Нравственно-философская проблематика поэмы «Анна Снегина» Нравственно-философская проблематика поэмы «Анна Снегина»

  • doc
  • 29.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поэма Анна Снегина.doc

 

Тема. Нравственно-философская проблематика поэмы «Анна  

           Снегина»                                                                                                                      Цели.                                                                                                                                        Образовательные: в ходе разбора лирических стихотворений,  аналитического чтения поэмы и эвристической беседы показать глубину осмысления революционных  событий в творчестве С. Есенина; обратить внимание учащихся на философскую направленность поэзии С. Есенина, связь её с философской лирикой А.С. Пушкина; повторить основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина; раскрыть лиро-эпический характер поэмы “Анна Снегина”; подчеркнуть своеобразие авторской позиции.                                                                                             Развивающие: обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста; монологической и диалогической речи; формировать аналитическое мышление; прививать интерес к русской поэзии (в частности к творчеству С.А. Есенина).                                                                 Воспитательные: воспитывать внимательного, творческого читателя; повышение мотивации учащихся к самостоятельному добыванию знаний из разных источников; формирование у учащихся важнейших для современной жизни компетенций и творческих способностей; воспитывать любовь к родине, к литературе, бережное отношение к слову.

Оборудование.                                                                                                                            Компьютер, экран, проектор.                                                                                                                     Портрет Есенина.                                                                                                                                        Таблицы-памятки.

Эпиграф к уроку:

                                                      “Моя лирика жива одной большой любовью –                

                                                       любовью к Родине. Чувство Родины – 

                                                       основное в моем творчестве” (С. А. Есенин).

Тип урока: проблемный урок с элементами семинарского занятия.

План урока

Аналитическое чтение поэмы:                                                                                                                                    1.Роль лирических отступлений.                                                                                                          2.Художественное своеобразие.                                                                                                                   3.Структура и звукопись заглавия поэмы.                                                                                                         4.Тема поэмы и способы её выражения.                                                                                                               5.Время действия в поэме.                                                                                                                                 6.Система образов.                                                                                                                                              7.Пейзаж и цветовое решение поэмы.                                                                                                                 8.Автор и герой.                                                                                                                                                         9.Л. Кашина – прототип Анны Снегиной.

 

 

 

 

Литературоведческая концепция.

 Лирический план поэмы. Название.

Образ Анны Снегиной. Образ главного героя – поэта.

Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, не прояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Струилися запахи сладко,
И в мыслях был пьяный туман...
Теперь бы с красивой солдаткой
Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.

Эпический план. 
Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;
образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, – ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы – тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

У нас здесь теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны –
Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны – империалистической и гражданской – одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек...

Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:

Фефела! Кормилец! Касатик!
Владелец землей и скотом,
За пару измызганных "катек"
Он даст себя выдрать кнутом.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929–1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное – нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина – новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:

Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ.
"Эй, вы!
Тараканье отродье!
Все к Снегиной!..
Р-раз и квас!
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"
И тут же, меня завидя,
Снижая сварливую прыть,
Сказал в неподдельной обиде:
"Крестьян еще надо варить".

Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон – разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он – вы" (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

"Скажи, Кто такое Ленин?"
Я тихо ответил: "Он – вы".

"Вы" – то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным                    нравственно - психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее – желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, – крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути – жить "не мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и Лабутя – братья.

У Прона был брат Лабутя,
Мужик – что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил...
Такие всегда на примете,
Живут, не мозоля рук...

Еще один крестьянский тип в поэме – мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Язык поэмы

Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.

Сюжет, композиция и события поэмы.

В центре лирического сюжета поэмы — встреча “знаменитого поэта” со своей первой любовью летом 1917 года:

“А,
Здравствуйте, мой дорогой!
Давненько я вас не видала.
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы — знаменитый поэт.

<...>

Какой вы теперь не такой!
Я даже вздохнула украдкой,
Коснувшись до вас рукой...

<...>

Мы вместе мечтали о славе...
И вы угодили в прицел,
Меня же про это заставил
Забыть молодой офицер...”

