Нравственное воспитание.
Понятие о нравственном воспитании.
Нравственное воспитание - это целенаправленное систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение людей. В результате
формируются моральные качества личности с определенной сферой
нравственных чувств и идеалов. Нравственное воспитание связано со всеми
сторонами воспитания и является стержнем всего воспитательного процесса.
Нравственное развитие личности - это процесс освоения нравственных
ценностей с показателями уровня воспитанности. В основе нравственного
воспитания лежит мораль как форма общественного сознания. Мораль
представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, норм и
правил, которым люди руководствуются в своем поведении; это опыт
поведения и отношений в человеческом обществе. Передача подрастающему
поколению морали общества и ее активное освоение - главное назначение
нравственного воспитания.
36
Мораль имеет классовый и исторический характер, проявляется в
человеческой деятельности. Деятельность является средством нравственного
формирования личности. Внешние требования среды трансформируются во
внутренние требования личности к себе, которые перетекают в нравственные
мотивы поведения. Характер деятельности, ее содержание, способы
организации определяют характер отношений и моральные нормы.
2. Задачи нравственного воспитания.
Задачи нравственного воспитания можно условно разделить на три
группы.
Первая группа - формирование сознания личности. Это выработка
системы нравственных представлений, понятий, суждений. Общественное
сознание включает в себя совокупность нравственных идей, взглядов,
теорий, понятий, традиций. Все это влияет на отношения людей в процессе
деятельности и общения. Убеждения становятся регулятором действий и
поступков человека. От убеждений зависит нравственная устойчивость
личности. В убеждениях отражается система нравственных понятий, чувств,
опыта поведения и общения. У детей сначала закладываются представления,
а лишь затем они постепенно овладевают содержанием понятий.
Вторая группа - формирование нравственного поведения через
накопление опыта такого поведения. Опыт - это совокупность осознанных
способов и умений реализации действий и поступков, включает в себя:
интеллектуально - волевую, чувственную и исполнительную сферы. Поэтому
нравственные представления и понятия должны формироваться в единстве с
готовностью к действию, поступку. Здесь закрепляются чувства,
переживания в зависимости от характера совершаемого действия, а также
вырабатывается нравственное отношение к окружающему. Необходимо
накапливать положительный опыт и уметь устранять причины,
порождающие отрицательный опыт. При этом вырабатывать такие навыки и
привычки детей, которые доводятся затем до автоматического выполнения.
Третья группа - формирование нравственных чувств и отношений.
Формирование личности происходит в системе социальных отношений и
ориентаций. Необходимо формировать единство нравственного сознания и
нравственного поведения. Значение чувств здесь велико: в них выражаются
желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой
и способом оценки происходящего. Когда чувства становятся устойчивыми и
действенными, они начинают выступать в качестве мотивов поведения.
Следовательно, в содержание нравственного воспитания входят:
а) определенный объем знаний о нормах морали;
б) умение и привычки нравственного поведения;
в) нравственные чувства.
3. Содержание нравственного воспитания.
В содержании нравственного воспитания особую роль отводят знаниям
о морали того общества, в котором человек живет. Кроме этого, содержание
нравственного воспитания несет в себе целевую направленность (идеал),
37
закрепленную в официальные выражения педагогической политики
государства. Это придает ему роль законодательного статуса, нормативной
установки. Нравственное воспитание, как элемент общечеловеческой
культуры, помогает ребенку в его адаптации к современному миру.
Следовательно, содержание нравственного воспитания должно включать в
себя не только общечеловеческие и моральные ценности, достижения
которых складывались на протяжении длительных веков, но и традиции,
составные элементы культуры, национальную политику того государства
(народа), к которому ребенок относится не только по национальному, но и по
территориальному признаку.
