Аналитическая справка
о проведенных консультациях социального педагога
Социально-педагогическое консультирование является одной из форм социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:
· деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;
· деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:
· непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого;
· посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д.
Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства:
· равноправия;
· уважения и учёта интересов;
· обязательности и ответственности сторон.
От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.
Являясь членом экспертного совета (Совета Профилактики, Служба по урегулированию споров), социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребенке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения в своей работе использую разнообразные методы:
· наблюдение за ребенком;
· посещение на дому;
· беседы со сверстниками, друзьями и с классным коллективом;
· беседа с родителями, с семейным окружением ребенка;
· беседы с педагогами и администрацией школы.
Консультирование может быть как индивидуальным так и групповым в зависимости от его характера направленности и конкретных обстоятельств.
Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей. В своей работе особое внимание уделяю консультированию родителей. Для них это один из способов просветиться в вопросах воспитания детей. Консультации помогают им усвоить приемы и методы воспитания детей, организовать с ними целесообразное и благотворное взаимодействие. Консультации способствуют оптимизации связей школы с родителями и детей со школой, что благотворно влияет на решение многих проблем воспитания и обучения.
Все обращения фиксируются в журнале индивидуальных и групповых консультаций.
Информация об основной тематике индивидуальных консультаций
Клиент |
Наиболее востребованные консультационные темы |
Учащиеся |
Совершение противоправных действий |
Вредные привычки и их влияние на организм подростка |
|
Агрессивное поведение по отношению к одноклассникам |
|
Уклонение от обучения |
|
Унижение достоинства личности |
|
Нарушение техники безопасного поведения во время экскурсий и походов |
|
О недопустимости унижений сверстников |
|
Нарушение Устава школы |
|
Самовольный уход несовершеннолетних из семей и школы |
|
Общение в сети Интернет |
|
Нарушение правил поведения в школе |
|
Действия несовершеннолетнего в случае утери имущества |
|
Проблема взаимоотношений в семье |
|
Занятость во внеурочное время |
|
Определение места проживания подростка |
|
Порча школьного имущества |
|
Взаимоотношения между юношами и девушками |
|
Необходимость медицинской помощи |
|
Родители |
Жестокое обращение между сверстниками |
Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних |
|
Унижение достоинства несовершеннолетних |
|
Уклонение от обучения несовершеннолетних, неуспеваемость |
|
Оформление пенсии на несовершеннолетнего |
|
Оформление опеки над несовершеннолетним |
|
Контроль со стороны родителей за свободным временем подростка |
|
Совершение противоправных действий несовершеннолетним |
|
Усиление контроля над несовершеннолетним |
|
Определение формы обучения несовершеннолетнего |
|
Правила поведения учащихся в школе |
|
Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей |
|
Определение детей в «Социально-реабилитационный центр детей и подростков |
|
Оказание содействия в организации медицинского обследования несовершеннолетнего |
|
Порча школьного имущества, возмещение ущерба |
|
Оказание материальной и психологической помощи в трудной жизненной ситуации |
|
Место и условия проживания несовершеннолетнего ребенка |
|
Для опекунов |
Взаимоотношения в семье |
Оформление денежных пособий опекаемого |
|
Взаимоотношения между сверстниками |
|
Педагоги |
Контроль посещения обучающимися учебных занятий |
|
Проживание несовершеннолетнего вне семьи |
|
Уклонение несовершеннолетнего от обучения |
|
Агрессивное поведение обучающегося в классе |
|
Взаимодействие с другими образовательными учреждениями |
|
Взаимоотношения в семье |
|
Взаимоотношения в классе |
Стоит отметить, что количество обращений родителей невелико. Это говорит о низком уровне образованности родителей и слабой заинтересованности в методах воспитания детей. В ходе консультирования так же оказывается просветительская помощь.
Просветительская деятельность социального педагога это прежде всего групповые формы работы с родителями, педагогами и детьми. С родителями - это родительские собрания, с педагогами – Педсовет, административные совещания, заседания служб школы, с детьми – классные часы и собрания, беседы. Так же такая деятельность представлена в виде сообщений на информационных стендах. Часто использую такой инструмент просветительской работы, как буклеты и памятки.