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: “И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...”. Встреча Сергея с Липой происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей — “первый в стране дезертир” — жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню
Тех дней роковое кольцо...
Но было совсем не легко мне
Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось “многоголосие” поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове “скатилась со счастья вожжа”: криушане убили старшину их деревни. С тех пор “то радовцев бьют криушане, то радовцы бьют криушан”. Убийца старшины — Петр Оглоблин (фамилия “говорящая”) — нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в “помощники”, чтобы ехать “к Снегиной... вместе... Просить”. Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристики персонажей (например, того же Прона: “Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ”) и через предметные детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года “первым описывать барский дом” поехал брат Прона Лабутя, член Совета и “герой” войны, которому дается такая убийственная характеристика: “Мужик — что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз — лишний туз в шулерской колоде).

Объяснение Анны с Сергеем — кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню —
Она говорила:

<...>

“... вас
Оскорбила случайно...
Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,
Что страстью преступной зовут...”.

Спустя многие годы Сергей узнает причину отказа “девушки в белой накидке” :

“Конечно, до этой осени
Я знала б счастливую быль...
Потом бы меня вы бросили,
Как выпитую бутыль...
Поэтому было не надо...
Ни встреч... ни вообще продолжать...
Тем более с старыми взглядами
Могла я обидеть мать”.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны — пропасть между “белой” и “черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были,
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас, —

так заканчивается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны “беспричинное письмо” с лондонской печатью, в этих стихах изменено всего одно слово. В любые, даже самые “суровые и грозные годы”, внутреннее (мир души, чувства) — главное для человека. Это неуничтожимо, вечно. Об этом — финальные стихи поэмы:

Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное Вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора' деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы — личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет! —
И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер — "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ:
"Эй вы! Тараканье отродье!
Все к Снегиной! Р-раз и квас
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье1." — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме — это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — "счастливой были" —и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением'.

Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны - у империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

..я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!

Рассказ Возницы:

Село значит наше Радово.
Дворов почитай два ста 
Тому кто его оглядывал 
Приятственны наши места…

Контрастно выписаны братья Оглобины: Прон и Лабутя.

Первый подлинный выразитель мужицких чаяний прямой и открытый, то второй - лентяй, пьяница, трус и приспособленец, в русско-японскую войну каким-то чудом получивший медали.

Интонационная переменчивость поэмы сама по себе без ремарок повествователя создает сложный образ женщины. Он романтичен памятью юности, в тоже время до жалости банален. Это редкий поэтический документ революционной эпохи, подлинность, которой подтверждена временем. Красны цвет революции, как символ прекрасного в жизни. Главная тема - Октябрь в деревне, кульминация разговор мужиков об этом.

Кричат нам, что землю не троньте…
Он - вы.

Народный характер Ленина, народности его политики, взглядов, свидетельство подлинной связи вождя революции с широкими трудящимися массами.

С революцией связаны судьбы главных героев - помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали в волость с хозяйкой и со скотом; крестьянина бедняка Оглобина, борющегося за власть советов и мечтающего быстрее открыть коммуну в своем селе: старика мельника и его жены, рассказчика поэта.

В отличии, от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь, как единое целое в поэме разные мужики: крестьяне, труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным; есть среди крестьян и такие, которых по глубокому убеждению Прона надо ещё варить; есть закоренелые собственники возница; есть крикуны и бездельники – Лабутя, ищущего в революции легкой жизни.

Деревня в поэме неоднородна и многолика.

В поэме человек испытывается временем революционной эпохой. Природа одухотворена, но и душа героя находит выражение в пейзажных зарисовках описаниях природы.

Поэма написана амфибрахием - трехсложным размером, который часто использовал Некрасов.

Уже в ранних стихах поэта по сути дела нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного - равнодушия к судьбам миллионов тружеников, к человеку.

Тоже можно сказать о поэме. Поэма представляет собой в некоторой степени итоговое произведение, в котором поэт отразил свои выстраданные мысли о жизни народа, о революции свои философские раздумья о жизни человека на земле и, наконец, своё святое отношение к первой любви. Поэма о судьбе героини и о судьбе России. Мы видим черты эпического повествования, но поэму трудно назвать эпосом, настолько она лирична. Эпическая и лирическая тема идут параллельно.

