Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.
Оценка 5

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
27.04.2017
Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.
Содержание многих текстовых задач, включённых в учебники математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более , что на решение задач отводится большая часть учебного времени. По-этому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит , она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.нравственное воспитание в процессе решения задач
нравственное воспитание в процессе решения задач.docx
Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.             Содержание     многих   текстовых     задач,   включённых         в  учебники  математики, даёт   богатый   материал  для нравственного воспитания учащихся,   тем более , что на решение задач отводится  большая часть учебного времени. По­ этому при подготовке  к  уроку   учителю следует  обращать  внимание   на сюжет   задачи  для  того,  чтобы в процессе  решения   он  смог   найти несколько  минут  для проведения  краткой  целенаправленной  беседы.  Школа  не только учит ,  она готовит     учащихся    к  самостоятельной   жизни,  формирует  их  как   личность, поэтому беседы нравственного характера  очень  важны.           С  целью воспитательной  направленности эти задачи  можно сгруппировать   следующим образом: ­  задачи  о   труде,  воспитывающие   бережливость, ответственность,  рациональ­ ность,  уважительное   отношение  к  трудовой   деятельности и её  результатам, к  людям  труда; ­  задачи,   отражающие  достижения науки , техники,  освоения космоса, трудо­ вую жизнь  людей   и подготовку  к ней  подрастающего поколения; ­  задачи, направленные  на   формирование  духовных  интересов,  воспитываю­ щие  чувство прекрасного , чувство  меры и  пропорции; ­  задачи,  по охране окружающей  среды,  формирующие  чувство  любви  к    жи­ вотным, бережное   отношение  к  природе, понимание  её  красоты; ­  задачи,  прививающие интерес  к  спорту и воспитывающие  волевые  качества; ­  задачи ,  о связи  обучения  с жизнью, участии   в общественных мероприятиях.             В  целях  воспитания   нравственных   качеств   можно использовать  крат­ кую беседу с  разбора  и уточнения  содержания  предназначенных  для  решения  задачи ;  самостоятельное составление  учащимися  задачи по определённой теме,  связанной  с жизнью; внеклассную  работу по математике,  предусматривающую   развитие  творческих  способностей  учащихся.             Вот как   во  время  краткой беседы по усвоению  содержания    текстовых  задач  можно   воспитывать   у   детей    доброжелательное    отношение   к  труду.  Задачи типа:  По  плану  завод  должен  выпустить  84  швейные машины  в  день.  Но   рабочие   повысили    производительность   труда   и   стали   выпускать… ­  являются   основой  для  психологической  подготовки детей  к  труду, помогают понять     его   красоту   и   созидательную   силу.  На  решении   таких   задач  дети  учатся  понимать , что   все  блага  жизни  создаются   трудом.   « Труд­ корень нравственности   ,­ писал   В. Сухомлинский.  ­      Необходимо,   чтобы     в духовной   жизни  коллектива  школьников красной нитью  проходило   уважение к   труду, к  людям  труда ,   только   на  этой  основе   может   утвердиться уважение  к самому   себе».             Решая  задачи о сельскохозяйственном  производстве,  учащиеся знакомят­ ся   с понятиями ,  имеющими   отношение    к   технике  производства,  заготовке   кормов, обработке  почв.  Им   прививается  уважение   к  труду хлеборобов и бережное  отношение   к  хлебу, например : Колхоз  продал государству 364  т   пшеницы…; На  хлебозаводе  из  171 кг  муки  испекли  хлеб…и  др.             