Тематика просветительской работы (групповых консультаций) за 2016-2019гг.
Место и форма проведения |
Темы выступлений |
Родительские собрания |
Общешкольное родительское собрание «Защитим детей вместе!» (профилактика наркомании) |
«Особенности уч-ся 5-х классов» |
|
«Ответственные родители – здоровый ребенок. Чужих детей у нас нет!» |
|
«Безопасный интернет» |
|
«Трудности адаптации первоклассников» |
|
«Признаки школьной дезадаптации и пути её преодоления». |
|
«Дополнительное образование детей, находящихся на ВШУ, как средство их всестороннего развития и способ предупреждения правонарушений» |
|
«Взаимоотношения со сверстниками» |
|
«Как помочь ребенку в учебе» |
|
«Как воспитать лентяя» |
|
«Контроль со стороны родителей за успеваемостью и посещаемостью несовершеннолетних» |
|
Классные часы, собрания |
«Как не стать жертвой насилия» 6-9 кл. |
Урок правовых знаний (8-9 классы) |
|
«Культура общения в молодежной среде» 10-е кл. |
|
«Вместе дружбою сильны» (5-б кл.) |
|
«Подростковая агрессия: последствия и факты» (6-а кл.) |
|
«Правила безопасного поведения в школе» (9-а кл.) |
|
«Твое свободное время» 5-8кл. |
|
«Проступок. Правонарушение. Преступление» 6-8 кл. |
|
«Моя профессия – мой выбор» 9-11 кл. |
|
«Вредные привычки 21 века» 9-11кл |
|
«Интернет-зависимость. Компьютерные игры» 7-10кл. |
|
Заседания Педсовета |
«Анализ воздействия социума на личность обучающегося» |
«Алгоритм работы с детьми группы риска (на базе МКОУ «Шамилькалинская СОШ» |
|
«Анализ социального паспорта школы» |
|
Совместная профилактическая деятельность всех служб школы в отношении трудных подростков. |
|
Профилатктика агрессивного поведения подростков. |
|
Заседания МО классных руководителей |
«Формы работы с родителями» |
«Социальный паспорт класса – важные сведения, инструкция по заполнению» |
|
«Как работать с «трудными» детьми» |
|
«Стили семейного воспитания» |
|
«Документальное сопровождение личных дел учащихся «группы риска» и обучающихся, находящихся под опекой» |
|
«Заполнение актов обследования жилищно-бытовых условия семьи» |
|
Организация свободного времени учащихся на период каникул. Профилактика правонарушений |
|
«Совместная открытая работа классных руководителей и социального педагога – залог снижения преступности в школе» |
Успешность консультационной и просветительской работы по большей части зависит от грамотно составленных и уместных рекомендаций, в зависимости от характера проблемы. За время работы мною были разработаны и скорректированы несколько рекомендаций и памяток. (см. Приложение)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
1. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь сегодня что – то сделал не так, об этом скажите ему.
2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома».
4. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
6. Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!». Но это не означает, что не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой.
7. Родители должны привить ребенку три главных качества: уважение, находчивость, ответственность.
Рекомендации классным руководителям
в работе с «трудными» подростками
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Памятка родителям «Контроль за времяпрепровождением детей»
На заметку родителям!
Не допускается нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, в компьютерных клубах, в помещениях общего пользования в многоквартирных жилых домах, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Согласно Закону, ночное время – в осенне-зимний период (с 1 ноября по 31 марта) - с 22 до 6 часов, в весенне-летний период (с 1 апреля по 31 октября) - с 23 до 6 часов.
Уважаемые родители,
помните, что бесконтрольность за поведением и времяпрепровождением своих детей ведет к совершению преступлений детьми или, что еще страшнее, в отношении Ваших детей!
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
ПАМЯТКА ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ
по профилактике конфликтов
1. Помните, конфликты в учительском или ученическом коллективе — обычное явление. Относиться к ним нужно соответственно, т. е. спокойно. Однако, конфликты оказывают негативное влияние на здоровье конфликтующих, качество их работы, взаимоотношения, ухудшают социально-психологический климат в школьном коллективе. Поэтому, чем меньше в школе конфликтов, тем лучше.
