплату на 140
% и понизил
себе налоги, что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.
В июнеиюле 2007 г. вторая жена президента Сесилия исполняла ряд
общественных поручений, связанных с освобождением осуждённых ливийским
судом болгарских медиков. Это (а также пользование ею финансами
Елисейского дворца) также поставило её под нападки прессы, критичной к её
мужу, однако в октябре 2007 года Николя и Сесилия развелись. С этого времени
и до брака Саркози с Карлой Бруни 2 февраля 2008 г. у Франции не было первой
леди (до этого не состоящими в браке президентами были только холостой до
провозглашения императором Луи Наполеон Бонапарт, женившийся за 11 дней
до окончания мандата Гастон Думерг, и овдовевший Рене Коти). Саркози стал
вторым президентом (после Думерга), вступившим в брак во время пребывания
в должности.
Саркози назначил премьерминистром своего близкого сподвижника
Франсуа Фийона, занимавшего во время второго срока Ширака министерские
посты. 18 мая Фийон сформировал правительство, куда вошли экспремьер Ален
Жюппе (как государственный министр), левый деятель Бернар Кушнер (как
министр иностранных дел) и ряд членов кабинета де Вильпена, включая Мишель
АллиоМари, возглавившую МВД.
В июне того же года Парламентские выборы во Франции (2007) принесли
партии Саркози большинство, однако она получила несколько меньше мест, чем
рассчитывала. Кроме того, не избранный депутатом Жюппе подал из
правительства в отставку.
На посту президента Саркози учредил множество комиссий и
консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические
и экономические проблемы; осенью 2007 года отчёт должны были предоставить
не менее 16 комиссий — уникальный случай в истории Пятой республики.
В октябреноябре 2007 разгорелись новые общественные манифестации
и забастовки во Франции (особенно масштабной стала забастовка работников
транспорта), вскоре вновь переросшие в беспорядки в пригородах Парижа,
сопоставимые по масштабу с событиями 2005 года. 9
Внешняя политика Н.Саркози
1. Отношения с Германией
В ходе своего первого зарубежного визита (уже в день инаугурации)
Саркози, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель, призвал
Германию к активизации сотрудничества.
2. Отношения с Россией
22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным.
Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с
Россией. НО
ввиду декларируемого во время предвыборной кампании
атлантического вектора внешней политики президента контуры политики
Саркози в отношениях с Россией пока неясны.
Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года
говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека,
упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского
конфликта.
Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием
Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её
властях более благожелательно. Николя Саркози заявил, что «придаёт важность
привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое
государство» (grande nation), а Путин — «человек, с которым можно говорить»,
обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин
поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального
объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации,
выдержав определённую паузу. Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость
поддерживать высокий уровень интенсивности франкороссийского
сотрудничества и диалога.
3. Евросоюз
Европейский союз.
Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности
Именно он стал одним из авторов и активных сторонников
Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и
Договор об основании ЕЭС, — договора, заменившего проект
Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и
Нидерландах в маеиюне 2005 г.
По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13
декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в
различных областях, с другой,
— учитывает мнение французского и
нидерландского народов. Тем не менее, сам характер Договора, а также способ
его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8
февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди 10
политиков.
Саркози также предложил выработать новую стратегию
безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал
процесс разработки новой Белой книги по национальной обороне вместо
принятой в 1994 г.) Широко обсуждаются планы Саркози по полному
возвращению Франции в военные структуры НАТО, однако это обусловлено
развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.
4. Расширение ЕС. Турция и Балканы
Также Саркози выступает ПРОТИВ немедленного вступления Турции в
ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не
«субрегионом ООН»; он подчеркивает внутренние проблемы Турции,
нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без
дестабилизации своего функционирования.
Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по
решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта
газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем,
что Париж официально признает геноцид армян 1915 г. в Турции; проект
Средиземноморского союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается
Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским
сотрудничеством вступление в ЕС для неё).
При этом Саркози всячески пытается не допустить серьёзного ухудшения
отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой
страной,
предлагаются различные формы сотрудничества с ЕС —
«партнерство», «ассоциация».
Боснии и Герцеговины,
Саркози официально ПОДДЕРЖИВАЕТ вступление в ЕС государств
Западных Балкан (кандидатов — Хорватии, Македонии и потенциальных
кандидатов — Сербии,
Косово (в
соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН),
Албании), но только при
соболюдении ими всех критериев. Только в отношении Хорватии не будет
применяться статья 885 Конституции Франции, согласно которой «Любой
проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления
государства в Европейский союз, выносится на референдум президентом
Республики».