Во  время   решения  таких  задач  в  течение двух­трёх  минут  можно  провести  беседу  о хлебе:               То, что   у  тебя  т других  есть сегодня  хлеб, ­  результат  усилий  многих людей. Нелёгок  труд  земледельцев. Всем  каверзам и капризам природы  открыто поле.  Тот  ,  кто  выращивает  хлеб,  не   бросит   где  попало    недоеденный   кусок.  Так   нужно  поступать всем.  Учитесь    ценить  труд  хле­ боробов.  Ведь  только  благодаря  их нелёгкому  труду  крошечное зёрнышко, пройдя  длинный  путь   превращается  в  хлеб.  Берегите  хлеб!             Такие эмоциональные  слова  надолго   запоминаются.  В. Сухомлинский   говорил, что   слова   патриотизм   .Родина, гражданин   связываются   в  его   представлении  с   тремя  другими  понятиями:  народ,  труд,  хлеб.  Это  и есть    три  могучих  корня  гражданственности.             С интересом    учащиеся  решают задачи  в  которых   говорится  об учении   и  полезных  делах  сверстников, например задачи  об  оказании  помощи   ветеранам  войны  и труда ; о  сборе  лекарственных  трав, металлолома  и   макулатуры.              Так , при  решении  задачи  «Школьники  собрали  56кг 800  г  макулату­ ры.  Из   этой   макулатуры  при  переработке  получалась  писчая  бумага,   которая  составила  3/5  массы  макулатуры.   Сколько тетрадей   выйдет из  полученной  бумаги,  если  одна  тетрадь  весит  30г?  Сколько   учеников    можно   обеспечить этими  тетрадями ,  если  одному  ученику  на  один год   нужно   16 тетрадей?»­ можно  рассказать:               Нашу  страну  называют  лесной  державой  и тем  не менее   следует разумнее  использовать  её лесные богатства.  Ведь каждый год  в  стране  печатается  огромное  количество   книг,  журналов,  газет  и  тетрадей.  Представьте , сколько  необходимо  древесины,  чтобы  изготовить  столько бумаги.   Поэтому    мы   должны     принимать   активное   в  сборе  макулатуры .  Этим  можем  сохранить     огромные   площади  древесных  насаждений.                        На  одном  из  уроков  , где  дети   учатся   решать  задачи на  время  с   помощью часов и  табеля­календаря, учитель  постарается   также сформировать  у учеников  чувство  гордости  за  свою  Родину, имеющую  большие  достиже­ния  в  освоении  космического пространства.  Перед  решением  задач    неплохо   провести  беседу:                 Сейчас   вы  решите  задачу  на  время.  Время   не  стоит  на  месте.  Бегут  секунды  и минуты,  идут   годы, проходят  столетия , и  в  каждый  промежуток  времени  что­то  совершается.  Время   остановить  нельзя.  Среди  прошедших  лет, дней, часов, минут  есть такие , которые  навсегда  остаются  в памяти  человечества,  народ  их  помнит  и передаёт   память  о  них  из  поколения  в  поколение.   Такие  события  называют  историческими , важными для  мира.  Это событие  произошло  1961  года:  12  апреля    Юрий  Гагарин  первым поднялся  в  космос  и  облетел  Землю   за  108  минут.  Когда  по  радио  объявили , что Юрий  Гагарин  в  космосе  ,  мир  на  мгновение  замер.  Человечество   рукоплескало  России .  Все  108  минут , в течение  которых Гагарин  летал  в   космосе , были  минутами напряжённого  ожидания, волнения.  Время  словно  остановилось! Но  вот радио  сообщило ,  что  Юрий   Гагарин благополучно  приземлился.  Радости  и  восторгу  людей не  было  предела (демонстрируются    слайды).  Совершенно незнакомые друг  другу  люди  целовались ,  обнимались  и  рукоплескали.   Рукоплескали  смелому  человеку  ,  учёным, конструкторам,   рабочим  и  инженерам, обеспечившим   первый  полёт  человека   в  космос.  Эти  незабываемые  108  минут  явились  началом  новой  эры   развития  человечества.  