Нравственное воспитание.
Оценка 5

Нравственное воспитание.

Оценка 5
docx
08.03.2021
Нравственное воспитание.
Нравственное воспитание..docx

Нравственное воспитание.

Понятие о нравственном воспитании.

Нравственное воспитание - это целенаправленное систематическое

воздействие на сознание, чувства и поведение людей. В результате

формируются моральные качества личности с определенной сферой

нравственных чувств и идеалов. Нравственное воспитание связано со всеми

сторонами воспитания и является стержнем всего воспитательного процесса.

Нравственное развитие личности - это процесс освоения нравственных

ценностей с показателями уровня воспитанности. В основе нравственного

воспитания лежит мораль как форма общественного сознания. Мораль

представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, норм и

правил, которым люди руководствуются в своем поведении; это опыт

поведения и отношений в человеческом обществе. Передача подрастающему

поколению морали общества и ее активное освоение - главное назначение

нравственного воспитания.

36

Мораль имеет классовый и исторический характер, проявляется в

человеческой деятельности. Деятельность является средством нравственного

формирования личности. Внешние требования среды трансформируются во

внутренние требования личности к себе, которые перетекают в нравственные

мотивы поведения. Характер деятельности, ее содержание, способы

организации определяют характер отношений и моральные нормы.

2. Задачи нравственного воспитания.

Задачи нравственного воспитания можно условно разделить на три

группы.

Первая группа - формирование сознания личности. Это выработка

системы нравственных представлений, понятий, суждений. Общественное

сознание включает в себя совокупность нравственных идей, взглядов,

теорий, понятий, традиций. Все это влияет на отношения людей в процессе

деятельности и общения. Убеждения становятся регулятором действий и

поступков человека. От убеждений зависит нравственная устойчивость

личности. В убеждениях отражается система нравственных понятий, чувств,

опыта поведения и общения. У детей сначала закладываются представления,

а лишь затем они постепенно овладевают содержанием понятий.

Вторая группа - формирование нравственного поведения через

накопление опыта такого поведения. Опыт - это совокупность осознанных

способов и умений реализации действий и поступков, включает в себя:

интеллектуально - волевую, чувственную и исполнительную сферы. Поэтому

нравственные представления и понятия должны формироваться в единстве с

готовностью к действию, поступку. Здесь закрепляются чувства,

переживания в зависимости от характера совершаемого действия, а также

вырабатывается нравственное отношение к окружающему. Необходимо

накапливать положительный опыт и уметь устранять причины,

порождающие отрицательный опыт. При этом вырабатывать такие навыки и

привычки детей, которые доводятся затем до автоматического выполнения.

Третья группа - формирование нравственных чувств и отношений.

Формирование личности происходит в системе социальных отношений и

ориентаций. Необходимо формировать единство нравственного сознания и

нравственного поведения. Значение чувств здесь велико: в них выражаются

желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой

и способом оценки происходящего. Когда чувства становятся устойчивыми и

действенными, они начинают выступать в качестве мотивов поведения.

Следовательно, в содержание нравственного воспитания входят:

а) определенный объем знаний о нормах морали;

б) умение и привычки нравственного поведения;

в) нравственные чувства.

3. Содержание нравственного воспитания.

В содержании нравственного воспитания особую роль отводят знаниям

о морали того общества, в котором человек живет. Кроме этого, содержание

нравственного воспитания несет в себе целевую направленность (идеал),

37

закрепленную в официальные выражения педагогической политики

государства. Это придает ему роль законодательного статуса, нормативной

установки. Нравственное воспитание, как элемент общечеловеческой

культуры, помогает ребенку в его адаптации к современному миру.

Следовательно, содержание нравственного воспитания должно включать в

себя не только общечеловеческие и моральные ценности, достижения

которых складывались на протяжении длительных веков, но и традиции,

составные элементы культуры, национальную политику того государства

(народа), к которому ребенок относится не только по национальному, но и по

территориальному признаку.

Государственные образовательные стандарты педагогического

образования включают в себя федеральный и национально-региональный

компоненты. Следовательно, подрастающее поколение в республике Адыгея

необходимо воспитывать не только в духе общегосударственной социальной

программы по нравственному воспитанию, но и в духе нравственноэтических законов “Адыгэ хабзэ”. “Адыгэ хабзэ” можно считать программой

воспитания подрастающего поколения в условиях Республики Адыгея.

Основа национальной системы воспитания закладывается в новую модель

системы нравственного воспитания школьников. Первичным остается семья.