Черногории,
5. Независимость Косово
Саркози участвовал в июне 2007 года в саммите Большой восьмёрки в
Германии, где выступал ЗА независимость Косово.
Франция признала Косово 18 февраля 2008 г., на следующий день после
провозглашения независимости. При этом Париж намерен налаживать хорошие
отношения и с Косово, и с Сербией и видит для обеих стран европейскую
перспективу.
6. Осетинский кризис
Саркози (как президент страныпредседателя ЕС) внёс вклад в мирное 11
урегулирование военного конфликта в Южной Осетии 2008 года, посетив
Москву и Тбилиси и выработав с Дмитрием Медведевым основные пункты
мирного соглашения, получившего название «План МедведеваСаркози»;
впоследствии его подписали также президенты Грузии, Южной Осетии и
Абхазии. 12
ЧЕРТЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ЭКОНОМИКИ
НА РУБЕЖЕ XXXXI ВВ.
промышленность
сельское хозяйство
Доля в ВВП (%)
Добыча каменного угля
нефти
природного газа
Производство
электроэнергии
29
3
9045 тыс. метрич. т,
16 млн баррелей
3,4 млрд. мз.
493,2 млрд. кВт Ч
в т. ч. св. 70 % на атомных и
геотермальных
электростанциях
1.
Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится к
отрицательному сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет
минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая
бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли
промышленными товарами.
Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.
Франция выступает как чистый импортер технологических достижений.
Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает
половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. 60% французских
расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.
2.
В области внешнеэкономической политики приоритет отдается
развитию ЭКСПОРТА ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ. Наряду с
идеей "нового завоевания внутреннего рынка" выдвинута ИДЕЯ "НОВОГО
ЗАВОЕВАНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РЫНКА".
3.
В 20022003 г. во Франции наблюдалось УХУДШЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ, в том числе снижение производства и
промышленных инвестиций, а также темпов прироста экспорта и покупательной
способности населения.
В результате сочетания неблагоприятных внешних и внутренних факторов
экономика Франции
соответствует двум из пяти критериев,
зафиксированном в Маастрихтском соглашении, по показателю дефицита
государственного бюджета и размеру государственного долга.
НЕ
По мнению экспертов ОЭСР,
отсутствие кардинальных реформ, а также
процесс старения населения Франции
УГРОЖАЮТ в среднесрочной перспективе финансовоэкономическому
равновесию её народного хозяйства.
4.
Согласно оценке Национального института статистики и
экономических исследований (НИСЭИ) страны, в 2003 г. темп прироста ВВП 13
Франции был одним из наиболее низких в последние 50 лет (худшие показатели
были только в 1974 г. и в 1993 г.)
ВВП на душу населения (тыс. евро) 2001 г. 24,2, 2002 г. 24,8; в 2009
30,691 евро (42,747 долларов). МВФ прогнозирует увеличение ВВП Франции к
2015 году на 21 %.
5.
В декабре 2003 г. Правительство объявило о принятии ПЛАНА
ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. Решено
создать Стратегический совет, включающий представителей 20 ведущих
предприятий Франции,
который будет анализировать эффективность
правительственной политики и разрабатывать соответствующие рекомендации.
В ближайший период ПРИОРИТЕТНЫМИ являются
во Франции.
специалистов;
меры, заинтересовывающие ТНК в открытии представительств
Будут предоставляться налоговые льготы для иностранных
французские
фирмы
намерены
приглашать
6.
высококвалифицированных управляющих, имеющих опыт работы в ТНК;
отменяется карточка иностранного предпринимателя и т. д.
Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а
также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной
энергетики привело к заметному изменению структуры производства
электроэнергии в стране.
На АЭС вырабатывается 8% всей электроэнергии, на ТЭС — 65% и на
ГЭС — 27%, доля АЭС составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие
ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности. По мере
ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе,
сокращался импорт нефти.
7.
Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно
развитые страны, где основным объектом приложения капитала является
Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В основном их инвестиции
сосредоточены в США в старых отраслях — металлургии, угольной,
химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В
Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в
ФРГ и Великобритании.
Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое
место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в "третьем
мире". В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых
отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства
путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на
местный рынок.
Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место
среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в 14
отдельности европейской страны значительно уступают им. Крупный приток
иностранного капитала начался в 60е гг.
8. Уровень жизни населения высокий.
Минимальный уровень оплаты труда (евро/месяц) 2001 г. 1127, 2002 г.
1154, 2003г. 1215.
Официальный уровень безработицы (% трудоспособного населения) 2001
г. 9,2, 2002 г.9,3, 2003 г.9,5.
