Известно, что каждый начинающий гитарист в начале своего обучения находится на своеобразной развилке (перекрёстке). Перед ним встает ряд вопросов. Например, такие: как нужно учиться играть на гитаре? с чего начинать? в каком направлении двигаться? каким принципам следовать? как подходить к делу? на чем сосредоточить основное внимание? что играть, наконец? и т.п.
Такие вопросы он может задавать явно или они могут волновать его где-то в глубине души. Все дело в том, что от того как он ответит на них, зависит весь дальнейший ход его обучения. Ждет ли его успех и он станет гитаристом-мастером? Или потренькает пару годков и бросит?
Когда я начинал играть на гитаре, то такие вопросы меня волновали, но мало… Многое так и осталось нерешенным. И я хочу, чтобы Вы для себя в полной мере определили, чего Вы ждете от гитарного обучения.
Хочешь научиться играть на гитаре?
И до сих пор не задал главных вопросов?!!!…
Если Вы только еще собираетесь учиться играть на гитаре (или же взяться за это как следует), то Вам действительно надо задать главные вопросы. Начнем с простого:
1) С чего начинать и куда двигаться?
Для начала попытайтесь разобраться в своих пристрастиях. Какую музыку Вы слушаете, какая гитара Вас больше всего интересует (акустическая, электро…), какими музыкальными стилями Вы бы хотели овладеть в первую очередь, какие техники игры на гитаре Вас привлекают (игра боем, блюзовые соло, тяжелые хэви риффы, классические вещи и т.п.) -
- именно это станет остовом Вашего обучения. Ну например, если Вас очень привлекают всяческие рок-группы и Вы хотели бы играть как они, то зачем брать самоучитель Ларичева или Матео Каркасси? Хотя и они (вероятно) когда-то понадобятся, но зачем строить обучение по академической гитаре, если Вас не туда тянет?
Займите четкую позицию - какую музыку Вы хотите играть? на какой гитаре? может даже, какие конкретно песни Вы непременно хотели бы переиграть? Дайте волю своему желанию, сделайте выбор и сосредоточьтесь на этом.
2) Как учиться играть на гитаре?
Не менее важный вопрос. Тут я имею ввиду: идти ли к преподавателю? какие покупать самоучители и сборники? каким аспектам игры уделять внимание на первых порах? А ведь если Вы на самом деле желаете овладеть гитарой, то нужна какая-то система занятий - пускай даже придуманная Вами самими…
Здесь опять Вы должны сделать сознательный выбор. Например, если Вы хотите играть джаз, то стоит ли идти к преподавателю, который преподает только классическую гитару и строит обучение по канонам классической гитары, объясняя это тем, что так “все начинают” и без этого не обойтись?
Или другая крайность: покупать сборник песен Металлики, если Вы даже зажимать лады не умеете?
3) Как подходить к делу?
Вопрос о том, а для чего Вам вообще учиться играть на гитаре? Это просто хобби или Вы хотите стать гитаристом профи и покорять публику как Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж или Хэндрикс? Дело обстоит так, что даже если у Вас есть мечта, то друзья, например, могут ее запросто отбить… Элементарно - просто не веря в Ваш успех.
И здесь уже нужна сила воли, чтобы следовать к своей цели. Некоторые этого не делают, например, когда срывают все плакаты с любимыми звездами, выйдя из подросткового возраста… Как будто гитара - это только перетряска юности.
Подход к обучению будет зависеть от того, чего Вы хотите добиться своей игрой. Пусть Вы собираетесь с друзьями и играете музыку: Вам нравится то, что вы вместе играете? или как играют они? или то, что они просят Вас играть? В любом случае ищите свой интерес в деле гитарных экспериментов и подходите к делу так, как по Вашему это должно быть, отбросив все предубеждения! И наконец…
То, что ОЧЕНЬ важно на первых этапах обучения
Здесь я очень хотел бы отметить несколько принципов или даже рекомендаций, которые будут полезны любому, кто берет гитару в руки для того, чтобы в скором времени играть на ней любимую музыку:
- с самого начала выработайте привычку уделять время работе над техникой игры. Если не проявите должного внимания к этому аспекту, то станете не более чем бренчальщиком… Полезно даже начать обучение с разных упражнений для развития пальцев рук и т.п.
