О настроениях Тверского духовенства в период смены общественно - политического строя и перехода страны от монархии к буржуазной демократии.
Оценка 5

О настроениях Тверского духовенства в период смены общественно - политического строя и перехода страны от монархии к буржуазной демократии.

Оценка 5
Документация
docx
религиоведение
12.07.2020
О настроениях Тверского духовенства в период смены общественно - политического строя и перехода страны от монархии к буржуазной демократии.
О настроениях Тверского духовенства в период смены общественно - политического строя.docx

О настроениях Тверского духовенства в период смены общественно - политического строя и перехода страны от монархии к буржуазной демократии.


Изменения в церковной жизни наметились после свержения самодержавия. Высшая церковная власть поддержала движение "снизу" в преобразовании приходов и епархий, участие низших ступеней клира и мирян в церковных делах, утверждение соборного начала. Поместный Собор 1917-1918 гг. восстановил патриаршество после двухвекового его отсутствия, положил конец жесткому контролю государства за церковью.

В данной работе представлены различные документы Русской православной церкви в период с февраля по октябрь 1917 г. - определения и послания Святейшего синода, обращения к пастве высшего духовенства, резолюции епархиальных, городских, благочиннических съездов и собраний российского духовенства и мирян, проходивших в марте-июле 1917 г. по всей стране. Приводятся приветственные телеграммы из Тверской епархии как отдельным представителям новой власти, так и ее органам: Временному правительству, Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов и Государственной думе. В этих документах выражается официальное мнение духовенства по поводу свержения монархии, установления власти Временного правительства
и деятельности последнего. Представленные документы позволяют представить настроения российского народа и духовенства, в том числе и Тверского, в
период смены общественно-политического строя и перехода страны от монархии к буржуазной демократии. Всё началось с объявления актов от 2 и 3 марта 1917 года об отречении и отказе от престола Государства Российского Государя Императора Николая  II и Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти.

«Акт об отречении Государя Императора Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича» 2 марта 1917 г.

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу было угодно ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны, во что бы то ни стало, до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на престол Государства Российского. Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.

 

«Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти и о признании им всей полноты власти за Временным Правительством, возникшим по почину Государственной Думы»
3 марта 1917 г.

Тяжкое бремя возложено на Меня волею брата Моего, передавшего Мне Императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных. Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые основные законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа. 

 

Святейший Синод отреагировал на объявление этих актов следующим определением.

 

Определение Св. синода № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.»  6 марта 1917 г.

Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, выслушав состоявшийся 2 марта 1917 года акт об отречении Государя императора Николая II за себя и за сына от Престола Государства Российского и о сложении с себя Верховной власти, и состоявшийся 3 марта 1917 года акт об отказе великого князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского, ПРИКАЗАЛИ: Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских - в первый по получении текста сих актов день, а в сельских - в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы.

Подписали :

Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;

Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский;

Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский;

Тихон [Белавин], архиепископ Литовский;

Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;

Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;

Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;

Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский;

Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов; 

Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский.

 

Члены Петроградского религиозно-философского общества, обсуждая на своих заседаниях  11-12марта 1917г. возможные модели церковно-государственных отношений, сочли действия Синода в первой декаде марта 1917 г. не доведенными до логического конца. Они постановили довести до сведения Временного правительства следующее: «Принятие Синодом акта отречения царя от престола по обычной канцелярской форме «к сведению и исполнению» совершенно не соответствует тому огромной религиозной важности факту, которым церковь признала царя в священнодействии коронования помазанником Божиим. Необходимо издать для раскрепощения народной совести и предотвращения возможности реставрации соответственный акт от лица церковной иерархии, упраздняющий силу таинства царского миропомазания, по аналогии с церковными актами, упраздняющими силу таинств брака и священства».

 (Петроградские ведомости. Пг., 1917. № 44. С. 2; Вера и жизнь. Чернигов, 1917. № 3-4. С. 123).

 

Простые прихожане Тверской епархии в основной своей массе были согласны с постановлениями правления Петроградского религиозно-философского общества и обращались к Высокопреосвященнейшему Серафиму Архиепископу Тверскому и Кашинскому со своими прсьбами и пожеланиями, но были и такие, которые по этому вопросу имели своё собственное мнение, такие, как высказывал крестьянин  Михаил Евфимович Никонов.

