Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и
литературы.
Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и
понятным, иным – легким, и тем понятнее и легче
кажется оно, чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически.
К.Д.Ушинский
Воспитательный потенциал курса русского языка и литературы как
части общего среднего образования опирается на нормативноправовую
базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании».
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к
воспитательной деятельности в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях, где среди важнейших названа задача
патриотической направленности, «воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье».
Тема нравственности и патриотизма ныне актуальнейшая тема для нашей
страны.
Нравственность
-и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми
руководствуется человек, этические нормы; правила
поведения, определяемые этими качествами.
Патриотизм
-а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу.
Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные
качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину.
Любовь надо воспитывать.
Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной
системе работы.
Цель моей системы создание условия для развития патриотически
и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского
языка и литературы.
Для достижения поставленной цели мною были определены
воспитательных задачи:
1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско
патриотические и нравственные качества учащихся.
2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к
людям,
ко всему живому, милосердие, доброту, способность к
сопереживанию, развивать творческое мышление.
13. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность
родной деревне.
Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи
реализую через:
содержание основного учебного материала (Только при условии
овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о
воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного
научного мировоззрения, патриотических убеждений ,гражданской позиции,
нравственного сознания, общей культуры.
организацию учебновоспитательного процесса (Наряду с урочной
системой занятий использую другие формы обучения и воспитания,
коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные
на стимулирование творческой гражданскопатриотической активности
школьников, развитие самостоятельного мышления, гражданственности,
нравственных качеств личности, эстетической культуры.)
воспитательным примером должен быть сам учитель.
(на собственном примере).
Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь,
над какими направлениями нравственного становления и духовного роста
необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается
дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении
друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою,
бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению
окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и
глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И
многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания,
неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной
ситуации.
Как же достучаться до души каждого ребенка, избежав
назидательства, бесконечных нравоучений, подавления личности?
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и
остается слово – слово учителя. Отдельными моментами опыта работы в
этом направлении и хотелось бы поделиться.
В 5 классе изучается сказка Антуана де СентЭкзюпери «Маленький
принц». Ее текст использую и на уроках русского языка. Приведу фрагмент
урокаобобщения изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.
Это произведение написано для взрослых. Но читать его интересно в любом
возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не
увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». –Ребятам задаются вопросы:
Разве сердце может быть зрячим?
А мы удивляемся этому? Кто объяснит смысл этих слов? А как
удалось автору так образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе
2повторяются сведения о прямом и переносном значении слова.)
А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе
за всех, кого приручили». Попробуем понять их смысл.
Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с
Лисом. И Лис ему говорит:
Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
Надо запастись терпением, ответил Лис.
(Диалог записан на доске.)
Ребята отвечают на вопросы:
Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по
отношению друг к другу, быть ответственным за друга?
Возвращаемся к предложению. Здесь много местоимений. И это не
случайно. Ребята определяют их разряды и думают, как такой подбор
местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за
всех, кого приручил.
(Возможный вариант объяснения)
«Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей
ответственности. Местоимениевсех прямо указывает на других людей,
близких тебе, а относительное местоимение (вспомним его роль в
предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих близких».
Решив, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость
,подбираем синонимы к этим словам, определяем по словарю значение
каждого из них, составляем свой «Словарь дружбы!»
(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание,
такт, внимание, заботливость, сочувствие, нежность.)
Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!
В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку
об умении дружить . Но обязательное условие – использовать местоимения
всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе.
Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из
ближайших астероидов. (Посмотрим сразу в словаре значение этого слова.)
Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил
Маленькому принцу остаться у него. Вот как это было, зачитываем ранее
записанный диалог. А чтобы понятен стал записанный диалог, расставим
знаки препинания.
Останься, я назначу тебя министром юстиции.
Но ведь здесь некого судить!
Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Себя судить куда
труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит
ты поистине мудр.
Очень часто сталкиваюсь с тем, что ребята активно проявляют
3нетерпимость к недостаткам и поступкам товарищей, наперебой осуждают
друг друга. А самокритика, самоанализ пока им недоступны. Вот и стараюсь
помочь им обратить внимание на свое поведение. Объясняю в доступной
форме, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни
человека. Отвечаем на вопрос, почему себя труднее судить, чем других.
Изучая тему «синонимы» пользуемся рассказом Куприна «Чудесный
доктор». Выяснив, что тема этого произведения сочувствие к людям
,предлагаю задание: подобрать синонимы к слову сочувствие с приставкой
–со.