- уделяйте игре на гитаре определенное время каждый день. Хотя бы по 1 часу. Лучше играть утром и вечером. Не бросайте дело, если никак не можете что-то там сыграть - сложную вещь можно отложить на потом и начать разучивать что-то более легкое
- когда будете способны сыграть конкретные произведения, выберите те, которые Вам очень нравятся. Можно даже составить список из любимых песен, которые “нужно” переиграть. И наоборот, не стоит садиться за нудную вещь (даже если велит преподаватель или так написано в самоучителе)
- постарайтесь заиметь хорошую гитару. На раздолбанной акустике 80-х гг., которую нельзя настроить и где весь гриф заляпан потными пальцами сложно учиться. И еще одно - если струны Вам уж больно сложно зажимать, значит что-то не так: смените струны, отрегулируйте гриф. Не ломайте пальцы, одним словом!
- если Вы действительно хотите играть в группе и стать популярным гитаристом, ищите друзей, которые хотят того же (а не ребят с улицы, которым делать нечего). Ищите таких же мечтателей!!!
Оценка технического качества записанного музыкального
материала предусматривает проверку
уровня шумови искажений, вносимых отдельными звеньями
тракта звукозаписи. В некоторых звеньях тракта, даже хорошо
отрегулированных, во время записи могут возникать различные
помехи, которые звукорежиссер должен уловить на слух, чтобы
избежать снижения качества записываемой программы.
К разряду помех (шумов) относят:
акустические шумы
собственные шумы усилителей
электрические наводки и фон
электрические трески
щелчки
шумы магнитной ленты
детонацию.
Понятно, что правильная оценка степени влияния помех на
общее качество записываемой программы и своевременное
предупреждение их появления имеет первостепенное значение.
Акустические помехи (шумы) могут быть вызваны как
посторонними шумами, проникающими в помещение записи в
результате несовершенства звукоизоляции, так и шумами,
создаваемыми самими исполнителями (шелест
переворачиваемых нотных страниц, cкрип мебели, паркета или
подставок для хора, шум зрительного зала при записи концертаи др.). Подобные акустические шумы при прослушивании через
электроакустический тракт воспринимаются отчетливее и
оказывают значительно большее мешающее действие, чем
непосредственно в самом помещении записи.
Кроме того, на качество записи оказывают влияние шумы,
связанные с особенностями звукоизвлечения при игре на
некоторых музыкальных инструментах. Разумеется, от стука
педалей, клавиатуры, клапанов, шипения воздуха при игре на
деревянных духовых инструментах и от других подобных
шумов избавиться невозможно. Однако существует ряд мер,
которые значительно ослабляют эти помехи. Следует помнить,
например, что неправильно установленный
высокочувствительный микрофон или подъем коррекции по
высоким частотам подчеркивают эти помехи настолько, что они
маскируют звучание самого инструмента или ощутимо мешают
правильному его восприятию.
Акустические шумы практически всегда сопутствуют
звукозаписи и могут быть допустимы, пока не начинают
сказываться на художественном восприятии записи. Чтобы
выявить при прослушивании частотные искажения, необходимо
на слух оценить общее состояние амплитудно частотной
характеристики тракта, ее диапазон и равномерность, подъем и
завал крайних частот, а также различного рода резонансы.
Субъективно эти искажения могут, в частности,
восприниматься как недостаток высших частот. Запись при
этом лишается «прозрачности», делается глухой, тусклой, речьстановится невнятной. При завале низших частот в звучании
отдельных инструментов ослабляются низкие регистры и
оркестр лишается богатства оттенков, а речь становится
«плоской», голос теряет свою бархатистость. При излишке
низших частот звук становится глухим, даже если высшие
частоты и не завалены.
Надо отметить, что частотные искажения нередко возникают и
в виде пиков и провалов в частотной характеристике отдельных
звеньев тракта. Наиболее нежелательны такие искажения в
области максимальной чувствительности уха, т. е в диапазоне
частот 8005000 Гц.
