Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В рамках реализации приоритетного национального проекта
«Образование» одним из главных вопросов является переход с 2011–
2012 учебного года всех общеобразовательных учреждений Российской
Федерации на Федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) второго поколения.
Основное новшество нового стандарта – появление внеурочной
деятельности в учебном плане школы. Вицепрезидент Российской
академии образования (РАО) А. А. Кузнецов отметил: «Стандарт
нацелен и на возрождение воспитательной работы. В основе стандарта
лежит концепция духовнонравственного развития,
воспитания
личности гражданина России. Школа должна формировать у своих
учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов
России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию,
умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки,
критическое мышление, толерантность и многое другое».
Для организации внеурочной деятельности используются различные
формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики. Реализуются возможности образовательных
учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,
дополнительного образования детей. Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС
НОО) определены основные направления внеурочной деятельности:
спортивнооздоровительное,
научно
познавательное, военнопатриотическое, общественно полезная и
проектная деятельность.
художественноэстетическое,
Стандарты второго поколения ставят перед российским
образованием новую цель – воспитание, социальнопедагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность занастоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и
культурных традициях многонационального народа России.
На современном этапе развития общества духовнонравственное
воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных
направлений современного образования.
Сегодняшние взгляды на проблему нравственного воспитания
различны, но важность духовности в становлении личности
общепризнанна. Благодаря духовности человеку открывается смысл
жизни, ее многообразие и красота. Гуманизация современного
образования позволяет выделить проблему воспитания духовности как
приоритетную. Воспитание молодого поколения на традиционных
российских ценностях поможет в преодолении кризисных явлений,
охватывающих важные сферы существования современного общества.
Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и
содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние
нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи
развития творческой, самостоятельной, социально активной личности
зависит от определения духовных ценностей, на которых будет
строиться воспитание школьников в учебновоспитательном процессе
современной школы.
Не случайно методологической основой перехода образования на
новый Федеральный государственный образовательный стандарт
является Концепция духовнонравственного образования, в которой
говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным
российским ценностям и традициям, формированию патриотизма,
осознание ценности человеческой жизни.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных
ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному
языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям,
к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной
истории.
Величие народа определяется его духовной культурой.
Понимание своей этнической и национальной принадлежности,
ценностей своей культуры, любовь к Родине – все это начинается с
ближайшего окружения и лишь затем расширяется до
общечеловеческого.Духовнонравственное воспитание в настоящее время в педагогике
чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с
духовными традициями народа. Каждый народ из поколения в
поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное
богатство как наследство старшего поколения младшему. Только
народное воспитание является живым органом в историческом процессе
народного развития, такое воспитание приобретает необычайно
влиятельную силу на формирование национального характера,
национальной психологии человека, на его нравственное становление.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по
новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,
фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам
самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито
веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные
черты характера народа, присущие ему нравственные ценности,
представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с
народным творчеством,
мы приобщаем их к нравственным
общечеловеческим ценностям, обращение к родникам народной
культуры существенно повышает воспитательный потенциал
образовательного процесса. Народная культура как определенный
комплекс знаний, умений и навыков накапливалась по крупицам,
столетиями тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно
закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в
неписаных законах и правилах взаимоотношений с людьми,
окружающим миром, природой.
На протяжении всей жизни любого народа складываются
определённые воспитательные традиции, формируется своеобразная,
цельная система воспитания подрастающего поколения. Справедливо
отмечает академик Г. И. Волков: «Чтобы понять народ, надо узнать его
многовековую традиционную культуру воспитания. Без любви к своей
земле, к своему роду, племени, племенному союзу, без гордости за
историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою
этническую самостоятельность».
Основы народной морали,
закреплённые в традициях и обычаях, фольклоре, этноэтике, постоянно
служили содержанием и программой нравственного воспитания.
Нравственные черты русского народа складывались веками. Важно нерастерять то действительно ценное из опыта поколений, что не потеряло
своей глубинной сути для воспитания подрастающего поколения.
Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках
занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г.
С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В
воспитании современного подрастающего поколения невозможно
обойтись без обращения к опыту народа, так как общественное
сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только
социальноэкономическими условиями тех понятий и идей, которые
выработаны человечеством сравнительно недавно.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из
главных направлений обновления содержания педагогического
процесса. В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с
традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение
детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в
национальных праздниках воспитывают в них духовнонравственные
чувства,
наполняют
эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение,
формируют эстетический вкус, дают возможность на практике познать
культурноисторический опыт народа.
развивают художественное мировоззрение,
Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов
заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности
воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного
человеколюбивого отношения к окружающим.
Именно цель
«облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной
педагогике.
Основные задачи духовнонравственного воспитания школьников в
процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это
приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах
общественного поведения;
воспитание нравственных чувств,
потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов,
убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они
дают возможность проявить свои творческие возможности, пробуждают
эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое
настроение. Многообразные воспитательные функции народныхпраздников обуславливают целесообразность широкого использования
этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.
Сегодняшнее время далеко не простое. Не возобновив традиционных
начал жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно
все плоды многовековых трудов предшествующих поколений. Чтобы
остановить культурную и духовную деградацию, нужно обратиться к
созидающим началам жизни. В этом может помочь только подлинное
обращение к тем ценностям, которыми искони жил наш народ,
благодаря которым были преодолены все трудности исторического
пути. Наши предки сложили всемирно признанное культурное наследие.
Вернуть в нашу жизнь бесценную сокровищницу духовных богатств,
органично связать ее с миром сегодняшнего дня и раскрыть во всей
полноте – вот одна из основных задач учителя, воспитателя и педагога
современной школы. С погружением ребенка в стихию народных
традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии
формируются его эстетические и духовнонравственные идеалы. Здесь
лежат истоки того, что называется этническим самосознанием,
национальным характером. Воспитание ребенка посредством народных
традиций не только желательно, но и крайне необходимо.