Они  продемонстрировали  силу  и  мощь  Российского государства. Сообщение  заняло  2  минуты , но  оно  помогло  учащимся  представить   себе  эти  108 минут  в  жизни  лётчика­ космонавта,  в  жизни  нашего  народа,   лучше    осознать    историческое   значение   первого   космического   полёта, от­ крывшего человечеству  путь  в  космическое  пространство, оно  наполнило   сердца  школьников  гордостью  за  свое  Отечество.  Содержание  такой  беседы  не  может  оставить  ребёнка  равнодушным.  Насыщенная   богатым  материалом,  сопровождаемая  показом  слайдов,  беседа  становится  мудрым  помощником   учителя  в  воспитании  детей.                 В  настоящее время  в  условиях  экологического  кризиса  острой   является  проблема  охраны  природы.  Поэтому  важна  воспитательная  работа   по формированию  у  учащихся  любви  к  природе, бережного  отношения  к  ней.  Интересны в  этом  отношении  задачи из  учебника  математики  для  III класса   (Моро  М.И.  и  др.)  № 240, 315, 727, 989, 34, с. 200  и  др.                   Необходимо  на  уроках  предлагать  составлять задачи по рисункам,   схемам,  кратким  записям, выражениям,  в  которых говорится  о бережном  отношении  к  животному  и растительному  миру.  Они способствуют  не  только   осознанию  хода  решения  задач  различных  видов,  но   и развитию творческого  воображения   детей, расширению  их  кругозора, укреплению  связи  обучения с   жизнью.  Кроме  того,  позволяют  ученику  в  большей  степени,  чем  к  готовой   задаче  , проявлять  самостоятельность  мышления.  Активизируя  самостоятель­ ную  деятельность  учащихся,  учитель  ориентирует  их на  составление   задач  по  тематике, связанной  с  профессией их родителей, с  материалами  из местных  газет.  Естественно , что  в  составлении  таких  задач дома  учащимся   оказывают   помощь  родители, участвующие  таким  образом в  процессе  нравственного   воспитания  детей.                Приёмы  , которые  можно  использовать, чтобы  помочь  учащимся   составить  задачи, разнообразны:  это   и беседы  на соответствующие  темы,  самостоятельный  сбор  материала, беседы  с  родителями  об  особенности их   профессии, экскурсии, посещение  выставок  и  т.д.                Однако  таких  задач,  направленных  на  воспитание   нравственных   качеств школьников,  в  учебниках  математики  для  начальных  классов   недостаточно,  поэтому  на  основе  собственного  опыта  мною  были   собраны   такие  задачи  и  беседы  к  ним. Воспитание  гордости  за  свою  Родину. Задача  1.  Площадь  территории  США  9 млн. 4  тыс.км2.  На  сколько  она   меньше  площади  территории  России, если  площадь  России  равна  17  млн.км2. Беседа.  Россия­  это  страна.  На  её  долю  выпало  много  испытаний: 300  лет  она  была  под   монголо­татарским  игом,  в  1812г.  Воевала  с  Наполеоном, тысячу  четыреста  восемнадцать дней  вела  битву  с  фашистами  в  Великой  Отечественной   войне.  Каждый  раз  враги опустошали  страну,  но   она,  несмотря  ни  на  что, поднималась  из  руин.                     И  сейчас   мы  должны  верить   в  свою  страну  ,  в  её  народ  и  в  самих  себя.  Мы  можем  и  должны  сделать нашу  Родину  богатой  и процветающей. Задача  2.  Население  России   148  млн. человек.  Какова   численность   населения  Японии , если  там  проживает  на  26  млн. человек  меньше.   Сколько  человек  проживает  в  этих  двух  государствах? Беседа.   Япония  и  Россия­ это  два  соседних  государства.  Территория  Японии примерно  в  5  раз   меньше  территории  России. Это   очень  развитая  страна.  Её  товары  пользуются  большим  спросом  во всём  мире.  Япония процветает.                        