При нелинейных искажениях (искажения формы звуковых
колебаний) голоса звучат надтреснуто, хрипло, а музыка
дребезжит, звук теряет естествен ность тембральной окраски.
Такие искажения могут вызываться повышенным
коэффициентам нелинейных искажений в отдельных звеньях
тракта или же чрезмерно большими уровнями сигнала,
подаваемого на вход магнитофона.
Электрические помехи возникают, как правило, в самом тракте
звукозаписи. Наиболее распространенной помехой является
повышенный уровень собственных шумов в усилительных
элементах усилителей пульта или магнитофона, особенно в
первых каскадах Воспринимается такой шум как ровное
неприятное шипение. Следует заметить, что если источникам
повышенного шума является усилитель воспроизведениямагнитофона, что бывает чаще всего, или усилитель
контрольного агрегата, то это, конечно, не отражается на
качестве самой записи. Тем не менее этот шум существенно
затрудняет контрольное прослушивание записываемой
программы.
Не менее неприятен и фон переменного тока (50 Герц),
возникающий при повреждениях в блоках питания (или
недостаточной стабилизации), например при изменении
параметров фильтра или стабилизатора. Фон переменного тока
может быть вызван и неисправностью развязывающих цепочек в
отдельных блоках звукозаписывающей аппаратуры, а также
дефектами системы заземления. Особенно часто проявляется
фон с частотами, кратными частоте питающей сети (50, 100,
150, 300, 600 Гц) Наиболее заметен на слух фон с частотой 50,
100 и 150 Гц. И это не случайно. Ведь в области частот ниже
150 Гц энергия полезного сигнала весьма мала, в то время как в
области средних частот сосредоточена основная часть энергии
полезного сигнала. Поэтому помехи в виде фона с частотами
300 или 600 Гц в значительной степени маскируются полезным
сигналам и, естественно, получаются менее заметными, чем
помехи (фон) более низкой частоты Своевременно выявить
повышенный уровень шума и фона позволяет регулярное
проведение профилактических измерений. Замеченное в
процессе таких измерений ухудшение параметров позволяет
принять незамедлительные меры к отысканию и устранению
неисправностей.Особо следует остановиться на помехах, которые проявляются
в тракте записи при полной его исправности. Причиной их
являются наводки, создаваемые сильными электромагнитными
полями внешних источников Обнаружить эти источники и
найти способы защиты от создаваемых ими помех очень трудно,
а в ряде случаев и невозможно В тракт записи такие помехи
могут проникать по контру заземления и цепям питания
силовой части тракта. Воздействуя на эти цепи, источники
помех проявляются в виде щелчков и тресков в момент их
включения и выключения, а также в виде непрерывного «зуда»
во время их работы. Это, наконец, индуктивные наводки,
происходящие от воздействия сильных электромагнитных
полей на чувствительные входы усилителей тракта записи (чаще
всего микрофонных усилителей пультов и усилителей
воспроизведения магнитофонов). К таким источникам
относятся близко расположенные мощные радиостанции,
рентгеновские установки, а также линии городской
радиотрансляционной сети.
В процессе записи иногда наблюдается появление сильных
помех в виде щелчков и тресков электрического характера
Причины таких помех могут быть самые различные. Чаще всего
щелчки происходят при переключении или срабатывании
элементов коммутации пульта или магнитофона, таких, как
кнопки, ключи, реле, переключатели, контакты регулятора
уровня и др Кроме того, трески, появляющиеся в процессе
микширования, говорят о нарушении контактов или износе
пластин регулирующего элемента. Чтобы уменьшитьвероятность щелчков и тресков, не рекомендуется работать с
переключающими элементами во время записи. Установку
коррекции лучше производить во время микрофонной
репетиции или пробной записи.
Рассмотренные нами шумы и искажения не исчерпывают всех
возможных технических дефектов звукозаписи. При
контрольном прослушивании звукорежиcсер, разумеется, не
оценивает запись в порядке очередности по видам искажений.
Из всего комплекса слуховых ощущений он должен определить
появление любых искажений, быстро оценить степень их
опасности и принять решение — остановить запись или
продолжить.