«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Задачи для педагога:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- создать картотеку игр по данной теме;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представления о России как о родной стране.
4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики
Задачи для родителей:
· Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Сентябрь
Тема: «Мы снова вместе». |
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.Рассказы детей о членах семьи. 2.Рассмотрение альбома «Моя семья». 3.Чтение стихов и рассказов о семье. 4.Сюжетно – ролевая игра «Моя семья». |
1.Рисование на тему «Моя семья». 2.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья» 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми атрибутами. |
1.Папка передвижка «Маленькие хитрости воспитания». 2. Консультация «Детям о правилах семейного этикета». |
Консультация «Детям о правилах семейного этикета». |
Картотека игр по нравственно патриотическому воспитанию |
Октябрь
Тема: «Моя малая Родина». |
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ». 2.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. |
1.Создание фотоальбома «Мой родной город». 2.Подборка дидактических игр «Мой город».
|
Гость группы (Профессии) |
|
Создание презентации «Мой Лянтор» |
Ноябрь
Тема: «Мой любимый детский сад». |
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. 2. Чтение стихов о детском саде. 3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. |
1. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
|
1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек |
Организация конкурса чтецов «Мой любимый детский сад» |
Создание презентации «Професси в ДОУ» |
Декабрь
Тема: «Мой город, в котором я живу» |
|
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
|
1.Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Лянтора . 2. Знакомство с историей названия города Лянтор, с флагом, жителями (национальности). |
1.Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). 2. Аппликация флага РФ. |
1. Фото выставки с семьей в достпримечательных местах своего города. |
Конкурс рисунков на уровне ДОУ «Город ,где я живу» |
Участие в интернет - конкурсе «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» |
|
Январь
Тема: «Русская народная культура». |
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.«Русский народный костюм» (познакомить детей с старинными одеждами). 2. «Рождественские колядки» - развлечение. 3. «Масленица» - развлечение для детей. |
1.Альбомы: «Дымковская иг-рушка»; «Русская матрешка». 2.Подбор и оформ-ление практичес-кого материала по теме «Народное творчество» - сти-хи, загадки, дидак-тические игры. |
|
Папка передвижка «Зимние игры для малышей» |
Развлечение «Игры наших бабушек», участие в утренниках |
Февраль
Тема: «Защитники Отечества» |
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.НОД «Главные праздники России». 2.Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». |
1.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. 2.Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества. |
1.Участие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший» 2.Консультация для родителей «Как вырастить защитника» |
Участие в патриотическом конкурсе «Голос памяти» |
Участие в патриотическом конкурсе «Голос памяти» |
Март
Тема: «Очень я люблю маму милую мою». |
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». 2.Продуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка |
1.Фотовыставка в группе «Я и моя мама»2.Создание фотоальбомов «Нежная любимая мамочка моя».3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами |
Утренник с мамами |
|
Проведение мастер класса для педагогов «Подарок своими руками» |
Апрель
Тема: «Наши космонавты» |
||||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма). 2. Конструирование космического корабля. |
1.Викторина «Что вы знаете о космосе». 2.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». |
1.Книга загадок и рисунков «Космос»- совместное творчество детей и родителей
|
|
Показ НОД |
Май
Тема: «Этот День Победы». |
|
|||
Взаимодействие с детьми |
Практические работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Взаимодействие с педагогами |
Самореализация |
1.Беседа о 9мае. 2.Рассматривание иллюстраций войне. |
1.Изготовление праздничных открыток. 2. Создание фонотеки «Детские патриотические песни» |
1. Анкета для родителей «Что значит быть патриотами?» 2. Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами» |
Консультация «Как воспитать патриота» |
Участие в шествии «Бессмертный полк» |
Отчет по самообразованию по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому моей задачей, как педагога, стало:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место я уделила художественному творчеству. Так как воспроизводя, какие -нибудь предметы или явления – в рисунках, в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине, о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном селе.
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий по программе «Социокультурные истоки»и , а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т. д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была фотовыставка «Наши папы». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Формирование патриотических чувств стало проходить эффективнее, после установления тесной связи с семьями воспитанников. Я старалась подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Задачей было— отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Работая по данной теме я использовала в своей работе дидактический материал «Достопримечательности города» .Мною были подобраны произведения писателей родного края(стихи и сказки народа ханты).
Работали над реализацией образовательной программы «Социокультурные истоки» .
Социокультурные истоки» в нашей группе осуществляется через различные виды деятельности в режимных моментах: знакомство с фольклорными произведениями – потешками во время умывания, пословицами о любви к матери, семье, о труде в совместной деятельности; знакомство с народными хороводными и подвижными играми; чтение книг и слушание аудио сказок перед сном, в вечерние часы; просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок; обучение рассказыванию русских - народных сказок.
Созданы картотеки и альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок. Создана серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок: «Собери и расскажи сказку», «Узнай и собери сказку», «Что сначала, что потом?»; «Найди нужный домик», «Сосчитай сказочных героев», «Три медведя». Создали дидактические пособия: «Символика России», история национального костюма». Предложили родителям посетить с детьми краеведческий музей. Проводили беседы «Моя Родина», «Герб, флаг, гимн России».
У детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, Масленица,Пасха традициях этих праздников в своей семье.
Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм. У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». Через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. А нашей задачей является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка-это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности. И на примере родителей дети учатся любви к своей семье, детскому саду, городу и своей Родине. Только через испытание этих чувств у детей воспитывается патриотизм.
В группе были созданы комфортные условия для работы с детьми. Игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи (дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек. - участников В. О. В. их фронтовые и трудовые подвиги) Я старалась подобрать такой дидактический материал о войне, что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Участвовали в конкурсе рисунков «Ни кто не забыт, ни что не забыто» .
Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Все мероприятия выполнены в полном обьеме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.