Нравственное становление личности старшеклассников
посредством обучения предметам
социальной направленности
Современный мир сложен и многообразен. Прогресс принес человечеству не только процветания в различных областях нашей жизни, но массу негативных и неизбежных последствий стремительного развития социума. Общество постепенно превращалось в массу потребителей огромного количества благ и услуг. А вместе с этим пришло и стремление к личному комфорту, индивидуализм и приспособленчество. Каждый стремится занять лучшее место под солнцем, и вопрос цены уже никого не волнует. Мы наблюдаем разрушение вековых устоев, традиций и принципов, что вместе можно назвать одним словом – бездуховность.
Однако, не стоит забывать, что именно нравственность и духовность являются основой личности человека. Это мощнейшие внутренние регуляторы, без которых невозможно само существование человечества как высокоразвитой цивилизации.
В этих условиях школам принадлежит особая миссия по воспитанию и развитию будущего нашей страны и мира.
Внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта направлено на формирование общей культуры обучающихся, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности в условиях единого образовательного пространства. В связи с этим особая роль принадлежит предметам гуманитарного цикла и, более того, предметам социальной направленности, таким как история, обществознание, право и экономика.
Считалось, что история уже сама по себе воспитывает патриотизм, а обществознание гражданственность, и придумывать на этих уроках ничего не нужно. Однако при более детальном анализе становится понятным, что историю дети воспринимают как набор фактов и дат, а обществознание, право и экономику, как необходимые предметы для сдачи ЕГЭ. Они совершенно обезличены в представлениях современных школьников. Неудивительно, что после сдачи экзамена большая часть знаний оказывается утраченной. Это показывают социологические опросы и жалобы преподавателей ВУЗов на низкий уровень основной массы абитуриентов.
Во многих школах эти предметы ведут разные учителя, полагая, что учитель истории должен вести только историю, ну, может, еще обществознание. Право должен вести юрист, а экономику, если не экономист, то математик точно. Отсюда разные подходы к преподаванию этих предметов, полное отсутствие связи между ними и, как следствие, полный раздрай в головах у выпускников. Мы забыли, что экономика – это гуманитарная наука. А вместе все эти 4 предмета составляют единый комплекс предметов социальной направленности, в преподавании которых главным, краеугольным камнем должно лежать духовно-нравственное развитие личности подростка, готовность выйти во взрослую жизнь, вооруженного знаниями, умениями и навыками, помогающими ему не только правильно выбрать профессию, но грамотно строить свои отношения во всех направлениях своей жизни и деятельности.
В нашей школе все эти четыре предмета преподает один человек. Как же, с практической точки зрения, выглядит формирование целостной картины посредством всех этих предметов?
В настоящее время среди выпускников школ очень много желающих сделать карьеру индивидуального предпринимателя. Казалось бы все просто. На уроках права мы изучаем, как открыть свое дело, какие правовые формы предпринимательства существуют. На экономике мы учимся рассчитывать прибыль, альтернативные издержки и т.д. На уроках обществознания мы говорим о роли государственного и частного бизнеса в экономике и развитии страны. Но учит ли все это ребенка честному, нравственному поведению в бизнесе, пониманию своей ответственности перед людьми и страной? Конечно, нет. И здесь задача учителя – развернуть сухую теорию лицом к ученику, помочь ему осознать, что такое собственное дело в полном объеме. И вот здесь мы начинаем с истории предпринимательства в России и мире. Мы говорим о том, в каких условиях начинали работать первые предприниматели, как они относились к своей работе, какие цели и задачи ставили перед собой. Мы изучаем деятельность крупнейших предпринимателей, как строили они свои предприятия и как гордились качеством своей продукции. Их честное имя было для них превыше всего. Так школьники понимают, что собственный бизнес – это огромный тяжелый труд и огромная ответственность перед людьми и страной.
Эти знания дополняются на уроках права, где правовые формы предпринимательства изучаются уже с практической направленности. Школьники с большим интересом разбирают плюсы и минусы каждой формы, составляют различные модели бизнеса, примеряют его на себя. Создав ту или иную модель, ученики четко определяют правовые основы своей будущей деятельности, в каких органах они должны зарегистрировать свой бизнес, почему это важно. При таком подходе на уроках экономики они уже не случайно выбирают, что и как они будут производить, а стараются сделать серьезный анализ рынка, его сегментов. Составляют бизнес-планы и внимательно изучают проблемы, связанные с получением прибыли. Этот же подход продолжается и на уроках обществознания, где мы говорим о роли человека в обществе, о его гражданской позиции, о его ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь своих близких и не только. Мы формируем понимание личной ответственности человека и ответственности бизнеса, что крайне важно в современных условиях. Для большего эффекта мы используем разные формы проведения занятий: лабораторные работы, моделирование, видеоуроки, разрабатываем проекты и спорим с конкурентами. Но важно то, что тема предпринимательства проходит через все 4 предмета. Она изучается комплексно с разных ракурсов. Так у школьника формируется целостное представление о предмете, вырабатывается личное ответственное отношение к своей будущей профессии, формируется его гражданская позиция.
С какой бы стороны мы ни изучали ту или иную тему, мы обязательно рассматриваем влияние культурных традиций в том или ином аспекте. Говорим о важности этических норм, духовно-нравственных качеств личности, без которых невозможно стать достойным человеком в любом деле и любой профессии.
Такой комплексный подход вырабатывает у ученика понимание своей роли и значения как будущего гражданина страны, формирует чувство сопричастности к ее прошлому и настоящему. История, обществознание, право и экономика перестают быть для ученика набором фактов, дат, статистических данных и сухих расчетов. Они обретают совершенно иной смысл, становятся живыми и понятными, а главное, по-настоящему, важными и интересными.
Многие старшеклассники, изначально выбрав базовый уровень изучения обществознания, переходят на профильный уровень, чтобы глубоко изучать не только само обществознание, но и право, и экономику, несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию им сдавать не нужно. Они понимают значение этих предметов для их успешного будущего.
Изучая предметы социальной направленности комплексно, на основе одних и тех же подходов и ценностей, мы добиваемся главного, а именно того, что воспитание и обучение в духе нравственности приводит к тому, что поступки, полезные обществу, становятся, по словам Георгия Валентиновича Плеханова, «инстинктивной потребностью» у наших выпускников.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.// http://www.garant.ru/news/403088/
2. ФГОС: цели и задачи//
http://ds16sot.ru/index.php/obrazdeyatelnost/122-
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.