Сейчас  Россия   находится   в  кризисном  состоянии.  Но  мы  должны  верить,  что  страна  наша   займёт достойное   место  среди таких  развитых государств, как  Япония,  США,  Германия,  Англия  и   др.              Для  этого  нужно  , чтобы  каждый  человек сделал  свой  вклад  в развитие   и процветание  России. Ваше  главное   дело­ учёба.  Государство  только   тогда  будет  сильным  и богатым , когда  в   нём  будут  жить  и работать  умные , образованные  люди. Задача  3.  Русские   составляют   4/5  всего населения  России.  Какого   численность  русских  и людей  других  национальностей   и  народностей, если   известно, что  численность   всего  населения  России  148  млн. человек? Беседа.   Люди  каких  национальностей  и  каких  народностей , кроме  русских, живут  в  России?  (Буряты,  чуваши, украинцы, татары  и др.)  ­Да, перечислить   людей  всех национальностей  трудно,  ведь   в  России проживает  около  100 наций  и  народностей. Они  корнями  связаны с  русскими землями  и  с  многовековой   историей России.  Без  них не  было  пути, который  прошла Россия от  далёких  времён  до  наших  дней.                История  России   начинается   с  Киевской  Руси­  первого  русского  государства.  Оно   сложилось в  IXв.  На  землях, где  издавна  жили  славяне.  Часто  пытались  завоевать  и поработить   Русь , но  народ  всегда  вставал  на  её  защиту.  Рядом  с  русскими   были  украинцы, белорусы, чуваши.   И  сейчас  мы  все должны  встать   на борьбу  с  разрухой,  потому что  только  общими  усилиями  сможем вывести Росси.  Из  нищеты, сделать  её  цветущей и богатой! Воспитание  уважения  к  историческому  и культурному  наследию  Родины. Задача  1.  В  1037 г.  В  Киеве  князь Ярослав Мудрый  основал  первую   библиотеку. Сколько  лет  уже  существуют  библиотеки? Беседа.  Сейчас  есть библиотеки  домашние,  школьные, городские, сельские, библиотеки   при заводах ,  институтах.   В библиотеке  есть   редкие  книги,  которых нигде  не  найдёшь.  Книгами могут   пользоваться  тысячи  человек.                В  Москве  находится  самая  большая  библиотека в  нашей  стране­ библиотека  Российской    академии  наук,  бывшая библиотека  им.  В.И. Ленина.  В  ней   собраны   практически   все  выпущенные  на  разных  языках  научные  труды  и  очень  редкие  книги.                   А  когда­то   на  Руси  не  было   ни  одной  библиотеки.  Книги  были  очень  дороги  и  редки,  так  как   писались  от  руки  и  их  могли  иметь  только  богатые  люди.                Князь  Ярослав  Мудрый  , предвидя  огромную  роль  книги  в жизни  людей,  собирал  их  для    первой   библиотеки  по  всей  Руси.  Он  не  зря  получил  прозвище­  Мудрый. Задача  2.  А.П. Чехов  родился  за  40  лет до конца  XIX в., а умер  через  4   года   после  наступления  XXв.  Сколько  лет  прожил  Антон  Павлович? Беседа.  Вы  помните  историю, которая  произошла  с  Каштанкой?    Рассказ  «Каштанка» написал   А.П.Чехов. Уже  студентом Чехов  начал  печатать  в  юмористических журналах маленькие  рассказы и  подписывал их­«Антоша  Чехонте».  Сначала  он   писал  только  юмористические  произведения.  Писал   кратко , несколькими  словами  умел  сказать  о  многом.                Сегодня  в  России   Чехова   читают   от  мала  до  велика.  Пьесы  его  не  сходят  со  сцен    театров,  экранизируют,  а  книги  издают  почти  на  всех  языках  народов  мира.                 Об  этом  мы  с  вами   можем  говорить  с  удвоенной  гордостью ,  ведь  Антон  Павлович­ наш   земляк  , он , как  вы  знаете,  родился  в  Таганроге. Задача  3.  Узнайте , сколько  лет  прожил  М.В. Ломоносов,  если  родился  он  через  11  лет  после  начала XVIII в.,  а  умер  за  35  лет  до  его  окончания? Беседа.  