Нравственное воспитание российских школьниковна основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Оценка 4.6

Нравственное воспитание российских школьниковна основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
история +1
4 кл—11 кл
31.07.2022
Нравственное воспитание российских школьниковна основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Из опыта работы учителя истории и ОРКСЭ
Нравственное воспитание школьников.doc

 

Нравственное воспитание Российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И КУРСА ОРКИСЭ

Гавриловой М.А

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

 

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в нашем регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической   когнитивно - культурной системой. И мы (жители села Эдиссии) являемся частью этой системы. Наш народ появился на Северном Кавказе более 200 лет назад, в результате миграционных процессов, обусловленных историческими событиями того периода.

Эффективность педагогического обеспечения поддержки и защиты, учащихся в мультикультурном образовании зависит от разумных внедрений новых педагогических технологий поликультурного образования, а также соответствующего уровня позиции педагогов и родителей. Внедрение инновационных технологий в поликультурные образовательные учреждения с полиэтническим составом учащихся обеспечит каждой личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры; создаст условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечет учащихся в глобальные процессы современности по усвоению национальных и общечеловеческих ценностей, основанных на принципах равенства и значимости культур.

Миграция населения при­вела к тому, что многие школы становятся своего рода микроскопом культурного многообразия, что нередко порождает конфликты. Школа, как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей. Кавказ это регион многоконфессионального сосуществования и развития народов, центр взаимосвязи и взаимообогащения мусульманской и христианской культур. Сегодня очень важно для всей многонациональной России и Кавказа в частности, сохранить и преумножить эти ценности для будущих поколений. Ни конфронтация людей разных вероисповеданий, ни великодержавный шовинистический пафос, ни полукультурная компетентность учителей и учащихся в области методологического, культурологического, педагогического статуса культурно-нравственных ценностей религий не должны иметь место в системе государственного образования региона.

Начиная с 2000г, учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в Северо-Кавказских форумах «Дети Кавказа за мир на Кавказе». Высокую общественную значимость имеют международные конгрессы «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру»;  гражданские форумы, круглые столы «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем», марши «Дети мира – будущему тысячелетию», «Голосуем за мир», фестивали искусств «Мир Кавказу», «Роль национально-культурных общин в обеспечении стабильности, взаимопонимания и уважения между народами Северного Кавказа», конференции «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования». 

Но основной вклад в формирование российской гражданской идентичности может внести, по-видимому, изучение истории. Не случайно в рекомендациях Совета Европы среди целей преподавания наряду с другими положениями указывается на необходимость рассматривать изучение истории как решающий фактор в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами.

За последние годы произошли позитивные изменения в отражении многих исторических событий в школьных программах и учебниках. В программах провозглашены социальные цели исторического образования: воспитание уважения к плюрализму в оценке событий, терпимости и способности воспринимать «инаковость». В учебниках представляются не одна, а несколько точек зрения. Во вводных и обобщающих главах учебников авторы стали подчеркивать полиэтнический характер нашей страны, общность судеб народов, населяющих Россию. На региональном уровне внимание должно быть сосредоточено на особенностях местных этносов, их внутренних связях, взаимодействии и взаимообогащении. Региональный компонент исторического образования нацелен не только на обогащение школьника знаниями, но и на привитие ему толерантного, уважительного, внимательного отношения к этносам, а в некоторых случаях - и на идентификацию себя с этносом». Системность воспитания толерантности в процессе изучения истории опирается на обязательное включение в дидактические материалы базовых ценностей толерантности, культуры мира, элементов культурного плюрализма, примеров общности культурных традиций, уважения предков и пр., ссылок на исторически сложившуюся многонациональность родного края, ссылок на общие для всех народов и религий нравственные ценности. Большую роль в изучении регионального компонента также играет школьный музей, где хранятся уникальные исторические документы, например  статья И.Крюкова «Путевые заметки», Ставропольские губернские ведомости39  от 27 сентября 1852г,  в которой он рассказывает об обычаях и традициях народов, населявших наш край, в том числе и о нашем селе Эдиссия.

        Еще один документ, имеющий двойную ценность«Протоколы заседания колхоза им. ВЦИК» за 1946г. Этому историческому документу 66 лет. Анализируя документ мы можем не только прочитать протоколы заседаний колхоза, но и газетные статьи этого периода, т.к. ввиду отсутствия бумаги протоколы велись на газетах «Сталинец» и «Ставропольская правда». В газетах того времени часто встречаются статьи о дружбе народов, об их единстве в достижении общих целей процветания Родины.

Учителя истории используют эти материалы на уроках при изучении регионального компонента по  темам  «Послевоенное восстановление народного хозяйства»,  «Духовная жизнь в первое послевоенное десятилетие». Школьный музей, можно  назвать  своеобразной «книгой памяти», где через собранные документы и предметы хранится и передается как эстафета памяти потомкам и поддерживается, развивается «времен связующая нить». Современный школьный музей - это явление распространенное, набирающее силу, и в действительности, в последнее время возрос интерес  педагогической общественности, учащихся к глубокому и всестороннему изучению истории и культуры своего региона, Отечества и  всего мира.