Семья, как часть определенного этноса и своеобразный носитель этических

черт, обычаев, традиций, уклада жизни, и как один из организационных

элементов общества, сохраняет накопленный в процессе жизнедеятельности

опыт воспитания подрастающих поколений, способствует выработке и

реализации преемственности национальных норм и ценностей социальной

жизни и тем самым активно воздействует на формирование национального и

общегосударственного сознания. Вторичным в системе нравственного

воспитания детей будут являться дошкольные, школьные, внешкольные

учреждения, среда и окружение.

“Адыгэ хабзэ” связана с созданием новой модели социальнопедагогического комплекса в деле нравственного воспитания школьников.

Этим определяется сфера национального воспитания в учебновоспитательном процессе начальных школ.

4. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание направлено на формирование нравственного

сознания (нравственный ориентир), нравственных чувств, воли, навыков и

привычек поведения.

Нравственное сознание - регулятор всех поступков человека, включает в

себя: знания нравственности, оценки и отношения, нравственную свободу в

отношении принятия решений, нравственный идеал, нравственные чувства.

Ребенок усваивает моральные нормы, принципы. Ребенок усваивает

моральные нормы, принципы, которые формируются на основе мотивов

поведения. Если в младшем возрасте мотивы только формируются, то в

зрелом возрасте человеком движет определенная нравственная программа,

определяющаяся, прежде всего, социальными факторами. Нравственное

38

сознание связано с освоением моральных знаний (через оценочную

деятельность), которые являются основой для формирования взглядов и

убеждений. С возрастом убеждения становятся более стойкими и проникают

во многие свойства личности. Отсюда, нравственное сознание становится

мотивом деятельности и побуждает человека действовать в соответствии с

имеющимися у него понятиями.

Нравственные чувства - это эмоциональное отношение к миру. Они

рождаются в процессе общения и деятельности. При этом у человека

вырабатываются волевые качества личности.

Действия - это поведение человека в определенной ситуации. Более

конкретное действие - поступок, в котором выражается сущность человека,

уровень нравственной культуры. Поведение человека в целом - это наиболее

общая характеристика его жизненной линии и отношения к окружающим.

Формирование общей направленности личности называется

нравственной программой. Нравственность проявляется в единстве сознания

и поведения. А.С.Макаренко указывал, что между сознанием и поведением

лежит “канавка”, которую надо заполнить привычками и опытом.

Привычка - это способность и умение произвести действие не только без

особого контроля сознания, но и в силу выработанной потребности к

действию. С.Л.Рубинштейн писал, что когда человека систематически

побуждать определенным образом, то мировоззрение, мораль как бы

“оседают”, закрепляются в его характере в виде привычек, и они становятся

второй натурой человека. В процессе деятельности складывается жизненный

опыт, в результате которого усваиваются моральные понятия. В итоге

поведение человека начинает приносить ему удовлетворение, что также

связано с нравственными переживаниями и эмоциями.

5. Методические рекомендации по организации поведения.

1. К детям относиться с уважением и любовью, вырабатывать

порядочность, справедливость, уверенность в правоте своего дела, чтобы

дети не боялись делать ошибки.

2. Учитель должен подавать хороший пример. В классе обсуждать

нравственные проблемы и учить детей соблюдать общечеловеческие

нравственные нормы поведения.

3. Замечать любой успех и поощрять.

4. Заниматься лично с каждым учеником и помогать ему в сложной

ситуации. Не отдавать предпочтение отдельным ученикам.

5. Сохранять личные секреты детей, быть наставником для каждого

ребенка.


 

Нравственное воспитание. Понятие о нравственном воспитании

Нравственное воспитание. Понятие о нравственном воспитании

Убеждения становятся регулятором действий и поступков человека

Убеждения становятся регулятором действий и поступков человека

Кроме этого, содержание нравственного воспитания несет в себе целевую направленность (идеал), 37 закрепленную в официальные выражения педагогической политики государства

Кроме этого, содержание нравственного воспитания несет в себе целевую направленность (идеал), 37 закрепленную в официальные выражения педагогической политики государства

Адыгэ хабзэ” связана с созданием новой модели социальнопедагогического комплекса в деле нравственного воспитания школьников

Адыгэ хабзэ” связана с созданием новой модели социальнопедагогического комплекса в деле нравственного воспитания школьников

Поведение человека в целом - это наиболее общая характеристика его жизненной линии и отношения к окружающим

Поведение человека в целом - это наиболее общая характеристика его жизненной линии и отношения к окружающим
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2021