О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Оценка 4.6

О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
СCУЗ, ВУЗ
01.03.2024
О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования
для педагогов
методические рек О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного обр%D.doc

Надпись:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России)

Департамент общего образования

 

 

 

 

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования


ул. Люсиновская, д. 51, г. Москва, ГСП-8, 117997

Телефон: 237-42-44 Факс: 237-42-44

E-mail: d03@mon.gov.ru

21 октября 2010 г. № 03 - 248

 

О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

Анализ обращений, поступающих в Минобрнауки России из дошкольных образова­тельных учреждений, муниципальных органов управления образованием, показал, что и практические работники дошкольных учреждений, и представители органов уп­равления образованием испытывают определенные трудности, связанные с необходи­мостью реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655, зарегистрированным в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299). Полагаем целесообразным, чтобы органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и го­родских округов, осуществляющие управление в сфере образования, установили оп­ределенный переходный период для внедрения федеральных государственных требо­ваний к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ), разработали план поэтапного перехода дошкольных обра­зовательных учреждений к реализации ФГТ. В течение данного переходного периода образовательным учреждениям предоставляется возможность разработать (либо скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образова­ния, реализуемые в дошкольных учреждениях; региональным институтам повышения квалификации работников образования, кафедрам дошкольного образования педаго­гических университетов, муниципальным методическим службам целесообразно по­ручить методическое руководство процессом разработки (коррекции) образователь­ных программ дошкольных учреждений.

Полагаем, что сложности внедрения ФГТ должны учитываться также при планиро­вании и проведении проверок деятельности дошкольных образовательных учрежде­ний со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. Департамент предлагает ис­пользовать в деятельности названных структур письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 236/23-16 «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений».

Департамент общего образования направляет для использования в работе методи­ческие рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы до­школьного образования».

Приложение: на 13 л.

Директор Департамента                                       Е.Л. НИЗИЕНКО


Приложение

Методические рекомендации

О РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образователь­ном учреждении определяется образова­тельной программой (образовательными программами), разрабатываемой, прини­маемой и реализуемой этим образователь­ным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14). Основная общеобразователь­ная программа дошкольного образования (далее - Образовательная программа, Про­грамма) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным уч­реждением самостоятельно на основе соот­ветствующих примерных основных образо­вательных программ.

Согласно пункту 21 Типового положе­ния о дошкольном образовательном уч­реждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666) Образова­тельная программа разрабатывается до­школьным учреждением в соответствии с федеральными государственными требо­ваниями к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного об­разования и условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В настоящее время, когда федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования (далее -ФГТ) утверждены (приказ Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегист­рирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299), а при­мерные программы находятся в стадии разработки и апробации, важно опреде­лить единые подходы к разработке Обра­зовательных программ дошкольных обра­зовательных учреждений.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направ­лена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обес­печивающих социальную успешность, со­хранение и укрепление здоровья детей до­школьного возраста, коррекцию недостат­ков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» Основная общеобразовательная про про­грамма дошкольного образования (Обра­зовательная программа, Программа) - это нормативно-управленческий документ об­разовательного учреждения, характеризу­ющий специфику содержания образова­ния и особенности организации учебно-воспитательного процесса.­

Образовательная программа дошколь­ного образовательного учреждения опре­деляет организацию воспитательно-обра­зовательного процесса (содержание, фор­мы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка - физичес­кое, социально-личностное, познаватель­но-речевое, художественно-эстетическое -во взаимосвязи. Образовательная про­грамма должна реализовываться не только в процессе непосредственно образователь­ной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возраст­ном периоде.

Программа должна показать:

  как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учрежде­нии любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;

  какие педагогические технологии при­меняются в работе с детьми;

• как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.

Поэтому Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного обра­зовательного учреждения, учитывать по­требности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

В соответствии с ФГТ Программа должна опираться на научные принципы ее построения.

