О профессиях разных, нужных и важных

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала О профессиях разных, нужных и важных.docx

Беседа:

 

психологические характеристики профессий

 

«О профессиях разных, нужных и важных».

Цель мероприятия:

- формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

- расширить представление детей о различных профессиях;

- ознакомить с новыми профессиями;

- побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

  Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), таблицы с названиями профессий, визитки с толкованиями профессий, формула выбора профессий,

иллюстрации, видео- и аудиосопровождение.

Ход урока:

1.     Вступление учителя:

Человек, что мне построил дом,

Был чужим,

Он не был мне знаком.

Но, присев устало на крыльце,

Думал он о будущем жильце.

Был не друг и вовсе не родня,

Тот, кто шил рубашку для меня.

Но и он, орудуя иглой,

Обо мне подумывал порой.

Никогда, нигде я не встречал

И того, кто туфли мне тачал.

А ведь он с собой наедине

Размышлял частенько обо мне.

Сколько их, друзей в моей стране,

Что все время помнят обо мне.

За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час –

И мы трудиться будем!        

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Тема нашей беседы - о профессиях разных, нужных и важных.

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы

- Какие бывают профессии?

- Все ли профессии нужны?

- Существуют ли профессии, которые важнее других?

2.    Начать нашу беседу я хотела бы с теста с геометрическими фигурами.

Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте

человечка, состоящего из 10 элементов.        Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения.  Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд. (Учащиеся рисуют фигурки)

     Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).

 - А теперь слушайте ключ  (учитель зачитывает). 6 – 8 треугольников: Ярко выражено

стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.

5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.

 

3.    Словарная  работа:

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Ученики дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. (привести пример: директор школы)

 

4.     Викторина « Визитка»:

 Задание:

на визитке «зашифрована» профессия, необходимо определить, какая.

1. Специалист по отделке зданий (помещений)  - Маляр.

2. Специалист по изготовлению  изделий из металла  - Токарь

3. Специалист по воспитанию и обучению детей.– Педагог

4. Специалист по сборке и наладке механического оборудования – Слесарь.

5. Специалист по обработке металлов давлением. – Чеканщик. 

6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. – Радиомастер

7. Мастер  по ручной ковке металла. – Кузнец.

8. Специалист с высшим техническим образованием – Инженер.

9. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. – Фермер.

10. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. – Садовод.

11. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления – Сварщик

12. Специалист по духовым и клавишным инструментам. – Музыкант.

13. Специалист, владеющий ножницами и расческой. – Парикмахер.

14. Специалист по изучению  процессов, происходящих в земной  атмосфере. Метеоролог.

15. Специалист по обработке дерева. – Столяр.

16. Специалист по обслуживанию  электрических сетей и электрического оборудования. –Электромонтер.

17. Работник торговли – Продавец.

18. Рабочий на стройке – Каменщик.

  5.     Работа в парах:

 На свете много профессий,  все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые  востребованные, самые модные. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий.

1 пара  будет составлять список «Самые модные профессии».

2 пара  - «Самые забытые профессии».

4 пара  «Самые отважные профессии».

- Послушаем, что у вас получилось.

- Какие профессии можно добавить к списку?

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

 

6.     Профессиональный ликбез:

Среди всех профессий, что вы перечислили сегодня, можно вывести еще одну группу – новые профессии, профессии, которые вышли на биржу труда сравнительно недавно, в последнее десятилетие. Ознакомимся с некоторыми из них.

Как вы думаете, чем занимается титестер?

Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус. Еще одна редкая профессия – постижёр.

Это специалист по изготовлению париков, бород, усов.  Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость.

Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.

Web-программист,

web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

  7. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

     Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

     Примерные ответы учеников:

     - «Давят» родители.

     - Идут за модой.

     - Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

     - Выбирают «за компанию».

     - Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

     - Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

     - Подражают героям кино и телесериалов.

 Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

  7. Игра- пантомима:

Водящий ученик спрашивает: «Вам  работники нужны?» В ответ все спрашивают:           « А что вы умеете делать?» Ведущий начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии.  Все отгадывает задуманную и показанную профессию.

  8. Выведение формулы определения профессии:

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a x b=S)? (Площадь классной комнаты.)

Далее: на диске и интерактивной доске 3 слова: хочу – могу – надо.

- А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.

- Как объяснить эту формулу?

Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Могу – это все, что мне по силам, по способностям.

Надо – это все, что нужно для общества, страны.

 - Попробуйте сами сделать вывод. (Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).

9. Итог мероприятия:

Сегодняшний классный час я хочу закончить таким стихотворением:

Тысячи тропок готовит судьба, 
Сотни загадок в запасе хранит. 
Какой она будет - тропинка твоя 
Это тебе предсказать предстоит. 
Будешь ли ты водить корабли, 
Или секреты веков узнавать, 

Построишь ли мост от Луны до Земли 

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном – самым смешным –

И улыбками мир расцветет. 

Клоуны тоже на свете нужны –

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе –

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе

Поверь в свои силы, в победу поверь.