М.В. Ломоносов  родился  в  Архангельской  губернии  в  крестьянской  семье.  С  детства   страстно  мечтал  учиться .  Денег  на  дорогу  не  было,  и  он  пешком   пошёл  в  Москву.                В  Москве,   чтобы  поступить  в  Славяно­греко­латинскую  академию, ему  пришлось  выдать  себя  за  сына дворянина (крестьянскому  сыну  туда  дороги  не  было) А через  шесть  лет  Михаил   Ломоносов  в  награду  за  успехи  в  учении   был  направлен  в  Германию  для  изучения   горного  дела    и химии.                   Годы  упорного  труда ,  стремление к  знаниям,  и  Ломоносов становится  крупнейшим   учёным. Ломоносов    был  поэтом и химиком,  физиком  и  художником, астрономом  и  историком,  просветителем и государственным  деятелем.                  Всю  жизнь  он  неустанно  боролся  за  торжество  науки.  Он  один   из  крупнейших   астрономов  своего  времени.  Он  написал  первую  подлинно  научную  грамматику  русского  языка,   добился   открытия  первого  в  России  высшего  учебного  заведения­  университета  в  Москве,   который  носит  его  имя.  И  мы  гордимся  великим  учёным. Воспитание  чувства  гордости  за   достижения  науки  и  техники. Задача 1. Первый  в  мире  радиоприёмник  изобрёл  в  1895 г.  Русский  физик   А.С.Попов.  Сколько  лет  существует  радио?. Беседа.  Ребята, кто­нибудь  из  вас  знает  о жизни  А.С.Попова?                В  прошлом   веке  на  Урале  ,  в  заводском  посёлке  Туринские  рудники жил  мальчик,   Саша  Попов.  Он  увлекался  техникой,  строил  модели  машин,  крошечные  насосы,  водяные   мельницы.  Любовь  к  технике  сохранилась  у  него  на  всю  жизнь.                    Изобретение  Попова   совершило  переворот  в  мире   науки  и техники.  Он  имело   огромное значение  для  человечества : давало  возможность   иметь   связь  людям  , находившимися  на  большом   расстоянии   друг  от  друга.  Так,  зимой   1899­1900 гг.  у  острова  Готланд  в  Балтийском  море   потерпел  аварию.  Броненосец  «Генерал­адмирал  Апраксин».  В работах  по  спасению.  Людей   использовались  приборы  радиосвязи.                   7  мая ­  день  изобретения  радиосвязи­ принят  считать  Днём  радио. Трудовое  воспитание  .  Воспитание  уважительного   отношения  к  людям различных профессий. Задача 1. В  первый  день  лесорубы  с  помощью машин повалил  4т  леса, а на   следующий  день­  на  2  т  больше.  Сколько  из  этой  древесины получится   карандашей , если  известно,  что  на  изготовление  одного карандаша  требуется  20г  древесины? Беседа.  В жизни  нас  окружает  мир  вещей.  Это  вещи  самые  разные ,  и мы  к  ним  относимся не  всегда  бережно. А  сколько  труда  стоит  создание  этих  предметов людям,  которые  заняты  из   производством:  швеям, которые изготавливают  одежду, работникам  типографии, которые  пеяатают   книги,  рабочим  фабрик, выпускающим  ручки, пеналы, карандаши,  портфели.  Возьмём ,например,  простой  карандаш. Задумывались ли  вы когда­нибудь  над  тем,  сколько  людей  трудились  для  того  ,  чтобы  у  вас  на  партах   появились  красивые  простые  карандаши.  Это  и  лесорубы, добывающие  лес   для  корпуса  карандаша,  и  геологи, ищущие  графит  для  стержня,  и  художники, делающие  их   яркими  и красивыми.               А  теперь  представьте себе,  что  мы,  лесорубы, валим  лес,  отправляем  его  на  обработку,   где  из  его древесины  будут  изготовлять  карандаши. Задача  2. Рабочий  делает  за  смену  8  деталей,  а  его  ученик  ­  в  2  раза   меньше.  Сколько  деталей  сделают  они  за  смену  вдвоём? Беседа.   Как  вы  думаете, почему  ученик  работает  медленнее  ,  чем  рабочий? Да, в  каждом  деле  необходимо  умение.  