Нравственная готовность к школьному обучению

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
Иконка файла материала Нравственная готовность к школьному обучению.doc
Нравственная готовность к школьному обучению. Нравственное   формирование   дошкольника   тесно   связано   с   изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных   представлений   и   чувств,   названных   Л.С.Выготским   внутренними этическими инстанциями. Д.Б.Эльконин   связывает   возникновение   этических   инстанций   с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового   типа,   что   и   создает   особую,   характерную   для   данного   периода социальную ситуацию развития. В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в   сотрудничестве   со   взрослыми;   в   дошкольном   возрасте   ребенок   становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе   с   чем   ослабевает   и   непосредственная   слитность   его   существования   с жизнью и деятельностью взрослых людей. Однако   взрослые   продолжают   оставаться   постоянным   притягательным центром,   вокруг   которого   строится   жизнь   ребенка.   Это   порождает   у   детей потребность   участвовать   в   жизни   взрослых,   действовать   по   их   образцу.   При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать   всем   сложным   формам   его   деятельности,   его   поступкам,   его взаимоотношениям с другими людьми, ­ словом, всему образу жизни взрослых людей. В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка­дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно   спаяно   с   его   положительными   и   отрицательными эмоциональными   переживаниями.   Первые   этические   инстанции   представляют собой   пока   еще   относительно   простые   системные   образования,   являющиесязародышами   нравственных   чувств,   на   основе   которых   в   дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Нравственные   инстанции   порождают   у   дошкольников   нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем  многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности. А.Н.Леонтьев   на   основании   многочисленных   исследований,   проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом,   в   котором   впервые   возникает   система   соподчиненных   мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается   «периодом   первоначального,   фактического   склада   личности». Система   соподчиненных   мотивов   начинает   управлять   поведением   ребенка   и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических   исследований.   У   детей   дошкольного   возраста   возникает,   во­ первых,   не   просто   соподчинение   мотивов,   а   относительно   устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся   опосредованные   по   своей   структуре   мотивы.   У   дошкольников   они опосредуются   образцами   поведения   и   деятельности   взрослых,   их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникновение   у   ребенка   к   концу   дошкольного   возраста   относительно устойчивой   иерархической   структуры   мотивов   превращает   его   из   существа ситуативного,   в   существо,   обладающее   известным   внутренним   единством   и организованностью,   способное   руководствоваться   устойчивыми   желаниями   и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует   новую   ступень,   которая   позволила   А.Н.Леонтьеву   говорить   о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».