Кольцевая композиция еще заметнее выявляет идею произведения. Лирическая и эпическая, личная и общественная тесно связаны. Судьбы героев Сергея и Анны - лирическая линия - переплетаются с событиями классовой войны - эпическое повествование. Повествование о суровых, грозных годах органично соединяется с историей жизни рассказчика. Без нее перед нами были бы лишь отдельные разрозненные зарисовки, не составляющие целостной картины. В поэме реальные факты сочетаются с художественным вымыслом. В этом отношении и интересен образ рассказчика - главного героя поэмы. Он говорит о себе, как об активном участнике войны, который воспринял ее, как трагическое народное бедствие, хотя воевать Сергею Есенину с оружием в руках не пришлось:

Война мне душу изъела.
За чей-то чужой интерес 
Стрелял я мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Используя этот художественный прием, Сергей Есенин понимает, что на читателей более сильное впечатление произведет слово фронтовика и более убедительно прозвучит осуждение войны. Это одно из воплощений мысли о том, что война противоестественна человеческой жизни, и Есенин осуждает ее с философских позиций, считая прекрасной землю и человека; война же уничтожает это прекрасное. Такой вот контраст:

Я думаю,
Как прекрасна Земля 
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных 
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
Как своевременно звучат эти слова!

Октябрь…1917 год.

Прон Оглобин, “булдыжник, драчун, грубиян”, возглавляет строительство новой жизни в деревне. Возможна ли она, новая жизнь, под руководством такого человека?

Судьбы человека и его отечества неразделимы, это единое целое. Это главнейшая идея поэмы.

Контраст, как одно из художественных средств воплощения идеи поэмы, используется в рассказе о судьбе Анны Снегиной, покинувшей Родину.

Целых 6 лет не был лирический герой поэмы в деревне. Картины природы, пейзаж помогают понять мысли переживания, чувства, настроения героя. Письмо от Анны, пришедшее тому назад почти, что два месяца с лишком, в нем тоска, выраженная в воспоминаниях картин родной природы. Письмо как письмо, но сколько воспоминаний и чувств пробудилось в душе героя, как ожила душа! Время, родина, человек, суровые, грозные годы, шестая часть земли с названием кратким Русь, судьба человека в ее неразрывной связи со временем и судьбой отечества - это идея не только поэмы “Анна Снегина”, но и лейтмотив всего творчества Сергея Есенина. Сергей - это одновременно и главный герой, и лирический герой, и автор, и рассказчик, но многие оценки, происходящие переживания, реакции на события могли принадлежать и самому поэту. Есенин нашел то, что помогает человеку выстоять. Средство спасения от всех невзгод чистое чувство юношеской любви, пронесенной через всю жизнь.

Я понял, что такое поэзия. Не говорите,.. 
что я перестал отделывать стихи. 
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме 
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте... 
Из письма к Бениславской 
(в период работы над поэмой) 

По-моему, лучше всего, что я написал. 
С. Есенин о поэме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока. Приемы

1. Организационный момент. Приветствие.  Объявление темы урока.

Учитель. О поэме  “Анна Снегина” Есенин сказал: “Это лучшее, что я написал”.

Это произведение, созданное в 1924-1925 гг.,  стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий, мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой “Анна Снегина”, он писал: “В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину”.

Вступительное слово учителя о С. Есенине.

- Сергей Есенин – самый любимый читателями поэт из всех поэтов начала 20-го века. Но ведь и при жизни, и после смерти он был самым критикуемым, да и сам не скрывал своих недостатков. И в недавно продемонстрированном телесериале личность Есенина в исполнении С. Безрукова упрощена до крайности. В нем нет никакой мыслительной деятельности, нет душевного надлома. Талант поэта – будто дар божий, упавший с неба. За внешней жизнью поэта, светскими сплетнями, пьянками-гулянками, весельем, истерическими обидами на большевиков авторы фильма не показали напряженной жизни израненного сердца, работы ума, огромную жалость и любовь к людям, к животным, к своей стране, ко всему человечеству. А ведь как многозначительны слова Есенина из поэмы (обращение к эпиграфу):

Я думаю:

Как прекрасна
Земля 
И на ней человек!

Почему же произведения Есенина до сих пор волнуют сердца читателей? В чем сила его обаяния? Ответ на эти вопросы мы постараемся найти в поэме “Анна Снегина”.

Итак, тема нашего урока: “Суровые, грозные годы!” (поэма Сергея Александровича Есенина “Анна Снегина”).

Презентация 1. Слайд №1. “Суровые, грозные годы!”.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, - 
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли 
С названьем кратким “Русь”. Сергей Есенин

“Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве” (С.А. Есенин).

