Нравственные понятия

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разрозненные, подчас противоречивые по смыслу, нравственно значимые факты должны быть объяснены, обобщены и объединены в сознании школьника, для того чтобы стать основой для формирования системных и целостных нравственных представлений и убеждений. Решение этой задачи возможно только в процессе продуманной целеустремлённой и планомерной работы по каждому учебному предмету, ориентированного – в соответствии с его содержанием – на выполнение определённых программных требований. К сожалению, в программах учебных курсов нет выделения, фиксации в ходе образования нравственных понятий, с которыми детям можно было бы познакомиться через изучение того или иного предмета.
Иконка файла материала Нравственные понятия.doc
Нравственные понятия Разрозненные,   подчас   противоречивые   по   смыслу,   нравственно   значимые   факты должны быть объяснены, обобщены и объединены в сознании школьника, для того чтобы стать основой для формирования системных и целостных нравственных представлений и убеждений. Решение этой задачи возможно только в процессе продуманной целеустремлённой и планомерной работы по каждому учебному предмету, ориентированного – в соответствии с его содержанием – на выполнение определённых программных требований. К сожалению, в программах учебных курсов нет выделения, фиксации в ходе образования нравственных понятий, с которыми детям можно было бы познакомиться через изучение того или иного предмета. Идея   целенаправленного   обучения   детей   этике   и   сообщения   им   систематических нравственных   знаний   с   упражнениями   и   анализом   нравственных   поступков   (то есть,   по сути, идея нравственного образования) возникла много веков назад. В IV веке до н. э. её высказал величайший мыслитель древности греческий философ и учёный­энциклопедист Аристотель   (384 – 322   до н. э.).   Он   указывал   на   обязательное   нравственное   воспитание детей   и   предусматривал   именно   систематическое   сообщение   нравственных   знаний   и систематические   упражнения   в   нравственных   поступках.   Он   является   автором   первого дошедшего   до   нас   фундаментального   сочинения   о   морали   и   этических   нормах, «Никомаховой этики». К идее нравственного образования человечество возвращалось неоднократно. В эпоху Возрождения один из основателей гуманистической педагогики Витторино да Фельтре   (1378 – 1446),   ценивший   нравственное   воспитание   выше   образования,   ввёл обучение   морали   и   нравственные   упражнения   в   открытой   им   школе   «Дом   радости». Результатом   было   сведение   к   минимуму   безнравственных   проступков   детей,   они избавились от привычки говорить неправду. В   период   Французской   буржуазной   революции   Лепелетье   в   знаменитом   проекте перестройки   образования   предусмотрел   обязательное   всеобщее   введение   преподавания морали (взамен религии) как неотъемлемой части общего обучения детей. На рубеже XIX – XX веков проблему обучения морали, её понятий и цели поставил известный   русский   педагог   С. И. Гессен,   который   включил   в   свою   книгу   «Основы педагогики» специальный раздел о нравственном образовании. Последние   три   десятилетия   в   нашей   стране   всё   более   остро   ставятся   вопросы   об обязательном школьном нравственном образовании. Ещё в 60­е годы известный советский психолог  Л. И. Божович  неоднократно  высказывала  мысль  о том, что «в школе должно быть   введено   в   учебном   процессе   специальное   обучение   системе   этических   знаний, включающих теоретическое овладение основными принципами нравственности. Обучение основам   общечеловеческой   морали   является   основной   и   главной   частью   нравственного формирования   человека».   В 70 – 80­е   годы   эти   темы   обсуждались   в   газетах   «Правда», «Комсомольская   правда»,   «Учительская   газета»   (статьи:   «Нужны   уроки   этики», «Нравственность и её уроки должны стать предметом изучения в школе», «Уроки этики – уроки жизни», «Почему бы не ввести в школах уроки этики, морали? Пусть это будут обязательные занятия»). В этих дискуссиях принимали участие учёные, учителя, родители, писатели.   Известный   писатель   Сергей   Залыгин   писал:   «Этика   должна   стать   наукой столь же обязательной, как математика…» (Наш современник, 1987, № 1, с. 118). Попытки введения учебных курсов морали имелись в СССР и в России. Они были успешными и оставили положительный след. Значительную работу в 60 – 70­е годы в этом плане проводила лаборатория нравственного воспитания Академии педагогических наук (под   руководством   И. А. Каирова   и   О. С. Богдановой),   которая   в   экспериментальномрежиме вела работу по созданию системы нравственного просвещения школьников с 1 по 10 класс,   содействовала   введению   пробных   учебных   курсов   по   основам   морали. В некоторых школах они проводились как факультативные предметы и курсы по выбору, в некоторых как уроки культуры поведения и этикета, как поклассные этические беседы и даже   уроки   нравственности.   