О мотивационной роли семьи и педагога в формировании ключевых компетенций личности
Оценка 4.8

О мотивационной роли семьи и педагога в формировании ключевых компетенций личности

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
14.06.2024
О мотивационной роли семьи и педагога в формировании ключевых компетенций личности
Выступление на педагогическом совете
для педсовета.doc

О мотивационной роли семьи и педагога в формировании ключевых компетенций личности                   

 

Все наши замыслы, все поиски и построения

                                          превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

                                                                                                         Л. Выготский

 

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.  

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Безусловно вспоминается применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому перед школой стоит задача сформировать и развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности, тем самым повышая эффективность учебного процесса.

Непременным условием развития школы наших дней является сотрудничество педагогического коллектива с родителями  обучающихся. Семья и школа дополняют друг друга, создают наилучшие условия для  повышения мотивации к обучению у детей.     Самый яркий пример для ребенка - это пример родителей и учителей.   

В нашей школе используются формы совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся, которые условно можно разделить на три основных направления:

ü  формы познавательной деятельности:

·        дни открытых уроков;

·        праздники классные и общешкольные;

·        совместные олимпиады (дистанционные предметные олимпиады); родители участвуют во всех видах проектов, проводимых в классе: оформляют праздники, готовят призы, оценивают результаты и так далее;

ü  форма трудовой деятельности:

·        родители, дети, классные руководители благоустраивают территорию школы, родители оказывают помощь в генеральных уборках и ремонте классов.

ü  формы проведения досуга:

·        конкурсы, викторины, опросы и т.п. (Этнографический диктант, тестирование по конституции, финансовая грамотность и др.);

·        экскурсионные поездки («В гости к Деду Морозу»);

·        семейные праздники (Масленица, Новый год, День матери и др.);

·        Акции («Окна России»; «Письмо солдату»; «Окна Победы» и т.д.).

  Родители   принимают участие во всех этих мероприятиях как:

Ø  непосредственные участники различных культурно-образовательных акций и творческих дел, праздников;

Ø  члены жюри и ведущие эксперты;

Ø  в рамках кружка «Тропинка в профессию» проведение экскурсий по профориентации.

 

Такое участие позволяет родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны, почувствовать себя активными субъектами образовательного процесса.

 

Школа сталкивается еще с одной проблемой, которую, не решив, невозможно достичь положительного результата по повышению мотивации к обучению у детей. Это нежелание самих родителей  вникнуть в причину слабой мотивации детей к обучению, а порой и полное  ее  отсутствие.  Как преодолеть нежелание, пассивность или робость родителей? Практика показывает, что есть несколько верных способов:

- постоянная информация о готовящихся творческих делах;

 - поощрение инициативы родителей;

 - максимальное использование профессионального потенциала родителей в повышении мотивации детей.

 Психолого-педагогическое  просвещения родителей в школе требует использования иных форм. Классное родительское собрание утрачивает свою значимость, о чем говорит низкая посещаемость или даже игнорирование некоторыми родителями.

В начальной школе используются следующие формы, помогающие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей к повышению педагогических знаний:

·         Открытые уроки

обычно организуются с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Традиционно один раза в год в школе проводятся дни открытых дверей. Некоторых родителей мы приглашаем на уроки, если возникают проблемы в освоении материала или поведении ребенка. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе.      

·        Индивидуальные тематические консультации.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении своего ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. 

Любая форма участия в  делах  школы сближает детей и родителей, а также школу и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество, родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество. Это в свою очередь оказывает позитивное влияние на развитие  детей, активизирует учебный процесс, у детей становится более адекватной их самооценка, растет мотивация творческой деятельности, стремление к успеху.


О мотивационной роли семьи и педагога в формировании ключевых компетенций личности

О мотивационной роли семьи и педагога в формировании ключевых компетенций личности

Родители принимают участие во всех этих мероприятиях как: Ø непосредственные участники различных культурно-образовательных акций и творческих дел, праздников; Ø члены жюри и ведущие эксперты; Ø…

Родители принимают участие во всех этих мероприятиях как: Ø непосредственные участники различных культурно-образовательных акций и творческих дел, праздников; Ø члены жюри и ведущие эксперты; Ø…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2024