НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

...Главные условия, необходимые для нормального разви¬тия ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении... Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ¬ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Иконка файла материала НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.doc
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ...Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со  –  чистота,   сдержанность,   деятельная   жизнь   как   в стороны   матери, умственном, так и в физическом отношении... Цель воспитания  –  содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно   только   этому   содействовать   и   не   мешать,   чтобы   он   сам   в   себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом. Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни:  1)  чистота,  2)  последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и  4)  признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием   за   ним   права   личной   неприкосновенности.   Цель   всякого воспитания – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии предвидеть   последствия   своих   действий   и   отношений   к   другому   лицу, выяснять   себе   причинную   связь   наблюдаемых   им   явлений   и   творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая муд­ рость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек   в   состоянии   сам   выработать   свою   мысль   и   сам   ее   применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия челове­ ка, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества. Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в кото­ ром   он   находится;   точно   так   же   его   идейность   должна   содействовать возможности   идеализировать   общество,   ближнего   и   даже   дело,   которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требу­ ет непременно идеализации того, к чему она относится... Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во   время   семейной   жизни   ребенок   повторением   действий   окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим.   Всякое   произвольное   действие   имеет   характер   случайности   и производится  под влиянием  чувства  и поэтому  обыкновенно резко и даже грубо.  Чтобы   действовать   с   большим   сознанием,  необходимо   обсуждать   ивыяснять   подмечаемое,   приводя,  по   возможности,   в   причинную   связь   пос­ тавленное требование и то, что его вызвало. Обыкновенно   говорят,   что   ребенок   должен   слушаться   и   исполнять, рассуждать   он   будет   после.   Здесь,   однако   же,   имеет   значение   такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые.   так   будем   действовать   и   впоследствии.   Как   все   изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без   отвлеченного   мышления   невозможны   волевые   отправления   человека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. ...Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соот­ ветственные же действия со стороны окружающих. Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него появился, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не вы­ годна,   это   не   будет   рассуждение   над   явлениями,   подмечаемыми   самим ребенком, а только случайное произношение слов и мало сознательное и даже поверхностное   отношение   к   делу.   Такой   болтливости   никогда   не   следует поддерживать   у   ребенка.   Причина   такого   явления   обыкновенно   пустая болтовня   взрослых   и   неумение   обращаться   и   говорить   с   ребенком.   В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени   для   пустой   болтовни.   Только   когда   ближайший   ребенку   человек освобождается   от   работы,   он   обращается   к   нему   для   выяснения   своих сомнений   и   получает   краткий   и   простой   ответ.   Соответственно   с   этим   и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом уже   обращается   для   проверки   или   для   выяснения   их   к   окружающим.   Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается. ...Последовательность   в   отношении   слова   к   делу   при   обращении   с ребенком   составляет   очень   существенное   требование   при   семейном   его воспитании.   Необходимо   помнить,  что   ребенок   является   на   свет   только   с известной  степенью энергии организма.  Органы его  активной  деятельности только   намечены   и   далеко   еще   не   развиты,   они   должны   постепенно развиваться   по   мере   их   приспособления   к   работе.   Проявления   ребенка первоначально   исключительно   имитационные;   вместе   с   этим   он   при посредстве   своих   вопросов   узнает   условное   значение   произносимых   им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и припосредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе   критерий   для   своих   действий.  Если   ребенок   подмечает,   что   никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия,   его   действия   будут   случайны,   шатки,   никаким   серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем­либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову... Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же   как   и   речь   ребенка.   Можно   говорить   с   ребенком,   приспособляясь   и повторяя   те   неправильные   и   мало   артикулированные   звуки,   которые   он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих действиях, за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдивости среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и который к нему проще всего относится. Стоит только отталкивать   ребенка,   если   он   высказывает   подмеченные   им   явления,   и   не обращать его внимания на последовательность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в при­ вычку,   от   которой   потом   он   не   скоро   отделается.   Необходимо   твердо помнить,   что   на   ребенка   главным   образом   влияет   дело,   а   не   слово;   он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит.   Повторяя   то,   что   на   деле   он   кругом   себя   замечает,   он   из   этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все   это   указывает   на   то,   насколько   существенна   для   ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни. ...Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже   очень   существенно,   а   на   это   обращают   обыкновенно   слишком   мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребенок – их достояние,   их   собственность,   с   которой   они   могут   поступать   совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и   ничего   подобного   допустить   нельзя,   раз   только   родители   обязаны содействовать   развитию   человека.   Обязанность   эта   истекает   из   их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству. Чем более человек образован, чемболее владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребенку, идеализируя   в   нем   человека.   С   образом   человека   непременно   связано признание   его   личности   и   его   неприкосновенности,   но   к   этому   человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое от­ ношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием   отношение   к   людям   становится,   несомненно,   более внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного   периода   развития   ребенка.   Нужно   видеть   ребенка,   которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том,   насколько   он   чутко   относится   к   людям   и   как   близко   он   принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более   способен   к   образованию.   Это   совершенно   понятно:   к   нему   всегда относились   с   полным   вниманием,   он   не   знал   никаких   оскорблений   и связанного   с   ними   угнетения,   он   сохранил   такую   энергию,   при   которой должен   быть   очень   впечатлительным   ко   всему,   что   на   него   влияет   или возбуждает,   он,   следовательно,   очень   наблюдателен,   а   при   такой   наблю­ дательности он легко набирает жизненный опыт... Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда  относиться  к  ребенку, с  первого  дня  появления его  на свет, как  к человеку,   с   полным   признанием   его   личности   и   неприкосновенности   этой личности. ...Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать все окружающее   его   и   повторять   то,   что   соответствует   его   силам   и   уменью, привык сам рассуждать над тем материалом, который набрал своим наблю­ дением, и этим развил свою способность мыслить, если никто не сбивал его в усвоении   критерия   правды,   –   только   тогда   при   наступлении   периода возмужалости он является более подготовленным, так что в состоянии спра­ виться   с   тем   новым   возбудителем,   который   у   него   является.   Он   сам отыскивает себе какое­либо любимое дело и отдается ему всей своей молодой и живой душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому человеку и подвергать его насильственным действиям и отнимать у него то, что   ему   лично   в   это   время   почему­либо   особенно   дорого.   Будет   ли   он зачитываться книгами, не отнимать у него эти книги, будет ли он увлекаться тем или другим искусством, техническими работами, не препятствовать ему заниматься   этим   делом   и   дать   ему   возможность   развернуть   свои   силы соответственно   его   способностям.   Точно   так   же   не   следует   мешать   его попыткам   писать,   заниматься   литературным   трудом,   поэтическими произведениями, не отнимать у него такие произведения и не преследовать его за это, точно так же не восхищаться его произведениями и не придавать им несоответственного значения. Если же он заинтересуется каким­либо от­ делом естественных наук и если его занятия не состоят только в бесцельномубивании   животных   или   бессмысленном   собирании   коллекций   наравне   с собиранием старых марок, то необходимо не только не препятствовать этому, но, напротив, поддержать его в этом по силе возможности...