Лекция по новейшей истории «Франция в 1980-начало 1990-х годов»
Оценка 5

Лекция по новейшей истории «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Оценка 5
Лекции
docx
история
11 кл +1
10.02.2017
Лекция по новейшей истории  «Франция в 1980-начало 1990-х годов»
Лекция по новейшей истории по теме «Франция в 1980-начало 1990-х годов» рассматривает вопросы внутренней и внешней политики государства в данный период. Дается информация о политической деятельности действующих президентов. Материал лекции предназначен для учащихся, интересующихся историей и студентов для подготовки к экзаменам.Лекция по новейшей истории
Франция в 1980-начале 1990 гг..docx
1 Франция в 1980­начале 1990­х гг.  1. Правительство левых сил В связи с истечением полномочий В. Жискар д'Эстена  в мае 1981 г. во Франции состоялись очередные выборы президента республики.  5 кандидатов:     Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент В. Жискар д'Эстен и  основатель ОПР Жак Ширак.  Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф. Миттерана,  Коммунистическая партия ­ генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Согласно закону, во втором туре выборов могли участвовать только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре: Жискар д'Эстен и Миттеран.  Чтобы не допустить победы кандидата правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана.  10 мая 1981 г., набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист. Биографическая справка.  МИТТЕРАН,  ФРАНСУА (Mitterrand,  Fran ois)  (1916–1996),  президент  Франции.  Родился 26 октября  1916  в   Жарнаке   на   юго­западе   Франции.   Учился   на  юридическом   и   филологическом   факультетах   Сорбонны   и   в   Школе политических наук в Париже. Участвовал во Второй мировой войне. В 1940 был ранен и попал в плен на территории Германии, в конце 1941 бежал, вернулся во Францию и вступил в движение Сопротивления.  В 1945  Миттеран стал одним из  основателей  левой партии    Демократический и социалистический  союз Сопротивления   (ЮДСР), в 1946 был избран депутатом Национального собрания.  В 1947–1948 был министром по делам бывших фронтовиков,  в 1948–1949 – государственным секретарем при председателе совета министров,  в 1950–1951 – министром по делам заморских территорий,  в 1952 – государственным министром,  в 1953 – министром по делам Совета Европы,  в 1954–1955 – министром внутренних дел и  в 1956–1957 – министром юстиции.  После основания в 1958 де Голлем Пятой республики Миттеран выступил с критикой нового режима и Конституции 1958. Стал одним из лидеров левой оппозиции.  В   1965  основал   Федерацию   демократических   и   социалистических   левых   сил   (ФДСЛС).   В   том   же   году   выдвинул   свою кандидатуру на пост президента, но проиграл во втором туре выборов де Голлю, набрав 44,8% голосов.  В 1971 Миттеран стал первым секретарем Французской социалистической партии (ФСП).  В 1974 был единым кандидатом левых сил (социалистов и коммунистов) на президентских выборах, однако уступил во втором туре Жискар д'Эстену.  Миттеран был избран президентом республики на выборах 1981. Умер Миттеран в Париже 8 января 1996.  Выборы 1981 г. 51,75% голосов = Миттеран, обойдя во втором туре Жискар д'Эстена.  Поскольку   большинство   мест   в   Национальном   собрании   прежнего   состава   принадлежало   правым   партиям,  Миттеран распустил парламент и назначил новые выборы.  Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии заключили соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором   туре   в   пользу   того   из   левых   кандидатов,   кто   соберет   наибольшее   число   голосов   в   первом   туре.   ОПР   и   СФД   подписали аналогичное соглашение. Выборы состоялись в июне 1981 г. и принесли огромный успех Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество голосов избирателей ­ 37,5%. Благодаря мажоритарной системе голосования, которая теперь действовала в пользу социалистов, этого оказалось достаточно, чтобы Социалистическая партия одна завоевала абсолютное большинство в Национальном собрании. Успех социалистов объяснялся  прежде всего стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших провести в жизнь совместную программу, они связывали надежды      выйти из кризиса,  покончить с безработицей,  повысить жизненный уровень,  улучшить условия труда.  За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей­коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов   на   успех,   чем   компартия.  Вместе   с   тем   за   Социалистическую   партию   голосовала   и   часть   избирателей   правых   партий, разочаровавшихся в политике своего руководства. Поскольку в большинстве избирательных округов социалисты в первом туре выборов опережали коммунистов, им было выгодно соглашение о взаимном снятии кандидатов левых партий во втором туре. Компартия   понесла   серьезные   потери.   