О воспитательном компоненте в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Путин В.В. отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество».
Усиление внимания государства к вопросам воспитания детей привело к необходимости определения соотношения обучения и воспитания в дополнительном образовании и способах артикулирования воспитательного контента в текстах дополнительных общеобразовательных программ. Так, целями воспитания в дополнительном образовании можно считать:
- обеспечение интериоризации обучающимися ценностно-смыслового компонента в осваиваемых сферах деятельности (в зависимости от направленности программы);
-содействие обучающимся в обретении личностных смыслов в избранных сферах деятельности как основы самореализации в социально-профессиональной и культурно-досуговой областях;
- содействие обучающимся в освоении способов регулирования собственных действий, взаимодействия с партнерами в различных сферах деятельности, освоение способов самопознания, самоопределения, совладания с собственными трудностями;
- обеспечение интеграции обучающихся в профессиональные или досуговые сообщества, содействие реализации возможностей обучающихся в детско-взрослых сообществах.
Воспитательная составляющая дополнительных общеобразовательных программах может состоять в описании работы с детско-подростковым объединением, в том числе обеспечение позитивных межличностных отношений в группе, развитие и обогащение совместной деятельности, оптимизация общения участников сообщества. Длительная образовательная программа может предусматривать организацию взаимодействия детей - участников групп разных лет (этапов) обучения. В тексте дополнительной общеобразовательной программы могут найти отражения традиционные воспитательные мероприятия, обеспечивающие воспроизводство корпоративной культуры детско-подросткового объединения.
Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы являются обязательными структурными элементами дополнительной общеобразовательной программы на основе изменений, внесенных в Закон «Об образовании в Российской федерации» ФЗ № 304 от 31.07.2020 г.
Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы не требуют отдельного титульного листа и грифа утверждения. Это структурные компоненты дополнительной общеобразовательной программы.
Объем Рабочей программы воспитания и Календарного плана воспитательной работы не должен быть большим.
Рекомендуем следующие структурные элементы Рабочей программы воспитания:
• Цель и задачи.
• Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОО.
• Направления, формы и содержание деятельности.
• Планируемые результаты и формы их проявления.
При разработке Рабочей программы воспитания рекомендуется опираться на «Примерную программу воспитания общеобразовательных организаций», которая утверждена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию 23.06.2022 г. № 3/22.
При разработке Рабочей программы воспитания дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на обучающихся дошкольного возраста, рекомендуем опираться на «Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования», которая утверждена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 01.07.2021 г. №2/21).
Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Направления воспитания:
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- ценности научного познания.
Содержание Деятельности - это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.
Формы деятельности - это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.).
Рассмотрим содержание структурных элементов программы воспитания.
1. Цель и задачи
Определение цели и ее формулировка должна соответствовать современному национальному воспитательному идеалу —развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Примерная программа воспитания).
Другими словами, Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
(См. соответствующий раздел в своей ДООП, можно выбрать здесь)
Например:
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
- формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
- развитие воспитательного потенциала семьи;
- поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Задачи воспитания – пути достижения поставленной цели. Это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.
Например:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
2. Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОО
Описание особенностей может включать информацию о детском образовательном объединении (ДОО), в котором реализуется программа, его традициях, достижениях, успехах, а также о направлениях воспитания в данном коллективе.
3. Направления, формы и содержание деятельности
В этом разделе перечисляются основные формы и содержание деятельности для достижения поставленной цели.
4. Планируемые результаты
Результат воспитания - это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (педагоги) получили в процессе их воспитания.
Например:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
(См. раздел «Личностные результаты» своей ДООП).
Цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель - это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат - это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания пролонгированы и не имеют конкретных сроков формирования (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой - результатом его собственных усилий). И такие результаты никогда не будут конечными. Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).
Календарный план воспитательной работы
Это разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.
Предлагаемые варианты форм календарного плана вы видите на Слайде. Образовательная организация вправе создать свою форму.
Форма календарного плана воспитательной работы (для каждой образовательной программы)
Вариант 1
№ пп |
Название мероприятия, события |
Форма проведения |
Сроки проведения |
|
|
|
|
Вариант 2
№ пп |
Название мероприятия события |
Форма проведения |
Цель |
Краткое содержание |
Сроки проведения |
Ответствен ные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С сентября этого года в школах реализуется проект «Разговоры о важном». Мероприятия этого проекта можно и нужно включать в календарный план воспитательной работы.
Закончить свое выступление я хотела бы словами «учителя педагогов дополнительного образования детей» Алексея Константиновича Бруднова
«Будущее России в наших детях. И что мы нашим детям сегодня передадим, что заложим в них, такой Россия и будет завтра».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.