Нравственное воспитание Российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И КУРСА ОРКИСЭ
Гавриловой М.А
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.
Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.
Особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в нашем регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно - культурной системой. И мы (жители села Эдиссии) являемся частью этой системы. Наш народ появился на Северном Кавказе более 200 лет назад, в результате миграционных процессов, обусловленных историческими событиями того периода.
Эффективность педагогического обеспечения поддержки и защиты, учащихся в мультикультурном образовании зависит от разумных внедрений новых педагогических технологий поликультурного образования, а также соответствующего уровня позиции педагогов и родителей. Внедрение инновационных технологий в поликультурные образовательные учреждения с полиэтническим составом учащихся обеспечит каждой личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры; создаст условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечет учащихся в глобальные процессы современности по усвоению национальных и общечеловеческих ценностей, основанных на принципах равенства и значимости культур.
Миграция населения привела к тому, что многие школы становятся своего рода микроскопом культурного многообразия, что нередко порождает конфликты. Школа, как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей. Кавказ это регион многоконфессионального сосуществования и развития народов, центр взаимосвязи и взаимообогащения мусульманской и христианской культур. Сегодня очень важно для всей многонациональной России и Кавказа в частности, сохранить и преумножить эти ценности для будущих поколений. Ни конфронтация людей разных вероисповеданий, ни великодержавный шовинистический пафос, ни полукультурная компетентность учителей и учащихся в области методологического, культурологического, педагогического статуса культурно-нравственных ценностей религий не должны иметь место в системе государственного образования региона.
Начиная с 2000г, учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в Северо-Кавказских форумах «Дети Кавказа за мир на Кавказе». Высокую общественную значимость имеют международные конгрессы «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру»; гражданские форумы, круглые столы «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем», марши «Дети мира – будущему тысячелетию», «Голосуем за мир», фестивали искусств «Мир Кавказу», «Роль национально-культурных общин в обеспечении стабильности, взаимопонимания и уважения между народами Северного Кавказа», конференции «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования».
Но основной вклад в формирование российской гражданской идентичности может внести, по-видимому, изучение истории. Не случайно в рекомендациях Совета Европы среди целей преподавания наряду с другими положениями указывается на необходимость рассматривать изучение истории как решающий фактор в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами.
За последние годы произошли позитивные изменения в отражении многих исторических событий в школьных программах и учебниках. В программах провозглашены социальные цели исторического образования: воспитание уважения к плюрализму в оценке событий, терпимости и способности воспринимать «инаковость». В учебниках представляются не одна, а несколько точек зрения. Во вводных и обобщающих главах учебников авторы стали подчеркивать полиэтнический характер нашей страны, общность судеб народов, населяющих Россию. На региональном уровне внимание должно быть сосредоточено на особенностях местных этносов, их внутренних связях, взаимодействии и взаимообогащении. Региональный компонент исторического образования нацелен не только на обогащение школьника знаниями, но и на привитие ему толерантного, уважительного, внимательного отношения к этносам, а в некоторых случаях - и на идентификацию себя с этносом». Системность воспитания толерантности в процессе изучения истории опирается на обязательное включение в дидактические материалы базовых ценностей толерантности, культуры мира, элементов культурного плюрализма, примеров общности культурных традиций, уважения предков и пр., ссылок на исторически сложившуюся многонациональность родного края, ссылок на общие для всех народов и религий нравственные ценности. Большую роль в изучении регионального компонента также играет школьный музей, где хранятся уникальные исторические документы, например статья И.Крюкова «Путевые заметки», Ставропольские губернские ведомости №39 от 27 сентября 1852г, в которой он рассказывает об обычаях и традициях народов, населявших наш край, в том числе и о нашем селе Эдиссия.
Еще один документ, имеющий двойную ценность – «Протоколы заседания колхоза им. ВЦИК» за 1946г. Этому историческому документу 66 лет. Анализируя документ мы можем не только прочитать протоколы заседаний колхоза, но и газетные статьи этого периода, т.к. ввиду отсутствия бумаги протоколы велись на газетах «Сталинец» и «Ставропольская правда». В газетах того времени часто встречаются статьи о дружбе народов, об их единстве в достижении общих целей процветания Родины.
Учителя истории используют эти материалы на уроках при изучении регионального компонента по темам «Послевоенное восстановление народного хозяйства», «Духовная жизнь в первое послевоенное десятилетие». Школьный музей, можно назвать своеобразной «книгой памяти», где через собранные документы и предметы хранится и передается как эстафета памяти потомкам и поддерживается, развивается «времен связующая нить». Современный школьный музей - это явление распространенное, набирающее силу, и в действительности, в последнее время возрос интерес педагогической общественности, учащихся к глубокому и всестороннему изучению истории и культуры своего региона, Отечества и всего мира.