Отрасли экономики:
Франция экономически высокоразвитая капиталистическая страна.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
Широкое развитие получили такие прогрессивные отрасли
промышленности,
химическая,
машиностроительная, электротехническая и электронная, производство
строительных материалов.
нефтеперерабатывающая,
как
Ряд отраслей завоевали международное признание: ядерная энергетика,
информатика, ракетостроение.
1.
Под влиянием НТР происходят существенные изменения в
отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на
долю которой приходится 26,7% ВВП.
2.
Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся
носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного
аппарата на базе новейшей техники (в производстве станков, ряде отраслей
промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной
техники). На Францию приходится только 8,9% совокупного производства
товаров передовой технологии 11 наиболее развитых стран (ФРГ — 11%,
Великобритании — 7,8%).
3.
Черная (чугун, сталь) и цветная (алюминий, цинк, свинец, медь и др.)
металлургия.
4.
Ведущая отрасль промышленности — машиностроение, в том числе
автомобилестроение,
электротехническое и электронное (телевизоры,
стиральные машины и другие), авиационное, судостроение (танкеры, морские
паромы) и станкостроение. По доле продукции отраслей машиностроения в
промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран.
Доля продукции машиностроения выросла (до 31%), главным образом за
счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в
общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением
доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.
Выделяются автостроение, судостроение, тракторо и авиастроение,
электротехническая и радиоэлектронная промышленность. 15
(12%)
(10%).
Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее
Автомобильная
машиностроение
промышленность является одной из основ национальной промышленной
структуры. Две крупнейшие в стране компании — частная "ПежоСитроен" и
государственная "Рено" обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового
производства легковых автомобилей.
и транспортное
5.
Франция — один из крупнейших в мире производителей химической
и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического
каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и
другого), черных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов.
6.
Большой известностью на мировом рынке пользуются французская
одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры
(производится около 400 сортов).
7.
остается еще довольно высоким удельный вес "старых" производств,
продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны
аналогичной продукции некоторых западных и особенно "новых индустриальных
стран". Большое место занимает пищевая промышленность (в т.ч. виноделие)
(12%). Такую долю имеет только Великобритания.
По производству вина с Францией конкурирует только Италия. В каждой
провинции выращиваются свои сорта винограда и производятся свои сорта вин.
Преобладают сухие вина. Такие вина обычно называют по сорту винограда —
Шардоне, Совиньон Блан, Каберне Совиньон и т. д. Вина купажные, то есть из
смеси сортов винограда, называются по местности. Во Франции особо славятся
шампанские, анжуйские, бордосские и бургундские вина.
Другой знаменитый напиток — коньяк. Это разновидность бренди, или
виноградной водки. Есть другие разновидности, как например арманьяк. Во
Франции принято называть коньяком только тот напиток, который
изготавливается в окрестностях города Коньяк. Коньяк обычно ничем не
закусывают, изредка гурманы оттеняют послевкусие чёрной редькой.
В Нормандии распространён ещё один крепкий напиток — кальвадос.
8.
Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности
Западной Европы. Проект "Арианспейс" обеспечивает ведущие позиции страны
в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50%
мирового космического рынка. Переход к энергосберегающему типу
производства, высокая зависимость от импорта топливноэнергетических
ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Франция — крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции
в Западной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП
и 6% самодеятельного населения страны, но оно дает 25% продукции в ЕС. 16
Характерной чертой социальноэкономической структуры являются
высоко
достаточно мелкие размеры хозяйств.
индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических
удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое
оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня
самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну,
сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%.
Сельское хозяйство
Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство. Поголовье (млн.)
крупного рогатого скота 20,6, овец 10,5, свиней 15; птицеводство.
Развито виноградарство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
МОРСКОЕ РЫБОЛОВСТВО и разведение устриц.
СУДОХОДСТВО по Сене (ниже Парижа), Рейну и каналам Сена — Север,
Марна — Рейн и др.
КРУПНЫЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ: Марсель, Гавр, Дюнкерк, Руан, Нант —
СенНазер, Бордо.
Экспорт:
промышленное оборудование,
бытовые приборы,
химические товары и полуфабрикаты, одежда, обувь, автомобили,
сельскохозяйственные продукты.
Основные внешнеторговые партнеры: страны ЕЭС, главным образом
Германия, Италия.
Франция — один из крупнейших районов международного туризма. Св. 50
млн. человек в год.
КУРОРТЫ французской Ривьеры — Канн, Ницца, Ментона и др.
Денежная единица евро.
Длина (тыс. км) железных дорог 32, автодорог 812.
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Лекция по новейшей истории «Франция на рубеже XX-XXI вв.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.