Презентация 1. Слайд №2. Попробуйте ответить на вопрос: Почему поэма считается главным итоговым произведением Сергея Есенина?

Мотивация:

- Сегодня нам предстоит осмыслить эту поэму, выявить мировосприятие Есенина, его позицию.

(Запись в тетради темы урока)

- Прочитайте эпиграф и попробуйте соотнести его с содержанием поэмы и нашим уроком.

(Вернуться к эпиграфу в конце урока)

- Когда вы слышите слово родина, что вы чувствуете? Что рождается в вашем воображении?

Первичный обзор текста.

Словесное рисование.

- Представьте что в художники и вам нужно создать обложку для книги: какие краски вы возьмете и почему? Как вы представляете себе деревню?

- Кто-нибудь из вас был в деревне?

- Давайте представим, что мы с вами не знаем автора поэмы? Как мы сможем его узнать, и может ли кто-то другой написать эту поэму?

Презентация 1. Слайд №3.

В основе лироэпической поэмы “Анна Снегина” (1925) лежат реальные события: два приезда поэта на Родину. Происходит встреча Сергея, теперь уже “известного поэта”, со своей первой любовью. Только прежних чувств нет. Она лишь напоминает поэту о его юности. В произведении поднимаются проблемы революционных преобразований в деревне, расслоения крестьянства, войны.

Презентация 1. Слайд №4.

Все знают, что прототипом Анны Снегиной явилась Лидия Кашина – дочь помещика, хозяина имения в Константинове. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации. Лидия Кашина  после разгрома поместья никуда не уехала, работала в Рязани, в Москве, умерла в 1937 году от болезни  и похоронена по удивительному стечению обстоятельств на Ваганьковском кладбище рядом с Есениным.

Безусловно, у нее были отношения с Есениным, но мало кто знает, что прототипами являются еще две женщины. Анна Сардановская напоминала девушку в белой накидке именем, возрастом, чертами внешнего облика и тем, что полюбила другого и сказала ласково “нет”. Писательница Ольга Снегина напоминает Анну Снегину позднего периода. Псевдоним Снегина – перевод фамилии ее мужа англичанина Сно (в переводе - снег). Три возраста героини – это три разных облика.

Презентация 1. Слайд №5.

Неподалеку от мемориального дома-музея С.А. Есенина на противоположной стороне сельской площади в окружении кустов сирени, жасмина и парковых деревьев стоит “дом с мезонином”, принадлежавший помещице Л.И. Кашиной, - музей поэмы “Анна Снегина”, двери которого широко открыты для многочисленных почитателей поэзии Сергея Есенина. Это здание – одно из немногих, сохранившихся в селе со времен С.А. Есенина, и оно дорого тем, что с ним связаны яркие страницы жизни и творчества поэта.

Беседа с классом.

- Какие впечатления и ощущения остались после прочтения поэмы?

- Какие из слов, называющих наше эмоциональное состояние, подошли бы после знакомства с текстом поэмы?

(На доске слова: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость, грусть, скорбь, сострадание, боязнь, ужас.)

Учащиеся объясняют свой выбор.

- А сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Как Есенин отразил в своем творчестве события революции?

Работа с текстом.

- Как вы определите тематику поэмы “Анна Снегина”?

Революция, деревня, любовь. В поэме изображена частная жизнь людей и исторические события, коснувшиеся основных сословий России: дворянства и крестьянства.

Время действия в поэме…

1 глава: рассказ возницы о событиях лета1914 года,
основное действие – весна 1917 года.
2 глава: весна 1917 года.
3 глава: лето 1917 года.
4 глава: осень (ноябрь) 1917 года.
5 глава: 1917 год + 6 лет = 1923 год,
в 1920 году убит  деникинцами Прон,
в апреле 1923 г. – письмо Анны,
в мае – приехал Сергей.   

Таким образом, в поэме изображена жизнь русской деревни с лета 1914 по лето 1923 года.

- Какие исторические события произошли в России за это время?

Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война.

- Как называются произведения, изображающие жизнь народа в переломные моменты истории?

- Приведите примеры таких произведений.

Эпопея: Л.Н. Толстой “Война и мир”. Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо. Разумеется, масштаб художественного изображения в поэме “Анна Снегина” иной, чем в этих монументальных произведениях XIX века, но события этих 9 лет имели огромное историческое значение как для всей России, так и для земляков поэта.

