НРАВСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нравственное и социальное обучение тесно взаимосвязаны друг с другом. Ведь обучение навыкам межличностного общения как одна из главных задач социального обучения требует приви¬вать ученикам такие нравственные установки, как искренность, откровенность, правдивость, честность, справедливость и т.д. Двигательная активность как деятельность, подчиняющаяся установленным правилам и нормам, налагает на ее исполнителей определенные ограничения, не отнимая у них целиком свободы действий. Спорт и игра занимают довольно своеобразное положе¬ние между свободой и ограничениями, подчиняясь предъявляе¬мым к ним нравственным требованиям.
Иконка файла материала НРАВСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ.doc
НРАВСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ   как   искренность, Нравственное   и   социальное   обучение   тесно   взаимосвязаны   друг   с   другом. Ведь  обучение   навыкам   межличностного   общения   как   одна   из   главных   задач социального   обучения   требует   прививать   ученикам   такие   нравственные установки,   честность, справедливость   и   т.д.   Двигательная   активность   как   деятельность, подчиняющаяся установленным правилам и нормам, налагает на ее исполнителей определенные ограничения, не отнимая у них целиком свободы действий. Спорт и   игра   занимают   довольно   своеобразное   положение   между   свободой   и ограничениями, подчиняясь предъявляемым к ним нравственным требованиям.   откровенность,   правдивость, Насколько   нравственность   определяет   характер   спортивных   и   игровых действий,   можно   судить   не   только   по   тому,   что   перед   преподаванием физкультуры   ставятся   этические   цели,   но   и   по   тому   обстоятельству,   что существование специфически спортивной этики, свода спортивных нравственных норм   свидетельствует   о   тесной   родственной   связи   между   моралью, нравственностью,   этикой,   спортом   и   игрой.   Игра   и   спорт   —   это   области человеческой деятельности, в основе которых лежит нравственное поведение. Нравственность и связанный с ней определенный "дух", образ мыслей и чувств, пользующийся   всеобщим   уважением,   присущи   спорту   не   как   некий   внешний атрибут,   а   как   элементарные   и   необходимые   предпосылки.   Следствием   этого явилось   огромное   множество   своеобразных   кодексов,   где   перечисляются присущие спорту добродетели, основным неотъемлемым компонентом которых является   принцип   честности,   честной   игры,   честного   соревнования   как выражение   определенной   нравственной   позиции.   Не   меньшей   популярностью пользуются   и   такие   нравственные   качества,   как   порядочность,   лояльность, ответственность,   совестливость   и   т.п.   Обобщая   сказанное,   можно   сделать вывод: чтобы участвовать в спортивном состязании или в игре, человек должен обладать   моральными   качествами,   которые   вырабатываются   в   процессе соответствующего   обучения.   Спортивные   качества   зависят   от   нравственной подготовки спортсмена. И   здесь   мы   снова   сталкиваемся   с   очень   традиционным   аргументом.   Ведь представления   о   моральном   "достоинстве"   спорта   имеют   весьма   давнюю историю, в прошлом у них было немало выдающихся сторонников. Например, еще в 1818г. Ян и Айзелен в своих "Общих законах гимнастики" наметили очень высо­ кий уровень моральных требований:... 3. Ни один гимнаст не должен проявлять свое недовольство, враждебность и неприязнь, испытываемые им по отношению к тому или иному сотоварищу по гимнастике, во время гимнастических занятий и на гимнастической площадке; каждый должен делать только одно — заниматься гимнастическими   упражнениями   —   и   делать   это   в   мирном,   радостном   и дружеском расположении духа. 4. На гимнастической площадке нужно забыть о ненависти   и   злобе;   нельзя   помнить   об   этом,   ни   входя   на   гимнастическую площадку, ни покидая ее, равно как по дороге на занятия". Хотя такие "законы" и правила подвергаются постоянным изменениям, в силу чего они и передаются по традиции из поколения в поколение, две вещи остались неизменными: во­перных, игра и спорт, как и прежде, нуждаются в моральном обосновании, без чего ими просто невозможно заниматься, и во­вторых по­прежнему остается незыблемымтребование, согласно которому, эти моральные принципы, нравственные аксиомы необходимо усваивать в процессе обучения. Учитель физкультуры, если он на самом деле всерьез воспринимает стоящую перед   ним   задачу   выполнять   роль   "помощника'   в   нравственном   развитии учеников,   должен   познакомиться   с  теориями  нравственного   поведения,   в результате   чего   он   неминуемо   столкнется   с   фундаментальными   нравственно­ педагогическими и нравственно­философскими проблемами, которые в конечном счете   сводятся   к   вопросу,   сформулированному   еще   Сократом   —   можно   ли научиться добродетели? В   нашем   веке   Пиаже   был   первым   (1932),   кто   приступил   к   интенсивному изучению этой проблематики. Вот уже более десяти лет ведущей фигурой среди ученых, обсуждающих эти вопросы, является специалист по социальной психоло­ гии   Л.