Из «Послания Святейшему Всероссийскому собору» крестьянина Михаила Евфимовича Никонова Семендяевского Богоявленского прихода деревни Калуг Калязинского уезда Тверской губернии 15 ноября 1917 г.

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ Высокопреосвященнейшему Серафиму
Архиепископу Тверскому и Кашинскому ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕМУ ВСЕРОССИЙСКОМУ СОБОРУ

Высокопреосвященнейший Владыко, прошу Вашего Святительского благословения для передачи сего послания Святейшему Всероссийскому Собору.
Святии отцы и братия! […] Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции. Неведомо нам сей причины. Страха ли ради Иудейска? Или по влечению своего сердца, или по каким-либо уважительным причинам, но всё-таки поступок их в верующих произвел великий соблазн, и не только в православных, но даже в среде старообрядцев. Простите меня, что коснулся сего вопроса - не наше дело о том обсуждать: это дело Собора, я только поставил на вид народное суждение. В среде народа такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. На приходских и благочиннических собраниях что мы слышали - даже ушам своим не верится. Отцы духовные, искусившиеся прелестью свободы и равенства, потребовали удалить неугодных им иерархов с занимаемых ими кафедр, а избрать себе по желанию. Псаломщики потребовали такого же равенства, чтобы не подчиняться своим настоятелям. Вот до какого абсурда дошли, подчеркнувши сатанинскую идею революции. Православный русский народ уверен, что Святейший Собор в интересах Святой матери нашей церкви, отечества и Батюшки Царя, самозванцев и всех изменников, поругавшихся над присягой, предаст анафеме и проклятию с их сатанинской идеей революции. И Святейший Собор укажет своей пастве, кто должен взять кормило правления в великом Государстве. Надо полагать тот, кто находится в заточении, а если он не пожелает царствовать над нами изменниками, подлежащими притче Господней о человеке высокого рода, то укажет, кому принять правление Государством; так выходит по здравому смыслу. Не простая же комедия совершаемый акт Священного Коронования и помазания Святым миром царей наших в Успенском Соборе Московского Кремля, принимавших от Бога власть управлять народом и Тому Единому отдавать ответ, но никак не конституции или какому-то парламенту собравшихся не совсем чистоплотных людей, способных только для устройства крамольных художеств одержимых похотью властолюбия. […] Всё вышеизложенное, что здесь написал, не моё только личное сочинение, но голос православно-русского народа, стомиллионной деревенской России, в среде которого нахожусь я.

Крестьянин Михаил Евфимович Никонов.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 318. Л. 36–37об. Машинопись. Подлинник.

Протоиерей Т.И. Буткевич в 1894-1906 гг. бывший профессором Харьковского университета по кафедре церковного права, а в 1906 и 1912-1914 гг. состоявший членом Предсоборного присутствия и Предсоборного совещания, а  с   1906 г.  бывший  членом Государственного совета,  о происходящих  в то время в России событиях писал следующее. 

Из статьи «Православная церковь и государственный переворот» члена Государственного совета, профессора богословия, протоиерея Тимофея БуткевичаНе позднее 14 мая 1917 г.

