Добро и зло
Сотникова Наталия Константинова
МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №3»
Учитель начальных классов
ОРКСЭ, 4 класс
М.Т.Студеникин «Основы светской этики», урок №8, базовый учебник
Цель урока: формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Планируемые результаты:
− личностные: развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.
− метапредметные: познавательные: формирование умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации; регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его; коммуникативные Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.
− предметные: знание понятий «добро» и «зло», понимание ответственности человека за свои поступки.
Формируемые УУД:
− личностные: сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
− регулятивные: способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
− познавательные: извлекать информацию из текста; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема); строить речевое высказывание в устной форме; объяснять понятия: добро, зло.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Техническое оборудование и наглядные средства обучения
Толковый словарь С.И. Ожегова
Раздаточный материал: Карточки-шестиугольники, сердечки и фломастеры; мультимедийная аппаратура; выставка книг; запись песни Ю. Энтина, М. Минкова «Дорогою добра», памятки для детей – заповеди Д.С. Лихачева; карточки с пословицами; магниты, скотч; сигнальные карточки.
Основные термины и понятия:
добро – всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку, природе, всему живому;
доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим;
забота – проявление внимание к другим людям;
щедрость – оказание бескорыстной помощи людям, отсутствие скупости;
жадность – чрезмерное стремление удовлетворить какое-нибудь желание, скупость, корыстолюбие;
бездушие – отсутствие сочувствия, живого отношения к кому-либо или чему либо, бессердечность.
Структура и ход занятия
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Результат |
||||||||||||||||||
Организационный этап
Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
На доске: Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (русский писатель Л.Н. Толстой)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Если добрый ты…» Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек лиц. Коррекция эмоционального состояния. Контроль подготовки к уроку. – Проанализируйте, когда человеку хорошо? – Подберите синоним к слову «хорошо». (Добро.) – Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.) Подберите антоним к слову добро-зло. |
Парами берутся за руки.
Анализируют
Подбирают синонимы Подбирают антонимы |
Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция
Эмоциональный настрой
Регулятивные УУД: «Карточки» (рефлексия своих чувств: способность отслеживать свое эмоциональное состояние).
|
Устный индивидуальный и фронтальный опрос |
саморегуляция |
||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. |
На экране заранее выведены слова из поэмы В.В. Маяковского «Что такое хорошо…» Кроха сын к отцу пришёл И спросила кроха, Что такое хорошо? И что такое плохо? - Действительно ребята, а что такое хорошо и что такое плохо? Цель: Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: что есть Добро, а что Зло, и как это влияет на окружающий нас мир и общество. Создание проблемной ситуации. Добрый
доктор Айболит, - А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? - Посмотрите на лист с заданием. У каждого: добро положительное хорошее милое полезное - Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика. - Что такое антонимы? - В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…) - Как отличить добро от зла? Где проходит эта граница? (проблема!) - Какую цель поставите перед собой? - Как будет называться тема урока? |
Слушают, отвечают на вопросы
Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания Антонимы- слова противоположные по значению. Фронтальная проверка.
зло отрицательное плохое противное вредное Узнать, как отличить добро от зла. Где граница добра и зла? (открыть запись на доске) ДОБРО И ЗЛО. |
Познавательные УУД: -логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание, определение темы урока. Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы всего класса; обобщать. Регулятивные УУД: |
Фронтальный опрос |
Сроить понятные для одноклассников высказывания. Уметь определять и формулировать тему и цель урока. |
||||||||||||||||||
Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания
|
- Что такое добро? И что такое Зло? Это особые слова. - Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.
- Прочитайте, что у вас получилось. - Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? - Так что же такое доброта? Найдите определение этому понятию в учебнике на с.44-47. Записать определение в тетради. Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". - А что такое зло? (ответы) В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» Обратимся к учебнику. стр.47 записать определение в тетради. Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. - Работать будем по плану. Составим план работы вместе. Расставьте пункты плана. На доске: - Ответить на вопрос: «А как поступил бы я?» - Оценить поступки героев. - Прочитать рассказ. |
Размышляют Самостоятельная работа
(Учебник, словарь)
|
Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
|
Фронтальный опрос
|
Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской деятельности. Сроить понятные для одноклассников высказывания, используя термины.
|
||||||||||||||||||
Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «На катке» (текст у каждого)
|
Литературный материал. "На катке" В.А. Осеева Рассказ для детей День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком. - Молодец! - крикнул ему один из мальчиков. Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. - Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с её шубки снег. - Ушиблась? Девочка улыбнулась: - Коленку... Сзади раздался смех. "Надо мной смеются!“ - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. - Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников. - Иди к нам! - позвали они. Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала. Фронтальная работа с классом – Назовите действующих лиц. – Как вы думаете, кто был старше – Витя или девочка? - Почему? Подтвердите словами из текста. - Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте. – Как вы думаете, почему она так ездила? - А что выделывал Витя? Прочитайте. – О чем это говорит? - Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? - Чем ударилась маленькая девочка? - Как поступил Витя? - Почему Витя изменил свое поведение? - Оцените поведение Вити. - Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? - Как поступили бы вы на месте Вити? - А как вы поступили бы на месте мальчиков? |
1.Читают рассказ. 2.Оценивают поступки героев. 3.Отвечают на вопрос: «А как поступил бы я?»
Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя. Старше был Витя. Дети выполняют задание. Она еще неуверенно стояла на коньках. Дети выполняют задание. Витя очень хорошо катался на коньках.
Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала. Маленькая девочка ударилась коленкой. Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал. Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним. Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека. Делать доброе дело не стыдно, а благородно! |
Познавательные УУД: «Прием информации»; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении. |
Фронтальный опрос
|
Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской деятельности. Сроить понятные для одноклассников высказывания.
|
||||||||||||||||||
Физкультминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации
|
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики. |
Ответы детей.
|
|
Самоконтроль
|
|
||||||||||||||||||
Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ (видео) |
В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя? - А всегда ли мы совершаем только добрые поступки? - Послушайте притчу: - Как вы понимаете последние слова старика? - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Для чего? - А почему важно бороться со злом? Прочитайте последний абзац на странице 13 и ответьте на вопрос. - Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу. Улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. - Мир сам по себе не несет ни добра, ни
зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение
наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. Мир именно таков, каким мы его делаем…» |
Размышляют
Просмотр видео. отвечают на вопросы.
Работа в учебнике, поиск информации.
|
Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Личностные УУД: - самоопределение
|
Фронтальный опрос
|
Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской деятельности. Сроить понятные для одноклассников высказывания.
|
||||||||||||||||||
Первичное закрепление Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой. Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
- Что проще: говорить о добре или делать добро? - Я предложу вам ситуации из жизни. Если поступок героя считаете добрым, то ставите +, если нет, то? 1 Саша дал Вите списать задачу. 2 Лена объяснила Вале, как разобрать слово по составу. 3 Слава решил мыть посуду после каждого ужина. 4 Света угощала подруг только тогда, когда это видела учительница. |
Говорить легче, а делать добро трудно. Надо преодолевать страх, насмешки, думать о других. ? +
+
?
|
Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
Самоконтроль |
Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской деятельности |
||||||||||||||||||
Групповая работа.
|
Объединитесь в группы, обсудите в группе Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм. Приведите свои примеры
Дополнительный материал. Задание 1. Предложи свой вариант «расшифровки» слов Д____________ О____________ З____________ Б____________ Л____________ Р____________ О____________ О____________ Задание 2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________________ Задание 3. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни. МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. ________________________________ Задание 4. 1. Решите тест 1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.
2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль. Задание 5. Выбери правильный ответ: Что считается добрым поступком? А. Забыть о неприятной просьбе Б. Дать списать домашнее задание В. Опоздать на неинтересную встречу Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу. Укажите поступки, которые одобряет общество А. обман Б. насилие В. взаимопомощь Г. унижение Что является последствием злых дел? А. дружба Б. радость В. Вражда Г. мирное сосуществование 6) Знания о добре и зле помогают людям А. проявлять заботу о близких Б. жить в мире В. Дружить Гекс №2 из приложения |
Работа в группах. Обсуждают в группах, делают выводы.
Скорее всего ответы будут разные.
|
Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими. Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
|
Фронтальный опрос
Тесты |
Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской деятельности. договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию учащихся умения сотрудничать друг с другом. осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. |
||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: Создание условий для рефлексии
ПЕСНЯ «Все в твоих руках» |
Повесить на доску знак вопроса. ? У нас нет готового ответа. - Какой необычный итог урока. Почему? - Какую цель вы ставили? - Такие вопросы называются философскими. Человек всю свою жизнь ищет ответ на вопрос «Где добро, а где зло?» - По какому пойти пути? Какую выбрать дорогу? (над знаком вопроса нарисовать две дороги |
Узнать, как отличить добро от зла. Где граница добра и зла?
|
Регулятивные УУД: Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного (самоконтроль)
|
Самоконтроль Контроль со стороны учителя |
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||||||||||||||||||
Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание |
Предлагает дифференцированное задание - Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. Или: - Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. На доске: Урок полезен, все понятно. - Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете! |
Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей
Прикрепляют человечков |
Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
|
Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской деятельности. договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию учащихся умения сотрудничать друг с другом. осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.