Колберг.   Опираясь   на   работы   Дьюи   и   в   первую   очередь   Пиаже,   он   в настоящее   время   является   крупнейшим   специалистом   в   международном масштабе в области нравственного воспитания и развития. По   аналогии   со   стадиальной   моделью   когнитивного   развития,   созданной Пиаже, Колберг разрабатывает "когнитивистский" эволюционно­психологический подход к проблеме нравственного развития, перешагивая границы, намеченные Пиаже. По   Колбергу,   нравственное   развитие   происходит   поэтапно,   стадиально, причем   эти   стадии   отличаются   друг   от   друга   не   только   в   качественном отношении,   образуя   в   каждом   отдельном   случае   единое   целое,   некое самодовлеющее   единство,   но,   и   сменяя   одна   другую,   они   образуют   цепь необратимой   последовательности,   обретая   культурно­инвариантный, универсалистский характер. Стадии нравственного сознания образуют систему иерархических   отношений,   что   дает   Колбергу   основание   представлять   себе нравственное   развитие   как   процесс,   развивающийся   от   низших   уровней   к высшим.   Целью   его   является   обдуманное   и   целенаправленное   развитие нравственных   качеств   —   процесс,   согласно   интерпретации   Колберга, совершенно "естественный". О "естественном" нравственном развитии Колберг говорит потому, что это оно осуществляется   стадиально,   в   виде   последовательно   сменяющих   друг   друга этапов, продвигаясь вперед вне зависимости от каких­либо культурных влияний. Нравственное суждение есть способность оценивать на основе определенных принципов те или иные действия как хорошие и справедливые. Хотя   и   допуская   некоторые   неточности   и   сдвиги   в   своей   схеме,   Колберг различает шесть основных стадий нравственного  развития,  осуществляющегося на   трех   основных уровнях — каждый уровень, по Колбергу, насчитывает две стадии. Первым он описывает преконвенциональный уровень, свойственный развитию детей до девяти лет, некоторых подростков и очень немногих взрослых. На этом уровне   действия   человека   носят   эгоцентрический   характер,   поскольку   он   не придает значения точке зрения других людей, соблюдая и выполняя определен­ ные   правила.   Над   преконвенциональным   уровнем   возвышается   свойственный большинству молодых людей и взрослых конвенциональный уровень, на котором "правила соблюдаются  и требования удовлетворяются просто потому, что это правила, условия и требования, диктуемые обществом".Третий и последний уровень Колберг называет постконвенциональный — его достигают   некоторые   взрослые   старше   20   лет.   Нравственность   как   добро заключается   здесь   в   понимании   и   признании   общественных   норм.   При   этом принятие   этих   норм   основывается   на   признании   тех   общих   нравственных принципов, которые образуют фундамент общественных норм. При конфликтах общих социальных и нравственных принципов с определенными общественными требованиями,   меняющимися   в   зависимости   от   общественной   ситуации, индивидуум   ориентируется   на   принципы   и   не   идет   на   поводу   у   социальных условностей. Люди признают универсальную нравственную систему принципов, соблюдать которые они обязываются из внутреннего убеждения. Вновь   приближаясь   к   исходному   пункту   наших   рассуждений,   мы   можем считать доказанным следующее — нравственное развитие и связанные с ним процессы обучения связаны с когнитивным развитием, но обладают собственной, только   им   присущей   спецификой.   Хотя   способность   выносить   нравственные оценки обусловлена развитием когнитивных, умственных способностей, однако нравственное   развитие   обладает   своей   "формально­структурной   основой, существующей параллельно со структурной основой когнитивного развития". Поскольку нравственное обучение связано с изучением правил, оно обладает для исследователя неоспоримой притягательной силой, побуждая его на основе этого   материала   заняться   оценкой,   описанием   и   объяснением   проблем, связанных с педагогикой спорта. В той степени, в какой правила делают спорт тем,   что   он   есть,   нравственное   обучение   должно   стать   необходимым компонентом   спортивно­педагогического   понятия   "обучение".   