Рухнул много веков существовавший в России образ государственного управления в форме царского самодержавия! Совершился великий, неповторимый в истории переворот в лице русского народа. Как же может относиться к нему православная церковь и в какое отношение к новому государственному нашему строю должны стать её члены? Пока мы
видим, что наш Св. Синод уже обнародовал своё успокоительное послание; на церковных богослужениях мы не слышим так часто повторявшихся в прежнее время имён царя, его матери, супруги и сына-наследника. Что же это? Измена церкви или трусость Св. Синода пред нашим Временным правительством? - Ни то, ни другое. Церковь в этом случае поступила лишь со свойственным ей сознанием своего достоинства и в полном согласии с учением Божественного Откровения. Церковь Христова, по учению своего Основателя [Ин. 18, 36], есть «Царство не от Mиpa сего». Она имеет свои законы, которыми регулируется её жизнь и деятельность, свои задачи, свои средства, свой особый характер, часто радикально противоположный характеру мирских царств [Лк. 22, 25-26]. Церковь это институт благодати и нравственности; государство - дело рассудка и права; источник первого - сверхестественный, второго - естественный. […] Она находила для себя возможным мириться со всякой формой образа государственного управления и могла развивать свою плодотворную деятельность как в монархических, так и в республиканских государствах. И та, и другая форма государственного строя для неё была безразлична, как дело временное и человеческое. […] Произведённый у нас переворот невольно заставляет нас вспомнить историю еврейских царей и в особенности царствование злосчастного Саула. Вдумайтесь в него и вас поразит его сходство с царствованием последнего русского императора. Николай II - также помазанник Божий; но Дух Господень отступил от него, как отступил Он и от Саула, и отверг его Господь от Себя, чтобы он не царствовал более над Россией. [...] Низложение Николая II произошло несомненно по воле Божией. […] Не упрекайте православной Церкви, будто она рабски молчала, претерпевая несправедливости со стороны самодержавного правительства. Она, правда, несла свой крест безропотно, неизменно молилась за своих угнетателей; но кто не затыкал своих ушей, тот слышал её стон. О тяжких страданиях, причиненных самодержавием, ясно говорит каждому уже один длинный мартирологий наших страдальцев-святителей, от московского митрополита святого Филиппа до киевского митрополита Владимира включительно. Мольбами наполнены все архиерейские отзывы, присланные в 1905 году в Синод для передачи Предсоборному Присутствию. Тяжелое положение Православной Церкви, поставленной насилием в служение интересам самодержавия, часто было предметом не только отдельных журнальных статей, но и целых монографий, даже учёных диссертаций. В наших законодательных палатах нередко раздавались речи в защиту Православия от гнета самодержавного правительства. Даже пишущий эти строки, в качестве члена Государственного Совета, не раз в своих речах указывал на гнет, испытываемый Православной Церковью от царского правительства.

Церковный вестник. Пг., 1917. № 9-17. С. 177-178, 180, 182.

Обращение члена Государственного совета, архиепископа Тверского  и Кашинского Серафима (Чичагова) к членам духовной консистории и благочинным г. Твери «По вопросу о перемене государственного строя» 7 марта 1917 г.

Милостию Божиею, народное восстание против старых, бедственных порядков в государстве, приведших Россию на край гибели в тяжелые годы мировой войны, обошлось без многочисленных жертв и Россия легко перешла к новому государственному строю, благодаря твердому решению  Государственной Думы, образовавшей Временное правительство, и Совету рабочих [и солдатских] депутатов. Русская революция оказалась чуть ли не самой короткой и самой бескровной из всех революций, которые знает история. Поэтому долг и обязанность каждого православного гражданина Русской земли, во-первых, - всемерно и любовно поддержать новую власть во всех ее начинаниях по водворению порядка и законности в городах и во всей стране, дабы Временное правительство могло скорее приступить к созыву Учредительного собрания, которое определит решение народное о новой форме правления в России, и довести великую мировую войну до победоносного конца, а во-вторых, - всенародно вознести в храмах в ближайшее воскресенье, 12 марта, благодарение Господу Богу за предотвращение бесполезного, не допустимого в христианстве кровопролития и поддержания достойнейших русских людей, вошедших в состав нового временного Правительства во дни неожиданного переворота, с провозглашением многолетия Богоспасаемой Российской Державе и правителям государства. Перед молебствием прошу настоятелей храмов передать моей дорогой пастве Божие благословение и архипастырский призыв к единению, спокойствию, исполнению своих обязанностей перед Родиной, семьей, ближними, а также к подчинению властям, вновь установленным нашим доблестным и мудрым Временным правительством. Святейший Синод, все мы - архипастыри и многочисленное русское духовенство вполне присоединились к новому Временному правительству и призываем к тому же верующий русский народ, в надежде на помощь Божию и одоление сильного врага, напавшего на Отечество наше, и изгнание его из пределов России.

Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. № 9-10. Часть офиц. С. 75-76.

Церковь встретила октябрьский переворот стремлением к нейтралитету, готовностью к конструктивным отношениям с новой властью, признавая возможность компромисса при условии поддержки церкви, предоставлении ей свободы и возможности идейно-нравственного влияния на народ. Такая позиция объяснялась как представлением о вечности церкви и преходящем характере власти в целом, так и сохранением в первые месяцы после установления советской власти надежды на Учредительное собрание и его решения, соответствующие представлениям церкви о ее месте в государстве.

Из речи архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова) на собрании духовенства г. Твери 21 марта 1917 г.