2. Предупредить конфликты гораздо легче, чем завершить. Стратегия профилактики конфликтов заключается в умении разрешать естественные противоречия, постоянно возникающие в процессе взаимодействия учителей и школьников, неконфликтными способами: путем сотрудничества, компромисса, уступок.
3. Внутренне согласиться с утверждением: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Если человек считает себя опытным и умным, он должен уметь защитить свои интересы и интересы дела, не доводя ситуацию до конфликта, не наживая врага в лице своего оппонента. Поэтому в конфликте ученика с учителем, как правило, неправ учитель. В конфликте учитель — директор обычно неправ директор.
4. Во всех предконфликтных и конфликтных ситуациях директор должен видеть и отстаивать прежде всего интересы дела. Чем меньше в конфликте затронута личностная сфера оппонентов, тем легче его завершить. Конфликты между учителями лучше разрешать на начальной стадии их развития. Чем длительнее конфликт, тем в большей степени он носит не деловой — чаще конструктивный, — а личностный — чаще деструктивный характер.
5. Принимая решение, всегда следует помнить, чьи интересы оно затрагивает, и прогнозировать будущую реакцию. По возможности обсуждать принимаемое решение с исполнителями и теми, кого оно затронет. Если директор заблаговременно информирует учителей о задачах, которые они будут выполнять, — тем меньше у него конфликтов с ними.
6. Директору необходимо уметь минимизировать свои негативные эмоции, возникающие при взаимодействии с окружающими. Важно также максимально уменьшить влияние негативных эмоций на решения и действия конфликтующих учителей или школьников. Чем более рациональный, а не эмоциональный характер носит конфликт, тем он конструктивнее, тем легче его регулировать.
7.Учитывайте, что способности учеников и учителей к различным видам деятельности различны. Старайтесь не требовать от подчиненных отличного выполнения того, к чему они неспособны. Задача директора — сформировать каждой учительнице такой круг обязанностей, к выполнению которых она готова. При такой стратегии и школа будет работать лучше, и конфликтов станет меньше.
8. Оценивая работу и личность учителей, старайтесь замечать в первую очередь хорошее, а только затем — недостатки. Оценивайте подчиненных прежде всего по тому, что они сделали, а не только по тому, что они не сделали, а могли бы сделать.
9. Будьте терпимы к инакомыслию учителей и учеников. Помните, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нормальны. Они не должны становиться причиной конфликтов. Терпимость к инакомыслию и критике укрепит ваш авторитет и уменьшит число конфликтов.
10. При учениках никаких замечаний и выговоров учителям не делать, нотаций не читать. Учителей можно критиковать только в кабинете директора или учительской. И то лучше без свидетелей.
11. Отношения с учителем или учеником можно испортить за несколько минут. На восстановление же их могут понадобиться годы. Хороший социально-психологический климат в классах и педагогическом коллективе общеобразовательной школы представляют самостоятельную ценность. Состояние социально-психологического климата в школе, прежде всего в учительском коллективе, — важный критерий качества работы директора.
12. Помните, что сегодняшние ученики завтра станут главой сельской администрации, заведующим гаражом или главврачом больницы. Директором школы после вас станет одна из сегодняшних учительниц. Придет время, и вы будете зависеть от своих бывших учеников так же, как они сейчас зависят от вас. Во взаимоотношениях с окружающими умейте видеть не только сегодняшний день, но и дальнюю перспективу. Конфликт часто опасен именно своими «отсроченными» последствиями.
13. Конфликт — это «айсберг», у которого видимая часть обычно не является главной. Умейте определить скрытое содержание конфликта, выявить, где интересы школьников или учителей сталкиваются. Регулируя свои конфликты и конфликты у подчиненных, разрешайте основное, часто скрытое противоречие, вызвавшее борьбу, а не ограничивайтесь устранением внешних поводов конфликта.
14. После прочтения этой книги постарайтесь создать в школе систему оценки взаимоотношений и профилактики конфликтов на основе модульного социотеста. Она эффективна, проста, требует малых затрат времени. Эта система поможет не только выявить все конфликты в школьных коллективах, но и заметно повысить качество воспитательного процесса, сделает руководство школой более результативным и интересным. От внедрения системы выиграют все: ученики, учителя, но больше всех —директор.