- Как живёт русская деревня накануне первой мировой войны?

- Расскажите о мельничихе и её муже. 
- Какие это люди? 
- Почему они так независимы? 
- Почему Сергей приехал именно к ним? Они добры. У них спокойно. Здесь красивая природа. 
- Как изображена весенняя природа в начале поэмы? 
- Чьими глазами мы видим эту красоту? 
- Что вы узнали из 1 - 2 глав о главном герое поэмы? 
- Какова его биография, взгляды на жизнь, на природу? 
- Насколько история жизни главного героя поэмы – Сергея совпадает с реальной биографией поэта Сергея Есенина?

Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый человек. Он способен видеть красоту мира, верит в добро, любит людей.
Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным. Герой поэмы был на фронте, а Есенин не успел. Имена одинаковые, одна профессия, но есть несоответствие – стихи про “кабацкую Русь” будут написаны Есениным значительно позже, чем о них упоминает Анна.

- Подведём некоторые итоги. Произведение на эпическую тему, написано от имени героя, который   во многом близок автору, выражает его мысли чувства (хотя бы в отношении к войне, природе).  

- Вспомните, как называется такое произведение?

Лиро-эпическая, или лирико-эпическая поэма. Это важно, так как в поэме “Анна Снегина” действительно тесно связаны события личной жизни героев и исторические перемены, и все эти разломы проходят через сердце поэта.

- О чем поэма? Какие события в ней отражены?

- О какой войне идет речь?

- Какова позиция героя к войне? (1 глава, 2 глава)

- Кто и как рассказывает в поэме о гражданской войне. (2 глава)

- О чем говорит название произведения?

- Какова позиция героини, суть отношения ее к миру. Где это выявлено? Рассказ о ее судьбе. Чтение письма.

- Каким чувством оно проникнуто?

- Какие чувства вызвало оно у героя?

- Как рассказывает о советской власти в поэме? О чем тоскует?

Вопросы.

Последовательность картин, открывающихся взору?

Определите настроение каким окрашена каждая картина (воспоминание)

Как будет меняться характер и темп вашего чтения от начала к концу?

Какие слова и мысли вы интонационно выделите как особенно важные, значимые?

Форма выражения авторского сознания? (образ автора)

Сравните начальные и заключительные строфы. С какими изменениями в поэтическом чувстве это связано?

Россия

Ранние 
произведения

Поэма “Анна Снегина”

 

 

 

 

 

герой

героиня

 

 

 

 

 

Прон

Лабутя

 

 

 

 

Общее и различное в поэме.

Автор

Герой

 

 

 

 

Цитаты (фигура)

Кроссворд

План произведения

Герои

Поступки

Черты характера

 

 

 

 

 

 

Галерея образов (характеристика и цитаты).

Дорога героя, встречи.

Аналитическое наблюдение

 

Беседа

Какая тема главная в поэме?

Какие новые черты поэзии Есенина нашли воплощение в этом произведении?

Кто главный герой поэмы?

Что изменилось в изображении русской деревни по сравнению с ранней лирикой поэта?

Каковы отношения между Есениным и лирическим героем поэмы? Как они соотносятся?

Как высказывается отношение к войне?

Каковы настроения земляков?

Какие вопросы волнуют мужиков?

Как изображается в поэме новая власть?

В какую сторону изменился тихий ход жизни крестьян с приходом революции? Стал ли быт крестьян лучше богаче или наоборот?

Почему в конце поэмы поэту важно напомнить строки ее начала? Это абсолютный повтор или что-то меняется?

Схема

- 3-я глава – центральная в поэме. Перечислите её основные события.

Болезнь Сергея – посещение Анны – свидание -   записка Прона – совместный визит Сергея и Прона к Снегиным – известие о гибели мужа Анны… Кольцевая композиция: между двумя встречами героев такие события!

- Мы говорили, что прямых аналогий между романом   Пушкина “Евгений Онегин” и поэмой “Анна Снегина” нет, но композиционное сходство несомненно. Жизнь героев – череда встреч и разлук. “Чужой для всех”, Онегин приезжает в Петербург и вновь встречает Татьяну. Герой поэмы Есенина приезжает на родину, где он не   “чужой”. Здесь он происходит его встреча с первой любовью  - Анной.