 

[…] Мысли всех людей, а равно и наши в данное время должны направляться к отражению врага - немца. Одновременно с этим, когда население Русского Государства начинает готовиться к Учредительному Собранию, духовенство должно подготовить себя к Церковному [Поместному] Собору, а пока необходимо сейчас же приспособляться к новому строю. […] Духовенство, не входя в политику, должно учить паству евангельскому пути, преследуя только правду, истину и благо Родины.

Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. № 15-16. Часть неофиц. С. 141.

Политическая позиция архиепископа Тверского  и Кашинского Серафима (Чичагова) во время Февральской революции была следующей - владыка Серафим с первых чисел марта 1917 г. «не стал скрывать свое отрицательное отношение к происшедшим в России политическим переменам»,  что после разрушения православно-монархической государственности он «не мыслил существование не только Российской державы, но и Русской Православной Церкви». Об его отношении к происходящим  в то время в России событиях подробно рассказано в издании  Сретенского монастыря  2003г. С. 26 «Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)».

 

20-25 апреля 1917 г. В Твери проходил  Чрезвычайный Епархиальный Съезд духовенства и мирян Тверской епархии. На съезде присутствовало более 600 делегатов принявших следующие резолюции.

 

Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Тверской епархии 21 апреля 1917 г.

 

О  взаимоотношении  церкви  и  государства: Признавая церковь свободной и независимой, но находя в то же время невозможным порвать всякое внешнее взаимоотношение между церковью и государством, Епархиальный съезд предоставляет окончательное решение этого вопроса своим делегатам на
Московском Съезде и как материал для суждения Синода и Всероссийского Церковного [Поместного] Собора.

О земле: Вся земля народу, так как землей имеет право пользоваться тот, кто на ней трудится, но осуществление этого дела отлагается до Учредительного Собрания, и члены Съезда принимают на себя нравственную обязанность разъяснять об этом народонаселению.

О форме государственной власти: Поставленный на обсуждение Съезда вопрос о форме правления в виде демократической республики принят делегатами без прений.

Протоколы Чрезвычайного Епархиального Съезда духовенства и мирян Тверской епархии. 20-25 апреля 1917 г. Тверь. С. 4. Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. Вкладыш между №№ 11-12 и 13-14.

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Д. 154. Л. 15.

 

Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Тверской епархии 21 апреля 1917 г.

Обер-прокурору Св. синода: Тверской Чрезвычайный Епархиальный Съезд духовенства и мирян, приветствуя Вас, а в лице Вашем Временное Правительство за гражданское мужество, проявленное в деле спасения Родины в тяжелую годину ее жизни, выражает надежду, что обновление и
родины, и церкви будет проведено благополучно до конца чрез Учредительное Собрание и Всероссийский Церковный Собор.

Совету рабочих и солдатских депутатов: Тверской Епархиальный Съезд духовенства и мирян, приветствуя Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов за гражданское мужество, проявленное им в деле спасения родины в тяжелую годину ее жизни, выражает надежду, что Советом совместно с Временным Правительством будет доведено до конца обновление родины чрез Учредительное Собрание.

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Д. 154. Л. 72. Подлинник;
Протоколы Чрезвычайного Епархиального Съезда духовенства и мирян Тверской епархии. 20–25 апреля 1917 г. Тверь, С. 4.  Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. Вкладыш между №№ 11-12 и 13-14.

 

Телеграмма председателю Государственной думы собрания духовенства Новоторжского уезда Тверской губернии 10 марта 1917 г.

Городское и сельское духовенство Новоторжского уезда на общем собрании 9 марта, движимое чувством любви к родине, в годину столь тяжких испытаний и во дни высокого подъема духа свободных граждан ее, считает своим святым долгом идти со своей паствой по пути устроения новой жизни на евангельских началах любви, мира и свободы, выражая полную готовность работать в согласии с правительством и взывать о том же к пастве.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 55. Подлинник.

 

Телеграмма М.В. Родзянко собрания духовенства Корчевского уезда Тверской губернии 14 марта 1917 г.

Петроград. Председателю Государственной Думы Родзянко. Из Корчева Тверской губернии. Духовенство уезда в сознании великих исторических событий, свершившихся ныне над отечеством нашим, в общем собрании своем открыто и свободно выражает одушевляющие его чувства  полного удовлетворения действиями нового Временного народного правительства, готово и счастливо отдать все свои силы и разумение на согласное с волей народного действования, в устроении возрождающегося отечества на началах светлых идей справедливости, правды и всеобщего братства во Христе. Оставаясь пастырями, верными церкви Христовой, отныне самоопределяющейся на основе евангельских заветов, духовенство, осенив себя крестным знамением, вступает в новую трудовую жизнь.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 72. Подлинник.