Стадиальная теория Кол­берга задумана таким образом, что из нее может извлечь пользу для себя и учитель физкультуры, ибо она дает ему одну из возможностей, своего рода путеводную нить, позволяющую оценивать уровень нравственного развития учеников. Кроме того, положения этой теории могут служить критерием, опреде­ ляющим характер процессов нравственного обучения. Однако   нельзя   не   замечать   того   факта,   что   универсалистская   теория Колберга также подвергается критике. Например, Хорнштайн задает, адресуясь к   Колбергу,   несколько   весьма   содержательных   вопросов,   касающихся педагогической практики: "Могут ли шесть стадий нравственного развития, в той форме, как   их   описал   Колберг,   служить   едиными   критериями, на основе которых   конкретные   дети   будут   выносить   свои   нравственные   суждения   и оценки..?   Не   меньше   трудностей   связано   с   проблемой   той   линии   поведения, которую  должен  при этом  избрать  учитель. Может  ли он —  и  должен ли — воспринимать   тот  или   иной   факт   или   явление,   нуждающееся   в   нравственной оценке, не субъективно, не сквозь призму собственных пристрастий, симпатий и антипатий?   Может   ли   он   совместить   свои   взгляды,   свой   образ   мыслей   с представлениями   и   взглядами   учеников   так   же   гибко,   как   того   требует созданная Колбергом  модель развития,  включающая шесть стадий?". Вопросы   Хорнштайна   показывают,   что   стадиальная   модель   Колберга   не может   дать   практическому   работнику,   в   том   числе   и   специалисту   в   области педагогики спорта, надежных практических рекомендаций, не может являться для него руководством к действию. В чем, однако, этой теории нельзя отказать, так   это   предпринятая   ею   смелая   попытка   пролить   свет   на   проблемы нравственного   обучения,   столь   часто   остающиеся   "скрытыми"   от   глаз наблюдателей,   причем   нравственное   обучение   является   всего   лишь   одним   из моментов   развития  личности   и   обучения   вообще.  Нравственное   обучение,   какубедительно показали Пиаже, Колберг и другие, неразрывно связано с когни­ тивным   обучением.   Для   обоснования   относительно   "полного*   спортивно­ педагогического   понятия   "обучение"   необходимо   использовать   данные   теорий нравственного обучения. Первый, правда довольно нерешительный шаг в этом направлении в педагогике спорта сделал Ландау. Можно   сделать   следующий   вывод:   поскольку   обучение   спортивным двигательным   навыкам   и   умениям   невозможно   без   нравственного   обучения, осуществляемого в ходе обучения учеников правилам и нормам, существующим в спорте, обучение двигательным навыкам приобретает когнитивный характер, так сказать,   "участвует"   в   когнитивных   процессах,   в   силу   чего   обучение двигательным навыкам и умениям в широком смысле слова также представляет собой когнитивный учебный процесс. НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПО Э. КОЛБИ И Л. КОЛБЕРГУ УРОВЕНЬ И СТАДИЯ УРОВЕНЬ I ­ ПРЕКОНВЕН ­ ЦИОНАЛЬН ЫЙ Стадия 1­я гетерономна я нравственно сть СОДЕРЖАНИЕ СТАДИИ   ЧТО ПРАВИЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ Соблюдать   правила, нарушение   которых грозит   наказанием; послушание как   самостоятельная не ценность; причинять   людям   или вещам никакого физического ущерба     ПРИЧИНЫ ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО Стремление избежать наказания подчинение власти авторитетов    и ВЗГЛЯД   НА   СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Эгоцентрическая точка зрения Ребенок   не   учитывает   интересы других людей или не сознает, что они отличаются от его интересов, или   же   он   не   связывает   друг   с другом   две   различные   точки зрения. Действия оцениваются по чисто внешним признакам, а не по стоящим   за   ним   мотивам   и намерениям.   Собственный   взгляд на   вещи   отождествляются   с точкой   зрения   авторитетной инстанцииСтадия   2­я индивидуали зм, понимание цели   взаимный обмен и УРОВЕНЬ II­ КОНВЕНЦИ О­ НАЛЬНЫЙ Стадия   3­я взаимные ожидания, и связи межличност ное согласие     точка Конкретно­ индивиндуалистическая зрения  Ребенок понимает, что различные индивидуальные интересы приходят   в   столкновение   друг   с другом, поэтому справедливость – понятие   относительное   конкретном смысле) индивидуальном     Стремление удовлетворить свои потребности   и интересы, причем признается,   что у   других   людей тоже   имеются определенные интересы   Следовать   правилам, но   только   в   том   если   это случае, служит чьим­то непосредственным интересам; удовлетворять собственные   интересы и   потребности   и других побуждать делать     же.   