нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
Иконка файла материала конспект.docx
Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и                                                       литературы.                             Искусство воспитания имеет ту особенность,                       что почти всем оно кажется делом знакомым и                          понятным, иным – легким, и тем понятнее и легче               кажется оно, чем менее человек с ним знаком,                теоретически или практически.                                                                                        К.Д.Ушинский Воспитательный потенциал курса русского языка и литературы как  части общего среднего образования опирается на нормативно­правовую  базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании». В статье 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к  воспитательной деятельности в государственных и муниципальных  общеобразовательных учреждениях, где среди важнейших названа задача  патриотической направленности, «воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Тема нравственности и патриотизма ­ныне актуальнейшая тема для нашей  страны. Нравственность -и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Патриотизм -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные  качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину.  Любовь надо воспитывать. Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной  системе работы. Цель моей системы ­ создание условия для развития патриотически  и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского  языка и литературы. Для достижения поставленной цели мною были определены  воспитательных задачи: 1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско ­     патриотические и нравственные качества учащихся. 2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к  людям,     ко всему живому, милосердие, доброту, способность к  сопереживанию, развивать творческое мышление. 13. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность  родной деревне. Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи  реализую через: ­содержание основного учебного материала (Только при условии  овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о  воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного  научного мировоззрения, патриотических убеждений ,гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры. ­ организацию учебно­воспитательного процесса (Наряду с урочной  системой занятий использую другие формы обучения и воспитания,  коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные  на стимулирование творческой гражданско­патриотической активности  школьников, развитие самостоятельного мышления, гражданственности,  нравственных качеств личности, эстетической культуры.) ­воспитательным примером должен быть сам учитель. (на собственном примере). Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь,  над какими направлениями нравственного становления и духовного роста  необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается  дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении  друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою,  бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению  окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и  глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И  многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания,  неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной  ситуации. Как же достучаться до души каждого ребенка, избежав  назидательства, бесконечных нравоучений, подавления личности? Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и  остается слово – слово учителя. Отдельными моментами опыта работы в  этом направлении и хотелось бы поделиться. В 5 классе изучается сказка Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький  принц». Ее текст использую и на уроках русского языка. Приведу фрагмент  урока­обобщения изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.  Это произведение написано для взрослых. Но читать его интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не  увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». –Ребятам задаются вопросы:  Разве сердце может быть зрячим? А мы удивляемся этому? Кто объяснит смысл этих слов? А как  удалось автору так образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе  2повторяются сведения о прямом и переносном значении слова.) ­ А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручили». Попробуем понять их смысл. Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с  Лисом. И Лис ему говорит: ­ Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! ­ А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц. ­ Надо запастись терпением, ответил Лис. (Диалог записан на доске.) Ребята отвечают на вопросы: ­ Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по  отношению друг к другу, быть ответственным за друга? ­ Возвращаемся к предложению. Здесь много местоимений. И это не  случайно. Ребята определяют  их  разряды и думают, как такой подбор  местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за  всех, кого приручил. (Возможный вариант объяснения) «Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей  ответственности. Местоимениевсех прямо указывает на других людей,  близких тебе, а относительное местоимение (вспомним его роль в  предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих близких». ­ Решив, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость  ,подбираем синонимы к этим словам, определяем по словарю значение  каждого из них, составляем свой «Словарь дружбы!» (В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание,  такт, внимание, заботливость, сочувствие, нежность.) ­ Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем! В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку  об умении дружить . Но обязательное условие – использовать местоимения  всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе. ­ Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов. (Посмотрим сразу в словаре значение этого слова.) Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил  Маленькому принцу остаться у него. Вот как это было, зачитываем ранее  записанный диалог. А чтобы понятен стал записанный диалог, расставим  знаки препинания. ­ Останься, я назначу тебя министром юстиции. ­ Но ведь здесь некого судить! ­ Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Себя судить куда  труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит  ты поистине мудр.  