 

Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко духовенства г. Старицы Тверской губернии и его уезда 20 марта 1917 г.

Духовенство города Старицы и его уезда приветствует в вашем лице правительство обновленной России и, одушевленное надеждами на светлое будущее, готово отдать все свои силы на благо дорогой родины.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 107. Подлинник.

 

Телеграмма М.В. Родзянко духовенства 3-го благочиннического округа Ржевского уезда Тверской губернии 13 марта 1917 г.

Петроград. Родзянко. Присоединяемся к новому народному правительству. Готовы служить на пользу обновленной родины и молим Бога о водворении мира, порядка, спокойствия и победоносном окончании войны. Духовенство третьего округа Ржевского уезда.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 68. Подлинник.

 

Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 4-го благочиннического округа Весьегонского уезда Тверской губернии 14 марта 1917 г.

Съезд духовенства четвертого благочиннического округа Весьегонского уезда Тверской епархии в лице вашем приветствует новое правительство и молит Бога даровать ему мудрость и силы водворить в обновленной России мир, благодейство и славную победу над внешним врагом.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 73. Подлинник.

 

Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства 4-го благочиннического округа Бежецкого уезда Тверской губернии 14 марта 1917 г.

Собрание духовенства четвертого Бежецкого округа приветствует Государственную Думу, взявшую на себя почин борьбы с самодержавием. Да здравствует будущий демократический республиканский парламент!
РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 78. Подлинник.

 

Телеграмма председателю Государственной думы духовенства 6-го благочиннического округа Бежецкого уезда Тверской губернии 17 марта 1917 г.

Духовенство шестого благочиннического округа Бежецкого уезда Тверской
губернии приветствует новое правительство и выражает надежду, что оно выведет русский народ на путь свободы и приведет войну к желанному концу, к победе над врагом.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 96. Подлинник.

 

Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 2-го благочиннического округа Ржевского уезда Тверской губернии 19 марта 1917 г.

Петроград. Государственная Дума. Родзянко. Съезд духовенства второго благочиннического округа Тверской губернии Ржевского уезда, молитвенно благодарный спасителям освобожденной России, приветствует благоверное правительство, горячо молит Господа дать сил довершить святое дело обновления державе Российской и церкви Христовой светлым путем любви, братства и равенства, помощью всех граждан России и всех сынов церкви Христовой.
РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 105. Подлинник.

 

Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян N-го (номер округа в источнике не указан) благочиннического округа Осташковского уезда Тверской губернии Третья декада марта - вторая декада апреля 1917 г.

Благородные могучие порывы лучших людей возродили Россию. Возглавляемое вами Временное правительство мудро выводит страну на светлый путь свободного гражданского ее устроения. Поднимается светлая заря новой свободной жизни и в церкви Христовой. Духовенство, церковные старосты и миряне округа Осташковского уезда, собравшись на благочиннический съезд, стоят перед новыми задачами приходской жизни на началах свободы. Объединенные в горячем стремлении принести все силы своей души на благо Родины, просим принять наши приветствия и всемерную преданность Временному правительству. Да благословит Господь ваши святые труды великой творческой работы в эти исторические, ответственные дни.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 170. Л. 77. Подлинник.

 

На начальном этапе Февральской революции между церковью и Временным правительством установилось взаимопонимание и тесное сотрудничество. Временное правительство для проведения своей политики нуждалось в поддержке церкви. Поэтому оно предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь получила крупные ассигнования на содержание храмов и клира. Временное правительство запрещало конфискацию церковного землевладения. Руководство Временного правительства выказывало знаки уважения к церкви. Но так было не долго. Власть в стране захватили большевики и развязали красный террор. Для практического претворения в жизнь декрета по решению СНК РСФСР в апреле 1918 г. была создана Межведомственная комиссия при Наркомюсте. В мае того же года после роспуска комиссии образован VIII "ликвидационный" отдел Наркомюста во главе с П.А. Красиковым, призванный ликвидировать административно-управленческие церковные структуры. VIII отдел Наркомюста на долгие годы стал подразделением в структуре советских органов власти, фактически осуществляющим государственную церковную политику. Вот как рассказывается в журнальной статье о работе этого подразделения.

