.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением
характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе
нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними
этическими инстанциями.
Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с
изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей
дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения
нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода
социальную ситуацию развития.
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно
в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится
способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания.
В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается,
вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с
жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным
центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей
потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При
этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и
подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его
взаимоотношениям с другими людьми, словом, всему образу жизни взрослых
людей.
В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в
практике ролевой игры у ребенкадошкольника формируется обобщенное знание
многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и
непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными
эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют
собой пока еще относительно простые системные образования, являющиесязародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем
формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные
мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными,
чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных
им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является
периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов,
создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он
выражается «периодом первоначального, фактического склада личности».
Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и
определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих
психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во
первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое
внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы
становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они
опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых,
их
взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих
нравственных инстанциях.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно
устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа
ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и
организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и
стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это
характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о
дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада
личности».