Музею нашей школы в апреле 2022г. исполнилось 25 лет. Являясь руководителем кружка «Память» на базе музея на уроках истории привлекаю учеников к работе с краеведческим материалом музея. Цель работы - способствовать всестороннему развитию личности, пропагандировать историю родного края, способствовать формированию патриотизма. На занятиях ребята учатся работать с историческими источниками, СМИ, проводить семинары, экскурсии, встречи, и другие мероприятия. Частыми гостями музея являются ветераны, старожилы села, учащиеся школы.
Проводимые в музе уроки несут в себе большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, чем обычные. На базе музея проходят массовые мероприятия: «Судьба и Родина - едины», «Война и дети», «Аукцион народных мудростей» и другие. В рамках празднования 77 годовщины Великой Победы в музее прошло мероприятие «Память сердца», где ученики вместе с учителями пели песни военных лет. Предварительно была проведена исследовательская работа по изучению истории появления на свет этих песен, также в честь праздника объявлена акция «77 добрых дел». Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в движении «Отечество», представляют на конкурс свои исследовательские работы по темам «Оружие Победы», «Судьба человека», «История школы» и др. Но невозможно запланировать, с 8.30 до 9.15 учить доброте, терпению, взаимопониманию. Этот урок длится всю жизнь.
Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются сегодня основой нравственного становления ребенка. Какими мы сегодня воспитаем наших детей, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своего народа, своей страны.
C 1 апреля 2010г. в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах введено преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Как учитель, преподающий этот курс считаю, что введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является очень актуальным и соответствует требованиям времени. Очень важно, что свои первые знания о религиозных культурах ребенок получает в школе, на занятиях, которые предполагают диалог культур, а не разделение на правых и неправых. Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители, с опаской, но поддержали введение нового учебного курса.
В результате анкетирования учащихся и родителей из 6 модулей предпочтение было отдано «Основам православной культуры» и «Основам светской этики» При этом подавляющая часть родителей отметила, что школа не оказывала на них давление при выборе конкретного модуля для изучения. Я же считаю, что важно не то, сколько детей выбирает тот или иной модуль, а то, что через этот курс они начнут знакомство с важнейшей составляющей культуры человечества. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании толерантного общества, основанного на согласии и понимании.
Все модули нового курса носят светский, культурологический характер. Учебно-воспитательный процесс направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность устойчивых духовных потребностей. Нравственное становление личности. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: нравственность, этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность.
2. Приобщение к православным традициям, иерархичность отношений с взрослыми, воспитание чувства патриотизма, потребности в служении на благо Отечества.
3. Ответственность за свои дела и поступки. Умение дать нравственную оценку своим действиям и поступкам окружающих. Любовь к ближнему - как основной нравственный принцип.
Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, занятия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, участие в дискуссии, диалоге при опоре на иллюстративный материал, в том числе мультимедийные занятия. Для оптимизации учебного процесса на занятиях использовались теоретические и практические занятия, беседы и экскурсии, лекции и тестирование, анкетирование и презентации, тематические игры, сочинения на темы: «Милосердие и сострадание», «Как я понимаю золотое правило этики», «Суть православного поведения для меня состоит в следующем…»; рисунки по теме: «Заповеди»; презентации проектов на темы: «Пасха», «Как создаются иконы?», «Семья», «Судьба храма – судьба России – судьба человека», выставка творческих работ учащихся, проведение праздника накануне Дня народного единства, конкурс стихов, пословиц и поговорок о семье. В празднике вместе с учащимися приняли участие и родители, прошла защита проекта «Дом моей мечты». Этот проект открыл перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
1. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных ситуациях.
2. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
3. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Формы контроля: обобщенные вопросы, систематизирующие материал, тестовые задания, система творческих заданий, индивидуальная и фронтальная беседа, исследовательская и творческая работа и т.д. Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем.
Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник»: учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нём изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно». Учитель даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные аспекты: например, насколько понятным показалось данное занятие.
Планируемые результаты на нынешний учебный год:
- продолжить знакомство с традиционными ценностями российской культуры (богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литературы, истории);
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; стремление к самосовершенствованию;
- приобщение к здоровому образу жизни.
И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сочувствия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Я надеюсь, что в процессе изучения этого курса должно снизиться количество проявлений дивиантного поведения. Меньше мальчиков будут обижать девочек, к священнику начнут относиться совершенно по-другому, более уважительно станут относиться к пожилым людям.
Всё это способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и, как следствие, оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.
Введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.