А  чтобы  его  приобрести, нужно немало потратить  ьруда  и  времени. Не  всегда   все  получается  и быстро, и хорошо.  Нужно  сначала  приложить   достаточно усердия и внимания,  а   потом  уже  ждать  результата. И чем  больше  ученик  проявит   усердия , тем  быстрее  станет   настоящим  мастером.  Каждый  человек должен  владеть  своим  делом  в  совершенстве.                 А  сейчас   вы  ученики  и  ваш   главный труд­  учёба  в  школе.  Идя  в  школу, вы  идёте  на   работу.  И  свою  работу  должны  выполнять  «на   совесть». Ведь знания , приобретённые  в  школе,   помогут  в  любом  деле. Задача 3.  Учитель тратит  на  проверку  одной  тетради  3  мин.  Сколько   времени  потребуется  ему  для  проверки  тетрадей, если  в  классе  38   учащихся , и каждый  сдал учителю по  две  тетради?   Беседа.  Посмотрите  на  результат.  Каждый  день учитель  тратит  только  на  проверку  тетрадей  228 минут.  Если  подготовка   к  урокам  занимает  почти  в  1,5­2  раза  больше  времени.  Учителю,  прежде   чем  прийти  в  класс, нужно  самому тщательно  подготовиться: прочитать  книги, найти  интересные   задания , наглядный  материал. Каждый   учитель   хочет  научить своих  учеников   чему­то новому,  нужному и полезному, научить   думать  , искать  и  рассуждать.  И  как  бывает    ему  обидно ,  когда   он не   находит  понимания , когда  его  не  слушают. Знакомая   картина,  правда?  Постарайтесь   представить  себя  на  месте  учителя.  Ведь   каждый  из  вас  требует  к  себе   внимания  и  уважения,   хочет, чтобы   обязательно  выслушали , поняли  ,  а  учитель  имеет  на  это  двойное  право:  он  старше    и  мудрее  вас.               Учитель­  это  одна  из  самых  трудных, но  и  самых  важных  профессий.  Ведь   учитель    учит  и  воспитывает вас,  будущих  космонавтов,  врачей, инженеров, певцов и спортсменов, тех, кем  вы  хотите  стать. Воспитание  бережного  отношения  к  хлебу. Задача  1. В  классе  30  учеников. Сколько  граммов  хлеба  окажется в   пищевых  отходах  после  посещения  классом столовой, если  каждый   оставит полкусочка хлеба, а  масса  всего  кусочка  50г? Беседа.  Погублена  целая буханка!  А  сколько  их  за  неделю  выбросил  класс?                А  ведь  в  школе  не  один  класс  и  школа  не  одна  в  городе!  Сколько  же  хлеба  мы   выбрасываем.  Это  не  уважение  к  труду  многих  людей,  к  хлебу, потому  что  хлеб  в  жизни  человека всему  голова. Как  вы  понимаете  эту  народную  мудрость? Правильно. Без  хлеба  нет  жизни.   Небрежно  к  нему  нельзя  относиться. Задача  2. Пятачок  ,  Винни Пух  и  Сова  пришли  на  обед  к  Кролику.   Кролик,  ка  очень  экономный  хозяин, знал, сколько кусочков  хлеба  может   съесть   каждый гость.  Поэтому  он  отрезал  для  себя  и  Пятачка   по   одному  кусочку.  Сове­2  кусочка,  а  Винни  Пуху  на  2  кусочка  больше,  чем   Сове.  Сколько  всего  кусочков  хлеба  приготовил  Кролик  для  гостей? Беседа.  Экономным  ли  хозяином  оказался  Кролик? (Да.)              ­  В  чём  это  проявляется? ( Он  экономит  хлеб,  правильно   нарезал кусочки  для  каждого   гостя.)              ­ Правильно  ли  поступает  Кролик?  (Да, правильно)              ­  А  что  делать, если  кусочки  хлеба  всё  же   остались? ( Их  можно  использовать  для   приготовления  гренок,  пирога)              ­  Есть  ещё  много  разных  блюд, которые  вы  сами   можете  приготовить   из  остатков  хлеба.   Главное , чтобы   не  пропал ни  один  кусочек, ни  одна  крошка  хлеба, который  достаётся  людям   тяжелым  трудом. Воспитание бережного  отношения  к  книге. Задача  1.  Ученикам  было  задано  прочитать  рассказ  из  10  страниц.  