   соответствовать принципу развиваю­щего образования, целью которого являет­ся развитие ребенка. Развивающий харак­тер образования реализуется через дея­тельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Именно этот под­ход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении;

   сочетать принципы научной обосно­ванности и практической применимости. Содержание программы должно соответст­вовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в мас­совой практике дошкольного образования;

  соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и за­дачи только на необходимом и достаточ­ном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  обеспечивать единство воспитатель­ных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей до­школьного возраста, в процессе реализа­ции которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непо­средственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  строиться с учетом принципа интегра­ции образовательных областей в соответ­ствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, специфи­кой и возможностями образовательных областей;

  основываться на комплексно-темати­ческом принципе построения образова­тельного процесса;

  предусматривать решение программ­ных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самосто­ятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении ре­жимных моментов в соответствии со спе­цификой дошкольного образования;

• предполагать построение образова­тельного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной фор­мой работы с детьми дошкольного возрас­та и ведущим видом деятельности для них является игра.

Кроме того, при разработке и реализа­ции Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации, диф­ференциации и индивидуализации, непре­рывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:

  признание уникальности и неповто­римости личности каждого ребенка;

  признание неограниченных возмож­ностей развития личного потенциала каж­дого ребенка;

  уважение к личности ребенка со сто­роны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает раз­витие ребенка в соответствии с его склон­ностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через со­здание условий для воспитания и обуче­ния каждого ребенка с учетом индивиду­альных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с ран­него и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непре­рывности образования является обеспече­ние к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, кото­рый позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной шко­лы. Соблюдение принципа преемственно­сти требует не только и не столько овладе­ния детьми определенным объемом ин­формации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - лю­бознательности, инициативности, само­стоятельности, произвольности и др.

Чтобы отвечать принципу системнос­ти, Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимоза­висимы.

Такой подход является основой для ка­чественного разнообразия дошкольных образовательных учреждений, даже в пре­делах каждого из видов, побуждает их ру­ководителей и педагогические коллективы к творческой деятельности.

Содержание Образовательной програм­мы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Вы­готского и отечественной научной психо­лого-педагогической школы о закономер­ностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

формирование у детей адекватной уровню образовательной программы цело­стной картины мира;

интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

 

  развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятель­ности человека;

  развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

2. Примерные основные общеобразо­вательные программы дошкольного обра­зования

Образовательная программа разрабаты­вается на основании ФГТ и примерной ос­новной общеобразовательной программы. В настоящее время примерной основной общеобразовательной программой до­школьного образования является про­грамма «Успех»1. В отсутствии других при­мерных основных общеобразовательных программ образовательному учреждению весьма сложно сделать выбор образова­тельных программ (комплексных и парци­альных2), а также методических пособий и технологий, необходимых для разработки основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования в соответст­вии с ФГТ. Одновременно с предоставлен­ным ему правом выбора программ до­школьное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию об­разовательных программ не в полном объ­еме, за качество образования своих выпу­скников (пп.2 п. 3 ст. 32 Закона Россий­ской Федерации «Об образовании»).

(1 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Россий­ской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О при­мерной основной общеобразовательной про­грамме дошкольного образования»

2 Парциальный - частичный, составляющий часть чего-либо (от латинского partialis - час­тичный). Парциальная программа - программа по одному из направлений развития ребенка до­школьного возраста или одной из образователь­ных областей, например, по физическому разви­тию, «Художественному творчеству» и т.д.)

 

До 2005 года существовала процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования. С 2005 года в соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 г. № 107 «Об экспертизе учебников» процедура экс­пертизы изменилась. Экспертизе подле­жат только учебники, используемые в образовательном процессе общеобразова­тельных учреждений. Прочие учебные из­дания (хрестоматии, атласы, наглядные пособия), а также программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и методические пособия ис­пользуются в образовательном процессе образовательных учреждений без реко­мендаций Минобрнауки России. Поэто­му сегодня на содержательном (про­граммно-методическом) поле дошкольно­го образования нет ни одной программы, имеющей гриф Министерства.

