...Главные условия, необходимые для нормального разви¬тия ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении...
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ¬ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
...Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со
– чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в
стороны матери,
умственном, так и в физическом отношении...
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося
своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью
и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а
можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе
выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и
стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании
ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в
отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в
действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание
личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным
признанием за ним права личной неприкосновенности. Цель всякого
воспитания – содействовать развитию разумного человека, который был бы в
состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии
предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу,
выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески
предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая муд
рость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда
человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять.
Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия челове
ка, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны,
что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить
ее до художественного изящества. Мудрость человека должна показать ему
узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы
подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в кото
ром он находится; точно так же его идейность должна содействовать
возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым
человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требу
ет непременно идеализации того, к чему она относится...
Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность
его действий является существенным требованием при воспитании человека.
Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих
слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это
время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к
другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и
производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже
грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать ивыяснять подмечаемое, приводя, по возможности, в причинную связь пос
тавленное требование и то, что его вызвало.
Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять,
рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое
психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать
впервые. так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое
усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также
только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а
без отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека.
Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его
жизни. ...Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в
своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы
постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком
случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соот
ветственные же действия со стороны окружающих.
Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у
него появился, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые
он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не вы
годна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим
ребенком, а только случайное произношение слов и мало сознательное и даже
поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует
поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая
болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В
деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет
времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек
освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих
сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и
ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом
уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не
следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под
влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как
придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае,
понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится
рассуждать над тем, что делает и чем занимается.
...Последовательность в отношении слова к делу при обращении с
ребенком составляет очень существенное требование при семейном его
воспитании. Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с
известной степенью энергии организма. Органы его активной деятельности
только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно
развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка
первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при
посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им
звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и припосредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и
то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются
представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает
себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой
последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого
критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным
основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о
чемлибо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это
не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое,
не соответствующее слову...
Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и
усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так
же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и
повторяя те неправильные и мало артикулированные звуки, которые он
произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая
неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это
заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих действиях,
за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно этому
действует. Правдивость ребенка складывается только из правдивости среды,
его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок
всего более привязан и который к нему проще всего относится. Стоит только
отталкивать ребенка, если он высказывает подмеченные им явления, и не
обращать его внимания на последовательность в действиях, которые у него
замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в при
вычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо
помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он
настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые
видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого
вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип.
Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка
последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во
время семейного периода своей жизни.
...Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни
тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало
внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребенок – их
достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно
безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за
молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии
жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно,
и ничего подобного допустить нельзя, раз только родители обязаны
содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их
прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только
свой нравственный долг своему потомству. Чем более человек образован, чемболее владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребенку,
идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано
признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек
приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое от
ношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С
образованием отношение к людям становится, несомненно, более
внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что усвоено во время
семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого
никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в
том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает
всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и
более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда
относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и
связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой
должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или
возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при такой наблю
дательности он легко набирает жизненный опыт...
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны
забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а
всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к
человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой
личности.
...Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать все
окружающее его и повторять то, что соответствует его силам и уменью,
привык сам рассуждать над тем материалом, который набрал своим наблю
дением, и этим развил свою способность мыслить, если никто не сбивал его в
усвоении критерия правды, – только тогда при наступлении периода
возмужалости он является более подготовленным, так что в состоянии спра
виться с тем новым возбудителем, который у него является. Он сам
отыскивает себе какоелибо любимое дело и отдается ему всей своей молодой
и живой душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому
человеку и подвергать его насильственным действиям и отнимать у него то,
что ему лично в это время почемулибо особенно дорого. Будет ли он
зачитываться книгами, не отнимать у него эти книги, будет ли он увлекаться
тем или другим искусством, техническими работами, не препятствовать ему
заниматься этим делом и дать ему возможность развернуть свои силы
соответственно его способностям. Точно так же не следует мешать его
попыткам писать, заниматься литературным трудом, поэтическими
произведениями, не отнимать у него такие произведения и не преследовать
его за это, точно так же не восхищаться его произведениями и не придавать
им несоответственного значения. Если же он заинтересуется какимлибо от
делом естественных наук и если его занятия не состоят только в бесцельномубивании животных или бессмысленном собирании коллекций наравне с
собиранием старых марок, то необходимо не только не препятствовать этому,
но, напротив, поддержать его в этом по силе возможности...