Музею нашей школы в апреле 2022г. исполнилось 25 лет. Являясь руководителем кружка «Память» на базе музея на уроках истории привлекаю учеников к работе с краеведческим материалом музея. Цель работы - способствовать всестороннему развитию личности, пропагандировать историю родного края, способствовать формированию патриотизма. На занятиях ребята учатся работать с историческими источниками, СМИ, проводить семинары, экскурсии, встречи, и другие мероприятия. Частыми гостями музея являются ветераны, старожилы  села, учащиеся школы.

Проводимые в музе уроки несут в себе большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, чем обычные. На базе музея проходят массовые мероприятия: «Судьба и Родина - едины»,  «Война и дети»,  «Аукцион народных мудростей» и другие.  В рамках празднования 77 годовщины Великой Победы в музее прошло мероприятие «Память сердца»,  где ученики вместе с учителями пели песни военных лет. Предварительно была проведена исследовательская работа по изучению истории появления на свет этих песен, также в честь праздника объявлена акция «77 добрых дел». Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в движении «Отечество», представляют на конкурс свои исследовательские работы по темам «Оружие Победы», «Судьба человека», «История школы» и др. Но невозможно запланировать,  с 8.30 до 9.15 учить доброте, терпению, взаимопониманию. Этот урок длится всю жизнь.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются сегодня основой нравственного становления ребенка. Какими мы сегодня  воспитаем наших детей, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своего народа, своей страны.

C 1 апреля 2010г. в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах введено преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Как учитель,  преподающий этот курс  считаю, что введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является очень актуальным и соответствует требованиям времени. Очень важно, что свои первые знания о религиозных культурах ребенок получает в школе, на занятиях, которые предполагают диалог культур, а не разделение на правых и неправых. Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители, с опаской, но поддержали введение нового учебного курса.

В результате анкетирования учащихся и родителей из 6 модулей предпочтение было отдано «Основам православной культуры»  и «Основам светской этики»  При этом подавляющая часть родителей отметила, что школа не оказывала на них давление при выборе конкретного модуля для изучения. Я же считаю, что важно не то, сколько детей выбирает тот или иной модуль, а то, что через этот курс они начнут знакомство с важнейшей составляющей культуры человечества. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании толерантного общества, основанного на согласии и понимании.

Все модули нового курса носят светский, культурологический характер. Учебно-воспитательный процесс направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России.

 

Ожидаемые результаты:

1.                 Сформированность устойчивых духовных потребностей. Нравственное становление личности. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: нравственность, этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность.

2.                 Приобщение к православным традициям, иерархичность отношений с взрослыми, воспитание чувства патриотизма, потребности в служении на благо Отечества.

3.                 Ответственность за свои дела и поступки. Умение дать нравственную оценку своим действиям и поступкам окружающих. Любовь к ближнему - как основной нравственный принцип.

Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, занятия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, участие в дискуссии, диалоге при опоре на иллюстративный материал, в том числе мультимедийные занятия. Для оптимизации учебного процесса на занятиях использовались теоретические и практические занятия, беседы и экскурсии, лекции и тестирование, анкетирование и презентации, тематические игры, сочинения на  темы: «Милосердие и сострадание»,  «Как я понимаю золотое правило этики»,  «Суть православного поведения для меня состоит в следующем»; рисунки по теме: «Заповеди»; презентации проектов на темы: «Пасха», «Как создаются иконы?», «Семья», «Судьба храмасудьба Россиисудьба человека», выставка творческих работ учащихся, проведение праздника накануне Дня народного единства, конкурс стихов, пословиц и поговорок о семье. В празднике вместе с учащимися приняли участие и родители,  прошла защита проекта «Дом моей мечты». Этот проект открыл перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

1.                 В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных ситуациях.

2.                 В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

3.                 В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Формы контроля: обобщенные вопросы, систематизирующие материал, тестовые задания, система творческих заданий, индивидуальная и фронтальная беседа, исследовательская и творческая работа и т.д. Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем.

Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник»: учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нём изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно». Учитель даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать  не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные аспекты: например, насколько понятным показалось данное занятие.

Планируемые результаты на нынешний учебный год:

- продолжить знакомство с традиционными ценностями российской культуры (богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литературы, истории);

       - формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе;  стремление к самосовершенствованию;

   -      приобщение к здоровому образу жизни.

И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сочувствия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Я надеюсь, что в процессе изучения этого курса должно снизиться количество проявлений дивиантного поведения. Меньше мальчиков будут обижать девочек, к священнику начнут относиться совершенно по-другому, более уважительно станут относиться к пожилым людям.

  Всё это  способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и, как следствие, оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

 


Нравственное воспитание Российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей

Нравственное воспитание Российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей

Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей

Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей

Большую роль в изучении регионального компонента также играет школьный музей, где хранятся уникальные исторические документы, например статья

Большую роль в изучении регионального компонента также играет школьный музей, где хранятся уникальные исторические документы, например статья

Какими мы сегодня воспитаем наших детей, в такой стране мы все завтра будем жить

Какими мы сегодня воспитаем наших детей, в такой стране мы все завтра будем жить

Для оптимизации учебного процесса на занятиях использовались теоретические и практические занятия, беседы и экскурсии, лекции и тестирование, анкетирование и презентации, тематические и гры, с очинения…

Для оптимизации учебного процесса на занятиях использовались теоретические и практические занятия, беседы и экскурсии, лекции и тестирование, анкетирование и презентации, тематические и гры, с очинения…

И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сочувствия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и…

И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сочувствия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2022