Таким образом, повышается ответствен­ность органов управления образованием и муниципальных методических служб, ко­торые рекомендуют дошкольным образо­вательным учреждениям программы вос­питания, обучения и развития детей до­школьного возраста. На них же возлагается обязанность организации обу­чения педагогов по вопросам введения в действие ФГТ, а также разработки и реа­лизации основных общеобразовательных программ дошкольного образования на курсах повышения квалификации и через другие формы работы с кадрами - органи­зацию проблемных семинаров, конферен­ций, консультаций, обмена педагогичес­ким опытом.

В настоящее время ведется разработка проекта федерального закона «Об образо­вании в Российской Федерации». Важно, что в данный законопроект включены по­ложения о наделении Министерства обра­зования и науки Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих примерных основных образовательных программ. Данный пере­чень будет утверждаться по результатам экспертизы таких примерных программ. Примерная основная общеобразователь­ная программа дошкольного образования «Успех» и другие комплексные программы дошкольного образования, авторские кол­лективы которых в настоящее время кор­ректируют свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФГТ («Раду­га», «Из детства в отрочество», «Детский сад - дом радости» и др.) для включения в указанный перечень также будут обязаны пройти экспертизу. Таким образом, любое дошкольное учреждение для разработки своей основной образовательной програм­мы дошкольного образования сможет вы­брать примерную основную образователь­ную программу дошкольного образования только из числа тех, которые включены в указанный перечень, утвержденный при­казом Министерства.

Законопроект «Об образовании в Рос­сийской Федерации» проходит сейчас ши­рокое общественное обсуждение. После его утверждения и вступления в силу бу­дут разработаны и утверждены норматив­ные правовые акты, обеспечивающие его реализацию, в том числе нормативные правовые акты, определяющие требования к проведению экспертизы примерных ос­новных общеобразовательных программ.

До введения такой экспертизы и ут­верждения на ее основе перечня пример­ных основных общеобразовательных программ ни одной комплексной про­грамме дошкольного образования (суще­ствующих или вновь созданных) не мо­жет официально быть присвоен статус примерной основной общеобразователь­ной программы.

В отсутствии примерных основных об­щеобразовательных программ образова­тельному учреждению весьма сложно сде­лать выбор образовательных программ (комплексных и парциальных), а также методических пособий и технологий, не­обходимых для разработки основной об­щеобразовательной программы дошколь­ного образования в соответствии с ФГТ. Одновременно с предоставленным ему правом выбора программ дошкольное об­разовательное учреждение несет ответст­венность за реализацию образовательных программ не в полном объеме, за качество образования своих выпускников (пп.2 п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). На переходном этапе ДОУ должны внимательно и целенаправленно отслеживать информацию о корректиров­ке существующих программ и разработке новых, критически и аналитически изу­чать предлагаемые материалы.

Дошкольным учреждениям рекоменду­ется разработать (скорректировать) свои Образовательные программы в соответст­вии с федеральными государственными требованиями к структуре основной обще­образовательной программы дошкольного образования и данными рекомендациями.

3. Основные разделы обязательной ча­сти Образовательной программы

В соответствии с ФГТ Образовательная программа любого дошкольного учрежде­ния состоит из двух частей:

1)   обязательной части;

2)    части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы долж­на быть реализована в любом образова­тельном учреждении, реализующем ос­новную общеобразовательную програм­му дошкольного образования. и обеспечивать достижение воспитанника­ми готовности к школе, а именно необхо­димый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им ос­новных общеобразовательных программ начального общего образования. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна от­ражать: 1) вид образовательного учреж­дения и связанную с ним специфику вос­питательно-образовательного процесса, наличие приоритетных направлений де­ятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитар­но-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и проце­дур, по физическому, социально-лично­стному, познавательно-речевому, худо­жественно-эстетическому развитию детей; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических усло­вий, в которых осуществляется образо­вательный процесс.

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2)организация режима пребывания де­тей в образовательном учреждении;

3)содержание психолого-педагогичес­кой работы по освоению детьми образова­тельных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализа­ция, «Труд», «Познание», «Коммуника­ция», «Чтение художественной литерату­ры», «Художественное творчество», «Му­зыка»;

4)содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностя­ми здоровья);

 

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освое­ния Программы.