- Прочитайте, как пишет об этом свидании Есенин?

- В чём двойственность отношения героя к тому, что произошло?

Сергей под впечатлением “наплыва шестнадцати лет”, красоты летней ночи, но “луна хохотала как клоун” - луна вечная спутница влюблённых. Как это может совпадать?

- Как вы думаете, почему в этом эпизоде так много многоточий?

Фигура умолчания… о чём?

- События в 3-4 главах разворачиваются стремительно. В центре, кроме Сергея и Анны, Прон и земляки Сергея.

- Как изображён Прон в 3-ей главе поэмы?

- Почему  или зачем Сергей поехал с Проном к Снегиным – ведь не хотел?

- При каких обстоятельствах происходит новая встреча с Анной?

Пришло известие о гибели мужа.

- В чём причина такого резкого тона Анны?

Оскорбительные слова Анны от осознания своей вины, от злобы на себя -  ведь существует поверье, что воин в бою невредим до тех пор, пока его ждут.

- Глава 4 начинается с прямой реминисценции с Пушкиным:

Всё лето провёл я в охоте
Забыл её имя и лик…
Шли годы… Бурь поры мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный, 
Твои небесные черты. 

- Поэт суров к своим героям, как сурово к ним само время. Вновь события накатываются как волны. Наступает ноябрь 1917 года.
Какие приметы этого времени можно отметить в речи Прона, в его поведении?

- Чем закончилась эта смута для Снегиных?

- Прочитайте сцену прощания Сергея и Анны.

- Как отнеслась Анна к утрате дома? Почему в этом эпизоде так много умолчаний? О чём молчат герои?

Преступная страсть. Молчание. Разрушен дом Анны, но разрушена и жизнь во всей России. 

- Прочитайте выразительно начало 5 главы.

- Какой самый страшный для себя вывод делает “последний поэт деревни”?

Анархия, грабежи, разруха. Мужики не работают на земле. Грустный итог: “Удел хлебороба гас”. Это трагедия русской деревни.

- Прон убит – и стало спокойнее.  Лабутя получит орден и “конечно, в Совете”, а сам-то трус и пьяница.

- Вспомните, кто участвовал в изгнании Снегиных?  Лабутя.

- Расскажите, что вы знаете об этом герое поэмы.

По словарю Даля, Лабутя –неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. Оглобля – длинная деревянная жердь, подобие дубины.

- Как в судьбах братьев Оглоблиных отразились размышления Есенина о крестьянах и революции?

Теперь, когда, по словам мельника, “буря пришла в угомон”, оглянитесь на весь крестьянский мир. Кто вам наиболее симпатичен? Почему?

Мельник. Но он стар, одинок, хотя стремление творить добро не угасло. Он приютил Снегиных. К нему попадает письмо Анны, к нему вновь приезжает Сергей.

- Прочитайте эпизод возвращения Сергея на родину через 6 лет. Сравните его с изображением первого приезда.

Слова-возвращения. Всё возвращается из прошлого. Всё, в том числе и воспоминания об Анне.

- Прочитайте письмо Анны. Найдите в нём разгадку отношений героев?

Родина, весна, юность, первая любовь – единственное и неповторимое в жизни человека.

- Кто же, по-вашему, главный герой поэмы?

- Как вы думаете, почему поэма о революции в деревне названа именем возлюбленной Сергея?

Лиро-эпический характер поэмы. Достоевский, например, считал, что в романе Пушкина “Евгений Онегин” главный герой не Онегин, а Татьяна.

В судьбе Анны Снегиной отозвались личные мотивы первой любви героя, его внезапно вспыхнувшей страсти и конкретно-исторические приметы общей участи дворянского сословия, интеллигенции.

Судьба Анны – это судьба тысяч русских людей оказавшихся в эмиграции. Есенин одним из первых в литературе XX века заговорил об этой теме, отсюда, из   России, почувствовав их трагедию, их любовь к покинутой Родине, тоску по ней.    Однако судьба женщины, ставшей прототипом Анны, сложилась иначе.

Пётр Кошель: “Это поэма-поэма характеров. На первом месте стоит характер самого повествователя. Через него эпическая конструкция поэмы окрашена лирическими красками порой светлыми порой мрачными. Характеры героев проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя”.

Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности… Он яркий драматический символ непримиримого раскола старого с новым. Максим Горький.

