Специфические особенности каждой группы нарушенного развития
Дети с нарушением зрения
Незрячие – это лица с остротой от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, лица с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или точки фиксации.
Слабовидящие – это лица с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Для людей с дефектами зрения особенно важным стоит вопрос ориентации в пространстве, что требует создания специальной информационной системы, ориентированной на восприятие с помощью компенсаторных чувств (осязание, слух, обоняние), а также на усиление зрительных акцентов среды.
Психологическими особенностями и особыми образовательными потребностями лиц с нарушениями зрения, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы являются: - необходимость включать в профориентацию элементы социально-психологической работы, восполняющей недостаток коммуникативных умений и навыков и формирующей коммуникативную компетентность, социальный и эмоциональный интеллект; - трудности и барьеры в налаживании взаимоотношений и дружбы со зрячими сверстниками (не столько на учебном, сколько на личностном уровне, в сфере увлечений и проведения досуга) могут обусловить ограниченный опыт общения со зрячими сверстниками, недостаточный для разносторонней социализации, поэтому профориентации данной категории обучающихся должно предшествовать или сопутствовать командообразование в качестве подготовительной работы и организация совместной деятельности между обучающимися, а также профориентационное наставничество между зрячими и незрячими либо 21 слабовидящими учащимися (причем в данном случае безразлично, кто из них будет наставником: главное – само общение); - необходимо преодолевать боязнь взаимодействия и подозрительность по отношению к зрячим, ожидание с их стороны негативного к себе отношения.
Во многом такая тревога небезосновательна, а складывается на основе отрицательного опыта, полученного в детстве, когда сверстники могли обижать ребенка с нарушениями зрения, подшучивать над ним и т.п. Поэтому и преодолевать ее необходимо путем обеспечения возможностей для получения положительного опыта общения со сверстниками; - необходимо учитывать сложности в восприятии информации, обмене ею, а также в предоставлении информации от собственного лица, причем желательно как можно шире компенсировать затруднения в работе с информацией путем компьютерных технологий; - желательно включать в профориентационную работу тренинги особенностей взаимодействия с лицами с инвалидностью и ОВЗ, включающего правила поведения с незрячими людьми: как лучше общаться, здороваться, сопровождать, вместе ходить куда- либо и т.п.
Из вышеперечисленных особенностей и особых образовательных потребностей следует, что в профориентационной работе с лицами, имеющими нарушения зрения, желательно посвятить дополнительное время развитию коммуникабельности и позитивного восприятия себя как дееспособных людей, которые могут и хотят жить полноценно, учиться и работать (все это можно включить в работу со всей инклюзивной группой, т.к. ничто из этого не может быть лишним и для любого другого школьника), а также сплочению коллектива, в котором они находятся, развитию в нем положительных взаимоотношений и дружбы, как во время, так и за пределами занятий, которые обязательно помогут включить учащихся с ОВЗ в компанию сверстников.
Также следует уделить внимание занятиям по пониманию инвалидности и формированию адекватного и толерантного восприятия возможностей и ограничений каждого человека как самими 22 учащимися с ОВЗ, так и другими участниками их профориентационной группы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.