Маша  не  смогла  прочитать   весь  рассказ, так как  из  книги  были  вырваны  3  страницы.  Сколько  страниц  прочитала  Маша? Беседа.  А  в  ваших  учебниках  есть  вырванные  страницы? Вспомните  , вы  сами   не  вырывали   страницы? А  ведь  изготовить  книгу  очень  трудно. Над  созданием   книг  работает  много  людей.  Нужна   разная  бумага,  а это  значит  ,что  необходимо  валить лес, уменьшить   наши  природные   богатства.  Жаль  , что  не  все  понимают,  что  книгу  нужно  беречь.                1  сентября  вы  получили  учебники.  Какие  их них  вам  приятнее  держать   в  руках­  новые  чистые  или  грязные, исписанные?  Поэтому  подумайте, что  в  следующем  году   по  вашему   учебнику  будет заниматься  другой  мальчик  или  другая  девочка .  Им  тоже  хочется, чтобы  их  учебники   были  чистые. Задача  2. Книга , содержащая  96  страниц ,  стоит  15  р., а  тетрадь  такого  же  объема­ 5 р.  Во  сколько   раз  книга  дороже  тетради? Беседа . Почем  книга  одинаковое?  Правильно.  Тетрадь  изготовить   легче, чем  книгу, требуется  меньше  средств  и времени.  В  наше  время  тетради  изготавливает   станок­автомат.  А  для  изготовления  книги   нужен  упорный   труд  многих  людей различных профессий:  автора,  редактора , художника, наборщика.  Только  после   этого  включается   печатный  станок.  Сделать  хорошую , красивую  книгу­ настоящее  искусство,  поэтому книги  дорого стоят.  Беречь  книги­ значит , уважать  труд  многих  людей. дороже  тетради, если  количество  страниц   и    качество бумаги   у  них   Воспитание культуры поведения. Задача  1.  Комнату  и кухню  бабушка  убирала  за  50 минут, причём  кухню   она  убирала  на  20 мин. Дольше, чем комнату.  Комнату  семилетнего внука   бабушка убирала  в  2  раза  дольше , чем кухню.  Сколько  времени ушло на  уборку  комнаты  внука? Беседа.  Вы согласны  с тем, что бабушка  убирает  комнату  внука? (Нет). ­ Почему? (Внук достаточно  взрослый,  ему  7  лет; может  убирать  свою  комнату  сам).  ­ Вы  правы, он может  не только убрать в своей комнате, но  и помочь  бабушке.  А  кто  убирает вашу   комнату? Почему? Что ещё вы  можете  сделать  по дому, кроме  уборки , оказывая  тем самым помощь  своим  близким? Задача  2.  Вова  с  бабушкой  возвращались  с  рынка.  Бабушка  несла   тяжелые  сумки,  а  Вова  весело бежал  впереди и ел  мороженое.   Расстояние между  домом  и рынком  з  км. На сколько  минут  Вова  пришел   домой  раньше ,  если  он  шел  со  скоростью 4  км/ч,  а  бабушка  ­  со   скоростью  2  км/ч? Беседа. – Всё  ли  в  поведении  Вовы  вам  нравится? (Вова  должен  был помочь  бабушке  нести сумки). ­Как   при  этом чувствовала  себя    бабушка? (Ей , наверное,  было тяжело и обидно за невнимательного   внука). ­Как вы думаете, легко ли быть  взрослым? Почему? (Ответы  детей) ­Да , взрослые могут пойти с тобой  в  цирк,  подарить щенка.  Они  пекут  хлеб,  шьют  одежду, кормят   вас  кашей или  покупают мороженое, рубят деревья,   строят дома   и   заводы, играют  в  театре,  преподают  в  школе  и  вузе.  Взрослым  быть очень  трудно:  нужно уметь  делать  все.  Вы   это  поймёте, когда  вырастете. А пока  знайте,  что взрослые  нуждаются  в  вашем  внимании  и  заботе.  Но  как   о   них  позаботиться?  Подумайте, поглядите  вокруг  добрым  и   внимательным  взглядом. Может  быть  ,надо  отыскать потерянные  дедушкой  очки?  Подать  бабушке  платок  или  донести  тяжелые  сумки? Таких  маленьких  обычных  дел  много  и  в  каждом из  них, словно невидимый  огонёк, спрятана  ваша   забота. Задача  3. Пока  Братец  Кролик  бегал по своим кроличьим делам, на  своём  пути  он встречал  Лису , Лягушку и Черепаху. Каждому  из  них  при  встрече   он говорил «Здравствуйте!». Таких  встреч  было 3.  