что Правильно   то, справедливо,   что позволяет осуществить равноценный   обмен, сделку или соглашение   то       Соответствовать ожиданиям,   которые близкие   люди   или люди вообще связывают   со   мной, как исполнителем определенной   роли (сын, брат, друг и т.д.). «Быть хорошим» важно   —   это   значит, что   нужно   иметь честные   намерения   и заботиться   о   других. Это   означает   также, что человек поддерживает связи с другими людьми, испытывая   к   ним доверие, лояльность и благодарность,   умея ценить их усилия       Точка   зрения   индивидуума, поддерживающего   связи   с другими индивидуумами  Человек   сознает   коллективные чувства,   мнения   и   ожидания, преимуществом обладающих перед   индивидуальными интересами. помощью «конкретного   золотого   правила» он   увязывает   различные   точки зрения,   ставя   себя   в   положение другого человека, Но обобщенное, «системное»   видение   мира   ему пока еще недоступно   С         Требование в 1.  выглядеть собственных глазах   и   в глазах   других людей   "хорошим парнем". 2. Симпатия к другим людям 3. Вера в "золотые правила" общежития.     4. Желание обладать правами   авторитетом, оправ­ дывающими стереотипное "хорошее" поведение иСтадия   4­я социальная система   и совесть УРОВЕНЬ III­ ПОСТКОНВ ЕНЦИО­ НАЛЬНЫЙ ИЛИ ОРИЕНТИРУ ЮЩИЙСЯ НА ПРИНЦИПЫ Стадия   5­я общественно го   договора или общественно й полезности; индивидуаль ных прав     Выполнять   взятые   не себя обязанности, Необходимо соблюдать   законы,   за исключением тех экстраординарных случаев,   когда   они противоречат   другим обязательствам, установленных обществом.   Право находиться  на службе общества,   социальной группы или института      Осознание   факта,   что люди отстаивают множество   различных мнений   и   ценностей, что большинство ценностей   и   норм носит   специфический характер, свойственный определенной социальной   группе. Эти   "относительные" правила следует выполнять, руководствуясь интересами справедливости, а также потому, что они являются плодом общественного       Чтобы обеспечить функционирован ие   социального института, избежать разрушения системы, руководствуясь принципом,   что «так   поступил бы каждый», или сделает   это   по зову   совести, напоминающих о взятых   на   себя обязательствах  1. Чувство долга по   отношению   к закону на основе заключенного   в результате общественного договора соглашения   о том,   что   законы должны создаваться   и выполняться   на благо   и   для защиты   прав всех   людей.   2. Чувство добровольной, установленной на свободной основе     с Человек   делает   различие   между общественной   точкой   зрения   и межличностными представлениями   и   мотивами, связанными одним индивидуумом Он   воспринимает   точку   зрения системы, устанавливающей роли и правила.   Он   рассматривает индивидуальные   связи   как отношения   составными   частями системы     Точка   зрения   подчиненная интересам общества Точка   зрения   рационально мыслящего индивидуума, имеющего полное представление о существовании   ценностей   и  прав, более   важных,   чем   социальные обязанности и установления. Усвоение других различных точек зрения   на   основе   механизмов социального согласия, предусматривающего непредвзятое отношение к мнению других,   и   благодаря   умению изменять   собственные   взгляды. Такой   человек   учитывает   как нравственную, так и юридическую сторону   дела,   он   признает,   что порой вступают в противоречие и умеет их интегрироватьНо договора. определенные абсолютные   ценности,  жизнь  и такие   как, свобода  должны уважаться   в   любом обществе   независимо от мнения большинства     к договоренности, привязанности  к семье, поддержание дружеских отношений, проявление доверия людям, выполнение своих   трудовых обязанностей. 3. Заинтересованн ость   в   том, чтобы   права   и обязанности людей распределялись на основе рационального общей учета   в пользы соответствии   с дивизом: ! Наибольшая польза наибольшего числа людей!  для         Стадия   6­я универсальн ых этических принципов Вера рационально мыслящего человека   в   силу универсальных нравственных принципов   и чувство   личной ответственности за их соблюдение               Следовать самостоятельно избранным   этическим принципам. Конкретные   законы или общественные установления   имеют силу постольку, поскольку   опираются на эти принципы. Если законы   попирают   эти принципы, следует поступать   согласно принципам.   Это универсальные принципы справедливости,   гла­ сящие   —   все   люди     Нравственная   точка   зрения которую опирается общественный   Это   мировоззрение порядок. рационально мыслящего индивидуума,   признающего   суть нравственных убежденного, что каждый человек имеет   свои   собственные   цели   и требует   к   себе   надлежащего отношения началимеют   равные   права, необходимо   уважать достоинство личности