Государственные образовательные стандарты педагогического
образования включают в себя федеральный и национально-региональный
компоненты. Следовательно, подрастающее поколение в республике Адыгея
необходимо воспитывать не только в духе общегосударственной социальной
программы по нравственному воспитанию, но и в духе нравственноэтических законов “Адыгэ хабзэ”. “Адыгэ хабзэ” можно считать программой
воспитания подрастающего поколения в условиях Республики Адыгея.
Основа национальной системы воспитания закладывается в новую модель
системы нравственного воспитания школьников. Первичным остается семья.
Семья, как часть определенного этноса и своеобразный носитель этических
черт, обычаев, традиций, уклада жизни, и как один из организационных
элементов общества, сохраняет накопленный в процессе жизнедеятельности
опыт воспитания подрастающих поколений, способствует выработке и
реализации преемственности национальных норм и ценностей социальной
жизни и тем самым активно воздействует на формирование национального и
общегосударственного сознания. Вторичным в системе нравственного
воспитания детей будут являться дошкольные, школьные, внешкольные
учреждения, среда и окружение.
“Адыгэ хабзэ” связана с созданием новой модели социальнопедагогического комплекса в деле нравственного воспитания школьников.
Этим определяется сфера национального воспитания в учебновоспитательном процессе начальных школ.
4. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания.
Нравственное воспитание направлено на формирование нравственного
сознания (нравственный ориентир), нравственных чувств, воли, навыков и
привычек поведения.
Нравственное сознание - регулятор всех поступков человека, включает в
себя: знания нравственности, оценки и отношения, нравственную свободу в
отношении принятия решений, нравственный идеал, нравственные чувства.
Ребенок усваивает моральные нормы, принципы. Ребенок усваивает
моральные нормы, принципы, которые формируются на основе мотивов
поведения. Если в младшем возрасте мотивы только формируются, то в
зрелом возрасте человеком движет определенная нравственная программа,
определяющаяся, прежде всего, социальными факторами. Нравственное
38
сознание связано с освоением моральных знаний (через оценочную
деятельность), которые являются основой для формирования взглядов и
убеждений. С возрастом убеждения становятся более стойкими и проникают
во многие свойства личности. Отсюда, нравственное сознание становится
мотивом деятельности и побуждает человека действовать в соответствии с
имеющимися у него понятиями.
Нравственные чувства - это эмоциональное отношение к миру. Они
рождаются в процессе общения и деятельности. При этом у человека
вырабатываются волевые качества личности.
Действия - это поведение человека в определенной ситуации. Более
конкретное действие - поступок, в котором выражается сущность человека,
уровень нравственной культуры. Поведение человека в целом - это наиболее
общая характеристика его жизненной линии и отношения к окружающим.
Формирование общей направленности личности называется
нравственной программой. Нравственность проявляется в единстве сознания
и поведения. А.С.Макаренко указывал, что между сознанием и поведением
лежит “канавка”, которую надо заполнить привычками и опытом.
Привычка - это способность и умение произвести действие не только без
особого контроля сознания, но и в силу выработанной потребности к
действию. С.Л.Рубинштейн писал, что когда человека систематически
побуждать определенным образом, то мировоззрение, мораль как бы
“оседают”, закрепляются в его характере в виде привычек, и они становятся
второй натурой человека. В процессе деятельности складывается жизненный
опыт, в результате которого усваиваются моральные понятия. В итоге
поведение человека начинает приносить ему удовлетворение, что также
связано с нравственными переживаниями и эмоциями.
5. Методические рекомендации по организации поведения.
1. К детям относиться с уважением и любовью, вырабатывать
порядочность, справедливость, уверенность в правоте своего дела, чтобы
дети не боялись делать ошибки.
2. Учитель должен подавать хороший пример. В классе обсуждать
нравственные проблемы и учить детей соблюдать общечеловеческие
нравственные нормы поведения.
3. Замечать любой успех и поощрять.
4. Заниматься лично с каждым учеником и помогать ему в сложной
ситуации. Не отдавать предпочтение отдельным ученикам.
5. Сохранять личные секреты детей, быть наставником для каждого
ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.