Синквейн:

5 существительных

4 прилагательных

3 глагола

фраза - 5-6 слов

Эмоциональное отношение.

Презентация1. Слайд №6.

Презентация1. Слайд №7.

Презентация1. Слайд №8.

Презентация1. Слайд №9.

Почему в конце поэмы поэту важно напомнить строки его начала? Это абсолютный повтор или что-то меняется?

Так мил моим вспыхнувшим взглядам 
Состарившийся плетень. 
Когда-то у той вон калитки 
Мне было шестнадцать лет, 
И девушка в белой накидке 
Сказала мне ласково: "Нет!" 
Далекие, милые были. 
Тот образ во мне не угас... 
Мы все в эти годы любили, 
Но мало любили нас.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам 
Погорбившийся плетень. 
Когда-то у той вон калитки 
Мне было шестнадцать лет. 
И девушка в белой накидке 
Сказала мне ласково: "Нет!" 
Далекие милые были!.. 
Тот образ во мне не угас. 
Мы все в эти годы любили, 
Но, значит, 
Любили и нас.

Любовь. Она была, и память о ней – это вечное и нерушимое чувство в душе человека. Прошли не годы – десятилетия, отшумели войны и революции, но нетленные строки поэмы о любви – всё-таки и о любви – звучат и звучат в нашей памяти:

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.

Презентация 1. Слайд №10.

Современная постановка поэмы

Поэтический спектакль “Есенин-любовь” - это новая версия постановки поэмы “Анна Снегина”. Режиссер и художественный руководитель студенческого театра “Переход” Г.Д. Кириллов расширил пространство спектакля стихотворениями С. Есенина разных лет.

Крепко обнявшись, словно соединившись в единое целое, выходят на сцену и начинают спектакль пять актеров – пять ипостасей личности поэта (С. Шишов, А. Бабахин, А. Николаев, Д. Шарпанов). Каждый уникален и своеобразен, каждому подвластна и тонкая задушевная интонация стиха (“Не жалею, не зову, не плачу”, “Заметался пожар голубой”), и хулиганский образ гуляки-поэта (“Сыпь, тальянка, звонко”, “Веселись, душа молодецкая”), и затаенная внутренняя боль и тревога о судьбе Родины. Многоликим и неоднозначным предстает поэтический мир С. Есенина в спектакле. Ненавязчиво, но ностальгически остро проступает сквозь ткань поэмы тема любви к Анне Снегиной (Анна Герасина), переплетаясь с темой коренных социальных изменений в России. В монологе жены мельника (Э. Сарычева) звучит горькое раздумье об ушедшей в прошлое патриархальной России, где теперь нет места ни Анне, эмигрировавшей в Лондон после разорения поместья, ни единственной настоящей любви поэта, бесконечно дорогой и милой, “как Родина и как весна”, но превратившейся просто в воспоминание. Музыка Георгия Свиридова, сопровождающая спектакль, органично оттеняет тонкий лиризм игры актеров в спектакле.

Презентация 1. Слайд №11.

Опера А. Холминова “Анна Снегина” (либретто А. Машистова) ставилась в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1967), в оперных театрах г. Горького, Улан-Удэ, народном театре Астрахани, Югочешском театре из Чешских Будейовиц (1976). По опере Г. Агафонникова “Анна Снегина” (либретто Г. Шапиро) снят телефильм (1970).

Презентация 1. Слайд №8.

Поэма (здесь находится текст поэмы)

Толковый словарь по поэме (помощь в понимании текста поэмы)

Рисунки к поэме " Анна Снегина"

(Переход по гиперссылке “Рисунки к поэме “Анна Снегина””).

Презентация 2. “Рисунки к поэме “Анна Снегина”. Слайд №1.

“Тебе, о родина, сложил я песню ту…”. Сергей Есенин

Презентация 2. Слайд №2.

Иду голубою дорожкой 
И вижу - навстречу мне 
Несется мой мельник на дрожках 
По рыхлой еще целине.

"Сергуха! За милую душу! 
Постой, я тебе расскажу! 
Сейчас! Дай поправить вожжу, 
Потом и тебя оглоушу.

Чего ж ты мне утром ни слова? 
Я Снегиным так и бряк: 
Приехал ко мне, мол, веселый 
Один молодой чудак.

