В современной школе практически невозможно провести урок обществознания на должном уровне, не используя методы наглядного обучения[1]. По мнению многих методистов, именно наглядная форма изложения обществоведческого материала, повышает интерес к знаниям, активизирует познавательную деятельность и внимание учеников на уроке, помогает усвоить и систематизировать, закреплять материал. Многие сложные теоретические положения, при правильном использовании наглядности, становятся доступными и понятными для учащихся.
Известный педагог, писатель, основоположник научной педагогики, Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.) отмечал, что «Восприятие материала только на слух - дело трудное, требующее от учащихся, сосредоточенного внимания и волевых усилий. Учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове». Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом, ложатся в механическую память и в дальнейшем, легче вспоминаются»[2]. Применение наглядного обучения является одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения. Чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики, систематизатор классно-урочной системы - Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), называл использование наглядного обучения «золотым правилом» дидактики, выдвинув требование учить детей познавать сами вещи, а не только чужие свидетельства о них. Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан- Жак Руссо отмечал то, что с использованием наглядности в процессе обучения, у ученика быстрее и эффективнее развиваются такие психологические процессы, как восприятие и мышление.
Известные методисты и педагоги, академики, в своих работах тоже не раз подчеркивали важность использования методов наглядного обучения. Методисты Додушко И. В.[3], Дружкова А.В.[4],Боголюбов Л.Н.[5], в своих работах подчеркивают, что использование условно – графической наглядности на уроках обществознания повышает эффективность социально-гуманитарного образования. Особенно хочется обратить внимание на работу советского и российского педагога, академика отделения общего среднего образования РАО-Боголюбова Леонида Наумовича (1930-2018 гг.). В книге наиподробнейшим образом описаны функции и способы использования схем и таблиц, диаграмм на уроках обществознания. Приведен личный педагогический опыт Леонида Наумовича, к которому может обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание уроков обществознания на современном уровне. Особенно интересным для меня показалось то, что в книге собраны теоретические пояснения по методике преподавания обществознания в старшей школе, рекомендации будущим учителям, а также вопросы и задания, которые носят как репродуктивный, так и аналитический характер и направлены на практическое применение знаний бакалавров. В приложениях к учебнику содержится множество схем, таблиц, а также дополнительные тексты научного и методического характера, которые могут быть использованы как студентами-бакалаврами при подготовке к семинарам, так и учителями в практике преподавания обществознания в школе. Известные методисты и педагоги: Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф.[6] в своей работе пишут, что современный урок обществознания обязательно должен быть снабжен различными видами наглядности. Указывают, что с помощью условно – графической наглядности, ученики могут осуществить анализ и синтез изучаемого объекта, явления. Особенно интересными мне показались слова авторов о том, что значение наглядности в обучении школьников выплывает из концепции высшей нервной деятельности. Она предусматривает, что наглядные средства могут эффективно содействовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека. Так, согласно, психолого - педагогическим исследованиям[7], не зависимо от возраста, информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти. Используя различные средства наглядности, можно «упростить» для учащихся сложные экономические события и социально-политические явления, процессы. Кандидат исторических наук, профессор, известный методист - Студеникин Михаил Тимофеевич (1946 - 2015 гг.) в своей работе[8] подробнейшим образом описывает методику обучения обществознания с применением наглядности, в частности, условно – графической. Подчеркивая, что особую роль схемы, таблицы, графики, диаграммы играют при изучении нового материала, его дальнейшей систематизации и закреплении. Стоит отметить, что в работе Михаила Тимофеевича содержится теоретический и практический материалы. Также, раскрывается методика деятельности школьного учителя на основе внедрения в практику богатого опыта преподавания истории и обществознания предыдущих лет: блочная система обучения, обучение с применением познавательных игр, индивидуальная, групповая и фронтальная работа учеников класса. Хотелось бы обратить внимание, что в работе также даны рекомендации по подготовке докладов и рефератов, проведению школьных лекций, семинаров, зачетов, повторительно-обобщающих и итоговых занятий. Стоит также отметить, что автор уделяет внимание, и тому, что современный учебник обществознания-основной источник знаний и средство обучения обществознания в школе - обязательно должен быть «снабжен» различными видами условно – графической наглядности. Методист также указывает, что для грамотного применения условно-графической наглядности в учебнике обществознания должен быть соблюден ряд требований.
Скачано с www.znanio.ru
[1]Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Источник: Яценко Н.Е. Толковый методический словарь обществоведческих терминов. с.120.– СПб., 1999.-156с.
[2]Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950.- 420с.
[4]Дружкова, Анна Владимировна. Методика преподавания обществоведения в средней школе: [Учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов] / А. В. Дружкова. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.
[5]Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.
[7]Использована психолого-педагогическая литература: Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М., 1987.-Т. 1.-340с..,Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с., Выготский Л. С. Педагогическая психология, - М., 1991. – 280с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.