Она   потеряла   более   1,8   млн.   избирателей   по   сравнению   с   предыдущими парламентскими выборами 1978 г. и собрала лишь 16% голосов. 1. 2. 3. Сокращение влияния ФКП объяснялось рядом причин.  Длительное участие коммунистов в совместной деятельности с социалистами на основе общей программы привело к тому, что в представлении части избирателей стала стираться принципиальная разница между Коммунистической и Социалистической партиями.  Чтобы добиться победы над правыми, они голосовали за кандидатов Социалистической партии, которые, по их мнению, имели больше шансов быть избранными, чем коммунисты.  Существенное влияние на исход выборов оказали изменения в структуре рабочего класса и всего населения Франции. К этому времени стало явственно ощутимым падение удельного веса тех слоев рабочего класса, где коммунисты традиционно имели большое   влияние   (железнодорожники,   шахтеры,   металлисты,   автомобилестроители   и   др.),   и  увеличение   таких   категорий 2 4. 5. трудящихся   (рабочие   новых   отраслей   промышленности,   средние   слои   населения),   которые   отдавали   предпочтение социалистам.  Часть избирателей­коммунистов была недовольна сотрудничеством ФКП с Социалистической партией, которая оставалась на позициях социал­реформизма, другая же часть, напротив, не одобряла «актуализацию» совместной программы, полагая, что это мешает единству левых сил.  Наконец, крайне неблагоприятное влияние на положение французской компартии оказывали все более нараставшие кризисные явления в жизни социалистических стран и жесткий внешнеполитический курс тогдашнего руководства Советского Союза, в особенности ввод советских войск в Афганистан, вызвавший протесты в различных слоях французского общества. После выборов Миттеран сформировал правительство, в котором основные посты заняли социалисты и левые радикалы. Он предложил коммунистам войти в правительство, и компартия приняла это предложение. Коммунисты возглавили 4 министерства из 44: министерства транспорта, здравоохранения, профессионального образования, общественных служб и административных реформ.  1. Премьер­министр ­ видный деятель Социалистической партии П. Моруа взял курс на  НАЦИОНАЛИЗАЦИЮ,  В   течение   1981­1982   гг.   правительство   левых   сил   с   участием   коммунистов   осуществило   ряд   мер,   предусмотренных совместной программой. Оно национализировало все крупные частные банки и 9 крупнейших монополистических групп. Вместе с ранее национализированными банками и предприятиями государственный сектор охватил 95% кредита, 32% промышленной продукции, 24%   рабочих   и   служащих.   Под  контроль   государства   перешло   84%   авиационной   промышленности,   80%   производства   стали,   50% производства   химической   промышленности.   Владельцы   национализированных   предприятий   получили   выкуп,   соответствующий максимальной   рыночной   стоимости   акций.   Национализированные   предприятия   продолжали   действовать   в   соответствии   с   законами капиталистического рынка. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Правительство увеличило полномочия местных органов власти. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ (н­р, снижение пенсионного возраста, сокращение рабочей недели) 2. 3. 4.     Неоднократно повышались минимум заработной платы и семейные пособия.  Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин), размеры пенсий увеличены.  Продолжительность   оплачиваемого   отпуска   возросла   с   4   до   5   недель,   продолжительность   рабочей   недели сокращена с 40 до 39 часов.  Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность.  ОТМЕНУ СМЕРТНОЙ КАЗНИ (+) и др. (провело амнистию) Правительство   левых   сил   провело  демократическую   налоговую   реформу.   Оно   отменило   налоги   на   лиц,   получающих минимум заработной платы, и ввело налог на крупные состояния (свыше 3 млн. франков).  ⇛  Первые мероприятия правительства левых сил встретили одобрение трудящихся, но вызвали  упорное сопротивление буржуазии, организовавшей «бегство капиталов» за границу.  из Франции было вывезено 77 млрд. франков 1981 г. около   500   млрд.   франков  (примерно   10%   национального достояния) оказалось в швейцарских банках. 1982 г.   Застой в экономике продолжался:  45% предприятий объявили себя дефицитными.  Цены росли, сводя на нет увеличение заработной платы, пособий и пенсий. За три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли почти на 35%, а промышленное и сельскохозяйственное производство увеличивалось лишь на 1­1,5% в год.  Рост безработицы замедлился, но не прекратился.  Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981­1984 гг. франк девальвировали четыре раза.  ⇛ В 1982 г. правительство левых сил отказалось от проведения новых социальных реформ и перешло к   политике жесткой экономии. Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино.     Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом. Миттеран   проводил  активную экономическую политику, которую, однако, вынужден был  прекратить   из­за   наплыва   немецких товаров.   В   целом   Миттеран  принял   левоцентристскую   ориентацию,   не   слишком   отличавшуюся  от   правоцентристской   политики   его предшественников,  ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ   ПРОГРАММА   правительства   Миттерана   ­   Моруа   провозглашала  необходимость преемственности внешней политики Франции, обещала проводить курс на разрядку международной напряженности  и установление дружественных   отношений   со   всеми   странами,   включая   Советский   Союз.   Вместе   с   тем   правительство  особо   подчеркивало приверженность Франции Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил. 3. 1. 2. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко­западногерманских маневрах.  По   инициативе   Франции   с   ФРГ   были   сняты   ограничения   на   производство   обычных   вооружений  (политику,   к   которой отрицательно относилась Тэтчер). Вопреки  обещаниям   совместной   программы,  Франция  увеличивала   свои  военные   расходы,  продолжала   совершенствовать ракетно­ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80­х годов ухудшились и франко­советские отношения. Экономические и культурные связи Франции и СССР сократились, хотя и не прерывались. ⇛  Все   это   вызывало   разочарование   и   недовольство   широких   народных   масс,   ранее   поддерживавших   правительство.   Считая,   что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы. 4. Преемник  Моруа  Лоран  Фабиус,  ставший  главой  правительства  в  1984,  предвидя   ухудшение   экономической  ситуации  в стране, приостановил «левый эксперимент» и перешел к режиму «жесткой экономии». = поправение. 2. Выборы 1986 г. Победа правых партий 3 В марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы. Левые партии потерпели серьезное поражение. Социалистическая партия потеряла свыше 6% избирателей, Коммунистическая партия ­ 6%. Впервые за весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10% от общего числа голосовавших. Неудачи   правительства      левых   сил  зачастую   воспринимались   массами   как   свидетельство  невозможности   глубоких общественных  преобразований.   Они   вызвали   настроения   разочарования   и   пессимизма,   «сдвиг   вправо»   в   общественном   сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени курс на достижение общественных преобразований путем победы на выборах союза левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он породил иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал ослаблению компартии. Правые партии собрали в общей сложности 56% голосов, причем за крайне правую расистскую группировку Национального фронта голосовало более 9% избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию. В результате выборов 1986 г. правительство сформировали правые партии ­ ОПР и Союз за французскую демократию.  Премьер­министром стал лидер ОПР Жак Ширак.  Президентом   остался   Франсуа   Миттеран.  Создалась   необычная   ситуация:   левый   президент   сосуществовал   с   правым правительством и правым большинством в парламенте. 1. ПОЛИТИКА Ж. ШИРАКА: Одним из первых мероприятий правительства  Ширака была  частичная денационализация промышленности и банков. Правительство предложило в течение 5 лет продать в частную собственность 42 банка, 3 страховые компании и 9 крупных промышленных   предприятий,   национализированных   правительством   левых   сил,   а   также   правительствами   Четвертой республики.  В 1986­1987 гг. было распродано около десятка государственных предприятий, в том числе банки, некоторые промышленные предприятия и оружейные заводы.  По   настоянию   президента   Миттерана   дальнейшая   распродажа   была   приостановлена.   Во   Франции  сохранился   крупный государственный сектор экономики, и продолжала действовать система государственного индикативного планирования. 2. 3. 4. Правительство правых отменило налог на крупные состояния,  ликвидировало государственный контроль над ценами, над ввозом и вывозом капитала,  сократило расходы на социальное страхование.  ⇛ Покупательная способность населения уменьшилась, безработица вновь возросла. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС правительства Ширака был направлен на продолжение сотрудничества с США и странами Западной Европы. Правительство считало одной из своих главных целей завершение интеграции стран «Общего рынка» к 1992 г. Оно увеличивало военные расходы, участвовало в гонке вооружений. В   новых   условиях,   созданных   победой   правых,   левые   силы   продолжали   борьбу   в   защиту   демократических   свобод   и экономических интересов трудящихся. Французская экономика, хотя к этому времени ВНП здесь был выше, чем в Британии, хуже перенесла экономические бури 70­х годов,   чем   западногерманская.   