(Они ко мне очень желанны, 
Я знаю их десять лет.)

А дочь их замужняя Анна 
Спросила: 
- Не тот ли, поэт? 
- Ну, да, - говорю, - он самый.

- Блондин? 
- Ну, конечно, блондин! 
- С кудрявыми волосами? 
- Забавный такой господин! 
- Когда он приехал? 
- Недавно.

“Анна Снегина”. “Иду голубою дорожкой...”

Презентация 2. Слайд №3.

Сегодня ко мне под вечер, 
Как месяц, вкатился Прон. 
"Дружище! 
С великим счастьем!

Настал ожидаемый час! 
Приветствую с новой властью! 
Теперь мы всех р-раз - и квас! 
Мы пашни берем и леса.

В России теперь Советы 
И Ленин - старшой комиссар. 
Дружище! 
Вот это номер!

Вот это почин так почин. 
Я с радости чуть не помер, 
А брат мой в штаны намочил. 
Едри ж твою в бабушку плюнуть!

Гляди, голубарь, веселей! 
Я первый сейчас же коммуну 
Устрою в своем селе".

“Анна Снегина”. “Приветствую с новой властью!”

Презентация 2. Слайд №4.

Под вечер они уехали. 
Куда? 
Я не знаю куда. 
В равнине, проложенной вехами, 
Дорогу найдешь без труда. 
Не помню тогдашних событий, 
Не знаю, что сделал Прон. 
Я быстро умчался в Питер 
Развеять тоску и сон.

“Анна Снегина”. “Под вечер они уехали”

Презентация 2. Слайд №5.

Вскрываю... читаю... Конечно! 
Откуда же больше и ждать! 
И почерк такой беспечный, 
И лондонская печать.

"Вы живы?.. Я очень рада... 
Я тоже, как вы, жива. 
Так часто мне снится ограда, 
Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко... 
В России теперь апрель. 
И синею заволокой 
Покрыта береза и ель.

Сейчас вот, когда бумаге 
Вверяю я грусть моих слов, 
Вы с мельником, может, на тяге 
Подслушиваете тетеревов.

Я часто хожу на пристань 
И, то ли на радость, то ль в страх, 
Гляжу средь судов все пристальней 
На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы. 
Дорога моя ясна... 
Но вы мне по-прежнему милы, 
Как родина и как весна".

. . . . . . . . . . . . . . . . 
Письмо как письмо. 
Беспричинно. 
Я в жисть бы таких не писал.

“Анна Снегина”. “Письмо как письмо”

Презентация 2. Слайд №6.

По-прежнему с шубой овчинной 
Иду я на свой сеновал. 
Иду я разросшимся садом, 
Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам 
Погорбившийся плетень. 
Когда-то у той вон калитки 
Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке 
Сказала мне ласково: "Нет!" 
Далекие милые были!.. 
Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили, 
Но, значит, 
Любили и нас.

Январь 1925

Батум

“Анна Снегина”. “Мы все в эти годы любили...”

Презентация 2. Слайд №7.

Презентация 2. Слайд №8.

Журнал “Красная новь” (май 1925 г.), в котором была опубликована поэма С. Есенина “Анна Снегина”.

Автограф заключительных строф поэмы “Анна Снегина”.

Журнал “Город и деревня” (№ 5, 1925 г.), в котором была опубликована поэма “Анна Снегина”.

Итог урока.

- Прочитайте финал поэмы. Какие строки повторяются? Какой смысл вложен в них?

- Как соотносятся эти строки с эпиграфом к уроку.

Вывод: любить - значит простить. Есенин верен своей Родине. Он простил все обиды и остался с ней в трудные годы.

Выводы.

В поэзии С. Есенина с необычайной ясностью отразилась его глубинная связь с русской поэтической традицией, с поэзией А.С. Пушкина. Эта связь отчётливо проступает в самых серьёзных, трагических произведениях поэта, где он размышляет над важнейшими для себя и нас вечными вопросами: о вечном и преходящем в жизни человека, о любви, родине, о месте человека в непростом переменчивом мире.

Домашнее задание.

Ребята делятся на четыре группы: программисты, журналисты, исследователи и сценаристы. Журналисты сотрудничали с исследователями, а сценаристы – с программистами. Группы разрабатывают проекты по поэме Есенина “Анна Снегина”.


Скачано с www.znanio.ru