3.1 Пояснительная записка должна раскрывать:

1)возрастные и индивидуальные осо­бенности контингента детей, воспитываю­щихся в образовательном учреждении;

2)приоритетные направления деятель­ности образовательного учреждения по ре­ализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3)цели и задачи деятельности образова­тельного учреждения по реализации ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования;

 

4)особенности осуществления обра­зовательного процесса (национально-культурные, демографические, климати­ческие и др.);

5)принципы и подходы к формирова­нию Программы.

Цели и задачи, сформированные в этом разделе, тесно взаимосвязаны с направле­ниями деятельности дошкольного образо­вательного учреждения, указанными в Типовом положении о дошкольном образо­вательном учреждении» (утверждено по­становлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666)[1]. Содержание этого раздела также созвучно с Уставом дошкольного образовательного учреждения и его Программой развития. Однако приоритетность задач может ме­няться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за про­шедший учебный год, а также потребнос­тей родителей, социума, в котором работа­ет дошкольное учреждение.

Среди целей дошкольного образова­тельного учреждения также может быть внедрение (апробация) новых образова­тельных программ, технологий, методик или экспериментальная деятельность по внедрению в практику работы новых вари­ативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, различных моделей дошкольного образо­вания (дошкольное образование в модели семейного воспитания, центра игровой поддержки ребенка, лекотеки).

3.2 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:

1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимос­ти от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа роди­телей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

2) проектирование воспитательно-обра­зовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индиви­дуальными и возрастными особенностями.

Поскольку в соответствии с пунктом 2.4 ФГТ Программа должна: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соот­ветствии со спецификой дошкольного образования; а также предполагать построе­ние образовательного процесса на адек­ватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых является игра - ве­дущий вид деятельности.

Учитывая это, целесообразно представить проектирование воспитательно-образова­тельного процесса в табличных формах. В данных приложениях проиллюстрированы также способы реализации комплексно-те­матического принципа построения воспита­тельно-образовательного процесса, кото­рый предусматривает объединение ком­плекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «те­мы». При этом в качестве видов тем могут выступать: «организующие моменты», «те­матические недели», «события», «реализа­ция проектов», «сезонные явления в приро­де», «праздники», «традиции» и др.

3.3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Со­циализация», «Труд», «Познание», «Ком­муникация», «Чтение художественной ли­тературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и лично­стных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и лично­стных качеств детей решаются интегриро­вание в ходе освоения всех образователь­ных областей наряду с задачами, отражаю­щими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

В связи с положениями ФГТ при фор­мировании в Образовательной программе раздела «Содержание психолого-педаго­гической работы по освоению детьми об­разовательных областей» важно показать:

  содержание воспитательно-образова­тельной работы по каждой из образователь­ных областей, включая цель (цели); задачи, ведущие к реализации цели, - для каждой возрастной группы; принципы; основные на­правления образовательной работы с детьми; формы организации образовательной дея­тельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской дея­тельности, так и в ходе режимных моментов; средства, методы и приемы работы с детьми;

  возможные пути интеграции различ­ных образовательных областей.

В соответствии с ФГТ в данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществле­ния воспитательно-образовательного про­цесса программ, технологий, методичес­ких пособий, согласующихся с ФГТ и при­мерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по концептуальным основам, целям, задачам и принципам.

В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобра­зовательных программ дошкольного обра­зования) необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические по­собия по концептуальным основам, целям, задачам и принципам должны быть согла­сованы с ФГТ. Важно, чтобы выбранные программы определяли содержание вос­питательно-образовательной работы по всем образовательным областям.

3.4Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреж­дении детей дошкольного возраста с огра­ниченными возможностями здоровья.

3.5Планируемые результаты освоения детьми Образовательной программы

Как указано в ФГТ, планируемые ре­зультаты освоения детьми основной обще­образовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. При этом итоговые ре­зультаты должны описывать интегратив-ные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Про­граммы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимо­действия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер­вичных ценностных представлений, со­блюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о се­бе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по об­разцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Для определения уровня развитости та­ких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе ди­агностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образо­вательной программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику форми­рования интегративных качеств воспитан­ников в каждый возрастной период освое­ния Программы по всем направлениям развития детей.