В отдельных   школах   эта   работа   проводится   до   сих   пор. Несколько расширилось в последние годы (в связи с изменением статуса многих школ, введением   новых   учебных   планов   с   более   свободным   выбором   школами   небазового компонента   учебных   предметов   и т. п.)   эпизодическое   преподавание   морали   в   виде разделов и кратких курсов общей этики. В 70 – 80­ые годы вводились специальные курсы этики в школах Белоруссии, входившей в состав СССР. Однако   непрерывного   нравственного   образования   и   соответственно   базового   и обязательного специального предмета по основам морали в школах России до сих пор не введено,   хотя   необходимость   этого   очевидна.   Уже   давно   ставится   вопрос   о систематическом   обязательном,   с   учётом   возрастных   возможностей   и   особенностей детей, моральном образовании, значение которого для их развития не просто велико, а жизненно необходимо. В современной зарубежной практике подобные предметы нравственного образования учащихся школ имеются во многих развитых странах Европы и мира. Давно   ведутся   такого   рода   дисциплины   во   Франции.   Для   старшеклассников преподаётся   курс   «философия   морали»,   а   для   детей   среднего   возраста   в   рамках дисциплин «страноведение» и «граждановедение» имеется большой раздел об основах морали и национальных культурных традициях. В Англии также издавна преподаются обязательные курсы морали для школьников, но   они   не   имеют   единых   программных   требований   и   зависят   от   цели   нравственного воспитания,   которая   в   разных   типах   школ   различна.   Англичане   признают   высокую значимость морали и её принципов, постоянно ставят в своих программных документах вопросы общечеловеческой морали, но место нравственному образованию в школе они отводят разное, в зависимости от типа школы, политических взглядов и религиозных убеждений, хотя и вопрос об унификации программ этического образования постоянно обсуждается. В   Китае   введено   всеобщее   «исходное»   обучение   школьников   морали   в   виде еженедельных специальных уроков нравственности в течение всего периода их учёбы. Для   каждого   года   обучения,   класса   и   ученика   составлены   типовые   иллюстративные книжки­памятки,   напоминающие   краткие   конспекты   учебников   с   нравственными требованиями   и   правилами,   которые   необходимо   освоить   за   год   и   которые   являются примерными измерителями их воспитанности. Подобные курсы ведутся во Вьетнаме и Корее. В США, где нравственному воспитанию уделяется значительное внимание, в школе пока   нет   специального   учебного   предмета   по   вопросам   морали   (хотя   этот   вопрос «поднимается»), но эта работа по нравственному образованию учащихся постоянно ведётся в рамках учебного процесса. Вместе с тем в ряде частных школ или школ для продвинутых учащихся обычно преподаётся курс «критическое мышление», в рамках которого имеются разделы,   посвященные   морали   и   методам   «формирования   этического   суждения».   Но, несмотря   на   отсутствие   специальной   дисциплины   по   нравственному   образованию, школьные   программы   в   США   включают   в   себя   вопросы   нравственного   воспитания, учащимся   передают   определённый   объём   моральных   знаний,   рассказывают   о   нормах поведения.   С 1970 года   цели   и   задачи   гражданского   образования   определяются   и контролируется   специальной   комиссией   Конгресса.   В учебной   нагрузке   учителю, отвечающему за руководство конкретным классом, выделяется  один час в неделю (чтоотражено в расписании учебных занятий), предназначенный для проведения нравственно­ патриотической работы. С 1987 по 1991 год в США (после того, как широко отмечалось 200­летие принятия Конституции) проблемы нравственного воспитания и образования в школе обсуждаются особенно   остро.   Акцент   при   этом   делается   на   обсуждении   смыслов   общечеловеческих нравственных ценностей. Учитель должен рассказать ученикам об этих понятиях, обсудить их   содержание,   показать   их   проявление   и   реализацию   в   конкретных   практических ситуациях, «проиграть» их вместе с учениками на различных примерах. Кроме того, эта работа должна быть продолжена за пределами класса, что предполагает различные виды домашних   заданий,   контакт   с   родителями   учеников,   с   которыми   и   согласовываются вопросы   нравственного   образования.   