Очень часто сталкиваюсь с тем, что ребята активно проявляют  3нетерпимость к недостаткам  и поступкам товарищей, наперебой осуждают  друг друга. А самокритика, самоанализ пока им недоступны. Вот и стараюсь помочь им обратить внимание на свое поведение. Объясняю в доступной  форме, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни  человека. Отвечаем на вопрос, почему себя труднее судить, чем других. Изучая тему «синонимы» пользуемся рассказом Куприна «Чудесный  доктор». Выяснив, что тема этого произведения  сочувствие к людям  ,предлагаю задание: подобрать синонимы  к слову сочувствие с приставкой  –со. Литература выделяется в системе школьных предметов, так как не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает   их   нравственному   становлению,   приобретению   моральных, жизненных этических принципов. Почему это происходит? Литературные произведения – это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования – помочь ученикам   понять   и   принять   нравственные   заветы,   хранящиеся   в произведениях русской и зарубежной литературы.         Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения из глубины веков доносят до   читателей   народные   представления   о   таких   важных   этических категориях, как  добро  и зло,  верность, преданность,  любовь  к Родине  и предательство, отвага и трусость и многое другое. Например, читая русские народные   сказки,   ребята   должны   понять,   какие   моральные   качества сказочных   героев   народ   одобряет   и   награждает,   а   за   какие   поступки наказывает. Задача учителя – направить анализ текста сказки на выяснение авторской   (народной)   позиции   по   отношению   к   событиям   и   героям, привлекая при этом такие литературоведческие понятия (уже знакомые и вводящиеся впервые) как жанр, композиция, сюжет, постоянные эпитеты, сравнения,   олицетворения.   Таким   образом,   учитель   начинает   подготовку учащихся   к   целостному   восприятию   художественного   произведения,   к пониманию единства его формы и содержания, и в то же время определяет характеры героев и их оценку народными сказителями. Но не менее важно развивать   такой   элемент   читательского   восприятия,   как   эмоциональный отклик на поступки героев, помочь представить прямое выражение эмоций как   осмысленную   нравственную   позицию.   Ученик­читатель   должен включаться в творческий процесс, когда прочитанное произведение служит толчком   к   пробуждению   творческого   воображения.   Например,   после изучения   русских   народных   сказок   ученикам   могут   быть   предложены следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное   словесное   рисование,   составление   киносценария   по   наиболее 4интересному,   важному   эпизоду,   инсценирование   части   произведения, домысливание   сюжета.   Все   эти   формы   ставят   ученика   "внутрь" художественного   произведения,   позволяют   понять   и   принять   (или   не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если   нужно,   то   и   скорректировать   свою   точку   зрения   с   точкой   зрения народа.         Интересным   и   нужным,   на   мой   взгляд,   является   и   сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей. Серьезные учебные задачи можно решить с помощью дидактических игр.   Например,   итоговый   урок   по   русским   народным   сказкам   с занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями. Разминка: 1. «Сказочная география» Команды отвечают на вопросы: 1. Где стоит избушка на курьих ножках? 2. На   какой   речке   сражался   Иван   ­   крестьянский   сын   со   змеями­ чудовищами? 3. Какие реки текут по сказочной стране? 4. Какие у них берега? И т.д. 2. «Чей это транспорт?» (Например, гуси­лебеди, ступа, ковер­самолет и т.д.) 3. «Перекрестная   перестрелка».   Команды   отвечают   на   вопросы, которые придумали дома. (Не менее 5 вопросов на определенную тему) 4. Лото   «Идеальная   пара».   Обеим   командам   даются   одинаковые наборы   карточек,   на   которых   написаны   определяемые   слова   и постоянные   эпитеты.   Надо   собрать   лото,   подобрав   к   слову постоянный эпитет. 5. «Бюро   находок».   Надо   разыскать   владельцев   вещей,   которые поступили   в   бюро   находок   (скалочка,   коса,   репа,   пшеничные колоски, топор и т.д.). 6. Игра   «Узнайте   героя   сказки   по   описанию   и   представьте   его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо   вспомнить   любой   другой   эпизод   с   его   участием   и представить   героя   в   любом   жанре:   инсценировке,   пантомиме, балете. 7. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана­царевича,   а   вторая   команда   –   Василису   Прекрасную   и 5Иванушку­дурочка.   Все,   что   надевается,   надо   назвать.   Задание дается на время. В пробуждении чувства Родины самый верный помощник –  классическое искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и  Достоевского. Есенина и Рубцова.  Произведения, изучаемые в 5­7 классах,  формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности,  любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с  фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного  творчества, о былинных героях как выражении национального  представления о героях.  Анализируя репродукцию картины В.М.Васнецова  «Богатыри» в 6 классе, говорю о том, что героев объединяет любовь к  родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси,  защищать или не защищать ее. Древнерусская литература продолжает тему.  Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с народными  идеалами и т. д.  Тему   «малой   родины»   продолжаю   при   закреплении   темы «Словообразование» в 6­м классе. В   качестве   творческого   задания   предлагаю   сначала   подобрать   слова   с корнем   –род­,   а   затем   составить   небольшой   рассказ   о   своей   деревне, используя подобранные слова. При организации внеурочной работы, также учитывается воспитательный момент. Ежегодно   ко   Дню   освобождения   Гостилиц,   ко   Дню   Победы   с   ребятами школы организовываем встречу с ветеранами, проводим уроки мужества, к проведению   которых   ребята   готовят   стихи   и   песни   о   Великой Отечественной войне. Благодаря проводимым мероприятиям ребята узнали о   наиболее   известных   событиях   Великой   Отечественной   войны,   многое узнали о поэтах, воевавших и писавших во время войны трогательные стихи, познакомились   с   историей   создания   военных   песен.   Все   это   произвело сильное  впечатление на  ребят, и ,надеюсь, оставило  глубокий  след в их душах. Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на  уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще  ждет впереди… и не беда, если выпускник школы, не собирающийся стать  профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от  сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию  нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России.   6