3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освое­ния Образовательной программы

Система мониторинга достижения деть­ми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторин­га) представляет собой совокупность ап­робированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностичес­ких методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных ре­зультатов освоения Программы, позво­лять осуществлять оценку динамики до­стижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личност­ные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориенти­рованного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к пост­роению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (на­блюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точ­ность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанав­ливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансиро­ванность методов, не приводить к пере­утомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными про­граммами обучения и воспитания детей. В переходный период (до утверждения пе­речня примерных основных общеобразо­вательных программ дошкольного образо­вания) предлагается использовать те ком­плексные и парциальные программы, которые содержат описание методов опре­деления уровня развития детей на каждом этапе реализации программы с описанием промежуточных и итоговых результатов ее освоения.

Обязательным требованием к построе­нию системы мониторинга является ис­пользование только тех методов, примене­ние которых позволяет получить необхо­димый объем информации в оптимальные сроки.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Или Типовом положении об образователь­ном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено по­становлением Правительства Российской Фе­дерации от 19 сентября 1997 года № 1204) -для соответствующего типа учреждений.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Министерства образования и науки

Министерства образования и науки

Приложение Методические рекомендации

Приложение Методические рекомендации

Обра­зовательных программ дошкольных обра­зовательных учреждений

Обра­зовательных программ дошкольных обра­зовательных учреждений

Поэтому Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного обра­зовательного учреждения, учитывать по­требности воспитанников, их родителей, общественности и социума

Поэтому Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного обра­зовательного учреждения, учитывать по­требности воспитанников, их родителей, общественности и социума

Основной фор­мой работы с детьми дошкольного возрас­та и ведущим видом деятельности для них является игра

Основной фор­мой работы с детьми дошкольного возрас­та и ведущим видом деятельности для них является игра

Приоритетом с точки зрения непре­рывности образования является обеспече­ние к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, кото­рый позволит ему быть успешным при обучении по…

Приоритетом с точки зрения непре­рывности образования является обеспече­ние к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, кото­рый позволит ему быть успешным при обучении по…

Примерные основные общеобразо­вательные программы дошкольного обра­зования

Примерные основные общеобразо­вательные программы дошкольного обра­зования

Прочие учебные из­дания (хрестоматии, атласы, наглядные пособия), а также программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и методические пособия ис­пользуются в образовательном процессе образовательных…

Прочие учебные из­дания (хрестоматии, атласы, наглядные пособия), а также программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и методические пособия ис­пользуются в образовательном процессе образовательных…

Министерства. Законопроект «Об образовании в

Министерства. Законопроект «Об образовании в

Основные разделы обязательной ча­сти

Основные разделы обязательной ча­сти

Безопасность», «Социализа­ция, «Труд», «Познание», «Коммуника­ция», «Чтение художественной литерату­ры», «Художественное творчество», «Му­зыка»; 3) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностя­ми здоровья); 5) планируемые результаты освоения…

Безопасность», «Социализа­ция, «Труд», «Познание», «Коммуника­ция», «Чтение художественной литерату­ры», «Художественное творчество», «Му­зыка»; 3) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностя­ми здоровья); 5) планируемые результаты освоения…

Уставом дошкольного образовательного учреждения и его

Уставом дошкольного образовательного учреждения и его

Учитывая это, целесообразно представить проектирование воспитательно-образова­тельного процесса в табличных формах

Учитывая это, целесообразно представить проектирование воспитательно-образова­тельного процесса в табличных формах

В соответствии с ФГТ в данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществле­ния воспитательно-образовательного про­цесса программ, технологий, методичес­ких пособий, согласующихся с

В соответствии с ФГТ в данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществле­ния воспитательно-образовательного про­цесса программ, технологий, методичес­ких пособий, согласующихся с

Для определения уровня развитости та­ких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе ди­агностические методики

Для определения уровня развитости та­ких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе ди­агностические методики

Периодичность мониторинга устанав­ливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансиро­ванность методов, не приводить к пере­утомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного…

Периодичность мониторинга устанав­ливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансиро­ванность методов, не приводить к пере­утомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2024