Литература выделяется в системе школьных предметов, так как не
только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и
помогает их нравственному становлению, приобретению моральных,
жизненных этических принципов. Почему это происходит? Литературные
произведения – это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме
устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и
на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров.
И одна из важнейших целей литературного школьного образования – помочь
ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в
произведениях русской и зарубежной литературы.
Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с
изучения фольклора. Фольклорные произведения из глубины веков доносят
до читателей народные представления о таких важных этических
категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и
предательство, отвага и трусость и многое другое. Например, читая русские
народные сказки, ребята должны понять, какие моральные качества
сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки
наказывает. Задача учителя – направить анализ текста сказки на выяснение
авторской (народной) позиции по отношению к событиям и героям,
привлекая при этом такие литературоведческие понятия (уже знакомые и
вводящиеся впервые) как жанр, композиция, сюжет, постоянные эпитеты,
сравнения, олицетворения. Таким образом, учитель начинает подготовку
учащихся к целостному восприятию художественного произведения, к
пониманию единства его формы и содержания, и в то же время определяет
характеры героев и их оценку народными сказителями. Но не менее важно
развивать такой элемент читательского восприятия, как эмоциональный
отклик на поступки героев, помочь представить прямое выражение эмоций
как осмысленную нравственную позицию. Ученикчитатель должен
включаться в творческий процесс, когда прочитанное произведение служит
толчком к пробуждению творческого воображения. Например, после
изучения русских народных сказок ученикам могут быть предложены
следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика,
устное словесное рисование, составление киносценария по наиболее
4интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения,
домысливание сюжета. Все эти формы ставят ученика "внутрь"
художественного произведения, позволяют понять и принять (или не
принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а
если нужно, то и скорректировать свою точку зрения с точкой зрения
народа.
Интересным и нужным, на мой взгляд, является и сопоставление
русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что,
несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все
сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.
Серьезные учебные задачи можно решить с помощью дидактических
игр. Например, итоговый урок по русским народным сказкам с
занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями.
Разминка:
1. «Сказочная география»
Команды отвечают на вопросы:
1. Где стоит избушка на курьих ножках?
2. На какой речке сражался Иван крестьянский сын со змеями
чудовищами?
3. Какие реки текут по сказочной стране?
4. Какие у них берега? И т.д.
2. «Чей это транспорт?»
(Например, гусилебеди, ступа, коверсамолет и т.д.)
3. «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы,
которые придумали дома. (Не менее 5 вопросов на определенную
тему)
4. Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые
наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и
постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову
постоянный эпитет.
5. «Бюро находок». Надо разыскать владельцев вещей, которые
поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные
колоски, топор и т.д.).
6. Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его».
Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя.
Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и
представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме,
балете.
7. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде
выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для
нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и
Иванацаревича, а вторая команда – Василису Прекрасную и
5Иванушкудурочка. Все, что надевается, надо назвать. Задание
дается на время.
В пробуждении чувства Родины самый верный помощник –
классическое искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и
Достоевского. Есенина и Рубцова. Произведения, изучаемые в 57 классах,
формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности,
любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с
фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного
творчества, о былинных героях как выражении национального
представления о героях. Анализируя репродукцию картины В.М.Васнецова
«Богатыри» в 6 классе, говорю о том, что героев объединяет любовь к
родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси,
защищать или не защищать ее. Древнерусская литература продолжает тему.
Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с народными
идеалами и т. д.
Тему «малой родины» продолжаю при закреплении темы
«Словообразование» в 6м классе.
В качестве творческого задания предлагаю сначала подобрать слова с
корнем –род, а затем составить небольшой рассказ о своей деревне,
используя подобранные слова.
При организации внеурочной работы, также учитывается воспитательный
момент.
Ежегодно ко Дню освобождения Гостилиц, ко Дню Победы с ребятами
школы организовываем встречу с ветеранами, проводим уроки мужества, к
проведению которых ребята готовят стихи и песни о Великой
Отечественной войне. Благодаря проводимым мероприятиям ребята узнали
о наиболее известных событиях Великой Отечественной войны, многое
узнали о поэтах, воевавших и писавших во время войны трогательные стихи,
познакомились с историей создания военных песен. Все это произвело
сильное впечатление на ребят, и ,надеюсь, оставило глубокий след в их
душах.
Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на
уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще
ждет впереди… и не беда, если выпускник школы, не собирающийся стать
профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от
сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию
нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без
этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России.
6