Старые   отрасли   промышленности,   находившиеся   на   переходном   этапе,   переживали   депрессию,   а  также испытывали трудности перемен: новые отрасли, которые Франция успешно развивала, также пребывали в застое.  После переизбрания Гельмута Коля канцлером в 1987 году Миттеран приветствовал предложение Германии об установлении более тесного франко­германского военного сотрудничества и образовании совместной  франко­германской бригады; два лидера создали франко­ германский совет обороны. Итоги парламентских выборов 1986 года вынудили  Миттерана сотрудничать с правыми: он назначил Шабан­ Дельмаса премьер­министром, но перехитрил его и в 1988 году был переизбран на должность президента. 3. Выборы 1988 г. и политика правительства социалистов     Весной 1988 г. в связи с истечением полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы.  Все главные партии выдвинули своих кандидатов.  Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран,  Коммунистической партии ­ член политбюро ЦК ФКП А. Ляжуани.  От партии ОПР баллотировался бывший премьер­министр Ж. Ширак,  от СФД ­ Р. Барр, занимавший пост премьер­министра в 1976­ 1981 гг. В первом туре голосования наибольшее число голосов собрали Миттеран и Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее  7% голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж.­М. Ле Пена впервые высказалось более 14% избирателей ­ в два раза больше, чем за кандидата компартии.  Стремясь не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать во втором туре за Миттерана. В 1988  Миттеран был переизбран на второй семилетний срок. Во втором туре президентских выборов победил Ширака, набрав 54% голосов.  Как и в 1981 г., президент Миттеран распустил парламент, в котором преобладали правые, и назначил новые парламентские выборы. Они состоялись летом 1988 г.    Социалистическая партия Коммунистическая партия ОПР и СФД 1. 2. 3. 4. Национальный фронт 35% 11,3% = на 710 тыс. больше, чем в 1988 г. потеряли часть избирателей, собрав в общей сложности 37,7% голосов (вместо 43% в 1986 г.) менее 10% избирателей Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей продолжает пользоваться Социалистическая партия и  арбитра, способного поддерживать равновесие между правыми и  Миттеран  , в котором многие французы видели        лично президент  левыми    , гаранта сохранения демократических свобод и социальных завоеваний трудящихся. 1. 2. Миттеран поддерживал  идею создания валютно­экономического и политического союза стран Европейского сообщества,  ратовал за всестороннее  развитие  отношений Франции с США, ФРГ и Россией, придавал  большое  значение  контактам с африканскими государствами.  Премьер­министром  нового   правительства   Миттеран   назначил   одного   из   руководителей   Социалистической   партии  М. Рокара. Все основные правительственные посты заняли социалисты, но в правительство вошло и несколько представителей буржуазных «центристских» групп. 4 Правительство Рокара продолжало  курс на «жесткую экономию».  Оно отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики.  Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию.  Одновременно правительство сократило налоги на прибыль. 1. 2. 3. 4. Главной   задачей   ВНЕШНЕЙ   ПОЛИТИКИ   правительство   Рокара,   как   и   предшествующее   правительство   правых, провозгласило  1. 2. 3. завершение «интеграции Европы» в рамках «Общего рынка».  Оно подтвердило свою приверженность Североатлантическому пакту и дружественным отношениям с США.  Улучшились   отношения   между  Францией   и   СССР.   В   результате   взаимных   визитов   руководители   СССР   и   Франции договорились о проведении регулярных советско­французских встреч на высшем уровне и подписали более 20 совместных соглашений. В октябре 1990 г., во время очередного визита президента М. С. Горбачева во Францию, был подписан «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве». Основные направления политики социалистов продолжали осуществляться и после того, как  в мае 1991 г.  пост премьер­ министра Франции заняла Эдит Крессон.

Лекция по новейшей истории «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Лекция по новейшей истории  «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Лекция по новейшей истории «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Лекция по новейшей истории  «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Лекция по новейшей истории «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Лекция по новейшей истории  «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Лекция по новейшей истории «Франция в 1980-начало 1990-х годов»

Лекция по новейшей истории  «Франция в 1980-начало 1990-х годов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.