15. В начале, середине и конце рабочего дня необходимо напоминать себе, что «начальник существует только для того, чтобы решать проблемы подчиненных» (С. Съедин).
Памятка для родителей
«Авторитет – основа воспитания»
1) Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
2) Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самими собой.
3) Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
4) Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
5) Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
6) Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).
7) Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
8) Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
9) С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.
Рекомендации родителям
“Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок
употребляет наркотики”
1. Разберитесь в ситуации.
Не паникуйте. Если вы уловили подозрительный запах, это еще не означает, что теперь ваш ребенок стал наркоманом. Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы справиться с ситуацией ли вам необходима помощь. И постарайтесь с первых минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
2. Сохраняйте доверие.
Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться к взрослой части его личности.
3. Оказывайте моральную поддержку.
“Мне не нравится то, что ты делаешь, но я все же люблю тебя и хочу помочь”, – вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить внимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребенка. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий и еще помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным вещам, например, табаку, алкоголю. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими сильными, как наркотики.
4. Обращайтесь к специалисту.
Если вы убедились, что у подростка еще не выработалась зависимость, можно начать с психолога, которому вы доверяете. Стоит обсудить, какое поведение взрослого может помочь преодолеть кризис, а какое, наоборот, лишь будет способствовать наркотизации подростка. Если вы почувствуете, что у вашего ребенка уже сформировалась стойкая зависимость, не теряйте времени – обращайтесь к наркологу. Но для того, чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо искреннее желание самого подростка освободиться от зависимости. Наркомания – тяжелое и коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.
Конструктивное общение с трудным подростком
Обратитесь к ребенку по факту задержания в форме «я – высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из КДН, что ты был задержан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
Укажите на возможные последствия такого поведения, как Вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»).
Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю, считаю…»; «Мне кажется…»; «По – моему…»; «На мой взгляд…»).
Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить Ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет, - работайте с ним!
Выставите требования домашней конституции («Я собираюсь предпринять (указать) меры»).
Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил пить, но решение за тебя принимать не могу»). Т.о. Вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
Напомните, что Вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по – другому »).
Выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для Вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
Не стоит: ругать, обвинять, задавать вопросы «почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать.
Рекомендации родителям
«Как добиться гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка»
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и
поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.
5. Помогайте ребенку выполнять домашнее задание, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказываете их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив .книгу,- по которой поставлен понравившийся фильм.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Памятка родителям «О преступлениях и правонарушениях»
Преступления и правонарушения, связанные с неисполнением родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних, занимают в Российском законодательстве особое место и закреплены в основных Законах РФ:
Конституция РФ:
ст.38 ч.2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Семейный кодекс РФ:
ст. 63. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
ч.1 Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
ч.2 Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
ст. 65. Осуществление родительских прав.
ч.1 Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
ст.69. Лишение родительских прав
Родители могут быть лишены родительских прав, если они:
-Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе и от уплаты алиментов;
-Отказываются без уважительной причины взять своего ребёнка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или аналогичных организаций;
-Злоупотребляют родительскими правами;
-Жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
-Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
-Совершают умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей.
Уголовный кодекс РФ:
Ст. 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, -наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Ст.15. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков,одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
ст.156. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Административный кодекс РФ:
Ст. 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
ч.1.Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Рекомендации учителю по работе с проблемными детьми.
1. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
2. Совместно с воспитателями постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков
3. Ставить в известность родителей и администрацию о пропусках занятий в тот же день.
4. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
5. Стараться на уроках определить и направить учащихся на выбор кружков.
6. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики.
7. Не подчёркивать проступки, а воспитывать на положительных примерах.
8. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребёнку, умение радоваться успехам ребёнка.
9. Вовлекать в трудовую деятельность, серьёзные дела, исполнение общественных поручений.
10. Предупреждать возможность неправильных действий детей.
11. Организовать интересную работу коллектива, в котором находится «трудный» ребенок.
12. Обучить детей методам самовоспитания.