«...Пятый отдел Наркомюста, призванный провести в жизнь Декрет Совнаркома "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", назывался ликвидационным. Декрет издан в январе 18-го. В начале 18-го на станции Вятка изрублен шашками епископ Дионисий Измаильский. В том же году в Елабуге убит вслед за тремя сыновьями протоиерей о. Павел Дернов; в Петрограде красногвардейцы пытались проникнуть в Александро-Невскую Лавру, с увещеванием к ним обратился протоиерей о. Петр Скипетров - убит; в Туле и Харькове расстреляны крестные ходы; расстрел толпы верующих при ревизии церковного иму­щества в Пермской епархии; убит митрополит Владимир Киев­ский и Галицкий (Богоявленский); убит протоиерей Иоанн Вос­торгов, служивший в Покровском (Василия Блаженного) соборе; после трехдневных истязаний зверски убит священник Михаил Лисицын станицы Усть-Лабинская Кубанской епархии; расстре­лян настоятель Санкт-Петербургского собора протоиерей Алек­сей Ставровский, заменивший собой молодого священника, на которого пал жребий репрессии после убийства Урицкого... К 22-му году по суду расстреляно белого духовенства 2691 человек, монашествующих мужчин 1962, монахинь и послушниц 3447, без суда расстреляно не менее пятнадцати тысяч, ликви­дировано более семисот монастырей. Соловецкий, как извест­но, тогда же превращен в первый концлагерь...»

Огонек. 1989 г. № 34. С. 26  [Из статьи "Оптина завязь...". О репрессиях против духовенства в 1918-1922].

 

За первые годы советской власти, к 1921 г. было национализировано 722 монастыря. В монастырских ансамблях разместили больницы, лазареты, воинские части, концентрационные лагеря, детские колонии, школы, общежития и т.д. По имеющимся далеко не полным данным ВЧК того времени в 1918 г. расстреляно 827 священнослужителей, в 1919 г. расстреляно - 19, заключено в тюрьму - 69. Новейшая статистика гонений на церковь, составленная Православным Свято - Тихоновским Богословским Институтом, рисует более кровавую картину волны гонений: общее число репрессий составило 11 тысяч человек, из них - 9 тысяч расстрелов. При этом на 1918 г. приходится 3 тысячи расстрелов и 1,5 тысячи других видов репрессий духовенства, на 1919 г. - 1 тысяча расстрелов и 800 других видов репрессий. Снижение числа репрессий в 1919 г. по сравнению с 1918 г. почти в 3 раза объясняется тем, что именно в 1918 г. произошли первые и наиболее ожесточенные в истории Гражданской войны схватки большевиков со своими противниками, в рядах которых духовенство и верующие составляли активную силу, и прокатилась сильнейшая волна террора.

Прав был крестьянин Семендяевского Богоявленского прихода деревни Калуг Калязинского уезда Тверской губернии Михаил Евфимович Никонов писавший  в своём послании, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, когда преосвященные пошли навстречу революции.

 

 

 

Литература:

1.     Научное издание. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). Cост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин. - М.: Индрик, 2008. 632 с.; ил. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.

 

2.     Материалы с православных сайтов из сети интернета.


 

3.     Скачано с www.znanio.ru

О настроениях Тверского духовенства в период смены общественно - политического строя и перехода страны от монархии к буржуазной демократии

О настроениях Тверского духовенства в период смены общественно - политического строя и перехода страны от монархии к буржуазной демократии

Думою, признали Мы за благо отречься от престола

Думою, признали Мы за благо отречься от престола

Божественной литургии, с совершением молебствия

Божественной литургии, с совершением молебствия

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ Высокопреосвященнейшему

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ Высокопреосвященнейшему

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 318.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 318.

Церкви, будто она рабски молчала, претерпевая несправедливости со стороны самодержавного правительства

Церкви, будто она рабски молчала, претерпевая несправедливости со стороны самодержавного правительства

Родиной, семьей, ближними, а также к подчинению властям, вновь установленным нашим доблестным и мудрым

Родиной, семьей, ближними, а также к подчинению властям, вновь установленным нашим доблестным и мудрым

Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства и мирян

Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства и мирян

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292

Телеграмма председателю Государственной думы

Телеграмма председателю Государственной думы

На начальном этапе Февральской революции между церковью и

На начальном этапе Февральской революции между церковью и

За первые годы советской власти, к 1921 г

За первые годы советской власти, к 1921 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2020