Такого же   рода   согласования   делаются   и   на междисциплинарном уровне посредством контактов с учителями школы. Для   улучшения   качества   этой   работы   Национальным   советом   социальных исследований США разработана программа нравственного воспитания молодёжи на основе решения политических и социальных проблем и рассматривающая сохранение и защиту демократии посредством обеспечения определённого уровня нравственной воспитанности населения страны и особенно молодёжи. В Японии курс «Этики» преподаётся с 1 по 12 класс с 1868 (!) года. В начальной и основной   школе   ставка   делается   на   общечеловеческие   и   исторически   признанные нравственные   ценности   мира,   а   в   старших   классах   акцент   делается   на   этику   делового общения. Специальный курс морали последнее десятилетие преподаётся в общеобразовательных средних   школах   Германии.   Называется   он   «мораль   и   религия».   В его   рамках   даётся характеристика общечеловеческих нравственных ценностей и этического кода основных религий мира. После прохождения основной обязательной части курса дети по их желанию могут изучать историю той или иной религии. Все   крупнейшие   педагоги   мира,   Я. А. Коменский,   И. Г. Песталоцци,   Дж. Дьюи, А. Дистервег, Р. Оуэн, У. X. Килпатрик, С. Френе и др., а также выдающиеся русские и советские   педагоги   И. И. Бецкой,   К. Д. Ушинский,   С. Т. Шацкий,   В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин,   П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтёров,   В. А. Сухомлинский   и др.   говорили   о   необходимости   систематического нравственного образования и воспитания детей. Они рассматривали обретение учащимся моральных знаний как приоритетную задачу школьного обучения.   А. С. Макаренко,   Н. К. Крупская,   Д. Д. Семенов, На современном этапе решения этой задачи к наиболее важным проблемам следует отнести   вопросы   структуры   нравственного   обучения,   программу   учебных   курсов, содержание нравственных знаний и определения их минимума. Важной методологической и содержательной задачей является проблема оптимальной характеристики морали как вида знаний,   определение   форм   и   методики   обучения   нравственности   в   школе,   специфики формирования   нравственных   понятий   по   классам   с   учётом   их   сложности.   Важным является   и   учёт   того   обстоятельства,   что   нравственные   понятия   формируются, развиваются и обогащаются, по существу, на протяжении всего периода обучения с 1 по 11 класс,   что   их   усвоение,   углубление   и   осознание   происходит   постоянно,   подчас сложными путями. На   основе   опыта   лаборатории   нравственного   образования   было   признано,   что минимальное   содержание,   которое   может   составить   морально­нравственный   компонент общего   среднего   образования   и   найти   отражение   в   различных   школьных   курсах, составляет: 1. Освоение понятийного аппарата морали, составляющего содержательную структуру нравственного   (или   морального)   сознания.   Этот   аппарат   включает   базовые   понятия нравственности: добро – зло, долг, совесть, честь, честность, справедливость, достоинство,ответственность,   гуманность.   В базовую   часть   входят   также   понятия   нравственного сознания,   представления   о   нормах   нравственного   поведения,   нравственных   личных качествах, нравственных принципах и нравственных идеалах. 2. Понятие   о   нравственных   требованиях   и   нормах   (правилах,   кодексах,   заповедях, законах и др.). 3. Характеристики   основных   сторон   моральной   деятельности   и   нравственных отношений. 4. Понятие о нравственных ценностях и факторах влияния на мораль. 5. Характеристика нравственного развития личности и основ её морального поведения. Схематически это можно представить в виде следующей таблицы:   Функционирование (действие) морали в обществе (моральная регуляция в обществе) Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания Основные стороны морали, её структура и формы Основные общественные сферы и факторы, влияющие на мораль – политика: оценка политики и действий государственной власти; – право: оценка справедливости законов, их применения и исполнения; – эстетика (искусство): оценка нравственной составляющей произведений искусства и эстетических понятий; – религия: оценка религиозных норм, ритуалов и – нравственное сознание и его опорные понятия; – нравственные чувства и мотивы; – моральная деятельность: нравственное суждение, выбор и поступок; – нравственные отношения; – моральные – моральные требования, нормы и правила; – нравственные санкции: поощрения, порицания, наказания; – экономика и трудовые отношения; – общий уровень культуры; – этно- национальные и религиозные отношения; – природная среда обитания; – состояние экологии; воспитание; – семья, быт, досуг; – психология индивида и социальная психология; – этикет и ценности общества; – образование итрадиций с точки зрения общечеловеческих (светских) нравственных норм; – наука и философия: оценка нравственных основ науки, нравственная оценка мировоззрения человека и общественного сознания – нравственная самооценка, самовоспитание, самосовершенствов ание; – пути формирования морали культура поведения; – средства массовой информации Нравственное развитие и поведение личности