13. Поддерживать тесную связь с социально-психологической службой школы.
Советы социального педагога родителям учащихся начальных классов
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
5. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%. Покупайте и дарите книги, пластинки, картины.
6. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
7. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
8. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
9. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
10. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
11. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
Рекомендации общения с ворующими детьми
1. Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
2. Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом : «У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?»
3. Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что «нашел» эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.
4. Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
5. Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
6. Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.
Рекомендации социального педагога
«Безопасность детей в сети Интернет»
В настоящее время сеть Интернет получила огромное распространение, не только на работе, но и дома. Детям, конечно, очень интересно покопаться в сети, найти, посмотреть чтонибудь интересное, поиграть в игры, скачать программу. Интернет еще называют «свалкой», где скопилось огромное количество информации. Взрослые должны уделять этому большое внимание, так как надо понимать, что выходя в сеть, ребенок может встретиться с различными видами угроз, о которых часто он просто и не знает:
· возможные опасности для ребенка в интернете
· Возможность заражения вирусами. В современном мире есть множество вредоносного ПО, которое может передаться на Ваш компьютер по средствам почты, загрузки файлов. Дети же не понимают всю серьезность опасности, зачастую не обращают внимание на сообщения, которые посылает антивирусная программа.
· Возможность доступа к нежелательному содержимому. «Гуляя» по сайтам, Ваш ребенок сам того не желая, может наткнуться на кровавые сцены, рекламу наркотиков или алкоголя. Часто может случиться так, что появляется рекламный баннер на весь экран.
· Возможность контактов с незнакомыми людьми. Теперь все чаще можно стать свидетелем того, что через социальные сети с ребенком знакомится человек, который представляется его сверстником. Цели у таких знакомств разные: возможность узнать личную информацию, склонить к какому-то действию, но ничего хорошего от такого общения ждать не приходится.
· Возможность совершать покупки. Многие люди сейчас предпочитают совершать покупки дома. Интернетмагазинов становится все больше, а пользоваться их услугами очень просто, что и ребенок в силе заказать себе понравившуюся вещь.
В сети Интернет можно прекрасно общаться, отдыхать, обучаться. Но так же она таит в себе множество угроз и опасностей.
Как сделать Интернет безопасным для ребенка?
1. Заходите в Интернет вместе с Вашим ребенком
2. Объясняйте что и как там устроено, побуждайте ребенка делиться своими впечатлениями, спрашивать совета;
3. Посоветуйте ребенку во время он-лайн игр, в чатах, в программах быстрого обмена сообщениями, где требуется регистрация человека, использовать вымышленное имя, а не настоящее. Совместно выберите ему ник, который не содержит личной информации;
4. Запретите ребенку выдавать свои личные данные (адрес, телефон, дорогу, по которой он ходит в школу и прочее);
5. Объясните, что общение в сети, это то же самое, что и в реальной жизни. То есть не нужно быть грубым, следовать правила хорошего тона, уважать собеседника;
6. Расскажите своему ребенку, что многое то, что они· могут увидеть или прочесть в сети не является правдой, не стоит всему безоговорочно верить;
7. Так же контролируйте своих детей в сети с помощью специальных программ. Они помогут вам отделить вредоносное ПО, понять, какие сайты посещал Ваш ребенок, что он там делал.
Предотвратить возможность посещения нежелательных страниц помогут семейные поисковики. Популярные поисковые системы Яндекс и Гугл создали фильтры, для осуществления родительского контроля за детьми. Так, например, проект «Семейный поиск» предлагает Яндекс. Существует стоп-лист, в который включены запрещенные слова, при вводе которых выводится сообщение о том, что запрос не дал результата. Однако эффективность этого фильтра не 100%. Гугл так же предложил похожий фильтр для поисковика. Но есть несколько уровней безопасности: строгая, умеренная и без фильтрации. Можно сказать, что если человек целенаправленно что-то ищет, то данные сетевые фильтры не спасут от нежелательной информации и их можно обойти. Существуют так же детские поисковики, которые отличаются красочным интерфейсом и безопасностью.
На сегодняшний день безопасность в сети Интернет очень важна и в Ваших силах ее обеспечить для своего ребенка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.