Сколько раз  братец   Кролик  произнёс  слово  «Здравствуй!» пока бегал по делам?. Беседа.  –Можете  ли  вы  сосчитать , сколько  раз  произнесли  вы  слово  здравствуй в  течение  дня?  Кому  вы  его  говорили? Здравствуй, значит,  будь  здоров. Все добрые люди  этим  словом желают   друг другу  здоровья. Какими  словами  можно  заменить   слово  здравствуй?. Как  приветствовал  бы  Кролик  одного  и того же   знакомого, встречая  его в  течение дня? (Доброе  утро,  добрый день, доброе  день, добрый  вечер). ­Какие  ещё  слова  приветствия вы знаете?  (Привет,  салют.) ­К  кому  можно обратиться  с такими  приветствиями? ( К друзьям , одноклассникам.) ­Какими  словами  следует  приветствовать  родителей, учителей, пожилых  людей?  ( Здравствуйте,  добрый  день.) Воспитание  чувства  коллективизма,  взаимопомощи. Задача 1.  Четверо учащихся  могут вымыть  16  парт в классе  за  1ч 20мин, а  если  им будут помогать ещё  4  человека, то   эту  же работу  они  смогут    выполнить в  2  раза  быстрее.  Сколько  парт   вымоет  каждый  ученик в   обоих  случаях?  Сколько   времени  потратят  на  уборку  парт  8  учеников? Беседа.  –Какая  знакомая  картина!  Вам  тоже часто  приходиться  засучив  рукава,  мыть парты.   Почему  они  бывают  грязными? (На  них   рисуют,  или  пачкают  клеем) ­Как  можно  сократить  время, затрачиваемое  на  то , чтобы  мыть  парты? ( Не  нужно их  пачкать;   нужно мыть парты  всем классом) ­ Да , все  ваши предложения  верны,  чем  меньше   вы  будете  пачкать парты  , тем реже  их  нужно   будет  мыть, а  если  делать  всем  вместе, дружно,  то  никакая  работа  не покажется  долгой и скучной. Воспитание  бережного  отношения  к  природе. Задача  1.  Школьник  собрал в коробку  пауков  и  жуков­  всего  8   штук. Если пересчитать , сколько  всего  лапок в  коробке, то  окажется  54  лапки. Сколько  в  коробке  пауков  и жуков, если известно, что  у  жука  6  , а  у  паука 8  лапок? Беседа.  Для  чего  нужны  природе  насекомые?  Правильно.  Они опыляют растения, служат пищей  для  птиц… Кроме  того, насекомые   сами поедают   мелких  вредителей,  служат   санитарами  природы: пауки­короеды  спасают деревья  от  гниения,  поэтому  исчезновение  даже  одного  вида   насекомых  может   повлечь  серьезные  изменения  в   природе. Чтобы  этого  не  случилось, некоторые  жуки и пауки занесены  в  Красную   книгу и   охраняются  человеком. Задача  2. Лесник на расстоянии  100 м  увидел  браконьера, который   прицеливался  в  зубра. Успеет ли  лесник  задержать  браконьера  прежде, чем  тот выстрелит, если  лесник  бежит  со  скоростью 5 м/с , а  браконьеру  понадобиться   25 с,  чтобы  выстрелить? Беседа.  Кого называют  браконьерами? (Да, людей,  которые незаконно убивают животных)   Они  охотятся   в  местах,  где  охота  запрещена.  В  основном  это  заповедники  , заказники,  где  люди  охраняют животных, находящихся  на грани  исчезновения.  Как  вы  думаете, почему  некоторые  животные  исчезают? Конечно, люди  убивают  их,  они  умирают  от  холода  и  голода.  Убивают  зверей  и птиц, отравляют  воду   в  водоёмах.  Так не  будем  уподобляться таким людям,  а станем  защитниками  животного  и  растительного  мира нашей  планеты, ведь   только  благодаря  ему  мы   можем  жить.           Таким  образом , недостаток  эмоционально­ нравственного  развития   учащихся  в  какой­то мере может  компенсироваться  за  счёт  решения  задач по  математике   определённого содержания  и проведения  по тексту краткой  беседы.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.

Нравственное  воспитание  учащихся  в  процессе  решения  задач.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017