«Мой край донской, мой край казачий»
Тип проекта
• По продолжительности – долгосрочный.
• По составу участников проекта – групповой.
• По направленности деятельности участников проекта – Нравственно-патриотический, познавательно-речевой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель: Создать условия для изучения истории и культуры Донского края. Приобщать подрастающее поколение к культуре, обычаям, традициям родного края, его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи: I. Создавать условия, обеспечивающие познание ребенком ценностей истории и культуры родного края.
2. Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края.
3. Развивать эмоционально-эстетическую сферу ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных произведений искусства родного края.
4.Развивать творческий потенциал дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.Мой край донской, мой край казачий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад №1 с. Заветное
Нравственно – патриотический проект
«Мой край донской, мой край казачий»
Воспитатель: Савченко Т.Ю
Проект«Мой край донской, мой край казачий»
Тип проекта
По продолжительности – долгосрочный.
По составу участников проекта
– групповой.
По направленности деятельности участников проекта
–
Нравственнопатриотический, познавательноречевой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель: Создать условия для изучения истории и культуры Донского края. Приобщать
подрастающее поколение к культуре, обычаям, традициям родного края, его духовным и
нравственноэстетическим ценностям.
Задачи:
I. Создавать условия, обеспечивающие познание ребенком ценностей истории и культуры
родного края.
2. Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края.
3. Развивать эмоциональноэстетическую сферу ребёнка в процессе восприятия
музыкальных, литературных, архитектурных произведений искусства родного края.
4.Развивать творческий потенциал дошкольников в художественноизобразительной,
речевой, конструктивной, игровой деятельности.
Формы реализации:
Непосредственно образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная деятельность детей
Художественнотворческая деятельность
Ознакомление с художественной литературой
Методический инструментарий:
Конспекты непосредственно образовательной деятельности
Подборка художественной литературы
Рассматривание иллюстраций Просмотр слайдов
Материал для различных игр
Изготовление атрибутов для уголка по краеведению
Выставка рисунков в ДОУ «Край любимый, край донской»
Экскурсия в краеведческий музей «История и быт нашего края»
Ресурсное обеспечение:
Мини – музей «Казачья изба»
Уголок краеведения «Мой край родной, мой край казачий»
Сотрудничество с краеведческой библиотекой – музеем
Сотрудничество с городской детской библиотекой
Сотрудничество с родителями
Ноутбук, презентации.
Ожидаемые результаты:
Расширение представления детей об истории и жизни донских казаков.
Актуальность.
В наше время в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Любой край, где бы
человек ни жил, уникален. У каждого места на земле есть своя история, традиции,
неповторимый колорит. Донской край имеет богатую историю, которую должны знать наши
дети. Дошкольникам необходимо знать историю совей малой Родины.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, поэтому важно, чтобы
ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную
землю и ее будущее.
Социальные потребности
Первые чувства патриотизма – доступны ли они малышам? Исходя из своего опыта работы,
я могу утвердительно сказать детям дошкольного возраста доступно чувства любви к
родному краю, так как фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.
Потому то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения,
складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются, в полном
смысле слова, фундаментом дальнейшего развития личности.Проектные мероприятия
Образовательные
области
Познание,
коммуникация,
социализация,
чтение
художественной
литературы
Формы работы, ответственные
Сроки
Непосредственно образовательная
деятельность по социальному миру: «Мы
Донские казаки»
Июнь –
май
«Как наши предки защищали Русь от врагов»
Беседа «Казаки – стражи нашей родины»,
«Край, в котором мы живем, мы донской
землей зовем»
Чтение «Донские казачьи сказки»
(воспитатель)
Экскурсия в краеведческую музей
библиотеку. Рассматривание картин,
иллюстраций, фотографий, предметов быта и
т.д.
(воспитатели, библиотекарь, экскурсовод)
Тематическая папка с иллюстрациями:
«Наши предки — казаки»
Материал по приобщению детей к истокам
народной культуры: иллюстрации и
тематические папки: «Как жили люди
на Дону», «Предметы старины»,
«Из истории казачьего костюма»
«Народные праздники», «Народный
календарь»; «Природа донского края»,
предметы старины, куклы обереги.
«Пословицы и поговорки донских казаков»
«Степные загадки», «Сказки Тихого дона»
и др.Художественное
творчество,
познание,
коммуникация.
Непосредственно образовательная
деятельность: «Знакомство с Донским
народным промыслом, с элементами и
орнаментами Семикаракорской росписи»
Рисование: «Край любимый, край донской»
Конструирование: «Казачий курень»
Музыка,
социализация,
Непосредственно образовательная
деятельность: Развлечения
коммуникация.
«Святки», «Масленица», «Пасха»,
«На Ивана, на Купала»,
«День семьи. Праздник Петра и Февроньи»,
«Яблочный Спас»
Слушание: «Колокольные звоны», «Уж ты
Дон, ты наш Дон», «Земляничка – ягодка»,
«Ох нагнулася к нам яблонька на стол»
Пение: «Калядки», «Мы давно блинов не
ели», «Как Донские казаки», «На горе то
калина», «По малину в сад пойдем», «Мы
посадим яблоньку», «Я на веточке расту» и
др.
Физическая
культура,
безопасность,
здоровье
Включение в непосредственно
образовательную деятельность по физической
культуре игр и упражнений на развитие
выносливости: подвижные игры: «Чьё звено
скорее соберётся», «Всадники».
Игры и упражнения для развития быстроты
движений: «Не опоздай», «Успей первым»,
«Добеги и прыгни», «Напои коня», «Знамя»
Игры и упражнения для развития ловкости:
«Через болото», «Не задень звоночек»,
«Перепрыгни костер»
Социализация,
коммуникация
Игровая деятельность (под руководством
педагогов)
Дидактические игры: «Собери казачийфлаг»
Подвижные игры: «Всадники», «Казачья
удаль».
Игры эстафеты: «Не опоздай», «Успей
первым», «Добеги и прыгни»
Презентация проекта.
Выставка детских работ на тему: «Край любимый, край донской».
«Казачий Курень»
Компетентность ребёнка по завершению проекта.
Видел я предметы быта
Из ожившей старины
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!